КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Петрова Елена Павловна

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

(программа «Планета знаний»)

учителя начальных классов Петровой Е.П.

 

Тема:          Знакомство с буквой «ь». Запись слов с мягким знаком.

                         Нахождение примеров с одинаковыми ответами.

 

Тип урока:  изучение нового (с первичным закреплением)

 

Цель урока:   познакомить с особенностями буквы «ь».

      1)Организовать работу по сопоставлению согласных звуков по   твёрдости-

          мягкости; продолжить работу по формированию умения решать простые  

          задачи, выполнять устные вычисления.

      2) Воспитывать активность, самостоятельность в выборе решения, умение 

          сотрудничать с одноклассниками.

      3) Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание.

Оборудование: учебник «Грамота» Л. Е. Журова, учебник «Азбука» В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь «Грамота» №3, карточки с заданиями, наглядная иллюстрация.

              

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

(программа «Планета знаний»)

учителя начальных классов Петровой Е.П.

Тема:          Знакомство с буквой «ь». Запись слов с мягким знаком.

                         Нахождение примеров с одинаковыми ответами.

Тип урока:  изучение нового (с первичным закреплением)

Цель урока:   познакомить с особенностями буквы «ь».

      1)Организовать работу по сопоставлению согласных звуков по   твёрдости-

          мягкости; продолжить работу по формированию умения решать простые  

          задачи, выполнять устные вычисления.

      2) Воспитывать активность, самостоятельность в выборе решения, умение  

          сотрудничать с одноклассниками.

      3) Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание.

Оборудование: учебник «Грамота» Л. Е. Журова, учебник «Азбука» В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь «Грамота» №3, карточки с заданиями, наглядная иллюстрация.

               

Ход урока

I этап                                          Психологический настрой на урок, активизация внимания            

Орган. момент                                   детей

 II этап

Активизация имеющихся       1) На доске записаны буквы:

          знаний                                                                 Ш  Ж  М  Ь  Я  Р А

Цель: определение                    - Назовите лишнюю букву (ь – не имеет звука)            

особенности и                           - Где её место в городе букв? В каком домике она                    

значимости буквы «ь»            живёт? Какую помощь оказывает эта буква                                                                    

                                                   согласным? (она не обозначает мягкости, она только  

                                                   командует согласным произноситься мягко)

Это буква, а не звук

Это должен помнить каждый

Он согласным добрый друг,

                                                                  Он командует: «будь мягким!»

 (коллективная)                         2) Игра «Соотнеси рисунок со звуковой схемой слова»

На доске картинки с изображением различных

животных, предметов, в названиях которых есть мягкий

знак и звуковые схемы этих слов. Необходимо                      

соотнести картинку с соответствующей схемой.

     Пример:    конь       коньки        олень            ель

                         

 

 

Вывод: букву «ь» нельзя произнести, нельзя назвать,

значит она не может иметь звука. Эта буква выполняет

лишь командную работу.

 III этап                                     Учебник «Азбука» стр. 136  Чтение слов по цепочке

Работы с учебником.                - Меняются ли слова? Как? Что происходит со словом,

Чтение по цепочке.                  когда в нём появляется мягкий знак?

Повторение правил                 Вывод: если в некоторые слова добавить «ь», может

работы с учебником.               образоваться новое слово.

IV этап           - Сейчас мы в этом убедимся.

Усвоение                                    Игра «Добавить букву» (групповая)

Цель: формирование               Дети делятся на 2 – 3 команды. Каждой  команде

осмысленного                           выдаётся листок со словами. Необходимо добавить в

понимания детьми                   каждое слово мягкий знак.

значимости «ь»                        Пример:  мел –                   вес –                  шест –

                                                                    ел –                       угол –                кон –

Вывод: добавив букву «ь» можно получить совершенно новое слово.

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

                                                   

                                                                   Физ-мин

V этап                                        1) Тетрадь «Грамота» №3 стр. 58

Работа в рабочей                  

тетради                                   - Мы уже начали работать на этой странице, начали    

Повторение правил                 писать букву «ь»

посадки за партой                  - Что очень важное мы узнали о написание этой буквы?

                                                   (она  пишется только строчная)

                                          - Какая ещё буква не имеет заглавной? (ы)

                   - Прочитайте предложение. Допишите пропущенный слог              

                                                   в слове читать.

                                                - Мы уже говорили о том, что с добавлением в слово «ь»,  

                                                   слово может меняться. Вставьте «ь» в слова и запишите их.  

                   (индивидуальное задание: вычеркнуть «ь» в словах текста)

                                                                    Физ-мин

Выполнение                             2) Тетрадь «Грамота» №3 стр. 59

вычислительных                      

операций.                               - Мягкий знак встречается не только в словах, но и в  

                                                  названиях чисел.

                                    - Назовите числа от 1 до 10, в названиях которых пишется ь

                                                - Составить пример из деталей мозаики

                                               - Решить задачу.

                                                - Раскрасить геометрические фигуры        

                        

Дополнительный материал: Игра» Фанты» Ученики вытягивают карточки с выражениями,

которые нужно заменить словами, содержащими «ь»)

                  Пример:  1. Часть растения под землёй. (Корень)

                              2. Часть лестницы, на которую ставят ногу (Ступенька)

                                               3. Кусок ткани, которым покрывают стол. (Скатерть)

                                               4. Число большее шести, но меньшее восьми. (Семь)

                                               5. Первый месяц года. (Январь)

                                               6. Хвойное дерево с короткими иглами. (Ель)

                                               7. Часть руки – 5 братьев. (Пальцы)

VI этап                                    - С какой буквой мы сегодня познакомились?

Итог урок                               - Что интересного о ней узнали? Что должны запомнить?

                                           


Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Паслись гусь с гусятами на лугу. Стал Петя гуся дразнить, махать на него палкой.

- Перестань, Петя, брось прут. Умеет гусь за себя постоять.

Катя решила написать письмо подруге Ольге. Она отнесла его на почту. Почтальон помог девочке сбросить письмо в ящик. Ольга получила письмо от Кати.

1. Часть растения под землёй. (Корень)

2. Часть лестницы, на которую ставят ногу (Ступенька)

3. Кусок ткани, которым покрывают стол. (Скатерть)

4. Число большее шести, но меньшее восьми. (Семь)

5. Первый месяц года. (Январь)

6. Хвойное дерево с короткими иглами. (Ель)

7. Часть руки – 5 братьев. (Пальцы)

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

- Спасибо, что правду сказал.

Паслись гусь с гусятами на лугу. Стал Петя гуся дразнить, махать на него палкой.

- Перестань, Петя, брось прут. Умеет гусь за себя постоять.

Катя решила написать письмо подруге Ольге. Она отнесла его на почту. Почтальон помог девочке сбросить письмо в ящик. Ольга получила письмо от Кати

мел -                  

вес -                

шест -

ел -                  

угол -          

кон -

I и  II этап Орган. момент Психологический настрой на урок, активизация

внимания детей.  Активизация имеющихся знаний

1) На доске записаны буквы:

Ш  Ж  М  Ь  Я  Р А

- Назовите лишнюю букву (ь – не имеет звука)           

- Где её место в городе букв? В каком домике она                    

живёт? Какую помощь оказывает эта буква  согласным? (она не обозначает мягкости, она только командует согласным произноситься мягко)

Это буква, а не звук

Это должен помнить каждый

Он согласным добрый друг,

Он командует: «будь мягким!»

2) Игра «Соотнеси рисунок со звуковой схемой слова» (коллективная)

На доске картинки с изображением различных животных, предметов, в названиях которых есть мягкий знак и звуковые схемы этих слов. Необходимо соотнести картинку с соответствующей схемой.

Пример:    конь       коньки        олень            ель

                         

 

 

Вывод: букву «ь» нельзя произнести, нельзя назвать, значит она не может иметь звука. Эта буква выполняет лишь командную работу.

III этап  Работы с учебником Чтение по цепочке Повторение правил работы с учебником..

Учебник «Азбука» стр. 136  Чтение слов по цепочке

- Меняются ли слова? Как? Что происходит со словом, когда в нём появляется

мягкий знак?

Вывод: если в некоторые слова добавить «ь», может образоваться новое слово.

  - Сейчас мы в этом убедимся.

Игра «Добавить букву» (групповая) Дети делятся на 2 – 3 команды. Каждой

команде выдаётся листок со словами. Необходимо добавить в каждое слово

мягкий знак.

Пример:  мел –                   вес –                 шест –

                ел –            угол –                     кон –

Вывод: добавив букву «ь» можно получить совершенно  новое слово.

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

                                                                   Физ-мин

           V этап Работа в рабочей тетради Повторение правил посадки за партой                                

1) Тетрадь «Грамота» №3 стр. 58 

- Мы уже начали работать на этой странице, начали   

писать букву «ь»

- Что очень важное мы узнали о написание этой буквы?

                                                  (она  пишется только строчная)

- Какая ещё буква не имеет заглавной? (ы)

- Прочитайте предложение. Допишите пропущенный слог в слове читать.

- Мы уже говорили о том, что с добавлением в слово «ь», слово может меняться.

Вставьте «ь» в слова и запишите их.   

(индивидуальное задание: вычеркнуть «ь» в словах текста)

                                                                    Физ-мин

2) Тетрадь «Грамота» №3 стр. 59

- Мягкий знак встречается не только в словах, но и в названиях чисел.

- Назовите числа от 1 до 10, в названиях которых пишется ь

- Составить пример из деталей мозаики

- Решить задачу.

- Раскрасить геометрические фигуры

Дополнительный материал:

Игра» Фанты» Ученики вытягивают карточки с выражениями, которые нужно

заменить словами, содержащими «ь»)

Пример:  1. Часть растения под землёй. (Корень)

                2. Часть лестницы, на которую ставят ногу (Ступенька)

                3. Кусок ткани, которым покрывают стол. (Скатерть)

                4. Число большее шести, но меньшее восьми. (Семь)

                5. Первый месяц года. (Январь)

                6. Хвойное дерево с короткими иглами. (Ель)

                7. Часть руки – 5 братьев. (Пальцы)

VI этап    Итог урок

                                               

- С какой буквой мы сегодня познакомились?

- Что интересного о ней узнали? Что должны запомнить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"

Цель: систематизировать знания о живой природе.Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения3)способ...

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...