Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе. В программе даны все материалы с тематическим, календарно - тематическим планированием, УУД и критерии оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 506 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю. в рамках проекта «Начальная школа 21 век».
Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся:
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма, развитие речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристанное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание», «Развитие речи». Такое структурирование курса позволяет успешно реализовывать цели развития логического и абстрактного мышления; решить практические задачи по формированию навыков грамотного безошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения. Когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешивания различных видов работ.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционирование родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор второклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
Место данного предмета в учебном плане.
Во 2, 3, и 4 классах в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Русский язык» отводится по 170 часов в год (5 часов в неделю).
Словарных диктантов – 7, диктантов- 7, списываний- 2, контрольных словарных диктантов- 4, контрольных диктантов- 5, контрольных списываний -1.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков: открытие новых знаний, рефлексия (повторение и закрепление), контроль.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию контроля и самопроверки.
Данная программа в полном объеме повторяет авторскую программу по предмету.
Учебно- тематический план.
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 57 |
2 | Фонетика | 10 |
3 | Слово и предложение | 6 |
4 | Состав слова | 19 |
5 | Лексика | 22 |
6 | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 58 |
7 | Развитие речи | 34 |
8 | Повторение | 5 |
9 | Резерв | 16 |
Итого | 170 часов |
Содержание программы
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний), (57 часов).
Фонетика (10 ч.)
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я. Их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение. (6 ч.)
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки- имена прилагательные. Слова, обозначающие действия – глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении.
Состав слова (19 ч.)
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно- суффиксальный способ образования слов.
Лексика (22 ч.).
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словаре учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
Правописание (формирование навыков грамотного письма), (58 ч.)
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной буквы в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: онок-ёнок, ок-ек, ик, ость. Правописание суффиксов имен прилагательных ов, ее, ив, чив, лив. Правописание приставок: об, от, до, под, про, за, на, над. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
Развитие речи (34 ч.)
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие в тексте. Подбор заголовка к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текста. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений, включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение, их особенности.
Повторение (5 ч.)
Резерв (16 ч.)
Планируемые результаты освоения предмета.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты.
У второклассников продолжат формироваться:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты.
У второклассников продолжат формироваться:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Предметные результаты.
У второклассников продолжат формироваться:
Овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
Умение проверять написанное;
Умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
Способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания.
Объектом оценки предметных результатов служит способность учеников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта И. соответственно, как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижений предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учениками с предметным содержанием. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объем, глубину знаний, достижение более высоких уровней формирования учебных действий и результатов обучения. Контрольные работы проводятся по блокам.
Каждый вариант контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» состоит из 5 основных заданий. За выполнение этих заданий выставляется отметка. Шестое дополнительное задание в каждом варианте выполняется по желанию ученика. Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка. Текущие и итоговые контрольные работы оцениваются следующим образом:
«5» - за безошибочное выполнение всех заданий
«4» - если ученик выполнил правильно не менее ¾ всех заданий
«3» - если ученик выполнил правильно не менее 1/2 всех заданий
«2»- если ученик не справился с большинством заданий.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы так же не должно влиять на отметку.
Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих контрольных диктантов к урокам блока «Как устроен наш язык». Этот вид контроля достаточно сложен и требует от учащихся полной самостоятельности и хорошей ориентировки в языковых явлениях и фактах.
Все тесты составлены в двух вариантах, одинаковых по сложности: около 20 % заданий составлены таким образом, что и их без особых затруднений выполнит любой, даже самый «слабый ученик»; примерно 10% общего количества заданий будут по силам лишь хорошо успевающим ученикам; основная масса заданий (около 70%) средней сложности и доступна большинству учеников. Тесты состоят из 14 заданий и оцениваются по следующей системе:
«5» - если ученик набрал 13-14 баллов
«4» - если ученик набрал 10-12 баллов
«3» - если ученик набрал 7-9 баллов
«2» - если ученик набрал менее 7 баллов
Контрольные работы к блоку «Правописание» - диктанты с орфографическим заданием.
За диктант выставляется одна отметка:
«5»- ели в диктанте нет ошибок
«4»- если в работе допущены 2 ошибки
«3» - если допущены 4 ошибки
«2» - если в работе допущены 5 или более ошибок.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, нерегулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса;
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
Недочетом считается:
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова на одно и тоже правило;
Орфографическое задание выполняется так:
«5»- за полностью выполненное задание
«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке:
«3» -за не полностью выполненное задание или за полностью, но при двух ошибках;
«2» - за невыполненное задание.
Отметка за диктант с исправленными ошибками не снижается.
Контрольное списывание служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать все предложение и отдельные его части, а так же орфографической зоркости учеников.
Оценивание списывания:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 исправления или 1 ошибка;
«3»- за работу, в которой допущено 2-3 ошибки;
«2»- за работу, в которой допущено 4 и более ошибок;
Контрольный словарный диктант включает не более 10 слов с непроверяемыми написаниями. Оценивается так:
«5» - за работу без ошибок;
«4»- за работу, в которой допущена 1 ошибка;
«3»- за работу, в которой допущено 2 ошибки;
«2»- за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
Тематическое планирование по предмету «Русский язык».
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Фонетика. («Как устроен наш язык») | Повторение изученного в 1 классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. | Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Характеризовать признаки звуков речи с опорой на схему «Звуки речи». |
Обозначение буквами гласных звуков после шипящих (« Право писание» ) | «Правописание» Повторение: применение правил правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу | Использовать правило написания сочетаний жи — ши, ча-ща, чу-щу. Осуществлять самоконтроль использования правила. Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. |
Фонетика («Как устроен наш язык») | Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Деление слов на слоги. | Характеризовать функции ь. Использовать транскрипцию при решении практических задач. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Оценивать правильность выполнения заданий. Объяснять совпадения в звуко-буквенном составе слов. Осуществлять самоконтроль при написании разделительного ь |
Перенос слов («Правописание») | Ознакомление с правилом переноса слов | Сопоставлять различия деления слов на слоги и для переноса. Уточнять правила переноса слов (буквы й, ь, ъ). Использовать правила переноса слов и осуществлять самоконтроль. Находить слова по заданному. Выявлять существенные признаки каждой группы слов |
Фонетика («Как устроен наш язык») | Деление слов на слоги | Выделять голосом ударный гласный звук, объяснять отсутствие знака ударения в односложных словах. Определять ударный звук в слове. Отрабатывать алгоритм порядка действий при списывании. Наблюдать за словами, различающимися местом ударения. Составлять пары слов, различающих я только местом ударения |
Слово и предложение. Слова в предложении («Как устроен Наш язык») | Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы. Предложение. | Задавать вопросы к словам (что? какой? и т. п.). Находить в тексте слова по заданным основаниям Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Находить слова, отвечающие на вопросы что? кто? какой? какая? Что делать? Что сделать? Формулировать цель урока после обсуждения правила. Выявлять общий признак группы слов. Группировать слова по заданным основаниям |
Состав слова и словообразование («Как устроен наш язык») | Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов | Различать разные слова и формы одного и того же слова. Высказывать предположение в результате наблюдения за предметом и словами, его называющими. Употреблять слова в предложении в нужной форме. Формулировать вывод на основе наблюдения. Наблюдать изменение формы слова, выявлять изменяемую часть слова. Знакомиться с окончанием как частью слова. |
Заглавная буква в словах («Правописание») | Повторение: применение правила правописания прописной буквы в начале предложения и в именах собственных | Использовать правило написания собственных имён при решении практических задач. Классифицировать слова по заданным группам |
Состав слова и словообразование («Как устроен Наш язык») | Корень как часть слова. Различение однокоренных слов и раз личных форм одного и того же слова | Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Сопоставлять предложенные слова и высказывать предположение об их сходстве и различии. Находить общую часть в группах слов. Знакомиться с понятиями «корень», «однокоренные слова». Находить слова по заданному основанию. Различать родственные слова и формы одного и того же слова. |
Проверяемые безударные гласные в корне слова («Правописание») | Ознакомление с правилом правописания безударных проверяемых гласных в корне слова и его применение | Наблюдать, сопоставлять и сравнивать написание ударных и безударных гласных в однокоренных словах. Знакомиться с понятием «орфограмма». Фиксировать место изучаемой орфограммы в словах. Отрабатывать применение изученного правила обозначения безударных гласных в корне слова. |
Состав слова («Как устроен Наш язык») | Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями | Дополнять однокоренные слова по заданному основанию (отвечают на вопросы что? какой? что делать?). Наблюдать за словами с омонимичными корнями. Устанавливать различия родственных слов и слов с омонимичными корнями. Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Различать родственные слова и синонимы . Находить однокоренные слова |
Проверяемые безударные гласные в корне слова («Правописание») | Ознакомление с правилом правописания безударных проверяемых гласных в корне слова и его применение | Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию. Объяснять смыслоразличительную функцию буквы, принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Обнаруживать ошибки в подборе проверочных слов. Объяснять способ проверки безударных гласных в корне |
Состав слова («Как устроен Наш язык») | Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова | Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать слова по заданным основаниям; находить, выделять и отмечать корень. Различать однокоренные слова и формы слова. Подбирать родственные слова. Находить слова с заданным корнем. |
Парные по звонкости – глухости согласные в корне слова («Правописание») | Ознакомление с правилом правописания парных звонких и глухих согласных в корнях слов и его применение | Наблюдать особенности обозначения на письме парных по звонкости-глухости согласных в корне слова и в позиции конца слова. Высказывать предположение в результате наблюдения. Выбирать слова по заданным признакам. Подбирать проверочные слова. |
Состав слова («Как устроен Наш язык») | Чередование согласных в корне слова | Наблюдать за чередованием согласных в корне слова. Понимать информацию, представленную в таблице Подбирать родственные слова с чередованием согласных в корне слова. Доказывать собственную точку зрения. Дополнять ряды слов по заданному основанию. |
Орфограммы в Корне слова («Правописание») | Применение правил правописания безударных проверяемых гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова | Подбирать проверочные слова, учитывая тип орфограммы («Безударные гласные в корне слова» и «Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»). Наблюдать за словами с омонимичными корнями; учитывать смысл предложения при подборе проверочного слова. |
Состав слова («Как устроен Наш язык») | Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Знакомиться с алгоритмом нахождения суффикса в словах. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Подбирать слова с заданным значением. Понимать и преобразовывать в текст информацию, представленную в виде схемы.. |
Непроизносимые согласные в корне слова («Правописание») | Ознакомление с правилом правописания не произносимых согласных в корне слова и его применение | Наблюдать за группами родственных слов. Высказывать предположение о возможной орфографической проблеме. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Подбирать родственные слова для обнаружения непроизносимого согласного в корне. |
Состав слова («Как устроен Наш язык») | Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове. Соотносить слова со схемами их морфемного состава. Анализировать схемы морфемного состава слов и подбирать собственные примеры к заданной схеме. Наблюдать за образованием новых слов и выделять суффиксы, с помощью которых они образованы. |
Правописание суффиксов («Правописание») | Ознакомление с правилами правописания суффиксов имён существительных -онок-, -ёнок-; -ик-, -ек- и их применение | Наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффиксов. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Преобразовывать звуковую запись в буквенную. |
Состав слова («Как устроен Наш язык») | Суффикс как часть слова; значения суффиксов | Выделять суффиксы на основе развёрнутого толкования слова.. Сопоставлять значения суффиксов. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу. Согласовывать действия в ходе групповой работы, контролировать и координировать действия партнёров. |
Правописание суффиксов («Правописание») | Ознакомление с правилом правописания суффикса -ость- и его применение | Наблюдать за словами с суффиксом -ость- и устанавливать его значение. Выявлять место и тип орфограммы, доказывать правильность написания буквы в слове. Находить слова по заданному основанию и осуществлять самоконтроль в ходе выполнения упражнения |
Состав слова («Как устроен Наш язык») | Суффиксальный способ образования слов | Устанавливать значения суффиксов. Знакомиться с суффиксальным способом образования слов. Понимать схемы способов образования слов и подбирать к предложенным схемам |
Правописание суффиксов («Правописание») | Ознакомление с правилами правописания суффиксов имён прилагательных и их применение | Наблюдать за языковым материалом, самостоятельно формулировать правило написания суффиксов -ив-, -ев-, -чив-, -лив-. Планировать свою работу при записи слов, группировать слова по заданному основанию. Составлять слова по заданной модели |
Состав слова («Как устроен Наш язык») | Суффиксальный способ образования слов | Образовывать слова по заданным моделям. Выделять части слова: корень, суффикс и окончание Находить допущенную ошибку и объяснять причину её появления. Определять способ образования слов. |
Правописание корней и суффиксов («Правописание») | Повторение изученных правил правописания | Осознавать особенности способов проверки безударных гласных в разных частях слова. . Находить слова по заданному основанию. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Находить суффикс в заданном слове и подбирать примеры слов с таким же суффиксом. Сопоставлять буквенную запись слов с транскрипцией |
Состав слова («Как устроен Наш язык») | Приставка как часть слова; значения приставок | Анализировать языковой материал. Обсуждать проблемные вопросы. Высказывать предположение о наличии/отсутствии тех или иных частей в слове. Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова. Знакомиться с приставкой как частью слова. |
Правописание приставок («Правописание») | Ознакомление с правилами правописания приставок об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над- и их применение | Наблюдать за приставками, в которых пишется буква о. Группировать слова по предложенному основанию. Устанавливать место орфограммы в слове и выбирать способ её проверки |
Состав слова («Как устроен Наш язык») | Приставочный способ образования слов | Определять значения приставок и способ образования слов. Подбирать слова, образованные приставочным способом, в соответствии с заданной моделью. Находить слова, образованные приставочным способом. Осуществлять самоконтроль и самопроверку |
Право твердого И мягкого разделительных знаков («Правописание») | Ознакомление с правилом правописания разделительных твёрдого и мягкого знака и его применение | Понимать информацию, представленную в виде рисунков, и сопоставлять её с текстами. Сравнивать транскрипцию и буквенную запись слов; высказывать предположение об условиях написания ъ. Знакомиться с алгоритмом написания слов с ъ; контролировать свои действия при использовании алгоритма.. Осуществлять самоконтроль. |
Состав слова («Как устроен наш язык»). | Суффиксальный, приставочный и приставочно- суффиксальный способы образования слов | Наблюдать за словами, образованными приставочно-суффиксальным способом, определять способ образования слов. Конструировать слова в соответствии с заданной моделью. Наблюдать за словами, образованными способом сложения. Устанавливать способ образования слов.. |
Правописание твердого и мягкого разделительных знаков («Правописание») | Применение правила правописания разделительных твёрдого и мягкого знаков | Подбирать слова по заданным основаниям. Восстанавливать правильную запись слова. Различать слова с разделительными ь и ъ. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь. |
Состав слова («Как устроен наш язык»). | Слово и его лексическое значение. Понимание слова как единства звучания и значения | Знакомиться с основой как частью слова. Применять алгоритм нахождения основы слова. Подбирать слова к схемам. Находить и исправлять ошибку в разборе слова. Подбирать слова по заданным основаниям и фиксировать указанные в задании части слов |
Различение предлогов и приставок («Правописание») | Повторение изученных правил правописания | Различать предлоги и приставки. Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками. Вырабатывать в обсуждении алгоритм различения приставок и предлогов. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма |
Лексика («Как устроен Наш язык») | Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. | Определять способ образования слов. Подбирать слова к заданным моделям. Выбирать из текста слова по заданным основаниям. |
Текст («Развитие речи») | Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. | Понимать текст. Высказывать предположение о связи предложений в тексте. Аргументировать свою точку зрения. Подбирать заголовки к текстам |
Лексика («Как устроен наш язык») | Различение однозначных и многозначных слов. Представление о прямом и переносном значении слова | Высказывать предположение о возможных причинах непонимания значения слов. Знакомиться с многозначными словами. Понимать информацию, представленную в виде рисунка, объяснять значения многозначных слов. |
Отработка изученных орфограмм («Правописание») | Повторение изученных правил правописания | Находить в слове орфограммы и определять часть слова, в которую они входят. Устанавливать тип орфограммы в словах. Объяснять написание суффиксов. Различать случаи написания ъ и ь, аргументировать свой выбор. |
Текст («Развитие речи») | Подбор заголовков к предложенным текстам. Подбор вариантов окончания текстов | Устанавливать правильность выбора заголовков к предложенным текстам. Подбирать заголовки к текстам. Объяснять выбор наиболее подходящего заголовка |
Лексика («Как устроен наш язык») | Наблюдение за использованием в речи синонимов | Понимать информацию, представленную в виде рисунка. Высказывать предположение о причинах появления многозначных слов. Сопоставлять значения многозначного слова. Опознавать слова в переносном значении |
Отработка изученных орфограмм («Правописание») | Повторение изученных правил правописания | Выбирать нужное слово из пары, обосновывать свой выбор. Устанавливать место орфограммы в слове, подбирать нужный способ проверки.. Осуществлять самопроверку. |
Текст («Развитие речи»). | Выражение в тексте законченной мысли. | Подбирать заголовок к тексту, обосновывать выбор. Сравнивать варианты окончания исходного текста. Заканчивать текст |
Отработка изученных орфограмм «Правописание». | Учимся применять орфографические правила. | Устанавливать тип орфограммы. Аргументировать правильность выбранного способа проверки. Контролировать свои действия при использовании алгоритма работы над ошибками. Устанавливать причину допущенных ошибок |
Текст («Развитие речи»). | Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль) Заглавие текста. Определение по заголовкам содержания текста. Последовательность предложений в тексте | Заканчивать текст, подбирать заголовки к тексту. Наблюдать за структурой текс та. Восстанавливать начало предложенного текста. Обсуждать правильность выбора того или иного начала текста, аргументировать свою точку зрения |
Лексика («Как устроен наш язык») | Наблюдение за использованием в речи антонимов | Понимать информацию, представленную в виде рисунка, и соотносить её с приведёнными словами. Наблюдать за словами, имеющими противоположное значение. Знакомиться с антонимами. Находить антонимы в текстах. |
Текст («Развитие речи»). | Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения | Наблюдать за последовательностью предложений в тексте. Находить и исправлять допущенные ошибки, объяснять их причину. Восстанавливать порядок предложений в тексте, заканчивать и озаглавливать текст |
Лексика («Как устроен наш язык») | Наблюдение за использованием в речи омонимов. Слова исконные и заимствованные | Интерпретировать информацию, представленную в виде рисунка. Высказывать предположение о словах, называющих изображённые на рисунке предметы. Знакомиться с омонимами. Наблюдать за использованием омонимов. |
Текст («Развитие речи»). | Абзац. Последовательность абзацев в тексте | Наблюдать за структурой текста. Знакомиться с абзацем. Выделять абзацы в тексте. Определять порядок следования абзацев. Сопоставлять основную мысль текста с содержанием каждого абзаца |
Лексика («Как устроен наш язык») | Устаревшие слова | Знакомиться с устаревшими словами. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Самостоятельно объяснять значения слов и проверять себя по толковому словарику учебника. Находить в тексте устаревшие слова и устанавливать их значение |
Отработка изученных орфограмм «Правописание». | Повторение изученных правил | Находить ошибки в выполненной работе, исправлять их и объяснять правильное написание слов. Обосновывать правильность подбора проверочных слов. |
Текст («Развитие речи»). | Выражение в тексте законченной мысли. Смысловое единство предложений в тексте Заголовок текста. | Находить ключевые слова текста и каждого абзаца. Составлять собственный текст с предложенным заголовком и ключевыми слова ми. Кратко пересказывать текст, выделяя ключевые слова |
Лексика («Как устроен наш язык») | Повторение изученного материала | Заканчивать предложения, используя слова для справок. Понимать текст и обнаруживать слова, значения которых неизвестны. Использовать словарик учебника для поиска необходимой информации. Подбирать синонимы к словам.. |
Отработка изученных орфограмм «Правописание». | Повторение изученных правил правописания | Составлять из заданных элементов слова, соответствующие моделям состава слов. Группировать слова по заданному основанию. Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. |
Текст («Развитие речи»). | Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Выражение в тексте законченной мысли. План текста. Составление планов предложенных текстов | Составлять план текста. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/не возможность его выполнения. Подбирать заголовки к тексту, исправлять порядок следования предложений. Сравнивать текст и предложенный план текста |
Лексика («Как устроен наш язык») | Фразеологизмы. Наблюдение за использованием фразеологизмов в речи. | Обсуждать текст, высказывать предположение о значении сочетания слов с опорой на собственный речевой опыт. Знакомиться с фразеологизмами. Сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Устанавливать значение фразеологизмов. Наблюдать за словами в составе |
Отработка изученных орфограмм «Правописание». | Повторение изученных правил правописания | Соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их. Обосновывать правильность написания слов. Фиксировать место орфограммы |
Текст («Развитие речи»). | Составление планов предложенных текстов. | Заканчивать текст по предложенному плану и заголовку. Составлять собственный текст по предложенному плану и заголовку. Подбирать заголовки и составлять план будущего текста по заданной теме |
Текст («Развитие речи»). | Типы текстов: описание, повествование и рассуждение. | Понимать текст. Высказывать предположение о целях создания текста. Знакомиться СС видами текстов. Наблюдать за текстами и их особенностями. |
Календарно – тематическое планирование по русскому языку. 2 класс
№ | Наименование раздела и темы урока. Тема урока | Содержание и методические приемы | Количество часов | Дата | Корректиров ка |
1 | «Как устроен наш язык» Звуки речи и буквы | Работа с таблицей «Звуки речи». Знакомство со словами фонетика, графика. Различение звуков и букв. | 1 | 03.09 | |
2 | Гласные и согласные звуки и их буквы | Основное различие гласных и согласных звуков. Знакомство с транскрипцией. Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков. | 1 | 04.09 | |
3 | Обозначение звуков речи на письме | Сопоставление: звуковая и буквенная запись слов. Упражнения: запись звучащего слова с помощью транскрипции | 1 | 05.09 | |
4 | Ударные и безударные гласные звуки в слове | Упражнения: определение ударного звука в слове. Сравнение слов чýдно - чуднó. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения | 1 | 06.09 | |
5 | Согласные звуки | Упражнения на замену одного звука в слове. Составление слов из набора букв. Обобщение известных способов обозначения звука [й’] | 1 | 07.09 | |
6 | Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие | Сравнение звуков твердости- мягкости. Сопоставление звукового состава слов. Сравнение звуков по звонкости- глухости. | 1 | 10.09 | |
7 | Звонкие согласные звуки в конце слова Словарный диктант. | Сравнение звукового состава слов. Составление пар по звонкости –глухости. Наблюдение за оглушением парных звонких на конце слова. | 1 | 11.09 | |
8 | «Правописание». Учимся писать сочетания жи - ши | Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями ж и – ши. Изменение слов по образцу. | 1 | 12.09 | |
9 | Учимся писать сочетания ча - ща | Обсуждение вопроса: есть ли твердые пары у звуков [ч'] и [щ']. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями ча – ща. Изменение слов по образцу. | 1 | 13.09 | |
10 | Учимся писать сочетания чу - щу | Обсуждение вопроса: есть ли твердые пары у звуков [ч'] и [щ']. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи – ши, ча –ща, чу – щу. | 1 | 14.09 | |
11 | Диктант по теме: написание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | 17.09 | ||
12 | «Как устроен наш язык» Разделительный мягкий знак | Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знак а. Отработка алгоритма списывания. | 1 | 18.09 | |
13 | Слог. | Упражнения: деление слов на слоги, классификация слов по количеству слогов. | 1 | 19.09 | |
14 | «Правописание". Учимся переносить слова | Отработка прав ила переноса слов. Нахождение слов, которые можно переносить. Поиск ошибок, допущенных при переносе слов. | 1 | 20.09 | |
15 | Учимся переносить слова. Списывание. | Наблюдения за способами переноса слов с буквами й, ь, ъ. Поиск слов, которые нельзя переносить. | 1 | 21.09 | |
16 | «Как устроен наш язык» Слоги ударные и безударные. Роль ударения. | Упражнения: способы определения места ударения в слове. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения | 1 | 24.09 | |
17 | Слово. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с текстом сказки Г. Остера «Зарядка для хвоста». Работа со схемами. | 1 | 25.09 | |
18 | Слова, называющие предметы Словарный диктант | Наблюдение за значением слов. Наблюдение: слова, отвечающие на вопросы « что?» , « кто?» . Знакомство с термином «имена существительные». Тренировка в постановке вопросов. | 1 | 26.09 | |
19 | Слова, называющие признаки и действия предметов | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение: слова, не отвечающие на вопросы «кто?» , «что?» . Знакомство с терминами «имена прилагательные», «глаголы». Тренировка в постановке вопросов | 1 | 27.09 | |
20 | Слово и предложение | Сравнение: звук – слово - предложение. Знакомство с признаками предложения. Наблюдение: цель высказывания. Фронтальная работа. | 1 | 28.09 | |
21 | Восклицательные и невосклицательные предложения | Работа с рисунками учебника Обсуждение правила. Определение цели предложения и его интонационной окраски. Поиск ошибок в постановке знаков препинания в конце предложения. | 1 | 01.10 | |
22 | Слова в предложении | Сравнение: звук – слово - предложение. Знакомство с признаками предложения. Наблюдение: цель высказывания. Фронтальная работа. | 1 | 02.10 | |
23 | «Как устроен наш язык» Окончание как часть слова. Контрольный словарный диктант. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Знакомство с понятием «окончание». Фронтальная работа: изменение формы слова, выделение окончаний | 1 | 03.10 | |
24 | Изменение формы слова с помощью окончания | Наблюдение: изменение формы слова. Составление предложений из набора слов. Работа со словами с нулевым окончанием. | 1 | 04.10 | |
25 | Неизменяемые слова | Наблюдение: неизменяемые слова. Сравнение: неизменяемые слова и слова с нулевым окончанием. Выбор нужной формы слова для завершения предложения. | 1 | 05.10 | |
26 | «Правописание». Вспоминаем правило написания прописной буквы | Проблемная задача (с опорой на сюжетную картинку). Активизация словарного запаса. Заполнение пропусков в предложениях. | 1 | 08.10 | |
27 | Вспоминаем правило написания прописной буквы | Повторение прав ила. Отработка написания заглавной буквы в географических названиях. Составление диалогов. Работа с картой | 09.10 | ||
28 | «Как устроен наш язык» Корень как часть слова | Работа с иллюстрацией учебника, наблюдение: значение и звучание родственных слов. Коллективное формулирование выводов | 1 | 10.10 | |
29 | Диктант по теме: написание мягкого знака и прописной буквы в словах. | 1 | 11.10 | ||
30 | «Как устроен наш язык» Корень как часть слова | Работа с иллюстрацией учебника, наблюдение: значение и звучание родственных слов. Коллективное формулирование выводов | 1 | 12.10 | |
31 | Учимся писать буквы безударных гласных | Работа с группами родственных слов. Сравнение звуковых моделей слов. Закрепление правила. Подбор проверочных слов. | 1 | 15.10 | |
32 | Учимся писать буквы безударных гласных | Анализ слов с целью выявления безударного гласного звука в слове. Упражнения: постановка орфографических задач, классификация слов | 1 | 16.10 | |
33 | Учимся писать буквы безударных гласных | Орфографический тренинг: работа со словами с безударными гласными в корне слова. Тренировка в подборе проверочных слов. | 1 | 17.10 | |
34 | «Как устроен наш язык» Корень слова как общая часть родственных слов | Коллективное обсуждение: признак и однокоренных слов. Сравнение: родственные слова - синонимы, родственные слова - омонимы (без введения терминов синонимы, омонимы). | 1 | 18.10 | |
35 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Работа с безударными гласными, при проверке которых необходимо принимать во внимание смысл предложения. Сравнение звуковой и буквенной записи слов. | 1 | 19.10 | |
36 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Развитие орфографической зоркости. Работа с текстовым материалом: подбор проверочных слов. Отработка действия контроля. | 1 | 22.10 | |
37 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Самостоятельная работа по подбору проверочных слов. Отработка действия контроля. Активизация словарного запаса. Наблюдение за смыслоразличительной функцией буквы, обозначающей безударный звук. | 1 | 23.10 | |
38 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Работа с группами однокоренных слов. Развитие орфографической зоркости. Самостоятельный орфографический тренинг. | 1 | 24.10 | |
39 | Контрольный диктант №1 по теме: буквы безударных гласных в корне слова. | 1 | 25.10 | ||
40 | «Как устроен наш язык» Однокоренные слова | Упражнения: подбор и различение однокоренных слов, отработка алгоритма нахождения корня слов а. Поиск слов с заданным корнем. | 1 | 26.10 | |
41 | «Правописание». Учимся писать буквы согласных в корне слова | Наблюдение за языковым материалом, формулирование правила. Разграничение звуков, вызывающих трудности написания, и звуков, не вызывающих трудностей. | 1 | 29.10 | |
42 | Учимся писать буквы согласных в корне слова | Упражнения: отработка способа проверки орфограммы. Развитие орфографической зоркости. | 1 | 30.10 | |
43 | Учимся писать буквы согласных в корне слова | Упражнения: постановка орфографической задачи по проверке отрабатываемой орфограммы в середине слова. Работа с текстовым материалом. Орфографический тренинг. | 1 | 31.10 | |
44 | «Как устроен наш язык». Корень слова с чередованием согласных. | Наблюдение: чередование согласных в корне слова. Коллективное формулирование правила. Обсуждение: виды чередования согласных в корне слова | 1 | 01.11 | |
45 | «Правописание». Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Сопоставление способа проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Поиск проверочных слов, работа с кроссвордом. | 1 | 02.11 | |
46 | 2 четверть. Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Анализ буквенной записи, выделение орфограмм классификация звуков. Отработка способов проверки орфограмм корня. | 1 | 12.11 | |
47 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант | Развитие орфографической зоркости. Активизация словарного запаса в процессе подбора проверочных слов. Работа с текстами. | 1 | 13.11 | |
48 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | Наблюдения: выделение орфограмм корня, анализ звукового состава слов. Поиск проверочных слов. | 1 | 14.11 | |
49 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | Орфографический тренинг. Самостоятельная работа с упражнениями тетради «Пишем грамотно». Буквенная запись слов, данных с частичной транскрипцией. | 1 | 15.11 | |
50 | «Как устроен наш язык». Суффикс как часть слова | Наблюдение над языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом | 1 | 16.11 | |
51 | Значения суффиксов. Словарный диктант | Наблюдение: значение суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия нахождение суффикса в слове. | 1 | 19.11 | |
52 | «Правописание». Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила: письмо слов с непроизносимыми согласными. Сопоставление звуковой и буквенной записей слова. | 1 | 20.11 | |
53 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Повторение правила. Решение орфографических задач. Работа с текстовым материалом. Дифференциация слов, в которых есть непроизносимый согласный, и слов, в которых его нет. | 1 | 21.11 | |
54 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Орфографический тренинг. Упражнения: выбор необходимых пропущенных слов. Анализ текста (подготовка к письму под диктовку). Письмо под диктовку | 1 | 22.11 | |
55 | Диктант по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». | 1 | 23.11 | ||
56 | «Как устроен наш язык». Значение суффиксов. | Анализ языкового материала. Наблюдение: значения суффиксов. Решение проблемной задачи. Самостоятельная работа. Итоговое повторение. Работа в парах | 1 | 26.11 | |
57 | «Правописание». Учимся писать суффиксы –онок, -ёнок. | Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ёнок -, -онок-. Упражнения: алгоритм применения правила. | 1 | 27.11 | |
58 | Учимся писать суффиксы –ик, ек. | Сопоставление звуковой и буквенной записей слов. Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ик-, -ек -. | 1 | 28.11 | |
59 | Учимся писать суффиксы –ик, ек. | Развернутое объяснение выбора суффикса. Конструирование слов с использованием правила. | 1 | 29.11 | |
60 | «Как устроен наш язык». Значения суффиксов. | Анализ языкового материала. Наблюдение: значения суффиксов. Решение проблемной задачи. Наблюдение за омонимичны ми суффиксами. | 1 | 30.11 | |
61 | «Правописание». Учимся писать суффикс - ость | Выделение суффикса, определение его значения, сопоставление пар слов, противоположных по значению. Письмо под диктовку. | 1 | 03.12 | |
62 | «Как устроен наш язык». Образование слов с помощью суффиксов | Наблюдение: образование слов суффиксальным способом. Обсуждение правила. Упражнения (индивидуальная работа) | 1 | 04.12 | |
63 | «Правописание». Учимся писать суффиксы имен прилагательных | Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение прав ила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели. Упражнения: отработка алгоритма применения правила | 1 | 05.12 | |
63 | «Как устроен наш язык». Образование слов с помощью суффиксов | Конструирование слов. Работа с текстом. Подбор родственных слов | 1 | 06.12 | |
65 | «Правописание». Учимся писать корни и суффиксы | Самостоятельная работа: отработка алгоритмов применения правил. Работа с текстом. Письмо по памяти и под диктовку. Сопоставление звуковой и буквенной записей слов | 1 | 07.12 | |
66 | Диктант по теме: Правописание суффиксов в словах. | 1 | 10.12 | ||
67 | «Как устроен наш язык» Приставка как часть слова. | Наблюдение: значение и место приставки в слове. Обсуждение правила и формулирование выводов. Упражнение: алгоритм выделения приставки в слове. Самостоятельная работа | 1 | 11.12 | |
68 | Значения приставок | Наблюдение над значением приставок в словах. Составление слов по заданной модели. Отработка умения выделить в слове приставку. | 1 | 12.12 | |
69 | «Правописание» Учимся писать приставки. Контрольный словарный диктант. | Коллективное обсуждение правила и алгоритма его применения. Классификация слов, сопоставление звуковой и буквенной записей слов | 1 | 13.12 | |
70 | Учимся писать приставки | Отработка правописания приставок с буквой а. Выведение алгоритма действия. | 1 | 14.12 | |
71 | Различаем приставки с буквами о, а | Дифференциация правил написания приставок с буквами а и о. Обсуждение проблемной ситуации | 1 | 17.12 | |
72 | «Как устроен наш язык» Образование слов с помощью приставок | Анализ слов, образованных приставочным способом. Формулирование выводов и обсуждение правила. Упражнения на поиск слов с приставками. | 1 | 18.12 | |
73 | «Правописание». Учимся писать разделительный твердый знак. | Анализ языкового материала: формулирование правила, отработка алгоритма его применения. Конструирование слов, выявление соотношения звуковой и буквенной записей слов | 1 | 19.12 | |
74 | Различаем разделительные ъ и ь знаки. | Наблюдение: выделение признака дифференциации, развернутое объяснение выбора знака. Классификация слов | 1 | 20.12 | |
75 | Контрольный диктант №2 по итогам 1 полугодия. | 1 | 21.12 | ||
76 | Работа над ошибками. Написание слов с разделительными ъ и ь. | 1 | 24.12 | ||
77 | «Как устроен наш язык» Как образуются слова. | Анализ слов, образованных приставочно-суффиксальным способом. Наблюдение: слова, образованные способом сложения. | 1 | 25.12 | |
78 | «Правописание». Различаем разделительные ъ и ь | Сопоставление случаев употребления твердого и мягкого знаков. Орфографический тренинг. Работа с текстами | 1 | 26.12 | |
79 | «Как устроен наш язык» Основа слова. | Обсуждение правила. Подбор слов к схемам. Самостоятельная работа по выделению основы слов. | 1 | 27.12 | |
80 | «Правописание». Учимся различать предлоги и приставки | Наблюдение за языковым материалом: выведение правила, обсуждение алгоритма дифференциации. Тренировочные упражнения | 1 | 14.01 | |
81 | Учимся различать предлоги и приставки | Орфографический тренинг. Работа с текстами – вписывание пропущенных предлогов и приставок | 1 | 15.01 | |
82 | «Как устроен наш язык» Повторяем состав слова | Классификация слов по способу образования. Тренировочные и творческие упражнения | 1 | 16.01 | |
83 | «Правописание». Повторяем правописание частей речи. Словарный диктант. | Повторение орфограмм корня. Дифференциация приставок, обсуждение алгоритмов проверки различных орфограмм. | 1 | 17.01 | |
84 | Повторяем правописание частей слова | Отработка написания различных групп приставок. Работа с текстами. Орфографический тренинг. | 1 | 18.01 | |
85 | «Как устроен наш язык» Слово и его значение | Наблюдение: значение слова. Сопоставление слова и его значения. | 1 | 21.01 | |
86 | Значение слова | Наблюдение: значение слова. Классификация по значению (самостоятельная работа) | 1 | 22.01 | |
87 | «Правописание». Повторяем правописание частей слова | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно» Орфографический тренинг. Отработка алгоритма проведения работы над ошибками. | 1 | 23.01 | |
88 | Диктант по теме: правописание приставок. | 1 | 24.01 | ||
89 | «Развитие речи». Текст. | Сравнение звука, части слова, предложения и текста. Обсуждение: выявление признаков текста. Различение текста и «не текста» | 1 | 25.01 | |
90 | «Развитие речи». Заголовок текста | Наблюдение: смысловая цельность текста. Анализ текста и его заглавия (проблемная ситуация). Введение понятия «заголовок» | 1 | 28.01 | |
91 | «Как устроен наш язык» Как сочетаются слова | Наблюдение: слово, его значение, сочетаемость слов (фронтальная работа). Обсуждение правила: связь лексических значений слов. Работа в группах. Индивидуальная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» | 1 | 29.01 | |
92 | Значение слова в словаре и тексте | Работа с текстом: уточнение значений слов. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Самостоятельная работа | 1 | 30.01 | |
93 | «Правописание». Повторяем правописание частей слова. Словарный диктант. | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно» орфографический тренинг. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. | 1 | 31.01 | |
94 | «Развитие речи». Один текст – разные заголовки | Работа в группах по подбору заголовков к текстам. Анализ названий уроков в содержании учебника как пример заглавий текстов. Индивидуальная работа: подбор подходящего заголовка | 1 | 01.02 | |
95 | «Развитие речи». Учимся озаглавливать текст | Индивидуальная работа: подбор заглавий к данному тексту. Фронтальная работа: возможные тексты по данным заголовкам | 1 | 04.02 | |
96 | «Как устроен наш язык». Слово в толковом словаре и тексте | Работа с текстом: значение слова. Знакомство с толковыми словарями. Работа с толковым словариком учебника. | 1 | 05.02 | |
97 | «Как устроен наш язык». Слова однозначные и многозначные | Проблемная ситуация «Давай подумаем». Работа с рисунками учебника. Обсуждение правила: однозначность и многозначность слова. | 1 | 06.02 | |
98 | «Правописание». Учимся находить и проверять орфограммы в слове | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Письмо по памяти | 1 | 07.02 | |
99 | «Развитие речи». Учимся озаглавливать текст | Проблемная ситуация: анализ данных заголовков, выбор наиболее подходящего. Исправление неточных заголовков. | 1 | 08.02 | |
100 | Как строится текст. Окончание текста. | Наблюдение: незавершенный текст. Работа по группам: выбор и обсуждение подходящего по смыслу окончания текста. Списывание текста в тетрадь | 1 | 11.02 | |
101 | «Как устроен наш язык». Как появляются многозначные слова | Условия появления нескольких значений слова. Анализ многозначных слов. Работа с толковым словариком учебника | 1 | 12.02 | |
102 | Контрольный диктант № 3 по теме: проверяемые орфограммы в слове. | 1 | 13.02 | ||
103 | Как определить значение многозначного слова | Проблемная ситуация: можно ли вне текста определить, о каком значении многозначного слова идет речь. Работа с толковым словариком учебника. Замена многозначных слов близкими по значению словами | 1 | 14.02 | |
104 | «Правописание». Учимся находить и проверять орфограммы в слове | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». орфографический тренинг. Подготовка к письму под диктовку. Отработка написания словарных слов. | 1 | 15.02 | |
105 | «Развитие речи». Учимся заканчивать текст | Комплексная фронтальная работа с текстом. Упражнения: корректирование предложенного окончания текста | 1 | 18.02 | |
106 | «как устроен наш язык». Слова - синонимы | Наблюдение языкового явления синонимии. Работа с рисунками учебника. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Наблюдение: сочетаемость слов. Работа с текстами | 1 | 19.02 | |
107 | Сочетание синонимов с другими словами | Обсуждение правила: ряды синонимов. Наблюдение: сочетаемость слов (работа в группах). Выбор наиболее подходящего слова из группы синонимов. | 1 | 20.02 | |
108 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила. Контрольный словарный диктант. | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Развитие действия контроля. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. | 1 | 21.02 | |
109 | «Развитие речи». Как строится текст. Начало текста | Индивидуальная работа с последующим обсуждением тек ста. Наблюдение: начало текстов. Работа в парах | 1 | 22.02 | |
110 | «Развитие речи». Сочиняем начало текста | Наблюдение: различные начала текста в зависимости от заглавия и основной мысли. Фронтальная работа: комплексный анализ текстов | 1 | 25.02 | |
111 | «Как устроен наш язык». Как используются синонимы. | Наблюдение: синонимия ; значение слова (сочетаемость). Сопоставление: однокоренные слова и синонимы (фронтальная работа) | 1 | 26.02 | |
112 | «Как устроен наш язык». Синонимы в тексте | Работа с текстами. Наблюдение: синонимия. Корректирование тек ста | 1 | 27.02 | |
113 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила. | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Развитие орфографической зоркости. Орфографический тренинг | 1 | 28.02 | |
114 | Диктант по теме: правописание орфограмм. | 1 | 01.03 | ||
115 | «Развитие речи». Учимся составлять текст. Списывание. | Фронтальная работа: составление текстов по заданному заголовку и началу. Индивидуальная работа: составление текстов при наличии окончания | 1 | 04.03 | |
116 | «Развитие речи». Последовательность предложений | Наблюдение над последовательностью предложений в тексте. Анализ и корректирование текстов. Поиск нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь | 1 | 05.03 | |
117 | «Как устроен наш язык». Слова - антонимы | Работа с рисунками учебника. Наблюдение над языковым явлением антонимии. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» | 1 | 06.03 | |
118 | «Как устроен наш язык». Сочетание антонимов с другими словами | Подбор антонимов к заданным словам. Сопоставление синонимов и антонимов. Работа с рисунками учебника | 1 | 07.03 | |
119 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила. | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Группировка слов. | 1 | 11.03 | |
120 | «Развитие речи». Связь предложений в тексте. | Анализ тек ста с нарушениями. Самостоятельная работа | 1 | 12.03 | |
121 | «Как устроен наш язык». Слова – омонимы. | Работа с рисунками учебника. Наблюдение над омонимами. Индивидуальная работа | 1 | 13.03 | |
122 | «Как устроен наш язык». Слова исконные и заимствованные | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Сравнение заимствованных слов с исконно русскими. Повторение | 1 | 14.03 | |
123 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Подготовка к письму под диктовку. | 1 | 15.03 | |
124 | Контрольный диктант № 4. по итогам 3 четверти. | 1 | 18.03 | ||
125 | «Развитие речи». Абзац. | Наблюдение: тексты, записанные с абзацным делением и без него. Обсуждение прав ила. Работа в группах | 1 | 19.03 | |
126 | «Развитие речи». Учимся выделять абзацы. | Фронтальная работа: деление тек ста на абзацы. Наблюдение: особенности абзаца как микротемы текста | 1 | 20.03 | |
127 | «Как устроен наш язык». Значения заимствованных слов | Наблюдение: заимствованные части слов (корни, суффиксы, приставки). Поиск заимствованных слов. Анализ значений заимствованных слов | 1 | 21.03 | |
128 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Работа над словарными словами. Отработка действия контроля. | 1 | 22.03 | |
129 | «Развитие речи». Последовательность абзацев | Составление текста по заданны м характеристикам (индивидуальная работа с последующим обсуждением) Анализ текстов | 01.04 | ||
130 | «Развитие речи». Учимся составлять текст из абзацев | Фронтальное и индивидуальное составление текстов с заданными характеристиками | 1 | 02.04 | |
131 | «Как устроен наш язык». Устаревшие слова. Словарный диктант | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Знакомство с устаревшими словами. Анализ изменения значения слов | 1 | 03.03 | |
132 | «Как устроен наш язык». Устаревшие слова, слова – синонимы, новые слова | Наблюдение: значение современных слов и их исторических «родственников». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Знакомство с новыми словами | 1 | 04.04 | |
133 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка написания словарных слов. | 05.04 | ||
134 | «Развитие речи». Учимся составлять текст | Фронтальное и индивидуальное составлению текстов с заданными характеристиками | 1 | 08.04 | |
135 | «Развитие речи». Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам | Поиск ключевых слов каждого абзаца. Составление текста по названию и ключевым словам | 1 | 09.04 | |
136 | «Как устроен наш язык». Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова | Упражнения: подбор синонимов и антонимов, наблюдение за значениями незнакомых слов. Наблюдение: заимствованные суффиксы | 1 | 10.04 | |
137 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. Отработка действия контроля. | 1 | 11.04 | |
138 | Диктант по теме: проверяемые орфограммы. | 1 | 12.04 | ||
139 | «Развитие речи». План текста | Наблюдение: последовательность абзацев. Исправление нарушенного порядка абзацев в тексте. Анализ текста учебника | 1 | 15.04 | |
140 | Учимся составлять план текста | Индивидуальная работа: продолжение плана текста. Проблемная ситуация: корректирование готового плана текста | 1 | 16.04 | |
141 | «Как устроен наш язык». Фразеологизмы | Проблемная ситуация: рубрика «Давай подумаем». Обсуждение правила. Наблюдение: значение слова в составе словосочетания. Фронтальная работа | 1 | 17.04 | |
142 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Письмо по памяти | 1 | 18.04 | |
143 | «Развитие речи». Составляем текст по плану | Работа в группах по завершению текста с опорой на вопросы. Фронтальная работа: составление тек ста по заданному плану. Составление плана текста с заданной тематикой. | 1 | 19.04 | |
144 | «Развитие речи». Учимся писать письма по плану | Составление плана письма. Корректировка предложенного письма. Составление текста по заданному плану | 1 | 22.04 | |
145 | «Как устроен наш язык». Значения фразеологизмов | Наблюдение языкового явления фразеологии. Работа с текстом | 1 | 23.04 | |
146 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка действия контроля | 1 | 24.04 | |
147 | «Развитие речи». Составляем текст по плану | Индивидуальная работа. Анализ работ учащихся. Работа в группах | 1 | 25.04 | |
148 | «Развитие речи». Текст- описание | Наблюдение за текстом. Обсуждение особенностей текста-описания. Анализ описания природы в стихотворении С. Есенина «Ночь» | 1 | 26.04 | |
149 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка написания словарных слов. Развитие орфографической зоркости. | 1 | 29.04 | |
150 | «Развитие речи». Особенности текста - описания | Составление текста-описания по рисунку (сравнение с текстом в рубрике «Давай подумаем» урока 22). Анализ текстов | 1 | 30.04 | |
151 | Диктант по теме: проверяемые орфограммы корня | 1 | 02.05 | ||
152 | «Развитие речи». Учимся сочинять текст - описание | Самостоятельная работа с текстом-описанием. Составление текста- писания с опорой на заданный текст | 1 | 03.05 | |
153 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила. Контрольное списывание. | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Составление слов, запись получившихся слов в соответствии с правилами. | 1 | 06.05 | |
154 | «Развитие речи». Учимся сочинять яркий текст - описание | Индивидуальная работа: описание своей комнаты. Анализ работ учащихся. Поиск сравнений в стихотворении А.С. Пушкина | 1 | 07.05 | |
155 | «Развитие речи». Текст - повествование | Повторение: текст-описание (ситуация объявления). Распознавание текстов-описаний. Обсуждение характеристики текста- повествования | 1 | 08.05 | |
156 | «Развитие речи». Особенности текста - повествование | Проблемная ситуация. Индивидуальная работа. Корректирование текстов | 1 | 10.05 | |
157 | «Правописание». Учимся применять орфографические правила. Контрольный словарный диктант | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка действия контроля. | 1 | 13.05 | |
158 | «Развитие речи». Учимся сочинять текст - повествование | Индивидуальная работа. Анализ работ учащихся. Работа в группах | 1 | 14.05 | |
159 | «Развитие речи». Описание и повествование в тексте. Словарный диктант. | Анализ текстов и выявление в нем признаков описания и повествования. Индивидуальная работа | 1 | 15.05 | |
160 | «Развитие речи». Текст - рассуждение | Проблемная ситуация. Обсуждение признаков текста- рассуждения. Анализ текстов. Фронтальная работа | 1 | 16.05 | |
161 | «Развитие речи». Особенности текста – рассуждения. | Индивидуальная работа по сочинению начала предложений, сочинению конца предложений. Анализ работ. | 1 | 17.05 | |
162 | «Развитие речи». Описание, повествование, рассуждение | Анализ текстов, определение типа тек ста. Комплексная работа с текстом. Индивидуальная работа над планом текста | 1 | 20.05 | |
163 | Комплексное повторение изученного. | Работа с текстом: абзац, тема, заголовок. Работа с текстом стихотворения | 1 | 21.05 | |
164 | Итоговый контрольный диктант№5 | 1 | 22.05 | ||
165 | Комплексное повторение изученного. | Комплексная работа с текстами упражнений: анализ значений слов, определение типов текстов, работа над правописанием слов | 1 | 23.05 | |
166 | Комплексное повторение изученного. | Определение типа тек ста. Разбор слов по составу. Выбор заголовка текста, сочинение продолжения текста. | 1 | 24.05 | |
167 | Комплексное повторение изученного. | Поиск антонимов и синонимов. Восстановление правильного порядка следования абзацев текста. Орфографический тренинг. | 1 | 27.05 |
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. С.В.Евдокимова, М.И. Кузнецова. М. Вентана-Граф, 2012.
- Пишем грамотно. 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Кузнецова. М. Вентана- Граф. 2012.
- Учусь писать без ошибок: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Кузнецова. М. Вентана- Граф. 2012.
- Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. М. Вентана – Граф, 2012.
- Русский язык: 2 класс; тетрадь для контрольных работ. В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. М. Вентана- Граф. 2012.
- Русский язык. 2 класс; комментарии к урокам. С.В. Иванова, М.И. Кузнецова. М. Вентана – Граф. 2012.
Материально- техническое обеспечение.
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска
- Русский язык (набор словарных слов)
1.. Словарные слова с непроверяемыми гласными (а-л)
2. Словарные слова с непроверяемыми гласными (м-р)
3. Словарные слова с непроверяемыми гласными (с-я)
4. Словарные слова с непроверяемыми согласными.
5.Словарные слова с двойными согласными.
6.Словарные слова . Проверь себя. (а-к)
7. Словарные слова . Проверь себя. (к-о)
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе проводится в соответствии с методическим письмом № 1561\14-15 от 19.11.98 .
Все контрольные работы даны в сборнике «Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. 2-4 классы.» В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. Москва. «Вентана- Граф». 2011 г.
Тетрадь для контрольных работ. Русский язык. 2 класс. В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. Москва. «Вентана- Граф». 2012 г. ( тетрадь для каждого ученика)
На конец года: «Проверочные тестовые работы. 2 класс. Русский язык». Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова. Москва. «Вентана- Граф». 2011г. ( печатное пособие на каждого ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
Комментарии
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020