Этап урока | Цель | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание этапа |
1.Организационный | Проверка готовности учащихся и настрой на работу | Мотивация учебной деятельности : диалог учитель -ученик (форма: вопрос-ответ) | Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу | Проверяют рабочие места | СЛАЙД 1. – Дети, вам тепло? (Да!) – В классе светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Уже закончился урок? (Нет!) – Только начался урок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит можно всем садиться! – Чему учимся на уроках русского языка? - Грамотно писать и говорить – Где могут пригодиться вам эти знания? – Что необходимо взять с собой, чтобы урок был успешным? – улыбку, знания – Желаю вам успеха. |
2.Проверка домашнего задания
| Проверить выполнение домашней работы
| Взаимопроверка (рабочая тетрадь)
| Проверяет наличие и правильность выполнения заданий. | Проверяют правильность выполнения заданий. | СЛАЙД 2.
Проверка дом. задания в рабочей тетради урок 74 упр. 2 - взаимопроверка |
3.Минутка чистописания
| Написание: от, с, за к, для, около | Наблюдение. | Показывает образцы написания.
| Выполняют задания в тетради.
| СЛАЙД 3.
- Открываем тетради. Записываем число, классная работа. - Посмотрите на доску. Прочитайте, что я выписала. Как вы думаете, что это? (это предлоги и приставки) - На какие две группы их можно разделить? (в первой группе будут те, которые могут быть и приставками и предлогами: от, с, за; во второй группе те, которые могут быть только предлогами: к, для, около) -В качестве чистописания, запишите на первую строку приставки, которые могут быть предлогами, а на вторую строку только предлоги, запишите их, чередуя, до конца рабочей строки. от, с, за к, для, около |
4.Словарная работа.
| Проверить знание словарных слов | Фронтальная и индивид. работа. | Формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся | Выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку.
| СЛАЙД 4. - Расшифруйте слова: ЕСДАР, ДОРГО, ТЕРВЕ, ЯЦЗА, ДО НИЯСВИДА (адрес, город, ветер, заяц, до свидания) -Что общего у этих слов? (словарные слова) - Запишем их в тетрадь. -На какие 2 группы их можно разделить слова? (по ударению) -Какое слово лишнее? (заяц, потому что все имена существительные отвечают на вопрос что? а слово заяц отвечает на вопрос кто?) -Еще какое слово можно исключить? (до свидания) -Почему? (слово написано с предлогом) - Почему так решили? |
5. Целеполагание урока | Активизировать знания учащихся. | Наблюдение. Фронтальная работа. | Формулирует вопросы, корректирует ответы уч-ся | Отвечают на вопросы учителя. Ставят цель урока. | СЛАЙД 5. - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Назовите тему урока. - Какую цель поставим на урок? |
6. Актуализация имеющихся знаний
| Формировать познавательные мотивы.
| Наблюдение. Фронтальная работа. Работа с таблицей. | Формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся.
| Работа с карточками. Заполнение таблицы. Запись под диктовку.
| - На доске развешены слова: влететь, отплыть, донести, съехать, в окно, от берега, до стола, с горы. Соберите слова, в которых есть приставки. На доске: влететь отплыть донести съехать Если дети ошибочно собрали слова с предлогами: - Кто не согласен? Почему? – Докажите, что в словах есть приставка (учащиеся произносят слово без приставки или заменяют эту приставку на другую). Работа с первой частью таблицы: слайд 6
| Приставка |
| Это | Часть слова |
| Пишется | Слитно |
| Служит | Для образования новых слов |
| Вставить слово | Нельзя |
| Запомни | Пишется в словах различных частей речи |
|
– Остальные слова соберите так, чтобы они подходили к словам первого столбика. На доске: влететь в окно отплыть от берега донести до стола съехать с горы – Что заметили? (собрали слова с предлогами) – Что такое предлог? (Появляется табличка – "предлог".) Работа со второй частью таблицы. Слайд 6.
| Приставка | Предлог | Это | Часть слова | Часть речи | Пишется | Слитно | Раздельно | Служит | Для образования новых слов | Для связи слов в предложении | Вставить слово | Нельзя | Можно | Запомни | Пишется в словах различных частей речи | Никогда н пишется с глаголом |
- Работаем у доски и в тетради. Записать под диктовку. Выделить предлог и приставку. – залетел в окно, накричал на кошку, нарисовал в альбоме, зашли в дом, привез на машине. |
7. Открытие нового на уроке.
| Организация выбора метода разрешения проблемы. Первичная проверка понимания. | Проблемная ситуация. Фронтальная работа. | Фронтальная работа с классом. Создание проблемной ситуации.
| Решение проблемной ситуации. Запись слов в тетрадь. | -Какое открытие мы сделали на прошлых уроках про предлог? – предлог не пишется перед глаголом. - А про приставки без или бес? (отрицательный смысл слова) - Свой сюрприз сейчас для вас преподнесет еще раз приставка. Внимание. СЛАЙД 7 - Прочтите слова (бабушка, дедушка, внучка, внук) - Добавьте к этим словам одинаковую приставку и прочтите про себя. - Какие слова получились у вас? (прабабушка, прадедушка, правнучка, правнук) - Кто правильно прочтет слова? Поставим ударение. - Запомните! В этих словах пишется приставка пра. - Запишем эти слова и выделим приставку. |
Физминутка | Здоровьесбережение. | Аутотренинг для глаз. | Инструктаж.
| Выполнение инструктажа. |
|
8. Игры на закрепление умения различать предлоги и приставки.
| Организация метода разрешения проблемной ситуации.
| Фронтальная работа с классом, контроль.
| Дает задания, формулирует вопросы, корректирует ответы учащихся
| Тренируют мыслительные операции. Выдвигают гипотезы
| Игра 1. Учитель читает слова. Если слово с приставкой, учащиеся делают – хлопок, если слово с предлогом – щелчок. ( У берега, по дорожке, полетел, на небе, по реке, в клетку, нарезать, с крыши, на конверте, до города, с дерева.) Игра 2. - Замените одним словом с приставкой: - Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить) - Отделить ножницами часть ткани (отрезать) - Старое пальто сшить по другому (перешить) - Сменить место жительство (переехать) - Проглотить таблетку с водой (запить) СЛАЙДЫ 8-9 Игра 3. – Образуй слова с приставками, предлогами. …писать |
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Включение в систему знаний и повторение. | Самостоятельная работа. Самооценка. | Организация ситуации успеха, включение учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. | Самостоятельно выполняют задания по выбору на тренировку ранее изученного, самопроверка.
| – Попробуйте применить знания о предлоге и приставке самостоятельно. СЛАЙД 10. – Выберите ту дорожку, на которой вы будете чувствовать себя уверенно. Выполните задание в тетради. Зелёная дорожка. Запиши слова, раскрывая скобки: (по)тропинке, (за)вернула, (за)домом, (на)бежала, (под)столом Жёлтая дорожка. Запиши предложения, раскрывая скобки: Мама (под)писала адрес (на)конверте. Лодка (от)чалила (от)берега и (за)вернула за лес. Красная дорожка: Вставь подходящие по смыслу предлоги и приставки: …катилась …небу темная туча и…лил дождь. – Кто выбрал зелёную дорожку? Жёлтую? Красную? Слайд 11. – Сравните свою работу с образцом (образец на слайде). Исправьте ошибки, если они есть. Оцените свою работу. – Кто выполнил работу без ошибок? 1–2 ошибки? Больше 2-х ошибок? Не справился с работой? Почему? |
10. Итог урока. | Соотнесение планируемых результатов с достигнутыми | Контроль. | Задаёт вопросы. | Проговаривают новые и имеющиеся полученные знания. | - Назовите тему урока еще раз. - Какую цель мы ставили на урока. - Достигли ли мы этой цели? СЛАЙД 12. Проверь себя: ученик отвечает на вопрос, затем выходит к компьютеру, кликает мышкой и проверяет свой ответ. - Еще раз проговорим: приставка – это…, предлог – это…. Чем они различаются и чем похожи? - За урок получили оценки следующие учащиеся: …. |
11. Рефлексия. | Проверка эмоционального состояния. | Рефлексия. | Проводит инструктаж. | Уч-ся заканчивают любые выбранные фразы | СЛАЙД 13. ЗАКОНЧИ ФРАЗУ… сегодня я узнал… было интересно… было трудно… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я попробую… меня удивило… мне захотелось… СЛАЙД 14. Д/З |
Проверка и оценивание ЗУНов
| - Проверка знаний с помощью минутки чистописания и словарной работы.
- Проверка знаний через проверку д/з.
- Проверка знаний с помощью игр.
- Проверка знаний с помощью небольшой письменной сам. работы в конце урока.
|
Домашнее задание
| Упр. в рабочей тетради с учётом дифференцированного подхода.
|