Проектная работа. Современный урок русского языка. Тема урока: Правописание парных согласных в корне слова. "Во саду ли, в огороде..." Тип урока: Урок - исследование. 2 класс.
проект по русскому языку (2 класс) на тему

Современный урок русского языка. 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС.

Кафедра начального образования.

Проектная работа.

Современный урок русского языка.

       

Тема урока:

Правописание парных согласных в корне слова.

«Во саду ли, в огороде…»

Тип урока:

Урок - исследование.

2 класс

       

Долгих Лидия Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №70

 Московского района г. Н. Новгорода

Целью  моей  работы стало:

- выяснение в каких случаях необходимо проверять парные согласные в корне слова.

- вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение правила на  практике.

- развитие аналитического мышления, умение сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы.

Задачи:

- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.

- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить.

Оборудование:

рисунки сада, огорода на листе бумаги, карточки с названиями фруктов и овощей, сигнальные карточки красного и зеленого цвета у каждого ученика, муляжи фруктов, овощей.

№ п/п    

Этап урока    

 

 

1  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель:  На доске вывешены рисунки сада, огорода. На столе корзины и муляжи фруктов, овощей.

 - Что изображено на первом и втором рисунках?

Учащиеся:  Эмоциональное восприятие увиденного.

УУД:  личностные, познавательные.

 

 

2 Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.

Учитель: сегодня на уроке мы проведем исследование на тему "Правописание парных согласных в корне слова". Но для изучения возьмем не любые слова. Определить, что это за слова. Название нашего урока "Во саду ли, в огороде..." .

- Что растет в саду? (Фрукты.)

- А в огороде? (Овощи.)

Правильно. А теперь вспомним парные согласные. (Б - п, в - ф, г - к, з - с, ж - ш, д - т.)

Давайте  соберём в корзины фрукты и овощи.

Ученики: работают у доски в малых группах. Воспроизводят и фиксируют ЗУНы достаточные для построения нового  способа действий.

Актуализация знаний для нового пробного учебного действия (надо, хочу, могу).

УУД:  коммуникативные - умение договариваться и приходить к общему решению в    совместной деятельности;

           познавательные - осознанное и произвольное речевое высказывание.

3 Постановка учебной задачи.

Учитель: давайте исследуем некоторые слова и определим, в каких случаях мы можем ошибаться при написании парных согласных в корне слова.

Прочитайте на табличке слова и выберите те, где написание парных согласных отличается от их произношения.

        ГРУША, ПЛОД, АРБУЗ, ДЫНЯ, ЯГОДКА.

Ученики: называют слова: плод, арбуз, ягодка - и объясняют, что в слове арбуз пишется буква з, а слышится звук [c]. Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). Предлагают и согласовывают тему урока.

УУД:  познавательные - поиск и выделение необходимой информации; мыслительные операции.

           личностные - самоопределение, смыслообразование.

 

4 Постановка проекта выхода из затруднения

 (открытия детьми нового знания).

Далее проводится исследование выбранных слов. Учащиеся обращают внимание на то, что в словах по теме "Сад" парные согласные требующие проверки, стоят в конце слова, а по теме "огород" - перед глухими согласными.

Учащиеся выделяют корень в записанных словах и подчеркивают парную согласную, стоящую в конце корня.

Учитель:  А теперь перед нами стоит задача - найти способ проверки написания парных согласных в корне слова. Для этого надо подумать, как нам изменить эти слова, чтобы произношение и написание этих слов совпадало.

Учащиеся: изменяя слова, приходят к выводу.

  • Для проверки парного согласного в корне нужно изменить слово
  • и подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного
  • стоит гласный или звук [ н ].

Вывешивается плакат с правилом.

УУД:  познавательные, мыслительные операции;

          выдвигают гипотезы и обосновывают их.

5 Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель выступает в роли организатора. Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании учащихся вслух.

Учитель: Запишите используя правило, проверочные слова, что были записаны по вариантам в начале урока.

САД

абрикос - абрикосы

гранат - гранаты

виноград- виноградный

ОГОРОД

репка - репа

морковка - морковный

редиска - редисочка

УУД: познавательные, построение логической цепи.

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталоны.

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.

Игра "Наоборот".

Надо изменить слово так, чтобы парный согласный в слове нуждался в проверке.

Например, шуба - шубка.

Слова для самостоятельной работы:

гряда – (грядка)

садик – (сад)

ягода – (ягодка)

сторожить – (сторож)

Задание проверяется с помощью сигнальных карточек.

УУД : коммуникативные.

Физминутка.        

7 Включение в систему знаний и повторения.

Учитель: Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов.

Загадки:

Берега зеленые,

Вода красная,

Рыбки черные. (Арбуз.)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб.)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь.)

Учитель:

- Что объединяет слова - отгадки? (Парные согласные стоят в конце слова.);

- Какой частью речи являются слова - отгадки? (Это имена существительные).

- А какой частью речи являются слова: сладкий, легкий, узкий, гладкий, редкий. (Это имена прилагательные).

- Где стоят в этих словах парные согласные? (В середине слова.)

Учитель стирает в словах парные согласные.

-  А теперь попытайтесь подобрать к этим словам проверочные слова.

Среди нескольких вариантов, предложенных детьми, выбирается тот, который соответствует правилу.

На доске и в тетрадях запись:

сладок – сладкий

легок – легкий

узок – узкий

гладок – гладкий

редок – редкий

Учитель: Итогом нашего исследования будет творческая работа. Вы должны дополнить свой рассказ, записанный на доске, словами по теме нашего урока и написать их правильно, используя найденный нами способ проверки парных согласных в корне слова.

1 вариант.

У нас на даче фруктовый ________. Осенью в нем созревают __________ плоды. Наливается соком спелый ___________.

На газонах зеленеет  __________.

Слова для справок (выбрать по теме урока): сад, огород, яблони, сливы, сладкие, виноград, травка.

2 вариант.

У бабушки в деревне большой __________. Там на _________ растут ________ и _________. На бахче созрел огромный полосатый ________.

Слова для справок (выбрать по теме урока): сад, огород, лук, морковка, помидоры, грядка, арбуз.

После работы тексты зачитываются вслух. Учащиеся сигнальными карточками выражают свое отношение к подбору слов.

Сад.

У нас на даче фруктовый сад. Осенью в нем созревают сладкие плоды. Наливается соком спелый виноград. На газонах зеленеет травка.

Огород.

У бабушки в деревне большой огород. Там на грядках растут лук и морковка. На бахче созрел огромный полосатый арбуз.

УУД:  Все познавательные + контроль, коррекция. Коммуникативные, личностные.

8 Рефлексия деятельности.

Учитель: Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества.

Домашнее задание.

Написать по 5 слов с парными согласными в конце и корне слова. Подобрать к ним проверочные слова..

Ученики: Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия.

УУД:  Познавательные. Рефлексия способов и условий действий.

           Личностные. Самооценка на основе критерий успешности.

           Коммуникативные. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Самоанализ.

Основной целью данного урока было развитие аналитического мышления, умения находить слова с парными согласными, выяснение в каких случаях необходимо проверять парные согласные в корне слова, вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение правила на практике. А в целом каждый ученик должен был сделать очередной шаг в своем интеллектуальном развитии.

        Опираясь на накопленный опыт, учащиеся могли сами обнаружить способ приема проверки парных согласных в корне слова, поэтому данный урок был построен так, что ученики сначала вышли на необходимый ритм работы, выполнили задания, подготавливающие к изучению новой темы.

        Для достижения наибольшей активности учащихся были использованы различные формы работы.

        Учащиеся усвоили правило проверки парных согласных в корне слова и применение правила на практике.

        Урок получился продуктивным. В результате различного уровня развития логического мышления учащихся и их различной обучаемости вообще, им были предъявлены дифференцированные знания.

         В соответствии с задачами каждого этапа данного урока использованы различные методы обучения: репродуктивные (при подборе проверочных слов и усвоения нового материала). Частично поисковые (при выполнении самостоятельных работ).

        На мотивационный компонент воздействовали: игровая ситуация, оборудование урока, актуализация получаемых знаний.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

Цель урока: закрепление правильного написания парных согласных в корне слова....

Урок русского языка по теме "Правописание парной согласной в корне слова"

Предметные задачи урока:-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.-отрабатывать по...

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова"

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных согласных в корне слова" (первый урок темы) УМК  "Перспектива" ФГОС...

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова»

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)  Тема: «Буквы для обозначения парных звонких и глух...