Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – «Кунгерская средняя общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО Заместитель Директор школы
____/Галиева С.М./ руководителя по УВР ____/Габидуллин Н.Г./
Протокол №1 от _____/Залалиева Р.Р. Приказ №54 от
27. 08 .2012 г. 27.08.2012 г. 28.08.2012 г.
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса
Составила: Фатихова Фарида Харисовна, учитель начальных классов высшей кв. категории на основе примерных программ УМК «Перспективная начальная школа»
2012-2013 учебный год
Русский язык
Систематический курс русского языка:
Авторы:М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская,
Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова
для УМК системы «Перспективная начальная школа»
Пояснительная записка
Данная Рабочая программа по русскому языку для 2 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
- Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);
- Учебный план МБОУ-Кунгерской СОШ
- Примерная авторская программа Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2011г. Курс рассчитан на 140 часов (4 часа в неделю0
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.1: 240 с) -Проект «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)
Цель курса — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических
задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- овладение способами орфографического действия;
- развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
- формирование учебной деятельности учащихся;
- формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
- усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис);
- Орфография и пунктуация;
- Лексикография.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
- Байкова, Т. А., Малаховская, О. В., Ерышева, Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига, 2012.
- Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 2 класс. - М.: Академкнига, 2012.
Учебно-методические пособия для учителя
- Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Программа по систематическому курсу русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Содержательные линии
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий, парный -непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика
Различение звуков и букв: буква как знак звука. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса,абзац.Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[1]
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
•сочетания жи— ши, ча— ща, чу — щув положении под ударением;
•сочетания чк— чн, чт, щн,
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (наограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ь и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имен существительных (кромесуществительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин );
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лицаединственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Планируемыерезультаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явление национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
- овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
* стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
* умение задавать вопросы;
* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
* умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
* умение работать с таблицами, схемами, моделями;
* умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
* умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей(математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
* вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,концептуальную;
* пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание курса «Русский язык»
2 класс (140 ч)
Фонетика и орфография (50ч.)
Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды- в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка— ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Правописание сочетаний чк, чн, нч.
Написание ы или и после ц в разных частях слова.
Написание частицы не со словами, называющими действия.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Написание разделительныхь и ъ.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Морфемика и словообразование (49ч.)
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.
Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.
Корень слова. Понятие о родственных словах.
Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.
Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Морфология и лексика (26 ч.)
Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).
Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.
Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).
Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.
Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.
Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.
Синтаксис и пунктуация (11ч.)
Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.
Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.
Понятие об обращении и способах его оформления на письме.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Словарь
Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).
Тематическое планирование (140 часов)
Чуракова Н.А. Русский язык [Текст]: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / Н.А. Чуракова. — Изд. 3-е испр. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Д/з | Дата проведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| План | Факт. |
Повторение материала 1 класса. Главное сокровище библиотеки Анишит-Йокоповны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Толковый словарь | 1 | Комбинированный
| Использование толковых и обратных словарей русского языка | Фронтальный опрос. Работа в парах. | Обучающиеся научатся: структуру построения учебника «Русский язык»; - основные словари русского языка.
Обучающиеся получат возможность научиться: - ориентироваться в странице «Содержание»; - выполнять практическую работу со словарями. | Тетрадь для самостоятельной работы №4 стр 4 | 3.09 |
|
2 | Обратный словарь.
| 1 |
| Использование орфографического и орфоэпического словарей русского языка |
|
| Найти в обратном словаре 10 рифмующих слов | 5.09 |
|
3 | Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно» | 1 |
| Использование этимологического словаря русского языка |
|
| Тетрадь ;8 стр7-8 | 6.09 |
|
4 | Словарь «Происхождение слов» Диктант «Осень»
| 1 |
| Проверка знаний за 1 класс, навыков каллиграфического письма |
| 7.09 |
|
|
|
5 | Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка. | 1 | Комбинированный | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Восприятие на слух и правильное произношение слов | Работа в парах | Обучающиеся научатся: значение звукобуквенной зарядки. Обучающиеся получат возможность научиться: - различать звуки; - выделять звуки в слове, давать им характеристику; - составлять звукобуквенную схему слова. | Тетрадь №9 стр 8-9 | 10.09 |
|
6 | Главные и неглавные слова в предложении Связь слов в предложении | 1 | Комбинир | Главные и второстепенные члены предложения (без введения термина) | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: понятие «основа предложения». Обучающиеся получат возможность научиться: -выделять основу предложения; - находить главное слово и зависимое; - ставить вопрос от главного слова к зависимому; - дополнять пр-е второстепенными членами, отвечающими на вопросы какая? как? на кого? когда? | Тетрадь №10 стр 9-10 | 12.09 |
|
7
| Главные и неглавные слова в предложении. Основа предложения | 1 | комбинированный | Главные и второстепенные члены предложения (без введения термина) | Фронтальный опрос. Работа в парах |
| №12 стр 11 тетрадь | 13.09 |
|
8 | Главные и неглавные слова в предложении. Изменяемая часть слова –окончание. | 1 |
| Выделение и определение значимых частей слова. Окончание | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -формировать умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме, задавать уточняющие вопросы. | Учебник задание на стр 24 | 14.09 |
|
9 | Главные и неглавные слова в предложении. Изменяемая часть слова –окончание. | 1 |
| Выделение и определение значимых частей слова. Окончание Познакомить с окончаниями слов-названий | предметов. |
| Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -формировать проявление интереса к учебному предмету, к способам решения новой задачи, умение преодолевать трудности.
| Тетрадь №11 стр 10 | 17.09 |
|
10 | К/списывание № 1 « В лесу» Повторение изученного | 1 | контроль |
|
| Обучающиеся научатся:
| карточка | 19.09 |
|
Морфология и словообразование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 | Работа над ошибками. Окончание слов-названий предметов | 1 | Комбинированный | Выделение и определение значимых частей слова. Окончание
| Фронтальный опрос | Обучающиеся научатся: -Находить роль окончания слов в русском языке. Обучающиеся получат возможность научиться: - изменять форму слова; - выделять в слове окончание | Тетрадь № 14 стр 12 | 20.09 |
|
12 | Что такое слово-сочетание | 1 |
| Различение слова, ссч и предложения | Фронтальный опрос. Работа в парах. | Обучающиеся научатся: понятие «ссч». Обучающиеся получат возможность научиться: - находить в составе пр-я все ссч; -различать ссч и основу пр-я; - работать с толковым словарём. | Тетрадь №15 стр13 | 21.09 |
|
13 | Основа слова и его окончание | 1 |
| Выделение и определение значимых частей слова. Окончание | Работа в парах | Обучающиеся научатся: понятие «основа слова». Обучающиеся получат возможность научиться: -выделять в слове окончание в словах-предметах мужского, женского и среднего рода; -указать основу слова |
| 24.09 |
|
14 | Различение слова, словосочетания и предложения. | 1 |
| Формировать умение различать основу предложения и словосо- четаний, входящих в его состав | Работа в парах |
|
| 26.09 |
|
15 | Проверочный диктант . | 1 | контроль |
|
| Обучающиеся получат возможность научиться:
|
| 27.09 |
|
16 | Основа слова и его окончание. Нулевое окончание | 1 | Комбинированный | Выделение и определение значимых частей слова. Окончание | Взаимоконтроль | Обучающиеся научатся: понятие «нулевое окончание». Обучающиеся получат возможность научиться: -выделять в слове окончание и основу слова | Учебник №39 стр 39 | 28.09 |
|
17 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний | 1 |
|
| Нахождение окончания и основы слова. Фронтальный опрос | Обучающиеся научатся: слова, которые не имеют окончаний. Обучающиеся получат возможность научиться: -противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; -выделять основу слов, которые не имеют окончания | Из обратного словаря записать слова, выделить окончание | 1.10 |
|
18 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний | 1 |
|
|
|
| Работа по карточке | 3.10 |
|
19 | Род неизменяемых и изменяемых слов-предметов | 1 |
| Слова, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода | Работа в парах | Обучающиеся научатся: -понятия «мужской», «женский», «средний род». Обучающиеся получат возможность научиться: -определять род слов-названий предметов с помощью слов-«командиров» «он», «она», «оно»; - определять род неизменяемых слов-названий предметов; - выделять окончания и основы во всех формах этих слов | Тетрадь №19 стр 16 | 4.10 |
|
20 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний | 1 | Комбинированный | Выделение и определение значимых частей слова. Окончание. Единственное и мн. Число слов-предметов | Работа в группах. Фронтальный опрос | Обучающиеся получат возможность научиться: - сравнивать формы изменяемых слов-названий предметов; - противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний. | Тетрадь №25 стр49 | 5.10 |
|
21 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний | 1 | Комбинированный |
|
|
| Подобрать 5 слов м.р, ж.р, с.рода | 8.10 |
|
22 | Слова-названия предметов разного рода | 1 |
| Мужской, женский и средний род слов-предметов | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться: - определять род слов-названий предметов; - работать со словарями; - выписать из обратного словаря слова-названия предметов разного рода | карточк | 10.10 |
|
23 | Слова-названия предметов разного рода | 1 | Комбинированный | Мужской, женский и средний род слов-названий предметов. Ед. и мн.число слов-названий предметов | Работа в парах.
Фронтальный опрос | Обучающиеся научатся: -роль окончаний в предложении. -выделять окончания у слов-названий предметов; -изменять слова-предметы по числам; - размещать слова в таблицу по родам | Выписать из обратного словаря 5 слов разного рода | 11.10 |
|
24 | Слова-названия предметов разного рода | 1 |
|
|
|
| Учебник №35стр 59. | 12.10 |
|
25 | Слова-названия предметов разного рода | 1 |
|
|
|
| Работа по карточке. | 15.10 |
|
26 | Слова-названия предметов разного рода | 1 |
|
|
|
| Работа по карточке | 17.10 |
|
27 | Контрольное списывание№2 | 1 | Урок контроля | Проверить освоение орфограммы | Обучающиеся получат возможность научиться - применять изученные орфограммы; - работать со словарём | Работа по карточке | 18.10 |
|
|
28 | Начальная форма слова | 1 | Комбинированный | Начальная форма слов-названий предметов.р Различие имён сущ, отвечающих на вопросы кто? и что? | Фронтальный опрос | Обучающиеся научатся: -понятие «начальная форма слова»; -структуру словарной статьи. Обучающиеся получат возможность научиться:-сравнивать разные формы одного и того же слова; - определять начальную форму слов-названий предметов. | Тетрадь №27 стр 23 | 19.10 |
|
29 | Начальная форма слова | 1 |
| Начальная форма слов-названий признаков. М.р., ед.ч. имён прилагательных | Работа в парах | Обучающиеся научатся: что слова-названия признаков изменяются по родам; - как определить начальную форму слов-признаков. Обучающиеся получат возможность научиться: - сравнивать разные формы одного и того же слова; - определять начальную форму слов-названий признаков | Тетрадь №27 стр25 | 22.10 |
|
30 | Начальная форма слова | 1 | Комбинированный
| Начальная форма слов-названий действий | С\р по образцу | Обучающиеся научатся: : - понятие «родственные слова»; начальную форму слов-названий действий; - как изменить форму слов-названий предметов. Обучающиеся получат возможность научиться: - определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий; - находить и подбирать родственные слова к данному слову; - выделять общую часть в родственных словах | Работа по карточке | 24.10 |
|
31
32 | Это слово и другое слово.
Это слово и другое слово.Диф.задания | 1
1 |
| Выделение значимых частей слова (окончание, основа) | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться: разграничивать разные слова и формы одного слова | Задание
Учебник №60 стр 88
| 26.10 |
|
33 | Контрольный диктант за 1 четверть №1 Птичий базар | 1 | контроль | Проверить усвоения изученных тем |
|
| повторить | 29.10 |
|
34
35 | Работа над ошибками. Слово и формы этого слова. Родственные слова | 1
1 |
| Выделение значимых частей слова | С/р. Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -что родственные слова – это слова с разными основами. Обучающиеся получат возможность научиться: выделять в слове корень, называя однокоренные слова; подбирать к слову-названию предмета родственное слово-название признака | Учебник №63 стр92 | 31.10 |
|
36 | Слово и формы этого слова. Родственные слова | 1 |
|
|
|
| Работа по карточке | 1.11 |
|
37 | Слово и формы этого слова. Родственные слова | 1 | Комбинированный | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться: - правильно читать словарную статью, посвящённую многозначному слову. Иметь представление о многозначных словах. | Тетрадь №37 Стр 31 | 2.11 |
|
38 | Слова, у которых несколько значений | 1 |
|
| Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться: - правильно читать словарную статью, посвящённую многозначному слову. Иметь представление о многозначных словах. | Тетрадь №39 стр 32 | 12.11 |
|
39 | Слова, у которых несколько значений.Диф.задания. | 1 |
|
|
| Обучающиеся получат возможность научиться: - правильно читать словарную статью, посвящённую многозначному слову. Иметь представление о многозначных словах. | Тет. №41 стр 34-35 | 14.11 |
|
40 | Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся | 1
|
| Слово и его значение. Использование словарей русского языка | С/р Фронтальный опрос | Обучающиеся получат возможность научиться различать многозначные слова и слова-омонимы. Иметь представление о способах разграничения многозначных и омонимичных слов | Тет.№36 стр 30 | 15.11 |
|
41 | Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся | 1 |
|
| Работа в парах | Иметь представление о синонимах. Обучающиеся получат возможность научиться - находить синонимы в тексте; - понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов | Тетрадь №45 стр 38 | 16.11 |
|
42 | Слова и их дальние родственники | 1 |
|
| С/р | Обучающиеся научатся: способ проверки слов с учётом их происхождения. Обучающиеся получат возможность научиться -пользоваться этимологическим словарём. | Тетрадь №49 стр 41 | 19.11 |
|
Фонетика и орфография |
|
|
|
|
|
|
| 21.11 |
|
43
| Чередование звуков в корнях слов. | 1
| Комбинированный | Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова | Взаимоконтроль. Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -правило проверки парного согласного на конце слова. Обучающиеся получат возможность научиться выделять чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме. | Тетрадь №48 стр 40
| 22.11 |
|
44 | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 |
|
|
|
| Учебник №97 стр 129 | 23.11 |
|
45
46 | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1
1 |
|
|
|
| Карточка
Карточка | 26.11 |
|
47 | Составь свой диктант. Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме | 1 | Комбинированный | Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова | Фронтальный опрос | Обучающиеся научатся: - писать слова с изученными орфограммами; - выполнять проверку текста с пропущенными орфограммами по образцу | Тетрадь №56 стр 46 | 28.11 |
|
48 | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме. | 1 |
|
| Работа в парах |
| №57 стр 47 | 29.11
|
|
49
| Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме | 1
1 | Комбинированный | Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове | Фронтальный опрос. Работа в парах. | Обучающиеся научатся: понятие «слово-помощник». Обучающиеся получат возможность научиться - обнаруживать регулярные исторические чередования; - вставлять пропущенные безударные гласные, парные согласные | Работа по карточке
№63 стр 51 тетрадь | 30.11 |
|
50 | Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме |
|
|
|
|
|
|
|
|
51 | Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | Комбинированный | Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ. | Фронтальный опрос. Работа в парах | Осознавать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Работа по карточке | 3.12 |
|
52
| Тайна написания жи-ши,ча-ща,чу-щу
| 1
1 |
|
|
|
| Учебник стр 151 №116 | 5.12 |
|
53 |
Написание слов-названий предметов м.р и ж.р с основой на шипящий звук |
|
| Употребление «ь» после шипящих на конце существительных | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться - связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; - работу с обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на –Ш и -ШЬ | Учебник стр 154 №120 | 6.12 |
|
54 | Написание слов-названий предметов м.р и ж.р с основой на шипящий звук | 1 |
| Употребление «ь» после шипящих на конце существительных | Фронтальный опрос. Работа в парах | - Обучающиеся научатся: связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; - работу с обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на –Ш и -ШЬ | Тетрадь №88 стр 73-74 | 7.12 |
|
55 | Повторение по теме «Родственные слова и формы слова» | 1 | Обобщение знаний | Выделение значимых частей слова | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться -подбирать родственные слова на более высоком уровне; - работать со словарём происхождения слов | Тетрадь №66 стр 52-53 | 10.12 |
|
56 | Повторение по теме «Родственные слова и формы слова | 1 |
|
|
|
| Тетрадь №61 стр 49-50 | 12.12 |
|
57 | Повторение по теме «Лексика»
| 1 |
| Слово и его значение. Использование словарей русского языка. | Фронтальный опрос | Иметь представление о многозначных словах. Обучающиеся получат возможность научиться -выполнять работу с толковым словарём в парах; употреблять слова в нескольких значениях | Работа по карточке | 13.12 |
|
58 | Контрольный диктант за 2 четверть «Звери зимой» с грамматическим заданием | 1 | Урок кон. |
| Диктант. Фронтальный опрос | Обучающиеся получат возможность научиться - проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные) жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; - писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом |
| 14.12 |
|
59 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Лексика» | 1 |
|
|
|
| Учебник стр 134 стр 165-166 | 17.12 |
|
60 | Повторение по теме «Орфография» | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Работа с орфографическим словарём | Фронтальный опрос | Обучающиеся получат возможность научиться -писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом | №137 стр 168 | 19.12 |
|
61 | Повторение по теме «Синтаксис» | 1 |
| Различение слова, словосочетания, предложения | Работа в парах
| Обучающиеся научатся: типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Учебник №143 стр 172 | 20.12 |
|
62 | Закрепление пройденного материала. | 1 |
|
| Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться - выполнять работу над ошибками; - пользоваться словарями русского языка | задание | 21.12 |
|
63 | Повторение по теме «Орфография» | 1 |
| Правописание слов. Работа с орфографическим словарём | Фронтальная проверка | Обучающиеся получат возможность научиться - работать с толковым словарём; - писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом | Тетрадь №91 стр 79 | 24.12 |
|
64 | Задание для членов клуба «Ключ и заря» | 1 |
|
| Работа в парах. Письмо в клуб «Ключ и заря» | Обучающиеся научатся: -повторить изученные орфограммы. Обучающиеся получат возможность научиться - пользоваться обратным словарём; - самостоятельно выполнять задания; - правильно оформлять ответы на вопросы; подписывать конверт | Тетрадь №2 №5 стр 5-6 | 26.12 |
|
Морфология |
|
|
|
|
|
|
| 27.12 |
|
65 | Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы | 1 | Комбинированный
| Главные члены предложения | Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться - задавать вопросы к главным членам предложения; - выделять основу предложения | Рассказ о зиме | 28.12 |
|
66 | Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы | 1 |
| Главные члены предложения | Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться - задавать вопросы к главным членам предложения; - подчёркивать основу предложения; - списывать текст, вставляя пропущенные буквы | Работа по карточке | 28.12 |
|
67 | Учимся определять начальную форму слов
| 1 | Комбинированный | Начальная форма имён существительных и глаголов | Фронтальный опрос | Обучающиеся получат возможность научиться - ставить сущ в начальную форму; - определять начальную форму глаголов; - пользоваться обратным словарём. | Тетрадь №7 стр 7 | 14.01 |
|
68 |
Учимся определять начальную форму слов | 1 |
| Начальная форма имён прилагательных | С/р по образцу | Обучающиеся получат возможность научиться -определять начальную форму прилагательных; пользоваться толковым словарём; задавать вопросы к словам | №9 стр 8 | 16.01 |
|
69 | Проверочная работа Диктант.Заяц | 1 | контроль | Проверить усвоение правописания безударных гласных в корне слова, проверяемым ударением. написание парных звонких согласных-глухих согласных в середине и на конце слов. |
| 17.01 |
|
|
|
70 | Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов | 1 | Комбинированный | Разные способы проверки правописания слов | Работа в группах | Обучающиеся научатся: -понятие «общая часть»; Обучающиеся получат возможность научиться - применять основное правило написания букв И и Ы после Ц в корне слова; - пользоваться обратным словарём | Тетрадь №17 стр 14 | 18.01 |
|
Морфемика и словообразование |
|
|
|
|
|
|
| 21.01 |
|
71 | Как делаются слова. Что такое суффикс | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Суффикс. Значение суффиксов | Работа в парах | Знать определение суффикса. Обучающиеся получат возможность научиться находить суффикс в словах; пользоваться обратным словарём; сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами | Тетрадь №2 №22 стр 17 | 21.01 |
|
72 | Как делаются слова. Что такое суффикс | 1 |
|
|
|
| Тетрадь №27 стр 30 | 23.01 |
|
73 | Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы | 1 | Комбинированный
| Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова | С/р по таблице. Фронтальный опрос. | Обучающиеся получат возможность научиться - находить суффикс в словах; - образовывать новые слова с помощью суффиксов; - строить схему образования нового слова | учебник стр 31 №30 | 24.01 |
|
74 | Контрольное списывание №3 | 1 | контроль | Проверить усвоение узученных орфограмм |
| 25.01 |
|
|
|
75 | Работа над ошибками. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. Сочетания чк,чн | 1 |
| (ч) всегда мягкий Образование новых слов с помощью суффиксов. | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться - образовывать слова с помощью суффикса; - составлять диктант со словами на –ный, используя обратный словарь | Тетрадь №27 стр 20-21 | 28.01 |
|
76 | Суффикс слов, называющих предметы и признаки | 1 |
| Образование новых слов с помощью суффиксов. | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -правило образования сложных слов. Уметь: правильно писать сложные слова; выполнять разбор сложных слов по составу; - пользоваться обратным словарём; - объяснять значение сложных слов | Работа по карточке
| 30.01 |
|
77 | Суффикс слов, называющих предметы и признаки. Образование сложных слов | 1 | Комбинированный | Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова. | Фронтальный опрос. С/р по образцу | Обучающиеся получат возможность научиться - составлять текст диктанта со словами на –кий, используя обратный словарь; - понимать механизм образования новых слов | Придумать пять сложных слов и записать | 31.01 |
|
78 | Как делают слова. Суффикс слов, называющих предметов | 1 |
| Образование новых слов с помощью суффиксов. Выделение значимых частей слова | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться - объяснять способ образования новых слов; - составлять текст диктанта со словами на –ица и –ница, используя обратный словарь | Работа по карточке | 1.02 |
|
79 | Суффикс слов, называющих предметы и признаки.
| 1 |
| Образование новых слов с помощью суффиксов. | Фронтальный опрос. С/р по образцу | Обучающиеся научатся: -находить суффикс в словах -строить схему -выделять части слова -показать чередование согласных в корнях слов | Учебник стр 45 Упр 44 | 4.02 |
|
80 | Суффикс слов, называющих предметы и признаки.
| 1 |
| Образование новых слов с помощью суффиксов. | Фронтальный опрос. Работа в парах |
| Работа по карточке | 6.02 |
|
81 | Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющие предметы. | 1 |
| Формирование умения выделять корень и окончание | Фронтальный опрос. С/р по образцу |
| тетрадь стр 25 №34 | 7.02 |
|
82 | Как делаются слова. . Снова суффиксы слов, называющие предметы. | 1 |
| Образование новых слов с помощью суффиксов. –ник, ниц,щик | Фронтальный опрос. Работа в парах |
| Стр 26 №35 тетрадь | 8.02 |
|
83 | Как делаются слова. . Снова суффиксы слов, называющие предметы. | 1 |
| Образование новых слов с помощью суффиксов | Фронтальный опрос. С/р по образцу | Обучающиеся получат возможность научиться -выделять суффиксы -письменно показывать, как образовано слово | Учебник стр 51 Упр 56 | 11.02 |
|
84 | Как делаются слова. . Снова суффиксы слов, называющие предметы. | 1 | Комбинированный | Образование новых слов с помощью суффиксов | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -правило образования сложных слов. Обучающиеся получат возможность научиться - правильно писать сложные слова; выполнять разбор сложных слов по составу; - пользоваться обратным словарём; - объяснять значение сложных слов | Тетрадь стр 27-28 № 38 | 13.02 |
|
85 | Проверочный диктант «Приметы зимы»» | 1 | Контрольный | Проверить усвоение правописания безударных гласных, проверяемых ударением, усвоение правописания парных согласных в середине и на конце слова |
| 14.02 |
|
|
|
86 | Закрепление по теме «Морфология» | 1 |
| Написание парной согласной и безударной гласной в середине слова | Работа в парах | Обучающиеся научатся: -правило образования сложных слов. Обучающиеся получат возможность научиться правильно писать сложные слова; выполнять разбор сложных слов по составу; - пользоваться обратным словарём; - объяснять значение сложных слов | Работа по карточке | 15.02 |
|
87 | Что такое обращение | 1 | Комбинированный | Знаки препинания в конце предложения | Взаимопроверка. С/р по образцу | Знать понятие «обращение». Обучающиеся получат возможность научиться - находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно; - пользоваться орфоэпическим словарём. | Тетрадь стр 29 №40 | 18.02 |
|
88 | Что такое обращение .Словарный диктант | 1 |
|
| Работа в парах |
| Тетрадь стр30 №41 | 20.02 |
|
89 | Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки | 1 |
| Образование новых слов с помощью приставок. Выделение значимых частей слова | Работа в парах. Фронтальный опрос | Обучающиеся научатся: - определение приставка; - значение приставки. Обучающиеся получат возможность научиться - образовывать родственные слова с помощью приставок; - пользоваться обратным словарём | Тетрадь стр 31-32 №43 | 21.02 |
|
90 | Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки | 1 |
| Формировать умения разбирать слова по составу | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: - определение приставка; - значение приставки. Уметь: - образовывать родственные слова с помощью приставок; - пользоваться обратным словарём | Работа по карточке | 22.02 |
|
91
| Написание частицы НЕ со словами, называющими действия | 1 | Комбинированный | Разделительное написание частицы НЕ с глаголами | Фронтальная проверка. С/р по образцу | Обучающиеся научатся: -правило раздельного написания частицы «не» с глаголами. Обучающиеся получат возможность научиться - писать частицу «не» со словами, называющими действия; - приводить примеры на изученное правило | Тетрадь стр 34-36 № 47 | 25.02 |
|
92 | Написание частицы НЕ со словами, называющими действия. Зрительный диктант | 1 |
|
|
|
| Работа по карточке | 27.02 |
|
93 | Написание частицы НЕ со словами, называющими действия | 1 |
|
|
|
| Тетрадь стр 38-39 №51 | 28.021 |
|
94 | Диф задания на тему Написание частицы НЕ со словами, называющими действия | 1 |
| Формировать навык работы с Обратным словарем | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -правильно писать частицу не со словами | Работа по карточке | 1.03 |
|
95 | Написание частицы НЕ со словами, называющими действия | 1 |
|
|
|
| Работа по карточке | 4.03 |
|
96 | Состав слова | 1 |
| Разбор слова по составу | Работа в парах. Фронтальный опрос | Обучающиеся получат возможность научиться - выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа; - пользоваться обратным словарём; - объяснять значение слова с разными приставками | Тетрадь стр 40 №53 | 6.03 |
|
97 | Состав слова. Словарный диктант | 1 |
| Разбор слова по составу | Работа в парах. Фронтальный опрос | Обучающиеся получат возможность научиться - выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа; - пользоваться обратным словарём; - объяснять значение слова с разными приставками | Тетрадь стр 41 №55 | 7.03 |
|
98 | Диф. задания на тему «Состав слова» | 1 |
|
|
|
| Тетрадь стр 42-43 №56 | 11.03 |
|
99 | Состав слова | 1 |
|
|
|
| Тетрадь стр 43 № 57 | 13.03 |
|
100 | Контрольный диктант «Весна»
| 1 |
| Проверить усвоение изученных орфограмм |
| 14.03 |
|
|
|
101 | Образование слов с помощью приставки и суффикса.
| 1 | Комбинированный | Лексическое значение приставок. Правило употребления приставок | С/р. Работа в парах | -читать и составлять схемы слов
пользоваться толковым словарём; - составлять схемы словообразования
| учебник стр 84 №94 | 15.03 |
|
102 | Образование слов с помощью приставки и суффикса | 1 |
|
|
| Обучающиеся научатся: -лексическое значение приставок. Обучающиеся получат возможность научиться - правильно употреблять приставки НА- и О- в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать»; - пользоваться толковым словарём; - составлять схемы словообразования | Работа по карточке | 18.03 |
|
103 | Правильное употребление приставок НА-, О | 1 |
|
|
|
| Работа по карточке | 20.03 |
|
104 | Правильное употребление приставок НА-, О в словах надевать,надеть, одеть | 1 |
|
|
|
| Учебник стр 90 № 101 | 21.03 |
|
105 | Сложные слова из двух корней с буквой соединитель ного гласного | 1 |
| Выделение значимых частей слова. Слово и его значение | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться - указывать способ словообразования; - объяснять значение сложных слов; - пользоваться обратным словарём | Работа по карточке | 22.03 |
|
106 | Диктант «Птичьи хлопоты» с грамматическим заданием | 1 | Контрольный урок | Выделение значимых частей слова. Слово и его значение | Диктант. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться - проверять сомнительные написания; - писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом |
| 25.03 |
|
107 | Сложные слова из двух корней с буквой соединитель ного гласного | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Слово и его значение
| Фронтальный опрос. Работа в парах
| Обучающиеся получат возможность научиться - указывать способ словообразования; - объяснять значение сложных слов; - пользоваться обратным словарём | Тетрадь стр 46-47 № 62 | 27.03 |
|
108 | Сложные слова из двух корней с буквой соединитель ного гласного | 1 |
| Выделение значимых частей слова. Слово и его значение
| Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться - указывать способ словообразования; - объяснять значение сложных слов; - пользоваться обратным словарём -определять способ словообразования | Тетрадь стр 48 № 64 | 28.03 |
|
109 | Сложные слова из двух корней с буквой соединитель ного гласного | 1 |
|
|
|
| Работа по карточке | 29.03 |
|
110 | К/списывание № 4 | 1 |
| Проверить усвоение узученных орфограмм |
| 11.04 |
|
|
|
111 | Работа над ошибками. Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединитель ного гласного | 1 | Комбинированный | Выделение значимых частей слова. Слово и его значение | Фронтальный опрос. Работа в парах |
Обучающиеся получат возможность научиться - указывать способ словообразования; - объяснять значение сложных слов; - пользоваться обратным словарём
| Работа по карточке | 12.04 |
|
112 | Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединитель ного гласного. | 1 |
| Выделение значимых частей слова. Слово и его значение | Фронтальная проверка. С/р по образцу |
| Работа по карточке | 15.04 |
|
113 | Проверочный диктант с грамматическим заданием. | 1 | контрольный | Проверить усвоения слов с безударными гласными, парными звонкими –глухими согласными, сложных слов, приставок, предлогов |
| 17.04 |
|
|
|
114 | Сложные слова. | 1 |
| Повторение правил написания орфограмм | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -находить по обратному словарю сложные слова на букву Т -писать слова с изученными орфограммами | Письмо по памяти | 18.04 |
|
Фонетика и орфография |
|
|
|
|
|
|
| 22.04 |
|
110 | Написание разделительных ъ и ь . | 1 | Комбинированный | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -правило написания разделительного Ь знака. Обучающиеся получат возможность научиться - выполнять работу над ошибками; - употреблять разделительный Ь знак на письме | Тетрадь стр 52-53 №68 | 19.04 |
|
111
| Правила написания разделительных Ь и Ъ знаков | 1 |
| Написание разделительных Ь и Ъ знаков | Фронтальный опрос. Работа в парах. С/р | Обучающиеся получат возможность научиться -пользоваться орфоэпическим и обратным словарём; правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками | Тетрадь стр 54 №70 | 24.04 |
|
112 | Написание разделительных Ь и Ъ знаков | 1 |
|
| Фронтальный опрос.
|
| Тетрадь стр 56-57 № 75 | 25.04 |
|
113 | Правила написание разделительных Ь и Ъ знаков | 1 |
|
|
|
| Работа по карточке | 26.04 |
|
114 | Диф .задания на тему «Правила написания разделительных Ь и Ъ знаков» | 1 |
| Совершенствовать навык правописания слов с Ь и Ъ знаков | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -правило написания разделительного Ь знака. - выполнять работу над ошибками; - употреблять разделительный Ь знак на письме | Тетрадь стр 58 №77 | 29.04 |
|
115 | Правила написания разделительных Ь и Ъ знаков. | 1 |
| Совершенствовать навык правописания слов с Ь и Ъ знаков | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться -пользоваться орфоэпическим и обратным словарём; правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками | Тетрадь стр 58-59 №78 | 1.05 |
|
116 | Правила написания разделительных Ь и Ъ знаков. Словарный диктант | 1 |
| Совершенствовать навык правописания слов с Ь и Ъ знаков | Фронтальный опрос. Работа в парах |
| Работа по карточке | 2.05 |
|
117 | Написание разделительных Ь и Ъ знаков. Тестовые задания | 1 |
|
|
|
| Работа по карточке | 3.05 |
|
118 | Родственные слова с разделительными Ь и Ъ знаками. | 1 |
| Подбирать родственные слова | Фронтальный опрос. Работа в парах. С/р | Обучающиеся научатся: -правило написания разделительного Ь знака. Обучающиеся получат возможность научиться - выполнять работу над ошибками; - употреблять разделительный Ь знак на письме | Учебник стр 127-128 №136 | 6.05 |
|
119 | Предупредитель ный диктант | 1 |
| Проверка знаний учащихся |
| 8.05 |
|
|
|
120 | Написание разделительных Ь и Ъ знаков. Тест | 1 |
| Написание разделительных Ь и Ъ знаков | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: - правило написания разделительного Ь знака. Обучающиеся получат возможность научиться - выполнять работу над ошибками; - употреблять разделительный Ь знак на письме | Тетрадь стр 54 №72 | 10.05 |
|
121 | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | 1 |
| Непроизносимые согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне | Выучить словарные слова | 13.05 |
|
122
| Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | 1 | Комбинированный | Непроизносимые и парные согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова. | С/р. Фронтальный опрос | Обучающиеся научатся: -алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Обучающиеся получат возможность научиться -пользоваться обратным, орфографическим, этимологическим и орфоэпическим словарями; делить слова на группы по видам орфограмм; выделять обращения на письме. | Тетрадь стр 62 №82 | 15.05 |
|
123 | Диф. задания на тему «Непроизносимый согласный звук – нулевой звук» | 1 |
|
|
|
| Учебник стр 136 №141 | 16.05 |
|
124 | Проверочная работа по теме «Непроизносимый согласный звук» | 1 |
|
| Работа в парах. Проверочная работа | Обучающиеся получат возможность научиться -проверять сомнительные написания, жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом
| Работа по карточке | 17.05 |
|
125 | Чередование согласных в корне слова | 1 |
| Непроизносимые согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова
| Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне | Задание на карточке, письмо по памяти | 20.05 |
|
126 | Чередование согласных в корне слова | 1 |
|
|
|
| Тетрадь стр 66 № 86 | 22.05 |
|
127 | Итоговая контрольная работа за 2 полугодие «Весна» | 1 | Контрольный урок | Контрольный диктант | Обучающиеся получат возможность научиться -проверять сомнительные написания, жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом |
| 23.05 |
|
|
128 | Работа над ошибками. Чередование согласных в корне слова | 1 | Комбинированный | Непроизносимые и парные согласные в корне слова. Выделение значимых частей слова. Использование словарей русского языка | Работа в парах
| Обучающиеся научатся: - алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Обучающиеся получат возможность научиться -выполнять работу над ошибками; писать слова с изученными орфограммами; употреблять предлоги в письменной речи | Учебник стр 147-148 № 156 | 24.05 |
|
129 | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук | 1 |
|
| Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться -различать и правильно употреблять приставки; объяснять значение многозначных слов; правильно писать слова с парными и непроизносимыми согласными в корне; пользоваться орфоэпическим словарём | Задание на крточке | 27.05 |
|
130 | Чередование согласных в корне слова.Повторение. | 1 |
|
|
|
| Тетрадь стр 70 №90 | 29.05 |
|
131 | Чередование согласных в корне слова.Повторение. | 1 |
| Тест | С/р | Обучающиеся получат возможность научиться -пользоваться словарями рус.яз; находить нужные словарные статьи в словарях | Учебник стр 152-154 №163 | 30.05 |
|
132 | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
| Знать написание слов с изученными орфограммами. | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Уметь: выполнять работу над ошибками; писать слова с изученными орфограммами; употреблять предлоги в письменной речи | Тестовые задания | 31.05 |
|
133 | Повторение изученного материала. | 1 |
| Повторить изученный материал. |
|
| Работа по карточке |
|
|
134 | Контрольное списывание №5 | 1 | Контрольный урок | Проверить усвоение изученных орфограмм | Обучающиеся получат возможность научиться - проверять сомнительные написания(безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные)
| Работа по карточке |
|
|
|
135 | Работа над ошибками. Задание для членов клуба «Ключ и заря». | 1 |
| Повторить изученный материал. | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся научатся: -алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне. Обучающиеся получат возможность научиться - выполнять работу над ошибками; писать слова с изученными орфограммами; употреблять предлоги в письменной речи | Письмо по памяти |
|
|
136 | Повторение изученного за год | 1 | Закрепление изученного материала | Повторить изученный материал |
|
| Работа по карточке |
|
|
137 | Повторение изученных орфограмм.
| 1 |
| Знать написание слов с изученными орфограммами. | Фронтальный опрос. Работа в парах | Обучающиеся получат возможность научиться -правильно писать слова с изученными орфограммами -пользоваться орфографическим словарем -грамотно писать и оформить письмо элементарного содержания | тест |
|
|
138 | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. Проверочная работа | 1 |
| Знать написание слов с изученными орфограммами. |
|
| Записать 4 пословицы, выделить орфограммы |
|
|
139 | Повторение изученных орфограмм. Дифференцированная работа | 1 |
| Знать написание слов с изученными орфограммами. | Фронтальный опрос. Работа в парах. Срез знаний |
| Работа по карточке |
|
|
140 | Обобщение и систематизация пройденного материала за год | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
- Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
- Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
- Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
- Различать изменяемые и неизменяемые слова;
- Различать родственные слова и формы слова;
- Находить значимые части слова;
- Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
- Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
- Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
- Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
- Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
- Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
- Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
- Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
- Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
- Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
- Различать предложение, словосочетание и слово;
- Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
- Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
- Находить в предложении основу и неглавные члены;
- Задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
- Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
- Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
- Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- Различать на письме предлоги и приставки;
- Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
- Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения
В области познавательных УУД Обучающиеся научатся:
- инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
- работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
В области коммуникативных УУД Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
- работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);
- выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
- использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) Обучающиеся научатся:
- понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
- проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
ЛИТЕРАТУРА
- Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 06.10.2011 г. № 373 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012
- Байкова, Т. А., Малаховская, О. В., Ерышева, Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига, 2012.
- Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 2 класс. - М.: Академкнига, 2012.
- Чуракова, Н. А., Каленчук, М. Л., Байкова, Т. А., Малаховская, О. В. Русский язык. 2класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига, 2