Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме:"Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Технологическая карта урока актуальна с введением ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_1_klass_18.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Технологическая карта урока 
Ф.И.О. Малышева Татьяна Сергеевна
Предмет: Русский язык
Класс: первый
Тип урока: урок закрепления знаний учащихся

Тема

 «Алфавит»

Цель

 Формировать умение распределять слова по алфавиту, формировать навыки каллиграфического письма, способствовать орфографической зоркости .

Задачи

Образовательные: формировать умения располагать слова в алфавитном порядке.
Развивающие:

а)регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

б)коммуникативные: речевая деятельность навыки взаимопонимания и сотрудничества.

в)познавательные: работа с информацией.
Воспитательные: прививать чувство товарищества, взаимовыручки.

УУД

  1. ЛичностныеУУД:  позитивно участвуют в коллективной работе, умеют входить в коммуникацию с учителем и друг с другом, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения
  2.  Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
  3.  Коммуникативные УУД: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованими речевого этикета.
  4. Познавательные УУД: способствовать обобщению знаний об изученных буквах алфавита.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся: правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке; получат возможность научиться: объяснять , как появилось в русском языке слово азбука.

Личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
Метапредметные:

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в художественном тексте (стихотворении) и алфавите; логические – сравнивают алфавит с буквами, которые описываются в стихотворении.

Коммуникативные учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; распределяют роли и очередность действий при работе в паре.

Основные понятия

 Алфавит, слова с непроверяемым написанием

Межпредметные связи

 Связь с литературным чтением

Ресурсы:

  1.  Основные

  1.  Дополнительные

 Таблица «Алфавит»

Презентация.

Буквы алфавита для рефлексии.

Музыкальное сопровождение физкультминутки

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 Технология личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода.

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников 

Деятельность
учителя 

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время: 2 мин

 Проверка готовности к уроку, правила посадки .

 Включение в деловой ритм.

-Ребята, рассмотрите цветы, которые изображены на открытках. Что вспоминаете вы, глядя на них? Что вам хочется рассказать об этих цветах? Чем похожи они на людей?

-Яркие и нежные, все они таят в себе красоту природы и очень напоминают красоту глаз. Слов, движений, поступков.

-Вы так же, как эти цветы, дарите мне при встрече прекрасное настроение и наполняете моё сердце любовью. Я надеюсь, что и работать мы будем на уроке дружно, уважая и любя русский язык.

 

 

 Регулятивные УУД: пошаговый контроль своих действий.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Время: 2 мин

 Между «л» и «н» расположена буква «м»

-После буквы «р» стоит буква «с»

- Не всегда легко.

 

-Легко ли отвечать на такие вопросы?

 -Назовите букву, которая находится между «л» и «н».

-Какая буква находится после «р»?

-Назовите букву, которая находится перед «э»?

 

 

 

Постановка учебной задачи Время: 2 мин.

- Знание порядка расстановки букв алфавита .Где можно использовать алфавит в жизни?

 

-Послушайте стихотворение:

- Сегодня на уроке мы повторим русский алфавит и научимся распределять слова по алфавиту.

 -Какое знание нам поможет, чтобы быстро и правильно отвечать на вопросы?

 

 Коммуникативные УУД: ставят перед собой цель на уроке.

Формирование навыков каллиграфического письма.
 
Время:5 мин.

 

 

- Имена , фамилии, отчества людей пишутся с заглавной буквы. 

Запись учащимися заглавных букв в тетрадь

-Лена, Аня, Маша, Ярослав

Учащиеся записывают имена в тетрадь, подчеркивают простым

карандашом заглавные буквы

 -Найдите одинаковые элементы заглавных букв Л,А,М,Я.

-С какой буквы пишутся имена людей?

 

 

-Восстановите буквы

-Назовите недостающие элементы букв.

 -Проведите графический анализ заглавных букв А и Я.

-Запишите эти заглавные буквы в тетрадь.

 

-Назовите имена людей, начинающиеся с заглавных букв Л,А,М,Я

-Запишите слова Мила, Яков в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.

-Запишите эти строчные буквы каллиграфически правильно.

 

 

 

 

Работа над словами с непроверяемым написанием
Время: 5 мин.

 

 

- Это словарные слова.

Уч…ник, б…рёза, ру…кий, …зык, д…рога, кла…, г…род, г…зета.

  -Мы уже знаем правописание нескольких слов с непроверяемым написанием.

-Какие это слова?

-Распределите слова с непроверяемым написанием по алфавиту.

- Как вы думаете, как распределяются слова, которые начинаются с одной и той же буквы?

-Какое слово будет записано первым – город или газета?Почему?

-Проверьте свою работу.

-Какое слово в этой группе может быть «лишним»? Почему?

-Назовите.

-В этой группе есть два слова, которые начинаются с одной буквы.

-Запишите слова с непроверяемым написанием в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.

-Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

 

 Познавательные УУД: правильно называть буквы русского алфавита, объяснять необходимость существования алфавита.

Закрепление знаний учащихся  
Время:

Работа над фразеологизмом

- Находим объяснение  словаре, правило в учебнике.

Чтение детьми алфавита, правильно называя каждую букву.

-Где  можно использовать в жизненных ситуациях?

-ъ, ь.

Я- последняя буква в алфавите.

-От «А» до «Я» означает учесть всё необходимое: от начала до конца».

 -Как вы поступаете, если встречаете незнакомое слово или что-то непонятное в задании?

-Работать будем в учебнике

-Прочитайте название каждой буквы алфавита по установленному порядку

-Что вы хотели бы узнать новое об алфавите?

- Сколько букв в алфавите?

- Сколько гласных? согласных?

-Какие буквы обозначают гласные звуки?

-Назовите буквы, которые обозначают два звука.

-Какие буквы имеют в своём названии два слова?

-Назовите буквы, которые звуков не обозначают.

-Какие буквы не могут стоять в начале слова?

-Почему гласных звуков меньше, чем гласных букв?

-Для чего служат твёрдый и мягкий знак?

-Найдите и подчеркните мягкие согласные звуки в пословице.

-Как объясните смысл фразеологического оборота: « От А до Я»?

 

 

-Прочитайте пословицу.

-Найдите и подчеркните мягкие согласные звуки в пословице.

 Предметные УУД: правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите.

 Коммуникативные УУД: приводить примеры использования алфавита в своей учебной и жизненной практике.

Закрепление изученного материала 

Время: 14 мин.
Этапы:

1.Работа в парах

2.Распределение слов в алфавитном порядке по группам:

 

Учащиеся расставляют названия игрушек в алфавитном порядке

Работа в тетрадях

Работа в тетрадях

Учащиеся

 3 группы строятся со своими буквами в алфавитном порядке

Активист группы защищает работу своей группы.

А теперь будем пользоваться алфавитом на практике и расставлять слова   по порядку

-Запишите самостоятельно названия птиц, животных, начинающиеся на букву к

-Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте

-Учитель раздает буквы алфавита .

-Проверим, как вы выполнили задания по группам. Начнем с 3группы.

-Молодцы, ребята!

-Расставьте названия игрушек по алфавиту.

Кукла , мяч, барабан, ёжик, обруч, зайка, автомобиль, мишка, автобус, пазлы.

1 группа: игра «Кто больше?»

2 группа:задача-игра

3 группа: игра «Каждой букве – свое место»

Коммуникативные УУД: договариваться об очередности действий при работе в группах, парах

Личностные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.

Физкультминутка
Время: 2 мин.

Ученики выполняют движения, согласуя со словами

 Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой – раз, левой – раз,

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее!

Застучали наши ножки – Громче и быстрее!

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

 

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке..

Закрепление изученного материала 

Время: 10 мин.

Б.В.Заходер «Винни –Пух и все-все-все»

С.Я.Маршак «Кошкин дом»

К.И.Чуковский «Мойдодыр»

С.В.Михалков «Дядя Степа»

А.Л.Барто «Про ленивого Федота»

-Послушайте отрывки из произведений детских писателей и поэтов.

Вот горшок пустой,

Он предмет простой,

Он никуда не денется,

И потому горшок пустой,

И потому горшок пустой,

Гораздо выше ценится!

Скажи ты нашей тетке:

Мы круглые сиротки,

Изба у нас без крыши,

А пол прогрызли мыши,

А ветер дует в щели,

А хлеб давно мы съели…

Скажи своей хозяйке!

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки,и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали отгрязнули

И чулки и башмаки.

Потому что всех быстрее,

Без особенных трудов

Он снимал ребятам змея

С телеграфных проводов.

И того, кто ростом мал,

На параде поднимал,

Потому что вседолжны

Видеть армию страны.

У него одна работа –

Он с утра скорейв гамак.

Мы узналипро Федота

И решили так:

Подлетим к нему вдвоем

И лентяя заклюём.

-Представьте себе, что вы работаете в библиотеке , и ваша задача – расставить книги этих писателей в алфавитном порядке

- Как вы думаете, для чего необходимо это делать?

-С какой буквы пишутся имена и фамилии людей?

-Проверьте свою работу.

- Отгадайте зашифрованное слово из учебника

-Составьте предложение со словом «лиса»

-Кто автор этих строк?

-Как называется произведение?

-

Запишите фамилии детских писателей и поэтов по алфавиту.

Подчеркните заглавные буквы.

-Запишите слово «лиса» в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций.

Рефлексия
Время: 3 мин

 

-Я научился правильно называть буквы русского алфавита.

-Я запомнил как расставить слова, если первые две буквы одинаковые.

-Как распределяются по алфавиту слова, начинающиеся с одной буквы?

-Оцените свою работу.

Если комфортно было на уроке и тему урок вы поняли, заштрихуйте целую букву. Если требовалась помощь учителя, соседа по парте, заштрихуйте половину буквы «Я».

-Что произвело на вас особое впечатление?

-Считаете ли вы сведения , полученные на уроке ценными для вас?

Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Презентация к уроку русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

Это второй урок по данной теме. Цель: формирование практических навыков пользования алфавитом....

технологическая карта к уроку русского языка 4 класс УМК "Гармония" по теме"Проверяе м знания, совершенствуем умения"

к уроку русского языка. 1 урок по теме"Проверяем знания, совершенствуем умения"...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

технологическая карта к уроку русского языка 3 класс по теме "Имя существительное"

Технологическая карта к уроку русского языка 3 класс по теме "Имя существительное" с использованием интерактивных карточек сайта Учи.ру...

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...