«Три склонения имён существительных» конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
«Три склонения имён существительных» Конспект урока русского языка в 3«А» классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-sklonenie_sushchestvitelnyh-3kl.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»
села Красногвардейского
Ставропольского края
Урок
русского языка
в 3«А» классе.
Тема: «Три склонения имён существительных»
Учитель: Горяйнова Лидия Петровна
Цели:
-закрепить знания детей о зависимости склонения имён существительных от их рода и окончания;
-совершенствовать умения определять склонения имен существительных,
стоящих в косвенных падежах;
-развивать навыки логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация;
-развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;
-воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.
Предметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
- находить начальную форму имени существительного;
- определять грамматические признаки имён существительных –род, число, падеж, склонение.
Метапредметные задачи:
создать условия для развития у учащихся:
- интереса к познанию русского языка ( личностные УУД);
- коммуникативных навыков: договариваться, приходить к общему мнению ( при работе в паре, в группе);
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ( регулятивные УУД);
- умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать (познавательные УУД).
Оборудование:
-компьютерная презентация;
-учебник «Русский язык» для 3 кл. (авт. А.В.Полякова);
-карточки со словарными словами;
-карточки со словами для игры
-карточки со словами для составления предложения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.
Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез и анализ.
Ход урока
Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
Актуализация знаний:
Слайд 2.
мякоть
ягода
аромат
арбуз
картофель
капуста
морковь
Учитель: Скажите, что объединяет данные слова ?
Дети: Это все имена существительные с безударными непроверяемыми гласными.
-А ещё они относятся к теме «Растения».
Учитель : Разделите данные слова на две группы.
Какие группы вы выделили?
Дети: Это двухсложные слова и трёхсложные:
Слайд 3.
мякоть ягода
арбуз аромат
морковь картофель
капуста
Учитель: По какому признаку можно ещё разбить на группы данные слова?
Дети: Можно разбить на 3 группы по склонениям.
Учитель: Вы догадались какая тема будет у нас сегодня на уроке?
Слайд 4-5
Дети: Мы будем определять склонение имён существительных.
Работа по теме урока
Учитель: Как определить склонение существительных?
Дети: Определить род и окончание существительных.
- К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями в И.п. –а, -я(зима, земля, дядя)
- Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже (завод, уголь, воробей, озеро, море)
- К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и с мягким знаком на конце (лошадь, ночь, ель )
Учитель: Карточками с цифрами покажите склонение каждого существительного.
-А теперь, повторив правила, давайте поиграем в игру «Найди лиш-
нее слово»
/Учитель показывает набранные на компьютере слова/
Работа в группах /Слайд 6/
дядя отряд рожь
яблоня чай конь
луг море мышь
лужайка степь ель
Учитель: Каждой группе нужно найти лишнее слово в своём столбике
и доказать , почему оно лишнее.
Дети: -В первом столбике лишнее слово луг, так как оно мужского рода, 2-го склонения , а все остальные слова относятся к 1-му склонению.
- Во втором столбике лишним является слово степь, так как оно 3-го склонения, а остальные слова 2-го склонения.
-В третьем столбике лишнее слово конь, так как оно мужского рода с нулевым окончанием 2-го склонения , а остальные слова женского рода 3-го склонения.
Работа в паре
Учитель : А теперь усложним задание. У вас на парте конверты , в которых находятся карточки со словами. Вам нужно составить предложение из этих слов.
/укрыл, ковром , снег, пушистым, землю, белым /Слайд 7/
Дети: Можно составить такое предложение: Снег укрыл землю белым пушистым ковром. /Слайд 8/
Учитель: Запишите предложение и подчеркните все известные орфограммы .
/Дети объясняют./
Учитель: Укажите грамматическую основу предложения, части речи.
Назовите имена существительные, определите склонение.
Дети: Существительное снег именительного падежа, мужского рода,
2-го склонения.
Учитель: А как определить склонение существительных , стоящих в косвенных падежах?
Дети: Нужно эти существительные поставить в именительный падеж , а затем определить склонение. Землю - в именительном падеже – земля,
женского рода с окончанием -я, 1-го склонения.
-Ковром- в именительном падеже – ковёр, существительное мужского рода с нулевым окончанием, 2-го склонения.
Физкультминутка
Письмо по памяти /Слайд 9/
……Ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
А.Блок.
Учитель: Назовите метафоры. Объясните все известные орфограммы.
/Дети отвечают, хором учат наизусть./
Учитель: Напишите по памяти.
/Самопроверка и взаимопроверка/
Учитель: Назовите имена существительные и определите их склонение.
/Дети на карточках с цифрами показывают склонение и доказывают
своё мнение/
Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на странице 19(часть вторая) ,упражнение298.
Самостоятельно спишите , вставляя пропущенные буквы, два первых предложения. Подчеркните существительные в начальной форме/в именительном падеже/, определите склонение.
Определите склонение существительного в косвенном падеже .
В поле ст..ит б..рёза , трепещет на в..тру з..лёными л..сточками. Бе-
рёзовая роща в..сной звенит от птичьих песен.
Рефлексия.
Домашнее задание
Учитель: Спишите третье предложение из упр.298 на стр.19 , вставляя пропущенные буквы. Определите склонение существительных.
Итог урока
-Как определить склонение имён существительных?
-Как вы думаете, для чего нужно уметь определять их склонение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...
Конспект урока Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.
Предмет: Русский языкКласс: 4Тема урока: Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных в единственном числе.Цели урока: Дать понятие о трех склонениях имен сущес...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»
Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя: познакомит...