Конспект урока: "Родительный падеж"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
В материале представлен подробный конспект урока русского языка и презентация на тему: "Родительный падеж"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelnyy_padezh_rodkina_n.a._gou_sosh_no_1825.doc | 213 КБ |
Презентация | 904.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
в 4 классе «А»
ГОУ СОШ № 1825
учитель начальных классов
Родькина Наталия Анатольевна
Тема: «Родительный падеж»
Тип урока – изучение нового материала.
Форма проведения урока – семинар.
Продолжительность урока – 45 минут.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, наглядный материал, таблицы для учащихся.
Тема: «Родительный падеж»
Цели урока:
- обучающие:
а) познавательные:
- познакомить с основными значениями родительного падежа, его вопросами и предлогами;
б) практические:
- учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные вопросы, вспомогательные слова, предлоги;
- развивать умение видеть в словах изученные орфограммы;
- упражнять в синтаксическом разборе и морфологическом разборе;
- развивающие:
- развивать монологическую речь;
- умение выступать перед классом;
- развитие умения читать и понимать текст;
- развитие умения сформулировать учебную проблему и цели урока;
- воспитательные:
- воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку;
- здоровьесберегающие
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- смена видов деятельности;
- соблюдение двигательной активности детей.
Ход урока
- Орг. момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Поздоровайтесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему, над которой работали на предыдущих уроках. А что это за тема? (Имя существительное)
- Языковая разминка
а) Запишите под диктовку предложение.
Лучи солнца3 скользнули по _ верхушке высокой сосны. | солнышко скользкий верх сосны |
б) Обозначьте орфограммы и на дополнительных полях запишите проверочные слова. (1 человек работает на доске)
в) Сделайте синтаксический разбор предложения (Повест., невоскл., простое, распр.) (Дети выделяют основу и подписывают части речи)
Лучи солнца, скользнули по верхушке, по верхушке сосны, высокой сосны.
г) Сколько существительных в предложении? (4 сущ.)
Как мы можем обобщить и систематизировать всё, что мы знаем об имени существительном?
Я предлагаю сделать морфологический разбор…
Лучи (чего?) солнца
- Н. ф. (что?) солнце – сущ.
- Пост. пр.: неодуш., нариц., ср.р., 2 скл.,
- Непост. пр.: ед. ч., Р. п.
- Второст. чл. предл.
- Актуализация изученного материала…
а) Отгадай грамматические загадки
1) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. (Падежи) Девочки называют падеж, а мальчики вопрос. ( 3 падежа девочки, 3 падежа мальчики)
2) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже (Именительный падеж)
3) У этого падежа нет «своих» вопросов; один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. (Винительный падеж)
в) Сравнить именительный и винительный падежи по плану
1) Вопросы
2) Предлоги план записан на доске
3) Члены предложения в форме этих падежей.
г) Определите падеж имён существительных в предложении, которое мы записали.
- Формулирование темы и цели урока.
На доске написаны словосочетания. Прочитайте их. Определите падежи выделенных имён существительных.
Капля дождя, берег моря, кувшинчик из глины, остаться у друга, спуститься с горы, бежать от старта до финиша, выглянуть из-под крыш.
Что объединяет эти примеры?
О каком падеже пойдёт речь на уроке? (о родительном падеже)
Запишите тему урока в тетрадь. (Родительный падеж)
Какие цели поставите перед собой?
Физпауза для глаз (презентация)
- Изучение нового материала.
1) Посмотрите кто к нам пришёл в гости. Это гном Родительный падеж. Он нам поможет изучить новую тему. Гном решил вырастить дерево с таким же названием. Но на нём никак не появляются листья. Давайте поможем гному вырастить дерево. Расскажите о родительном падеже используя наблюдения за словосочетаниями.
На доске и у учащихся в таблице появляются записи.
Родительный падеж | |||
Падежный вопрос | Вспомогательное слово | Предлоги | Примеры |
кого? чего? | нет | из, у, с, от, до, из-под |
У нас выросло красивое дерево. А теперь мы уточним и расширим наши знания о родительном падеже.
2) Работа по учебнику.
Вам интересно, почему родительный падеж получил такое название? Давайте попробуем найти ответ в тексте упр. 137, с. 26 (2 часть). Кто автор текста, который мы будем читать? Что известно об авторе?
- Лев Васи́льевич Успе́нский (род. 27 января (8 февраля) 1900, Санкт-Петербург,— 18 декабря 1978, Ленинград, СССР) — русский писатель, филолог.
Кто такой филолог? Учёный, который изучает русский язык и литературу. Изучает слово.
Прочитаем текст вслух.
1 и 2 предложение читает учитель.
- Интересно почему? Латинский язык. Что это за язык? Язык древних римлян. Как автор называет этот падеж? (падеж родства) Почему?
- Как вы понимаете этот абзац?
- Почему «исходное, начальное» выделено?
Повторное чтение. Ответы на вопросы после текста.
Каким видом чтения пользовались? (изучающим)
3) Вернёмся к нашей таблице. Сравнение двух таблиц: в таблица и в учебнике с. 27.
Какими предлогами можно дополнить нашу таблицу? (без, для)
Послушайте стихотворные строчки. Как бы вы озаглавили это стихотворение?
Я читаю ещё раз. Какие ещё предлоги употребляются с родительным падежом?
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Итак, что мы узнали о родительном падеже? Как будем определять падеж имени существительного? Проверим это на практике.
Упр. 138, с. 27 (по шагам) Прочитать текст про себя – ознакомительное чтение. Выпишем в нашу таблицу словосочетания, где есть существительные в родительном падеже.
Проскользнул в калитку (В. п.), шум ручья (Р. п.), застучала под ногами (Т. п.), настилка моста (Р. п.), прорезался сквозь чащу (В. п.), чащу деревьев (Р. п.), по резьбе ворот (Р. п.).
- Упражнения в распознавании падежей.
Упр. 140, с. 28 (по шагам)
Упр. 141 (устно)
Вывод. При определении падежа (Р.п. или В.п.) одушевлённых существительных мужского рода можно подставить неодушевленное существительное мужского.
- Итог урока.
А сейчас составим рассказ о родительном падеже, используя материал сегодняшнего урока. Составлять рассказ будем цепочкой по одному предложению, так как делаем на уроках риторики.
В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Сегодня на уроке мы говорили о родительном падеже. Раньше родительный падеж называли «родительским падежом». Постепенно родительный падеж приобретал другие оттенки значения. Родительный падеж отвечает на вопросы кого? чего? У него есть вспомогательное слово нет. Родительный падеж имеет предлоги у, с, от, для, из, из-под, около, без, до. Чтобы правильно определить падеж одушевлённых существительных мужского рода можно подставить существительное мужского рода неодушевлённое.
Самоанализ урока.
- Тема урока «Родительный падеж».
- Тип урока – изучение нового материала.
- Цели урока:
- обучающие:
а) познавательные:
- познакомить с основными значениями родительного падежа, его вопросами и предлогами;
б) практические:
- учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные вопросы, вспомогательные слова, предлоги;
- развивать умение видеть в словах изученные орфограммы;
- упражнять в синтаксическом разборе и морфологическом разборе;
- развивающие:
- развивать монологическую речь;
- умение выступать перед классом;
- развитие умения читать и понимать текст;
- развитие умения сформулировать учебную проблему и цели урока;
- воспитательные:
- воспитание интереса и бережного отношения к русскому языку;
- здоровьесберегающие
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- смена видов деятельности;
- соблюдение двигательной активности детей.
- В своем самоанализе остановлюсь на том, как реализованы в уроке цели, связанные с темой нашего семинара «Общие направления преемственности в курсах русского языка и риторики».
Преемственность с основной школой проявилась в работе по орфографии: за счёт общей терминологии единого графического обозначения, условия выбора орфограмм, общих подходов к системе орфографических упражнений.
Чтобы реализовать цели урока я использовала общую для начальной и основной школы технологию – открытие нового знания.
Все обозначенные содержательные линии реализуются через определенные образовательные технологии, которые используются на всех этапах обучения. Таким образом реализуется принцип непрерывности и преемственности образования как на содержательном, так и на технологическом уровне.
Я считаю, что урок достиг своих целей. Учащиеся самостоятельно формулировали тему и цели урока – использование проблемно-диалогической технологии открытия нового. На уроке мы работали с текстом упражнения, где использовались приёмы изучающего и ознакомительного чтения. Использовалась работа с ключевыми словами – составление рассказа по теме урока. Было использовано обучение различным способам восприятия, фиксации и переработки информации: текст устный (речь учителя, презентация) и письменный (схемы, таблицы, алгоритмы, графическое обозначение орфограмм)
Таким образом, преемственность курсов русского языка и риторики позволяет успешно развивать предметные и общеучебные умения учащихся, обеспечивает благоприятные условия для личностного развития получения нового образовательного результата в соответствии с требованиями ФГОС.
- -
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода
Тема урока: Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода Цели:развивать умение распознавать падежи имён прилагательных, формировать навык правописания окончаний прилагательных ...
Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс
Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...
Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Тема урока: «Родительный падеж имен существительных»
Место урока в теме – 4-й урок в разделе «Имя существительное»...
Тема урока: «Родительный падеж имен существительных»
Место урока в теме – 4-й урок в разделе «Имя существительное»...
Конспект урока "Родительный падеж" 2 класс
Конспект урока...
Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде
Презентация к уроку русского тязыка.Тема урока: Родительный падеж имён прилагательных в мужском и среднем роде...