Технологическая карта урока русского языка «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование понятия о правописании глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1) Формировать понятие неопределённой формы глагола; 2) Научить задавать вопросы к глаголам. | Предметные: 1) Уметь распознавать глаголы в неопределённой форме; 2) Уметь обнаруживать все известные орфограммы.
|
Развивающие: 1) Развивать память и речь; 2) Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1) Проявлять интерес к изучению новой темы; 2) Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами. |
Воспитательные: 1) Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания; 2) Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость; 3) Способствовать воспитанию интереса к русскому языку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napisanie_chastitsy_-sya._napisanie_pered_chastitsey_-sya_v_nachalnoy_forme_glagola.docx | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК
Дата: 25.04.2023 Школа: МКОУ "СОШ №3" г. Аши Класс: 3 Б Урок: 1 Время: 8:00 – 8:35 Кабинет: 1 | Студент: Неволин Л.Р. Группа: 46 Учитель: Сивачёва Г.С. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование понятия о правописании глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) Формировать понятие неопределённой формы глагола; 2) Научить задавать вопросы к глаголам. | Предметные: 1) Уметь распознавать глаголы в неопределённой форме; 2) Уметь обнаруживать все известные орфограммы. |
Развивающие: 1) Развивать память и речь; 2) Развивать интерес к предмету. | Личностные: 1) Проявлять интерес к изучению новой темы; 2) Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами. |
Воспитательные: 1) Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания; 2) Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость; 3) Способствовать воспитанию интереса к русскому языку. |
УМК: «Перспективная начальная школа», учебник русский язык: 3 кл.: Учебник в 3 ч., ч. 3. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов (презентация) | 1. Проверяет готовность обучающихся к урок. 2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения. 3. установление контакта с классом. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал. А мы время не теряем И урок наш начинаем. - Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | УУКД: уметь слушать и понимать других; УУПД: уметь правильно формулировать свои мысли УУРД:способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению | Проектор спрезентацией |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов (иллюстрация в учебнике) Группа практических методов (упражнение) Внешний контроль | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме? Какой суффикс показывает начальную форму глагола? - Молодцы! - Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола. - Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь). - До завтрака надо… Одеваться Умываться Расчесаться -Что вы заметили в этих словах? | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. Записывают число, классная работа. Выполняют задание. Определяют, какими знаниями владеют, каких знаний не хватает. - Часть речи - Действие предмета. - Что делает? Что сделает? и т.д. - Сказуемым
- что делать? что сделать? - Начальную форму глагола показывает суффикс -ть | УУПД: Выявлять Причинно-следственные связи УУКД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами УУРД: Принимать и сохранять учебную задачу | проектор |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов (презентация) | Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока. - Сформулируйте тему урока - Какова цель нашего урока? | Выдвигают варианты формулировок цели и задач урока, участвуют в их обсуждении. - Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола - узнать о правописании глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться. | УУРД: выработать учебную мотивацию, УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. УУКД: доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей | Проектор с презентацией |
Открытие нового знания | Реализация плана по решению проблемы и обобщение выявленных затруднений | Фронтальная Парная Группа словесных методов (беседа) Группа практических методов (упражнение) Внешний контроль | Организует обсуждение различных вопросов; организует подводящий диалог, уточняет правило -Давайте откроем стр. 157 учебника и найдем задание 177. прочтите строчки из произведения Корнея Чуковского. - Назови ВСЕ глаголы, стоящие в начальной форме. Сколько их? Чем выделенный глагол отличается по составу от других глаголов? Прочти эти глаголы без частицы -ся. У них изменился смысл? Как именно? -Найдем следующее задание. 178. Сравни выделенные глаголы. Девочка любит мыть (что?) чашки, окна, куклу. Девочка любит мыться. - Понятно ли из первого предложения, что любит мыть девочка? А из второго предложения — кого или что любит мыть девочка? Что значит «мыться»? Объясни, в чём отличие значений выделенных глаголов. Чем различается состав этих глаголов? «Мыться» — значит «мыть себя»; «мыть» — значит кого-то или что-то делать чистым. Отличие в частице -ся. В давние времена слово себя писали сокращённо: как -ся. Это -ся писали отдельно! Например слово мыться раньше писали бы так: мыти ся, то есть мыть себя. В дальнейшем частица -ся стала частью многих глаголов. -Давай прочитаем правило на плакате летучей мыши: -Найдите задание под номером 182. Сравни разные формы одного и того же глагола Солнце (что делаЕТ?) улыбаЕТся. Не стоит (что делаТЬ?) улыбаТЬся. -Ты замечаешь, что эти формы глагола пишутся по-разному? -В чем ты видишь разницу? -Помогает ли вопрос к глаголу узнать, надо ли писать Ь? Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод напрашивается? | Выполняют упражнения, делают выводы, рассуждают по вопросам. - Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться… - Мыть, плескать, купать, нырять. Смысл без частицы -ся изменился. Глаголы в н.ф. с частицей –ся пишутся с суффиксом -ть Ь сохраняется в написании глаголов с частицей –ся, если они стоят в н.ф. Есть глаголы, которые не употребляются без частицы -ся Улыбаться Смеяться Поздороваться ВЫВОД: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ С Ь, ЕСЛИ Ь ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ, И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь. | УУРД: проговаривать последовательность действий на уроке; формировать познавательной инициативы. УУПД: находить и выделять необходимую информацию; делать предположения и обосновывать их. УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Проектор с презентацией учебник |
Физминутка (1 минута) | ||||||
V.Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов (рисунок, схема) Группа практических методов (задание) | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. -Прочитайте предложения в упр. 179. Упр. 179. Сравни глаголы по значению и по составу. Составь и запиши с каждым из них предложение. Одевать — одеваться, искупать — искупаться. | Объясняют выполнение своей работы. Девочка любит одевать куклу. Девочка любит одеваться. Мальчик хотел искупать мишку. Мальчик хотел искупаться. | Презнтация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная Парная Группа практических методов (самостоя тельная работа) Взаимоконтроль | 1. Начало самостоятельной работы учащихся. 2. Оказание индивидуальной помощи 3. Организация взаимопомощи 4. Конструктивная критика 5. Поощрение - Сейчас у нас будет небольшая самостоятельная работа. Возьмите розданные вам листочки и подпишите их. На это задание дается 5 минут. Купает…ся, влит…ся, купат…ся, перебрат…ся, возвышает…ся, веселят…ся, соревноват…ся, он хвалит…ся, переписыват…ся, боит…ся, переносица, они вернут…ся, записат…ся, соревнуют…ся, грет…ся, выявляет…ся. - Время вышло, обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте работы по эталону на экране. Если работа выполнена без ошибок – поставьте плюс. Если есть ошибки – минус. - Передаем листы с задних парт - Молодцы! Обменяйтесь листочками и проверьте по образцу. | Выполняют самостоятельную работу Купается, влиться, купаться, перебраться, возвышается, веселятся, соревноваться, он хвалится, переписываться, боится, переносица, они вернутся, записаться, соревнуются, греться, выявляется. | УУРД: отличать, верно, выполненное задание от неверного; - осуществлять взаимоконтроль УУКД: слушать и понимать речь других УУПД: Уметь работать самостоятельно | Раздаточный материал, проектор с презентацией |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов Внешний контроль | Организует деятельность по закреплению знаний в нестандартной ситуации. -Молодцы! -Частица -ся может выглядеть и по- другому: как -сь. Например: пробежались, берегись, расплакалась, нестись, умывались. Перед частицей -сь суффикс глагола, стоящего в начальной форме, выглядет как -ти-: найти, плестись, спастись, трястись. -С какой частью речи работали? -Дайте определение этой части речи… -В начальной форме на какие вопросы отвечает? Какие суффиксы имеет? -Что такое –СЯ? Как она пишется с глаголом? Что обозначает? -С каким суффиксом в начальной форме с частицей –ся пишутся глаголы? -Как определить когда перед частицей –ся нужно писать мягкий знак, а когда нет? -Как по- другому может выглядеть частица -ся? Какой суффикс пишется перед этой частицей? | Выполняют предложенные задания. . | УУПД: ориентироваться в своей системе знаний УУРД: высказывать свое предположение УУКД: | проектор |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Фронтальная индивидуальная Группа словесных методов (беседа) Группа наглядных методов (презентация) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Какую цель на урок мы ставили? - Кто считает, что он достиг цели, поднимите руку. Подводит итоги урока. - Сегодня вы работали замечательно. Спасибо за урок, до свидания! | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. - Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола - узнать о правописании глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться. | УУРД: осуществлять самоконтроль УУКД: слушать и понимать речь других УУПД: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Проектор с презентацией |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме " Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы".УМК " Школа России"
Разработка содержит технологическую карту урока русского языка в 3 классе с УУД....
Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»Цель урока: Ознакомление с ролью частицы НЕ и ее раздельным написанием с глаголами.Планируемые результаты:·...
Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тема урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство ...
Технологическая карта урока русского языка. "Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени." (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.Цели деятельности учителя: знакомство с правописанием безудар...
Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголами.Цели деятельности учителя: знакомство с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результатыДи...
Технологическая карта урока русского языка «Учимся различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола» (УМК «ПНШ» 4 класс, 3 часть)
Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления умения различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола.Задачи урока:Дидактические:1. Актуализировать знания о глагол...