Открытый урок по русскому языку "Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок развития умений. Развитие умений писать слова с орфограммой - буквой согласного на конце слова, графически обозночать ее и подбирать проверочные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_3klass.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО
Место работы
Должность
Регион
Предмет
Учебник
Тема урока
Тип урока
Цель как деятельность учеников
Задачи урока
Методы обучения
Формы работы
Пирогова Валентина Андреевна
МБОУСОШ № 68
Учитель
Хабаровский край
Русский язык
Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» (Баласс)
Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова.
Урок развития умений.
Развитие умений писать слова с орфограммой – буквой согласного на конце слова, графически обозначать ее и подбирать проверочные слова.
Образовательная
- Обучающие: умение видеть орфограмму «Парная согласная на конце слова, умение их проверять.
- Развивающие: развивать внимание, память, умение строить речевые высказывания в устной форме, умение обобщать работать в парах, проводить взаимопроверку и оценивание.
- Воспитательные: коммуникативные качества, аккуратность, навыки культурного общения на уроке.
Иллюстративно-словесный
Индивидуальная работа, работа в парах
- Организационный момент.
- Мы смеялись, отдыхали,
Много бегали, играли,
Перемена пролетела
И теперь пора за дело.
- Сначала сядут те, чьё имя начинается
с гласного звука,
с согласного звонкого звука,
с согласного глухого звука.
- Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Руки! На месте!
Ноги! На месте!
Локти! У края!
Спинка! Прямая!
- Карточки настроения
- На доске пословица:
Корень учения горек, а плод сладок
- Что прочитали?
- Как понимаете?
Обобщение ответов. Учиться трудно, не всё сразу получается, как нам хотелось бы. Но
когда хорошие результаты, нам очень приятно, мы счастливы. Мы русские люди, и мы
обязаны в совершенстве знать свой родной язык. Правильно говорить и грамотно
писать. А научится этому мы можем в том числе и на уроке русского языка.
- Я тетрадь свою открою
Уголочком положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу!
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
(Записали «число», «классная работа»)
- читают орфографически, с ударением, одним словом:
апре´ля (в первом слоге буква безударной гласной непроверяемой ударением)
кла´ссная (удвоенная согласная)
рабо´та (буква безударного гласного непроверяемого ударением)
- Мотивирующее введение в тему.
Ребята, сегодня по почте я получила письмо. Оно адресовано ученикам 2А класса
МБОУСОШ № 68, то есть вам:
«Дорогие ребята!
К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфография появились
нарушители. Их приметы:
- это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума (звонкие и глухие);
- в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а точнее – звучание;
- прячутся в корне слова.
Тысячи учеников проливают слезы, стараясь отыскать этих невидимок. Мы просим вас
помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей.
Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфография»
Ну как, беремся за дело?
Я повторяю приметы нарушителей:
- это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума;
- имеют двойников, поэтому на письме в конце слова и перед согласными легко меняют свою внешность, а точнее – звучание;
- прячутся в корне слова.
- Кто догадался, о чём идет речь?
- А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Парные согласные.
- Постановка цели урока.
- Попытайтесь сформулировать цель урока.
- Находить орфограмму
- Учиться ее проверять
- Писать слова с буквами согласных в конце слова.
- Развитие учебно-языковых и правописных умений.
- - Сколько слов в русском алфавите?
- На какие группы делятся?
- Почему особенные?
- На какие группы делятся согласные?
- Перечислите звонкие по цепочке
- Затем глухие
- Прочитайте парные согласные
- По какому признаку их определили в пары (по глухости-звонкости)?
Молодцы!
Всё, о чём сейчас говорили, будем применять в процессе урока.
- Словарная работа.
[наро´т]
[го´рат]
[раска´с]
- Какие это слова? (словарные).
- Какие виды орфограмм встретились? (непроверяемые буквы безударных гласных в
корне слова)
Написание этих гласных проверить не можем, поэтому их необходимо запомнить.
- Какая еще орфограмма? (удвоенная согласная в корне слова).
- А какая ещё орфограмма? (буквы согласных в конце слова).
- Можем проверить написание этих букв?
Вспомним правило.
- Какие способы проверки знаем? (3 способа)
Используя 2 способ, проверяем слово народы – народ. В слове «народы» четко слышим звук [д], он находится перед гласным, значит в слове «народ» пишем букву «дэ». В слове «народ» подчеркиваем орфограмму одной чертой, букву помощницу - двумя чертами.
Записали слово «народ».
Город проверить 1 способом (городок)
Рассказ проверяем 3 способом (нет рассказа)
Новое слово
Карточка – Как понимаете?
[вакру´к] – Чем произношение отличается от правописания.
- Можем проверить букву безударного гласного?
- Поэтому её нужно запомнить!
- А для буквы согласного на конце слова
Для запоминания используют слово кругом.
Запишите слово.
Вывод. - Какой можно сделать вывод?
- Я начну, а вы хором продолжите. Чтобы правильно написать букву согласную в конце слова (хором).
- Пальчиковая гимнастика.
- Работа по карточкам.
На карточке 2 задания. Выберите любое.
Проверка.
- Физминутка.
Назвали все слова вы по-порядку
Теперь я приглашаю на зарядку.
Встали!
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево
Мелкие шажки – раз, два, три
Мелкие прыжки – раз, два, три
Вот и вся зарядка – раз, два, три
Мягкая посадка – раз, два, три.
- Проблемная ситуация.
Пло…?
- Какую букву надо написать?
- Ответы разные.
- Оказывается, мы еще что-то не знаем.
- Попробуем ответить на этот вопрос.
На доске предложения:
В марте ярко зазеленел лу… (луга)
На грядке дружно взошел лу… (луковка)
-Что заметили? (одинаково звучат, а пишутся по-разному)
- Как называются эти слова? (Омонимы)
-От чего зависит? (от значения)
Таких слов в русском языке немало, поэтому надо быть внимательными.
- Какое значение имеет слово, когда пишем букву «дэ»? (то, что образуется на месте цветка).
- Какое значение имеет слово, когда пишем букву «тэ»? (транспорт для переправы).
- Нашли ответ на проблемный вопрос?
Вывод. Чтобы правильно написать букву, надо узнать значение (в словосочетании или предложении).
- Работа по карточкам.
Дима был в деревне у бабушки. Ему там очень понравилось. Он написал об этом письмо своему другу Вите. Но Витя прочитал письмо и ничего не понял. Почему? Какие слова вызвали недоумение?
У нас в деревне есть прут. Мы с братом сделали плод и пустили его в прут.
- Подчеркнем ошибки в тексте.
- Напиши правильный текст письма.
- Проверка (меняются тетрадями).
- Сколько ошибок нашли? (3)
- Что посоветуем Диме? (обращать внимание на значение)
- Итог.
- Соответствовал урок поставленным целям?
- Что узнали нового? (необходимо обращать внимание на значение слова, чтобы правильно написать согласную на конце).
- Чему учились?
- Находить орфограмму.
- Проверять слово и правильно писать.
Изобразите в виде схемы.
Мне нужно дать ответ на полученное письмо.
- Мы отыскали нарушителей?
- Обезвредили их?
- Какой совет можем дать?
Стихотворение:
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Сегодня на уроке было главным…
Сегодня на уроке было самым трудным…
- Рефлексия (карточка)
- Красный (понял все и могу научить другого)
Синий (понял все, но не могу научить другого)
Желтый (плохо понял)
2. Карточки настроения.
- Д/з стр.155 № 242.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с проверяемыми буквами согласных на конце слова. Знакомство с орфограммами»
Урок отражает применение технологии проблемно-диалогического обучения, ИКТ-технологий....
Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"
Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...
Конспект урока: Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце слова 2 класс "Школа 2100"
Предмет:Русский языкТема урока:Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами в конце словаЦель урока: Развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подби...
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку, УМК "ПНШ" "«Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков»", 3 класс
Конспект урока по русскому языку...
открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний по теме Заглавная буква в именах собственных" 2 класс
Представлен конспект урока по русскому языку с презентацией. Школа России...