Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_na_osnove_zucheniya_predmetov.rar | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
2 класс
Пояснительная записка
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Основными задачами во 2 классе являются:
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
ПРОГРАММА
2 класс
(1 ч в неделю)
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
Развитие устной речи на основе изучения
предметов и явлений окружающей действительности (34ч)
1 четверть- 8часов
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во час. | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | дата | |
по плану | фактически | ||||||
1 | Сезонные изменения в природе | 1 | обобщения и систематизации знаний | упражнения, беседа | Картина «Лето», | 4.09 | |
2 | Экскурсия «изменения в природе» | 1 | комбинированный | упражнения, рассказ, работа с учебником | предметные и сюжетные картинки об осени, карточки- символы, учебник | 11.09 | |
3 | Практическая работа «Сбор семян» | 1 | урок-экскурсия. | экскурсия, рассказ, объяснение | 18.09 | ||
4 | Погода (ясно, пасмурно, снег, дождь) | 1 | урок-экскурсия. | экскурсия, упражнение | учебник, методичка. | 25.09 | |
5 | Погода каждый день | 1 | обобщения и систематизации знаний | упражнение, объяснения, рассказ | картинки | 2.10 | |
6 | Изменения в природе жизни растений и животных | 1 | закрепления знаний | упражнения, рассказ, | предметные и сюжетные картинки об осени, | 9.10 | |
7 | Уточнение и расширение представлений об изменениях в природе осенью. «Сезонные изменения в природе» | 1 | урок-экскурсия. | экскурсия, беседа | «осколочные» картинки, учебник, методичка | 16.10 | |
8 | Экскурсия во двор школы | 1 | обобщения и систематизации знаний | Беседа, рассказ | картина «В школе» | 23.10 |
2 четверть- 7часов
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во час | Тип урока | Формы работы на уроке | Информационное сопровождение | дата | |
По плану | фактически | ||||||
1 | Отлёт птиц | 1 | закрепления знаний | Ролевая игра, упражнение | Серия сюжетных картинок «Птицы» | 13.11 | |
2 | Изменения в природе в зимние месяцы (холод, снег) | 1 | изучения нового материала | Беседа, упражнение, описание | Картинки, загадки | 20.11 | |
3 | Изменения в природе в зимние месяцы (гололедица, снег) | 1 | Закрепление материала | рассказ, беседа, упражнение | Предметные картинки | 27.11 | |
4 | «В гости к зиме» | 1 | Урок-экскурсия. | Экскурсия, беседа | 4.12 | ||
5 | Беда на льду | 1 | изучения нового материала | Демонстрация, беседа | картинки | 11.12 | |
6 | Меры безопасности в зимнее время года | 1 | закрепления знаний | дидактическая игра, рассказ- описание | картинки | 18.12 | |
7 | «Растения и животные зимой» | 1 | Урок-экскурсия. | Экскурсия, беседа | Термометр, линейка, корм для птиц | 25.12 |
3 четверть- 10 часов
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во час | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | дата | |
По плану | фактически | ||||||
1 | Школа, пришкольный участок | 1 | обобщения и систематизации знаний | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Зимние забавы детей» | Сюжетные картинки, серия картинок | 15.01 | |
2 | «Классы и кабинеты в школе» | 1 | Комбинированный. экскурсия | беседа, рассказ- описание | иллюстрации | 22.01 | |
3 | Дом, квартира. Домашний адрес | 1 | комбинированный | упражнение, рассказ | картинки | 29.01 | |
4 | Дорога в школу и домой | 1 | комбинированный | практическая работа | Модель светофора. Знаки: «Осторожно дети!», «Стоянка автобуса» | 5.02 | |
5 | Семья | 1 | комбинированный | рассказ | предметные картинки | 12.02 | |
6 | Одежда для дома | 1 | комбинированный | практическая работа | тряпочки для обуви, щётка для обуви | 19.02 | |
7 | Одежда для мальчиков и девочек | 1 | обобщения и систематизации знаний | упражнение, рассказ по картинному плану | предметные картинки картинки части тела зайца | 26.02 | |
8 | Уход за одеждой и обувью | 1 | обобщения и систематизации знаний, практическая работа | упражнение, рассказ по картинному плану | предметные картинки | 5.03 | |
9 | Посадка лука в ящики | 1 | практическая работа | Картинки, лейка палочка для рыхления | 12.03 | ||
10 | Овощи и фрукты. Сравнение | 1 | обобщения и систематизации знаний | беседа | Муляжи | 19.03 |
4 четверть- 9 часов
№ | Название раздела, темы урока | Кол-во час. | Тип урока | Форма урока | Информационное сопровождение | дата | |
По плану | фактически | ||||||
1 | Расширение представлений об изменениях в природе и их причинах «Сезонные изменения в природе весной» | 1 | Урок-экскурсия. | экскурсия | учебник, картинки | 2.04 | |
2 | Раннецветущие растения: медуница, мать- и- мачеха. Закрепление и расширение представлений о приметах весны | 1 | обобщения и систематизации знаний | беседа, рассказ | картинки с признаками весны, предметные картинки с раннецветущими цветами | 9.04 | |
3 | Птицы: ворона. Уточнение и расширение представлений о повадках и привычках птиц | 1 | комбинированный | упражнение, рассказ | картинки птиц, вороны | 16.04 | |
4 | Птицы: воробей. Уточнение представлений о птицах на основе знакомства с воробьём | 1 | комбинированный | упражнение, рассказ | картинки птиц, воробья | 23.04 | |
5 | Насекомые: жук. Знакомство с майским жуком | 1 | комбинированный | наблюдение, беседа | картинки насекомых, майского жука, схемы- символы | 30.04 | |
6 | Насекомые: бабочка. Закрепление представлений о строении и поведении насекомых | 1 | комбинированный | рассказ, демонстрация, упражнение | картинки бабочек, сюжетная картинка «Летний луг» | 7.05 | |
7 | Систематизация знаний о птицах и насекомых, их различие | 1 | закрепления знаний | дидактическая игра | предметные картинки, схемы- символы | 14.05 | |
8 | Охрана здоровья. Гигиена тела. Волосы, кожа и их гигиена: стрижка, мытьё, расчесывание | 1 | изучения нового материала | практическая работа, чтение сказки «Мойдодыр» К.Чуковского | расческа, ножницы, мочалка, предметные картинки со средствами гигиены | 21.05 | |
9 | Итоговый урок «Здравствуй лето!» | 1 | закрепления знаний | устный журнал | иллюстрации, картинки, запись музыки П.И.Чайковского «Времена года»; | 28.05 |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».М.: Вако, 2004
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
- Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.
- Худенко Е.Д., Терехова И.А.«Знакомство с окружающим миром». 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Издательство АРКТИ Москва 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...
Рабочая программа по предмету:"Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности",3 класс
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 3 класса, 8 вида....
Тематическое планирование по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, 4 класс (индивидуальные занятия по специальной (коррекционной) программе VIII вида).
Данный материал разработан для индивидуального обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида. 1 час в неделю....
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.
Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...
Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.
Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...
Конспект для урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Тема: «Одежда. Виды одежды» 3 СКК VIII вида
Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- познакомить обучающихся с одеждой, её видами;- формировать у обучающихся умение распределять одежду по сезонам;-позна...