Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа курса
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
для 3 класса учащихся
специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) составлена на основе "Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой." Содержит пояснительную записку, задачи и способы коррекционной работы с обучающимися, учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование, основные требования к знаниям и умениям учащихся,список литературы и наглядных пособий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_3_klass_8_vid.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Судиславская основная общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района Костромской области
«Рассмотрена» Руководитель ШМО учителей начальных классов _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________200_г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Судиславская ООШ _____________/Смирнова И.Ф./ «__»____________200___г. | «Утверждаю» Директор МОУ Судиславская ООШ _____________/Дейтер В.М./ Приказ № ___ от «__»__________200_г. |
Рабочая программа
Кукушкиной Ольги Викторовны,
педагога высшей квалификационной категории
коррекционной подготовки по курсу
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
для 3 класса учащихся
специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
2011-2012 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
составлена на основе Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2006.), допущенной Министерством образования РФ
Программа адресована учащимся 3 класса МОУ Судиславская основная общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области, имеющим рекомендации МПК «Обучение в специальных коррекционных классах 8 вида».
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Цель коррекционных занятий в 3 классе: обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Задачи коррекционных занятий:
-Привлекать учащихся к участию в беседе.
-Добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
- Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
-Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
- Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Формы работы на коррекционных занятиях: беседы, экскурсии, опыты, практические работы.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
Программа по курсу Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) под ред. Воронковой В.В. рассчитана в 3 классе - на 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год
3. Основное содержание тем:
Сезонные изменения в природе. Улица, на которой расположена школа. Транспорт. Посуда. Мебель. Одежда. Обувь. Овощи. Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Ягоды. Деревья. Растения на клумбах. Комнатные растения. Раннецветущие растения. Растение. Обобщение. Домашние животные. Дикие животные. Птицы. Домашние птицы. Насекомые. Животные. Обобщение. Охрана здоровья. Повторение.
4. Учебно-тематическое планирование
№ раздела | тема | Количество часов | Из них экскурсий | Из них практических занятий |
1 | Сезонные изменения в природе. | 12 | 2 | 5 |
2 | Улица, транспорт | 8 | 2 | 2 |
3 | Бытовые предметы | 11 | - | 4 |
4 | Растения | 19 | - | 8 |
5 | Животные | 9 | 2 | 1 |
6 | Охрана здоровья | 7 | - | 2 |
7 | Повторение | 2 | - | 1 |
Итого за год | 68 | 6 | 23 |
5. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Изучаемая тема | Тема урока | Количество часов | Дата | Основные понятия |
1 | 1.Сезонные изменения в природе. | Погода | 1 | 5.09 | Ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег |
2 | Признаки лета | 1 | 8.09 | Солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов | |
3 | Признаки осени | 1 | 12.09 | Пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. | |
4 | Экскурсия в осенний парк | 1 | 15.09 | Деревья, лес, парк, живая и неживая природа | |
5-6 | Сезонная работа на огороде, в саду. Практическое занятие | 2 | 19.09 22.09 | Сад, огород, инструменты. Правила техники безопасности при работе на огороде | |
7-8 | Детские игры летом и осенью Практическое занятие. | 2 | 26.09 29.09 | Игры и развлечения детей | |
9 | 2.Улица, транспорт | Экскурсия Улица, на которой расположена школа. | 1 | 3.10 | Улица, название улицы, жители, соседи. |
10 | Дома, тротуары, мостовая, скверы. | 1 | 6.10 | Дома, тротуары, мостовая, скверы. | |
11 | Обозначение названий улиц и номеров домов. Экскурсия. | 1 | 10.10 | Номер дома, табличка, четные и нечетные номера домов. | |
12 | Школьный и домашний адрес | 1 | 13.10 | Адрес, почта, почтальон, письмо, конверт | |
13 | Практическое занятие «Адрес на конверте» | 1 | 17.10 | Адрес, почта, почтальон, письмо, конверт | |
14 | Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. | 1 | 20.10 | Виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус. Различие видов транспорта. | |
15 | Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход». | 1 | 24.10 | Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход | |
16 | Практическое занятие по переходу улицы по пешеходному переходу | 1 | 27.10 | Светофор, сигналы светофора, пешеходный переход | |
17 | 3.Бытовые предметы | Посуда: чашка, стакан, кружка, Различение. | 1 | 31.10 | Чашка, стакан, кружка, Различение и назначение |
18 | Посуда: тарелка, блюдце, миска. Различение. | 1 | 10.11 | Тарелка, блюдце, миска. Различение и назначение | |
19 | Практическое занятие. Уход за посудой (мытье, хранение). | 1 | 14.11 | Уход за посудой (мытье, хранение). | |
20 | Мебель. Стол, стул, диван, Назначение. | 1 | 17.11 | Стол, стул, диван, Назначение. | |
21 | Мебель: кровать, кресло, шкаф. Назначение. | 1 | 21.11 | Кровать, кресло, шкаф. Назначение. | |
22 | Практическое занятие. Уход за мебелью | 1 | 24.11 | Протирание мебели сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати | |
23 | Одежда: шапка, шляпа, берет, шкаф. Назначение различных видов одежды. | 1 | 28.11 | Назначение и различение головных уборов | |
24 | Одежда: варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. | 1 | 1.12 | Назначение и различение одежды для рук и ног | |
25 | Практическое занятие. Уход за одеждой | 1 | 5.12 | Чистка одежды щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение | |
25 | Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. | 1 | 8.12 | Виды обуви для разных сезонов | |
27 | Практическое занятие. Уход за обувью | 1 | 12.12 | Мытье, просушивание, чистка щеткой обуви, использование кремов для обуви | |
28 | 4.Растения | Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы.. | 1 | 15.12 | Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. |
29 | Практическое занятие. Вкус овощей. | 1 | 19.12 | Кислый, сладкий. Горький. Соленый вкус | |
30 | Хранение овощей зимой. Употребление овощей в пищу. | 1 | 22.12 | Способы хранения овощей. Блюда из овощей. | |
31 | Закладка опыта «Проращивание семян гороха или бобов». | 1 | 26.12 | Опыт. Наблюдение за результатами опыта | |
32 | Бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. | 1 | 29.12 | Арбуз, дыня. Цвет, величина, форма, вкус, запах этих культур. | |
33 | Практическое занятие. Укладка на хранение семян арбуза, подсолнечника и дыни для подкормки птиц зимой. | 1 | 16.01 | Семена культур. Хранение. Подкормка птиц. | |
34 | Ягоды. | 1 | 19. 01 | Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды Отличие ягод. Виды ягод. | |
35 | Практическое занятие. Сравнение ягод окраске, форме, вкусу. | 1 | 23.01 | Окраска, вкус, форма ягод | |
36 | Деревья. | 1 | Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. | ||
37 | Части дерева | 1 | 26.01 | Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. | |
38 | Практическое занятие. Сравнение семян дуба, тополя по окраске, форме, размеру. | 1 | 30.01 | Форма, окраска, размер семян дуба, тополя | |
39 | Растения на клумбах. | 1 | 2.02 | Астры, бархатцы, ноготки или другие. | |
40 | Практическое занятие. Узнавание и называние цветущих растений | 1 | 6.02 | Гербарий. Внешние и отличительные признаки растений: запах, цвет, форма цветка и листьев. | |
41 | Практическое занятие. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки | 1 | 9.02 | Гербарий. Части растения: корень, стебель, листья, цветки | |
42 | Комнатные растения. Различение комнатных растений | 1 | 13.02 | Традесканция, герань или другие. | |
43 | Практическое занятие. Уход за комнатными растениями | 1 | 16.02 | Мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе | |
44 | Раннецветущие растения. | 1 | 20.02 | Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие | |
45 | Практическое занятие. Наблюдения за появлением цветов комнатных растений. | 1 | 22.02 | Первоцветы | |
46 | Обобщающий урок по теме «Растения» | 1 | 27.02 | ||
47 | 1.Сезонные изменения в природе. | Экскурсия в зимний парк | 1 | 1.03 | Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели |
48 | 5. Животные | Домашние животные. | 1 | 5.03 | Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. |
49 | Дикие животные | 1 | 7.03 | Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют | |
50 | Птицы. | 1 | 12.03 | Снегирь, синица, грач, скворец. Польза, приносимая людям. | |
51 | Практическое занятие. Сравнение птиц Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. | 1 | 15.03 | Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Кормушка, корм, скворечник, синичник. Гнездо. | |
52 | Экскурсия. Птицы нашего парка. | 1 | 19.03 | Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности | |
53 | Домашние птицы. | 1 | 22.03 | Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. | |
54 | Насекомые. | 1 | 2.04 | Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут | |
55 | Животные. Обобщение. | 1 | 5.04 | Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду | |
56 | Экскурсия в весенний парк Признаки весны | 1 | 9.04 | Удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза | |
57 | 6. Охрана здоровья | Лицо, части лица. | 1 | 12.04 | Лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). |
58 | Глаза человека. | 1 | 16.04 | Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. | |
59 | Уши человека. | 1 | 19.04 | Ушами мы слышим. Как беречь уши. | |
60 | Нос человека. | 1 | 23.04 | Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. | |
61 | Практическое занятие. Как пользоваться носовым платком. | 1 | 26.04 | Носовой платок. Назначение. Использование. Уход за носовым платком. | |
62 | Рот. Губы, зубы, язык. | 1 | 30.04 | Назначение зубов, уход за зубами. | |
63 | Практическое занятие. Правила чистки полости рта зубной щеткой и пастой | 1 | 4.05 | Зубная щетка, зубная паста. Правила чистки полости рта. | |
64-65 | 1.Сезонные изменения в природе | Практическое занятие. Весенние работы на огороде | 2 | 7.05 11.05 | Перекопка почвы. Подготовка семян к посеву. Инструменты: лопата, грабли. |
66 | Сезонные изменения в природе. Экскурсия в весенний парк. | 1 | 14.05 | Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. | |
67 | 7. Повторение | Животные и растения. Практическое занятие «Узнай по описанию» | 1 | 21.05 | Животные, птицы, насекомые, цветы, деревья и др. |
68 | Охрана здоровья. Улица и правила поведения на улице в летний период. | 1 | 28.05 | Сохранение здоровья, закаливание. Правила дорожного движения |
6. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
ухаживать за одеждой и обувью;
поддерживать порядок в классе, и дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов;
выученные правила дорожного движения.
7. Список литературы и наглядных пособий:
- «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс 1—4 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
- Печатные пособия (таблицы): Грибы. Плоские фигуры. Цифры и счет. Транспорт. Одежда. Мое тело и пять чувств Детям о правилах дорожного движения. Многообразие животных. Кто это? Что это? Части растений. Многообразие растений
3. Демонстрационные таблицы по правилам дорожного движения
(Элементы улиц и дорог. Средства регулирования. Обход транспорта. Дорожные знаки. Пешеходные переходы. Переход улиц и дорог. На улицах города. За безопасность движения)
4. Демонстрационные таблицы по природоведению для 2 класса
(Зимние гости. Зимующие птицы. Перелетные птицы. Части растений. Растения зимой и весной. Деревья, кустарники, травы, грибы. Живая и не живая природа. Лето. Весна. Зима.
5.Альбом демонстрационных картин «Правила выращивания овощных, ягодных и цветочных культур»
6. Набор муляжей овощей
7. Набор муляжей фруктов
8.Гербарий учебный для начальной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Рабочая программа по предмету:"Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности",3 класс
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 3 класса, 8 вида....
Тематическое планирование по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, 4 класс (индивидуальные занятия по специальной (коррекционной) программе VIII вида).
Данный материал разработан для индивидуального обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида. 1 час в неделю....
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.
Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...
Методическая разработка по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе школа VIII вида.
Рабочая программа курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 4 класса составлена на основе Программы специальных (коррек...
Конспект для урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Тема: «Одежда. Виды одежды» 3 СКК VIII вида
Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;- познакомить обучающихся с одеждой, её видами;- формировать у обучающихся умение распределять одежду по сезонам;-позна...
Конспект открытого урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности "Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой"
Тема. Одежда. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).Цель: расширить представления обучающихся о видах одежды, ее назначении; учить у...