Открытый урок по русскому языку ( письмо) по теме: «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш». 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Цель: создать условия для обучения учащихся умению писать заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, орфографического навыка написания имен собственных, предложения; содействовать воспитанию активности в работе, старательности, аккуратности, привычки правильно сидеть при письме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
по теме:
«Знакомство с буквой Ш,ш».
1 класс
Учитель: Абакумова Л.Б.
Тема: «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ш, ш».
Цели: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ш, ш ,для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения; содействовать воспитанию интереса к чтению, любви к животным.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Звенит звонок все громче, все сильней.
Какая трель над миром разливается!
Ты думаешь, распелся соловей?
Не соловей - уроки начинаются.
II. Этап подготовки учащихся.
1)Фонетическая разминка. ( Игра « Мы- марсиане».)
-Произнести с ударением на различные буквы
а о у э ы
-Что вы можете рассказать об этих буквах? ( Эти буквы- гласные, обозначают твердость согласных).
2)Введение в тему урока.
- Отгадайте загадку.
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(Теремок.)
-Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?
-Какие цели поставим перед собой?
-Да, сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.
III. Этап усвоения новых знаний.
1. Знакомство со звуком, буквой.
- На доске перечислены герои сказки, прочитайте.
На доске представлен рисунок теремка и записаны слова.
Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка-трусишка, волк - зубами щелк, волчишка - серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка.
- В свою сказку возьмем не всех. А вот кого... Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка, зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка - серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, сжик-ерш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка.
- Догадались? (Возьмем животных, в названии которых есть звук [ш].)
2.Работа по учебнику. Звукобуквенный анализ слова «груша».
- Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике, Каждый звук должен попасть в клеточку.
- Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.)
- Назовите первый звук, ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это согласный, твердый, звонкий.)
- Интонационно выделите второй звук в слове. (Гр-р-руша.)
- Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук [р] - согласный, твердый, звонкий.)
- Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша. Звук [у] -гласный.)
- Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] - согласный, твердый, глухой.)
- У этого звука есть пара по звонкости-глухости, ([ш] - [ж].)
- Назовите пятый звук. (Груша-а-а. Звук [а] - гласный.)
- Замените фишки в схемах слов буквами.
- Разделите слово на слоги.
- На какой слог падает ударение?
Аналогично проводится анализ слова «катушка».
- Сравните звук [ш] в словах «груша», «катушка».
- Какой звук слышится: твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый.)
- Прочитайте правило в учебнике.
- Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя фишка -зеленая, так как звук [ш] всегда твердый.)
- Итак, ребята, мы познакомились со звуком [ш], который обозначается буквами III, ш. Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Г.Виеру
- А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» написал вот эти стихи:
Когда у расчески три зуба осталось,
Тогда буква Ш над ней посмеялась.
- Поэт А. Шибаев увидел букву «Ш»вот так:
Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
IV. Этап закрепления знаний.
1. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».
- Закрасьте в тетради «Я учусь писать и читать» те части рисунка, в которые вписана буква ш. (Шляпа.)
- Сказка начинается...
На доске записано слово «шалаш».
- Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева, и справа.)
Бежала мимо... (мышка-норушка), остановилась и спрашивает:
- Кто в шалаше живет? А шалаш отвечает:
- Я ничей. Расскажешь скороговорку - пущу тебя жить. Мышка согласилась.
- Давайте мы тоже выучим скороговорку.
Скороговорка записана на доске.
МЫШКИ И ПЫШКИ
На столе лежали пышки,
А в углу играли мышки.
Если б не были здесь мышки,
Были б целы эти пышки.
Ю. Щербаков
- Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает. Бежит мимо ежик- ершик.
- Кто в шалаше живет? Пусти меня к себе жить. А мышка-норушка отвечает:
- Выполнишь мое задание, пущу.
2. Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.
Хоровое чтение.
- Прочитайте слоги.
- Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно.
- Какими буквами различаются слова в первом столбике? (ж -ш.) А во втором? (ш - с.)
Чтение вывода. Чтение цепочки слов( лексическая работа).Придумать предложение с любым словом.
3.Рубрика «Это интересно!»
Наружность ерша, конечно, известна каждому, и эту рыбу трудно смещать с какой-либо другой. Будучи вынут из воды, ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он так растопыривает свои острые плавники и «щеки», также вооруженные зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок он и хвост согнет на бок. Это взъерошивание, послужившее поводом к названию этой рыбы ершом, составляет единственное средство ее защиты: перед этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука.
- Вы можете объяснить, почему у ежика-ершика такое необычное прозвище?
- Впустила мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к шалашу
Лягушка - попрыгушка
-Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
- Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А ежик-ершик говорит:
- Выполнишь наше задание - пустим.
4. Подбор слов со звуком [ш],
- Придумайте слова со звуком [щ].
- Придумайте слова, которые начинаются с заглавной буквы III.
Хорошо читающие дети читают стихи
ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ
На десятом этаже
Жили буквы Ш и Ж.
То грустили, то смеялись
И квартирами менялись
Каждый час. И вот что, кстати,
Получилось в результате.
Две вороны ворожили,
Десять-сено... (ворошили).
И сороки не тужили:
У реки пожар... (тушили).
А журавль рыбу жарил.
Шмель в цветах душистых... (шарил).
И беседовал с ужами Заяц, хлопая... (ушами),
- Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо зайчишка-трусишка.
- Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить. А лягушка-попрыгушка говорит:
- Выполнишь наше задание, пустим.
V.Этап применения знаний.
1.Задание « Найди слово в слове».
- Какие слова можно прочитать, если переставить буквы и ли убрать лишние?
-Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите « Спрятанные слова». ( Работа в парах. Проверка.)( Шар, фарш; утка, шут, туша, тушка; шина, Маша, Миша, ниша, наша).
- Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание.
-Идет по лесу лисушка-подружка. Увидела шалаш, остановилась и спрашивает:
-Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
А зайчишка-трусишка говорит:
-Выполнишь наше задание – пустим.
2. Задание « Соедини слоги так, чтобы получились новые слова».
-Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.
Дополните предложения получившимися словами.
Я с одноклассниками…(дружу).
Я воздухом…(дышу).
Я на солнышке…( лежу).
Я прощения …(прошу).
В гости приходили…( Саша,Даша,Маша).
Божьи коровки-это…(жуки).
Папа в шкафу вкрутил…(шуруп).
Я читаю…(журнал).
- В последнем столбике найдите слово. Соответствующее модели.( Мыши.)
Синяя фишка | Красная фишка | Синяя фишка | Красная фишка |
Вывод: звук[ш] всегда твердый.
- Стала и лиса-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные. По вечерам играют в игру « Доскажи словечко». Хотите поиграть?
Бежит к шалашику волчишко-серый хвостишко.
-Кто в шалашике живет? Пустите меня к себе жить.
А лисушка-подружка говорит:
-Выполнишь наше задание- пустим.
3.Работа со словом –перевертышем.
4.Работа с таблицей по словоизменению( в группах).
-Впустили в шалаш волчишку-серый хвостишко. А он веселым оказался, научил друзей новой игре.
Физкультминутка.
Игра « Слушай внимательно».-я буду называть слова.Когда вы услышите в слове звук [ж], хлопайте в ладоши. Когда -звук[ш],поднимайте руку.
Шапка,кошка,жук. Кот, жаба, вешалка,флажок, крокодил,мышь, груша. лыжи, подушка, жираф, лопата.
5. Дифференцированная работа.
1 группа работает с учителем, читает рассказ про кошку Пушинку.
- Как звали кошку?
- Как шалила Пушинка?
- Найдите слова с буквой ш. (12 слов.)
2-я группа самостоятельно читает рассказ Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».
Повторное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.
- Как вы думаете, ребята, герои прочитанных, нами рассказов кошка Пушинка и мышонок Мыша могут поселиться в шалаше? (Да, так как в их кличках есть звук [ш].)
- А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.
- Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.
- Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес. Только мышка-норушка еще умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его выполнить.
6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Карточка 1.
Шш
Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.
Подчеркните слово, в котором больше всего слогов. (Лошадка.)
Карточка 2.
Жж
Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.
Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)
Карточка 3.
Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестерка.)
Карточка 4.
Составьте слова (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и «шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. (Шалаши.)
Карточка 5.
Шили Ж?
Впишите букву ш или ж.
VI. Этап обобщения и систематизации знаний.
- Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.
- Помните, кто придумал, как перехитрить мишку? Ребус:
Камыш ----•- (мышка)
- Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.
- Помните, кто придумал, как перехитрить мишку? Ребус:
Камыш -(мышка)
4 51 2 3
- С каким звуком мы познакомились на уроке?
- Дайте характеристику этому звуку.
- Назовите его пару по звонкости-глухости.
- Выделите сначала слова, в которых есть звук [ш], потом [ж]. Запись на доске:
Бабушка вяжет дедушке шарф. Женя шьет кукле новую рубашку.
- Какая буква обозначает звук [ш]?
VI.Этап подведения урока.
Оценить устно работу учащихся.
VI.Рефлексия.
-Закончить высказывание…( Я доволен своей работой, потому что… .
Я не совсем доволен своей работой, потому что… .
Я не доволен своей работой, потому что… .).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе «Письмо заглавной и строчной букв Р, р.»
Конспект составлен для проведения урока русского языка в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века». Содержит в себе материал для повторения и изучения нового. Цель работы:...
Открытый урок по русскому языку на тему Тема: Письмо заглавной буквы Д
Тип урока: освоения новых знаний.Цель: научить правильно писать заглавную букву Д, а также слоги и слова с этой буквой.Задачи урока:• Научить писать заглавную букву Д.• Формировать графические ум...
Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"
Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"...
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв К, к"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв К, к"...
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф"...
Конспект урока обучение письму на тему: "Письмо заглавной и строчной буквы Ю,ю" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения писать заглавную и строчную буквы Ю, ю; формирование каллиграфического навыка; развитие речи, фонематического слуха. Планируемые результаты Пре...