«Три склонения имён существительных» конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Горяйнова Лидия Петровна

 «Три склонения имён существительных» Конспект урока русского языка в 3«А» классе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -sklonenie_sushchestvitelnyh-3kl.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»



села Красногвардейского



Ставропольского края

















Урок



русского языка



в 3«А» классе.



Тема: «Три склонения имён существительных»













Учитель: Горяйнова Лидия Петровна












Цели:

-закрепить  знания   детей   о   зависимости  склонения  имён существительных  от  их  рода  и   окончания;

-совершенствовать  умения   определять  склонения   имен  существительных,

стоящих   в   косвенных  падежах;

-развивать  навыки  логических  операций: выделение  существенных  признаков, обобщение, классификация;

-развивать  орфографическую  зоркость  и   речь  учащихся;

-воспитывать  нравственные  качества: доброту, отзывчивость.

Предметные задачи:

создать условия для развития у учащихся:

- находить начальную форму имени существительного;

- определять грамматические признаки имён существительных –род, число, падеж, склонение.

Метапредметные задачи:

 создать условия для развития у учащихся:

- интереса к познанию русского языка ( личностные УУД);

- коммуникативных навыков: договариваться, приходить к общему мнению ( при работе в паре,  в группе);

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ( регулятивные УУД);

- умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать (познавательные УУД).

Оборудование:

-компьютерная  презентация;

-учебник  «Русский  язык»  для  3  кл.  (авт. А.В.Полякова);

-карточки  со  словарными  словами;

-карточки  со  словами  для  игры

-карточки  со  словами  для  составления  предложения.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез и анализ.

Ход   урока

Организационный  момент.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный –

                                Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Актуализация   знаний: 

Слайд 2.

мякоть

ягода

аромат

арбуз

картофель

капуста

морковь

Учитель:  Скажите,  что  объединяет  данные  слова ?

Дети:  Это  все  имена  существительные  с  безударными  непроверяемыми   гласными.

-А  ещё  они  относятся  к  теме  «Растения».

Учитель :  Разделите  данные  слова  на  две  группы.

Какие  группы  вы  выделили?

Дети:  Это  двухсложные  слова  и  трёхсложные:

Слайд 3.

мякоть                                                ягода

арбуз                                                        аромат

морковь                                                картофель

                                                        капуста

Учитель:  По  какому  признаку  можно  ещё  разбить   на  группы  данные  слова?

Дети:  Можно   разбить  на  3  группы  по  склонениям.

Учитель:  Вы  догадались   какая  тема   будет  у  нас  сегодня  на  уроке?

Слайд 4-5

Дети:  Мы  будем   определять  склонение  имён  существительных.

Работа  по  теме  урока

Учитель:  Как  определить  склонение  существительных?

Дети:  Определить  род  и  окончание  существительных.

- К  1-му  склонению  относятся  существительные   женского  и  мужского  рода  с  окончаниями  в  И.п.     –а,  -я(зима,  земля,  дядя)

      -  Ко  2-му  склонению  относятся   существительные   мужского  рода  с  нулевым  окончанием  в  именительном  падеже  и  среднего  рода  с  окончаниями   -о,  -е  в   именительном  падеже  (завод,  уголь,  воробей,  озеро,  море)

    -  К  3-му  склонению  относятся  существительные  женского  рода  с  нулевым  окончанием  в  именительном  падеже  и  с  мягким  знаком  на  конце (лошадь,  ночь, ель )

Учитель:  Карточками  с  цифрами  покажите  склонение  каждого  существительного.

-А  теперь,  повторив  правила,  давайте  поиграем   в  игру  «Найди  лиш-

нее  слово»

/Учитель  показывает  набранные  на  компьютере  слова/

Работа  в  группах /Слайд 6/

дядя                                отряд                                        рожь

яблоня                        чай                                        конь

луг                                море                                        мышь

лужайка                        степь                                        ель

Учитель:  Каждой  группе  нужно  найти  лишнее  слово  в  своём  столбике

и   доказать  ,  почему  оно  лишнее.

Дети:  -В  первом  столбике   лишнее  слово  луг,  так  как  оно  мужского  рода, 2-го  склонения , а  все  остальные  слова  относятся  к  1-му  склонению.

-  Во  втором  столбике  лишним  является  слово  степь,  так  как  оно  3-го   склонения,  а  остальные  слова  2-го  склонения.

-В  третьем  столбике  лишнее  слово  конь, так  как  оно  мужского  рода  с  нулевым  окончанием  2-го  склонения , а  остальные  слова  женского  рода  3-го  склонения.

Работа  в  паре

Учитель :  А  теперь  усложним  задание. У  вас  на  парте  конверты ,  в  которых  находятся карточки  со   словами. Вам  нужно  составить   предложение   из  этих  слов.

/укрыл, ковром , снег,  пушистым,  землю,  белым /Слайд 7/

Дети:  Можно  составить  такое  предложение:  Снег  укрыл  землю  белым  пушистым  ковром. /Слайд 8/

Учитель:  Запишите  предложение  и  подчеркните  все  известные  орфограммы .

/Дети  объясняют./

Учитель:  Укажите  грамматическую  основу  предложения, части  речи.

Назовите  имена  существительные, определите  склонение.

Дети:  Существительное   снег    именительного  падежа, мужского  рода,

2-го  склонения.

Учитель:  А  как  определить  склонение  существительных , стоящих  в  косвенных  падежах?

Дети:  Нужно  эти  существительные   поставить  в  именительный  падеж , а  затем   определить  склонение. Землю  -  в  именительном  падеже – земля,  

женского  рода  с  окончанием  -я, 1-го   склонения.

-Ковром- в  именительном  падеже – ковёр, существительное  мужского  рода   с  нулевым  окончанием,  2-го  склонения.

Физкультминутка

Письмо  по  памяти   /Слайд 9/

……Ветка    белых   роз

      В  окно  мне  дышит  ароматом.

                                А.Блок.

Учитель:  Назовите  метафоры. Объясните  все  известные  орфограммы.

/Дети  отвечают, хором  учат  наизусть./

Учитель: Напишите  по  памяти.

/Самопроверка  и  взаимопроверка/

Учитель:  Назовите  имена  существительные  и  определите  их  склонение.

/Дети  на  карточках  с  цифрами  показывают  склонение  и  доказывают  

своё  мнение/

Работа  с  учебником.

Учитель:  Откройте  учебник  на  странице  19(часть вторая) ,упражнение298.

Самостоятельно  спишите , вставляя  пропущенные  буквы,  два  первых  предложения.  Подчеркните  существительные  в  начальной  форме/в  именительном  падеже/, определите  склонение.

Определите  склонение  существительного  в  косвенном   падеже .

        В  поле  ст..ит  б..рёза ,  трепещет  на  в..тру  з..лёными  л..сточками.  Бе-

рёзовая  роща  в..сной  звенит  от  птичьих  песен.

Рефлексия.

Домашнее  задание

Учитель:  Спишите  третье  предложение  из  упр.298  на  стр.19 , вставляя  пропущенные  буквы.  Определите  склонение  существительных.

Итог  урока

-Как  определить  склонение  имён  существительных?

-Как  вы  думаете,  для  чего  нужно  уметь  определять  их  склонение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...

Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.

Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен   сущес...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»

Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...