Открытый урок по русскому языку ( письмо) по теме: «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш». 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Цель: создать условия для обучения учащихся умению писать  заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать  разви­тию речи, фонематического слуха, памяти, орфографического навыка написания имен собственных, предложения; содействовать воспитанию активности в работе, старательности, аккуратности, привычки правильно сидеть при письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

по теме:

«Знакомство с буквой Ш,ш».

1 класс

                               Учитель: Абакумова Л.Б.

Тема: «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ш, ш».

Цели: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ш, ш ,для  формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фонематического  слуха, творческого воображения; содействовать воспитанию интереса к чтению, любви к животным.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Звенит звонок все громче, все сильней.

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь, распелся соловей?

Не соловей - уроки начинаются.

II. Этап подготовки учащихся.

 1)Фонетическая разминка. ( Игра « Мы- марсиане».)

-Произнести с ударением на различные буквы

а о у э ы

-Что вы можете рассказать об этих буквах? ( Эти буквы- гласные, обозначают твердость согласных).

2)Введение в тему урока.

- Отгадайте  загадку.

Мышка дом себе нашла,

 Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок.)

-Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

-Какие цели поставим перед собой?

-Да, сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.

 III. Этап усвоения новых знаний.

 1. Знакомство со звуком, буквой.

- На доске перечислены герои сказки, прочитайте.

На доске представлен рисунок теремка и записаны слова.

Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка-трусишка, волк - зубами щелк, волчишка - серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка,  мишка-топтыжка.

- В свою сказку возьмем не всех. А вот кого... Слушайте внимательно:   мыш-ш-шка-норуш-ш-шка,    зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка - серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, сжик-ерш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка.

- Догадались? (Возьмем животных, в названии которых есть звук [ш].)

2.Работа по учебнику. Звукобуквенный анализ слова «груша».

- Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике, Каждый звук должен попасть в клеточку.

- Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.)

- Назовите первый звук, ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это согласный, твердый, звонкий.)

- Интонационно выделите второй звук в слове. (Гр-р-руша.)

-  Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук [р] - согласный, твердый, звонкий.)

- Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша. Звук [у] -гласный.)

- Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] - согласный, твердый, глухой.)

- У этого звука есть пара по звонкости-глухости, ([ш] - [ж].)

- Назовите пятый звук. (Груша-а-а. Звук [а] - гласный.)

- Замените фишки в схемах слов буквами.

- Разделите слово на слоги.

- На какой слог падает ударение?

Аналогично проводится анализ слова «катушка».

- Сравните звук [ш] в словах «груша», «катушка».

- Какой звук слышится: твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый.)

- Прочитайте правило в учебнике.

- Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя фишка -зеленая, так как звук [ш] всегда твердый.)

 -  Итак, ребята, мы познакомились со  звуком [ш], который обозначается буквами III, ш. Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

                            Г.Виеру

-  А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» написал вот эти стихи:

Когда у расчески три зуба осталось,

Тогда буква Ш над ней посмеялась.

- Поэт А. Шибаев увидел букву «Ш»вот так:

Посмотри на букву Ш-

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

IV. Этап закрепления знаний.

1. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».

-  Закрасьте в тетради «Я учусь писать и читать» те части рисунка, в которые вписана буква ш. (Шляпа.)

- Сказка начинается...

На доске записано слово «шалаш».

- Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева, и справа.)

Бежала мимо... (мышка-норушка), остановилась и спрашивает:

- Кто в шалаше живет? А шалаш отвечает:

- Я ничей. Расскажешь скороговорку - пущу тебя жить. Мышка согласилась.

- Давайте мы тоже выучим скороговорку.

Скороговорка записана на доске.

МЫШКИ И ПЫШКИ

На столе лежали пышки,

А в углу играли мышки.

Если б не были здесь мышки,

Были б целы эти пышки.

                           Ю. Щербаков

-  Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает.  Бежит мимо ежик- ершик.

- Кто в шалаше живет? Пусти меня к себе жить. А мышка-норушка отвечает:

- Выполнишь мое задание, пущу.

2.  Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.

Хоровое чтение.

- Прочитайте слоги.

- Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно.

- Какими буквами различаются слова в первом столбике? -ш.) А во втором? - с.)

Чтение вывода. Чтение цепочки слов( лексическая работа).Придумать предложение с любым словом.

3.Рубрика «Это интересно!»

Наружность ерша, конечно, известна каждому, и эту рыбу трудно смещать с какой-либо другой. Будучи вынут из воды, ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он так растопыривает свои острые плавники и «щеки», также вооруженные зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок он и хвост согнет на бок. Это взъерошивание, послужившее поводом к названию этой рыбы ершом, составляет единственное средство ее защиты: перед этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука.

- Вы можете объяснить, почему у ежика-ершика такое необычное прозвище?

 -  Впустила мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к шалашу 

Лягушка - попрыгушка

-Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки.

- Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

 А ежик-ершик говорит:

- Выполнишь наше задание - пустим.

4. Подбор слов со звуком [ш],

- Придумайте слова со звуком [щ].

- Придумайте слова, которые начинаются с заглавной буквы III.

Хорошо читающие дети читают стихи

 ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ

На десятом этаже

Жили буквы Ш и Ж.

То грустили, то смеялись

 И квартирами менялись

Каждый час. И вот что, кстати,

Получилось в результате.

Две вороны ворожили,

Десять-сено... (ворошили).

И сороки не тужили:

У реки пожар... (тушили).

А журавль рыбу жарил.

Шмель в цветах душистых... (шарил).

И беседовал с ужами Заяц, хлопая... (ушами),

 -  Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо зайчишка-трусишка.

- Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить. А лягушка-попрыгушка говорит:

- Выполнишь наше задание, пустим.

 V.Этап  применения  знаний.

1.Задание « Найди слово в слове».

 - Какие слова можно прочитать, если переставить буквы и ли убрать лишние?  

-Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите « Спрятанные слова». ( Работа в парах. Проверка.)( Шар, фарш; утка, шут, туша, тушка; шина, Маша, Миша, ниша, наша).

- Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание.  

 -Идет по лесу лисушка-подружка. Увидела шалаш, остановилась и спрашивает:

-Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

А зайчишка-трусишка говорит:

-Выполнишь наше задание – пустим.

 2. Задание « Соедини слоги так, чтобы получились новые слова».

-Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.

Дополните предложения получившимися словами.

Я с одноклассниками…(дружу).

Я воздухом…(дышу).

Я на солнышке…( лежу).

Я прощения …(прошу).

В гости приходили…( Саша,Даша,Маша).

Божьи коровки-это…(жуки).

Папа в шкафу вкрутил…(шуруп).

Я читаю…(журнал).

- В последнем столбике найдите слово. Соответствующее модели.( Мыши.)

 

Синяя

фишка

Красная

фишка

Синяя

фишка

Красная

 фишка

Вывод: звук[ш] всегда твердый.

- Стала и лиса-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные. По вечерам  играют в игру « Доскажи словечко». Хотите поиграть?

 Бежит к шалашику волчишко-серый хвостишко.

-Кто в шалашике живет? Пустите  меня к себе жить.

А  лисушка-подружка говорит:

-Выполнишь наше задание- пустим.

3.Работа со словом –перевертышем.

4.Работа с таблицей по словоизменению( в группах).

-Впустили в шалаш волчишку-серый хвостишко. А он веселым оказался, научил друзей новой игре.

Физкультминутка.

Игра « Слушай внимательно».-я буду называть слова.Когда вы услышите в слове звук [ж], хлопайте в ладоши. Когда -звук[ш],поднимайте руку.

Шапка,кошка,жук. Кот, жаба, вешалка,флажок, крокодил,мышь, груша. лыжи, подушка, жираф, лопата.

5. Дифференцированная работа.

1 группа работает с учителем, читает рассказ  про кошку Пушинку.

- Как звали кошку?

- Как шалила Пушинка?

-  Найдите слова с буквой ш. (12 слов.)

2-я группа самостоятельно читает рассказ Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».

 Повторное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

- Как вы думаете, ребята, герои прочитанных, нами рассказов кошка Пушинка и мышонок Мыша могут поселиться в шалаше? (Да, так как в их кличках есть звук [ш].)

- А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.

- Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

- Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес. Только мышка-норушка еще умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его выполнить.

 6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

Карточка  1.

Шш

Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов. (Лошадка.)

Карточка 2.

Жж

Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.

Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)

Карточка 3.

Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестерка.)

Карточка 4.

Составьте слова (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и «шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. (Шалаши.)

Карточка 5.

Шили Ж?

Впишите букву ш или ж.

VI. Этап обобщения и систематизации знаний.

- Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.

- Помните, кто придумал, как перехитрить мишку? Ребус:

Камыш ----•- (мышка)

- Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.

- Помните, кто придумал, как перехитрить мишку? Ребус:

Камыш -(мышка)

4 51 2 3

- С каким звуком мы познакомились на уроке?

- Дайте характеристику этому звуку.

- Назовите его пару по звонкости-глухости.

- Выделите сначала слова, в которых есть звук [ш], потом [ж]. Запись на доске:

Бабушка вяжет дедушке шарф. Женя шьет кукле новую рубашку.

- Какая буква обозначает звук [ш]?

VI.Этап  подведения урока.

 Оценить устно работу учащихся.

VI.Рефлексия.

 -Закончить высказывание…( Я доволен своей работой, потому что… .

Я не совсем доволен своей работой, потому что… .

Я не  доволен своей работой, потому что… .).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе «Письмо заглавной и строчной букв Р, р.»

Конспект составлен для проведения урока русского языка в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века».  Содержит  в себе материал для повторения и изучения нового. Цель работы:...

Открытый урок по русскому языку на тему Тема: Письмо заглавной буквы Д

Тип урока: освоения новых знаний.Цель: научить правильно писать заглавную букву Д, а также слоги и слова с этой буквой.Задачи урока:• Научить писать заглавную букву Д.• Формировать графические ум...

Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"

Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв К, к"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв К, к"...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф"...

Конспект урока обучение письму на тему: "Письмо заглавной и строчной буквы Ю,ю" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать заглавную и строчную буквы Ю, ю; формирование каллиграфического навыка; развитие речи, фонематического слуха. Планируемые результаты Пре...