Тема урока: "Правописание предлогов и приставок"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Русский язык 3 класс
Учитель МБОУ СОШ №6, Аверина Любовь Владимировна
Тема: Правописание предлогов и приставок.
Цель: Научить распознавать предлоги и приставки.
Формировать умения правильно употреблять их в речи и писать.
Продолжить работу над развитием речевой деятельности, познавательной активности учащихся.
Воспитывать интерес к предмету, аккуратность написания.
Технология проблемного обучения.
Оборудование: слайдовая презентация по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazy_pravopisanie_predlogov_i_pristavok.3_klass.docx | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс
Учитель МБОУ СОШ №6, Аверина Любовь Владимировна
Тема: Правописание предлогов и приставок.
Цель: Научить распознавать предлоги и приставки.
Формировать умения правильно употреблять их в речи и писать.
Продолжить работу над развитием речевой деятельности, познавательной активности учащихся.
Воспитывать интерес к предмету, аккуратность написания.
Технология проблемного обучения.
Оборудование: слайдовая презентация по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Задача: эмоциональный настрой. Даются указания. – Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
– Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»).
Что от урока ждёте?
Сегодня мы с вами вступаем в команду юных исследователей «Почемучка» и чтобы стать полноценными участниками нашей команды, вам необходимо выполнить задания, пройти отбор. Сегодня в нашем исследовании помогать нам будет Профессор Сова.
II. Актуализация знаний.
1.Упражнение на развитие ориентировки в пространстве: Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём: - Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату. Почему выполнить не можете задание? Пропущено слово. Догадайтесь, какое слово я пропустила?
- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются? Предлоги.
Посмотрите внимательно на строку. Что написано? (предлоги и приставки) Слайд 1,2
На, за, по, от, со, под,
-Так приставка или предлоги? Решение проблемы.
Кто сможет поспорить? Включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников.
Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам понять помог?
Учитель: Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки).
Учитель: Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
Учитель. А цель нашего занятия – научится различать приставки и предлоги, правильно их писать и употреблять в речи. Когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой. Слайд 3.
2.Составление текста, используя приставки и предлоги.
Учитель: (Слайд 4). Профессор Сова приветствует вас в клубе юных исследователей и желает вам удачи.
3.Оформление тетрадей.
– Открываем тетради. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Записываем: Двадцать пятое октября. Классная работа и чистописание.
Первое испытание от Профессора Совы. Разгадай ребус. Слайд 5.(Запись словарных слов)
В это время работают индивидуально у доски и на мете несколько учеников.
1.Разбор слов по составу.
2.Подбор однокоренных слов.
3.Проверка безударных гласных.
4.Составить и записать предложение, подчеркнуть главные члены, указать части речи.
5. Исправить ошибки в словах.
Проверка словарных слов. Слайд 6. Народ, задача, заяц, ветер, погода. Молодцы! Профессор Сова предлагает следующее испытание.
Вход в тему урока.
Словарно - орфографическая работа.
4.На доске записаны словосочетания: (слайд 7)
(до)ехал (до)д .ревни
(по)б .жал (по)д . роге
(про)ч .тал (про)з .вод
(под)полз (под)м .шину
(на)кр . чал (на)с .баку
– Внимательно прочитайте написанные словосочетания. На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1) Можно разделить на слова из словаря и не из него.
2) На глаголы и существительные.
3) На слова с приставками и слова с предлогами.
Беседа по вопросам:
– Еще раз внимательно посмотрите на слова, записанные на доске. Назовите слова с приставками.
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.)
– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.
(До (чего?) деревни, до нашей деревни
По (чему?) дороге, по узкой дороге
Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)
– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)
– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
-Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне)
-А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (если безударн. глас. в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным).
-Спишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
-Подчеркните предлог и выделите приставку. (Взаимопроверка по слайду 8)
2.Работа по учебнику с.62
-Откройте учебники на с.62
-Прочитайте тему урока, сведения.
-Кто напомнит, чему будем учиться сегодня на уроке? (будем учиться различать предлоги и приставки).
Буратино просит помощи. Упражнение 108, страница 63. Профессор Сова строгий и может исключить из своего клуба «Почемучек». Поможете? У нас опять проблемная ситуация. Как разобраться со значением слов. Задание по уровням.1 уровень составить предложения. 2 уровень составить словосочетание. 1в.2 и 3слово,2в.4 и 5слово.
Физминутка. Слайд 9,10,11.
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
V.Продолжение работы по теме урока.
1.Работа в парах. Задание от профессора Совы.
-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.
Собери предложение. Слайд 12,13. Назовите приставки, предлоги.
На востоке показалась ранняя зорька.
Скоро поднимется весёлое солнце.
Журавли готовятся к отлёту.
Собрались птицы в стаи, покричали.
Они покружились над рекой.
Птицы потянулись в дальние страны.
По пути их ждёт большое испытание.
Запиши предложение. Исправь ошибки.
птицы па тинулись вдалные страна
Игра на внимание.
1.Слова с приставкой хлопок.
2. Слово с предлогом «Домик»
(За) горой, (за)бежал, (с) вернула, (с) крыши, (на) бумаге, (на) резать, (на) листе, (на)чертил.
2.Дифференцированная работа. Рефлексия. Сова предлагает поиграть в игру.
Игра «Умники и умницы» Вспомните передачу «Умники и умницы», где ребята старшеклассники состязаются в знаниях, умениях и интеллекте. Представьте себя участником этой передачи. (Слайд 14)
-Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Прочитайте внимательно задание. Выполните задание в тетради:
-Выберите себе задание, с которым справитесь.
1 уровень Желтая дорожка:
-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
- Лодка (от)плыла (от)берега.
- Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
- Солнце (за)шло (за)тучу.
- Всадник (с)лез (с)коня.
- (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
- (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
- Весной снег (с)брасывают (с)крыш.
2 уровень. Зеленая дорожка: Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены. На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.
3 уровень. Красная дорожка:
-Вставьте предлоги и запишите предложения.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
Проверка заданий и выводы.
VI.Итог урока:
Составление кластера. На доске находятся опоры:
- часть слова
- отдельное слово
- отдельно
- слитно
- для связи слов в предложении
- для образования новых слов
Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу. Слайд 15.
написал | на доске |
1. приставка | 1. предлог |
2. часть слова | 2. отдельное слово |
3. слитно | 3. отдельно |
4. для образования новых слов | 4. для связи слов в предложении |
- Какое задание вас заинтересовало?
VII.Рефлексия.
Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Что затруднило в новой теме?
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
VIII.Домашнее задание: в словаре или интернете найти происхождение слова «перчатки», упр. 109 или 110 по выбору.
Какая задача была поставлена? (Научиться различать и правильно писать приставки и предлоги)Какие открытия на уроке вы для себя сделали? Бывают одинаковые приставки и предлоги. Приставки пишутся слитно, а предлоги раздельно. Как различить предлог и приставку? Нужно поставить вопрос или подобрать подходящее слово. Какое из заданий вызвало у вас наибольшие трудности? Наш урок подошел к концу и в заключении я хочу прочитать вам четверостишие: Приставки к словам «приставляются» и пишутся слитно всегда. Предлоги от слов «удаляются» — в словах не найти им следа. Наше занятие закончилось. Большое спасибо за работу.
Если время урока позволит, можно поиграть. Проверка игры на слайдах.
Игра «Найди пару»
(с) мёл ( по ) парку
(на) шли (с) крыльца
(по) гулял (под) потолок
(в) ходить (в) класс
(под) прыгнул (по) дороге
(по) ехал (на) поляне
Фамилия,имя___________________________________________________
1 уровень. Жёлтая дорожка.
-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
- Лодка (от)плыла (от)берега.
- Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
2 уровень. Зеленая дорожка:
Найди слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.
На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов.
3 уровень. Красная дорожка:
-Вставьте предлоги и запишите предложения.
Воробей забился … крышу.
Машина подъехала … дому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Данный урок построен в форме игры путешествия на остров Доброты. В занимательной форме дети закрепляют правописание "жи-ши, ча-ща, чу-щу"...
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...
Русский язык 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с
Технологическая карта к уроку русского языка. 3 класс УМК "Начальная школа XXI века" Тема урока: правописание приставок на з- и с-...
презентация к уроку русского языка. 3 класс. УМК«Начальная школа XXI века» Тема урока: правописание приставок на –з и -с
Данная презентация поможет учителям подготовиться к уроку русского языка в 3 классе по теме "Праописание приставок на з- и с-...
Тема урока «Правописание приставок и предлогов» 2 класс
Тема «Правописание приставок и предлогов»Цель: развитие социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной, здоровьесберегающей компетенций учащихсяЗадачи: продолжить знакомство с предлогами ...
Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
Современный урок русского языка. 2 класс....
Технологическая карта по русскому языку на тему: "Различие написания предлогов и приставок" ( УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку ...