Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже множественного числа; совершенствовать умение правильно склонять имена существительные во множественном числе; способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в родительном падеже; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже множественного числа; научатся правильно склонять имена существительные во множественном числе; выделять окончания существительных в родительном падеже; выполнять разбор слова по составу, морфологический разбор слова, синтаксический разбор предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать

в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли

в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта

Личностные
результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

 
РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже множественного числа; совершенствовать умение правильно склонять имена существительные во множественном числе; способствовать развитию умения выделять окончания имен существительных в родительном падеже; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже множественного числа; научатся правильно склонять имена существительные во множественном числе; выделять окончания существительных в родительном падеже; выполнять разбор слова по составу, морфологический разбор слова, синтаксический разбор предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать

в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли

в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта

Личностные
результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание 174. Какие буквы вставили? Назовите окончания имен существительных во множественном числе в именительном падеже.

– Прочитайте составленные предложения с любым

именем существительным, которое вы сначала употребили в именительном падеже, а затем в винительном.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Дописывают окончания имен существительных в форме множественного числа именительного падежа. Записывают предложения. (См. РМ, Приложение 2.)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Адекватно использовать речевые средства

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте слово по изографу. С какой буквы начинается слово «вертолет»?

– Запишите буквосочетания.

– Какие звуки обозначает буква «в»?

– Запишите слова. Составьте из данных слов предложение.

(См. РМ, Приложение 3.)

Выполняют чистописание.


Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

 – Назовите единицы массы и единицы длины, которые начинаются с «кило-». (См. РМ, Приложение 4.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к словам «килограмм», «километр»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Г

К

И

Л

О

Г

Р

А

М

М

Р

А

Е

Я

С

Р

С

А

А

М

К

И

Л

О

М

Е

Т

Р

Л

Я

Подбирают однокоренные слова к словарным словам. Составляют предложения с этими словами

для решения различных коммуникативных задач

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем учиться образовывать форму родительного падежа имен существительных множественного числа

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу


Продолжение табл.

1

2

3

4

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 257)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте таблицу «Окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже». Имена существительные какого рода имеют в родительном падеже нулевое окончание? (Имена существительные женского, мужского и среднего рода.)

– Имена существительные какого рода имеют в родительном падеже окончания -ов, -ев? (Имена существительные мужского и среднего рода.)

– Имена существительные какого рода имеют в родительном падеже окончание -ей? (Имена существительные женского, мужского и среднего рода.)

– Приведите примеры имен существительных во множественном числе, имеющие такие окончания

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Приводят примеры.

Окончание

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

нулевое

-ов

-ев

-ей

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание

в устной форме

V. Первичное закрепление знаний.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают
на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения.

Согласовывать усилия по решению учебной зада-


Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 258).

– Прочитайте. О чем самом главном хотел сказать автор?

– Спишите предложения. Выделите окончания имен существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Списывают предложения. Выделяют окончания имен существительных в указанной форме.

Выполняют морфологический разбор слова «(в) природе». (См. РМ, Приложение 5.)

чи. Осуществлять контроль

по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 259)

– Прочитайте. Образуйте по образцу форму родительного падежа множественного числа данных имен существительных.

– Запомните, как произносятся и пишутся эти имена существительные в родительном падеже множественного числа

Записывают имена существительные в форме родительного падежа множественного числа. Выделяют окончания. (См. РМ, Приложение 5.)

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте стихотворение. Выпишите имена существительные множественного числа. Определите падеж.

В детской сказке Колобок

по траве катиться мог

без ботинок, без сапог,

без носков и без чулок.

Шесть гектаров апельсинов,

яблок, груш и мандаринов,

баклажанов – грядок пять,

помидоров не собрать.

Уважают человека

у туркмен, татар, узбеков,

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Выписывают имена существительные во множественном числе.

Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок, апельсинов, яблок, груш, мандаринов, баклажанов, помидоров, у туркмен, татар, узбеков, у таджиков и армян, у монголов и цыган, у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов, у киргизов и грузин, у бурят и осетин.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения


Продолжение табл.

1

2

3

4

у таджиков и армян,

у монголов и цыган,

у якутов и тунгусов,

у башкир и белорусов,

у киргизов и грузин,

у бурят и осетин.

соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 260).

– Прочитайте стихотворение А. Усачева. Спишите, ставя имена существительные из скобок в форму родительного падежа множественного числа. Выделите их окончания.

– Определите падеж выделенных имен существительных.

Списывают, раскрывая скобки. Выделяют окончания имен существительных.

Выполняют морфологический разбор слова по заданию. (См. РМ, Приложение 5.)

Работа в тет-

ради (зада-

ние 175).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте стихотворение Я. Козловского. Обозначьте в словах ударение.

– Найдите имена существительные в форме множественного числа родительного падежа, укажите над ними падеж.

– Подчеркните во втором предложении грамматические основы.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Сосульки, как носы у цапель (Р. п.),

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель (Р. п.),

Поет весенняя капель. 

Работа в тет-

ради (зада-

ние 176)

– Прочитайте. Запишите имена существительные

в форме родительного падежа, множественного числа вместе с одним из выделенных слов

Записывают имена существительные.

(См. РМ, Приложение 6.)


Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите окончания имен существительных в родительном падеже множественного числа.

– Прочитайте и объясните фразы, записанные на доске.

Носки короткие – слово длинное: «носков».

Чулки длинные – слово короткое: «чулок».

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. 

Продолжают высказывания:

•  У меня получилось…

•  Я научился…

•  Сегодня на уроке я смог…

•  Урок дал мне для жизни…

•  За урок я…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 261

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК Школа России учебник В.П. Канакиной

презетация Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа 4 класс УМК "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной и др. ...

Трудные случаи образования форм слова. Родительный падеж имен существительных множественного числа.

Данный материал поможет в подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку, научит правильно употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа....

Конспект урока "Падежи имен существительных." (3 класс, УМК "Школа России)

Тема урока: Падежи имен существительных.Цели урока: развивать умения определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам.Планируемые результаты:Предметные: фор...

Конспект урока русского языка на тему «Падежи имен существительных» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;обобщение и систематизация знаний и умений определять падежи имен су...

Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж имен существительных" ( УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Дательный падеж имен существительныхЦели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, пред...

Конспект урока по русскому языку "Именительный падеж имен существительных множественного числа

Цели: - познакомить с окончаниями имён существительных множественного числа в именительном падеже;- развивать умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных во множественно...

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

Познакомиться с падежными окончаниями имен существительных в именительном падеже множественного числа; научиться правильно склонять существительные во множественном числе; способствовать раз...