Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Гладких Анна Дмитриевна

Тема:Склонение имен прилагательных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: Склонение имен прилагательных

 3 класс

Материал разработала: Гладких Анна Дмитриевна

Цели: Формировать умения склонять прилагательные единственного числа, познакомить со склонением имен прилагательных в форме множественного числа.

            Тренировать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, правильно писать безударные окончания.

Ход урока.

I. Организация на работу

- Прозвенел опять звонок,

Ты готов начать урок?

Прилагательные ждут,

Их склонять тебя зовут!

I. Чистописание на с. 13.

- Что вы знаете о букве ж? Звуке [ж]?

- Какое слово в предложении является эпитетом? (Серебристого).

- Докажите.

-Какие другие эпитеты можно было добавить к слову ручеек? (Звонкий, говорливый).

- Допишите предложения с однокоренными словами серебро, серебрилась. (Серебро очищает воду от плохих микробов. Серебрилась блестящая роса на утренней заре.

- Какое еще родственное слово, отвечающее на вопрос какая? вы знаете? (Серебряная цепочка украшала грудь девушки).

II. Актуализация знаний.

- Прочитайте предложение, объясните написание орфограмм. подчеркните главные и второстепенные члены предложения.

В…с…ло скачут (по) з…ленным д…рожкам кр…кливые в…р…б…и.

- Укажите род, число, падеж имен существительных и прилагательных.

- От чего зависит род прилагательных?

III. Постановка темы урока.

          Сегодня нас ожидает интересный, необычный урок. мы проведем его в форме игры-соревнования «Клуб знатоков». Вас ожидает много интересных задний, которые потребуют от вас хороших знаний по теме «Имя прилагательное». Мы не только поиграем, но и повторим всё, что мы узнали об этой части речи.

            Класс должен разделиться на 4 команды. В конце урока мы подведем итоги соревнования и определим команду настоящих знатоков. За каждое правильно выполненное задание команда получает мудрую сову. Победителями будут участники команды, набравшей наибольшее количество сов.

IV. Ход игры.

Начинаем играть, отгадывать, смекать!

(Учитель вращает юлу со стрелкой-указателем, установленную на игровом поле. В секторах игрового поля разложены карточки с заданиями. стрелка указывает на карточку, выпадающую в каждом раунде игры).

Разминка.

         прежде, чем я прочитаю задание 1 раунда, необходимо сделать разминку. это небольшой тест. Я читаю предложение. Если вы согласны с данным утверждением, записывайте номер предложения на листок. Если нет, то номер пропускайте.

1. Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам всегда.

2. Имя прилагательное зависит от имени существительного.

3. Имена прилагательные склоняются только во множественном числе.

4. Имя прилагательное в предложении является дополнением и отвечает на вопрос кого? чего?

5. Род имен прилагательных зависит от глагола.

6. имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

7. По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.

Проверка: 2, 6, 7.

Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:

Существительное с прилагательным

Живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

оно его не бросит в воде и на земле,

стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

4. Разгадывание кроссворда.

3). каким членом предложения бывает прилагательное?

1). Меткое, нужное, яркое слово для описания предметов.

7). Прилагательное, противоположное по значению.

2). Прилагательное, близкое по значению.

12). Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие?

9). Что обозначает имя прилагательное?

4). Назовите падежный вопрос прилагательного женского рода в родительном, дательном и предложном падежах?

8). Назовите вопрос прилагательных множественного числа в именительном падеже.

6). Окончание прилагательных женского рода в именительном падеже.

10). Окончание прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

11). Окончание прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Физкультминутка.

(шаг на месте)

Раз, два, три, четыре, пять –

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше,

И легко-легко подышим.

5. «Кто больше» (2раунд).

Подбор синонимов к данным прилагательным.

1 команда – безграничный, мерзкий, душевный,

2 команда -  жуткий, жизнерадостный, заносчивый,

3 команда -  коварный, настойчивый, бестолковый,

4 команда – покладистый, удивительный, сердитый.

6. «Кто быстрее» Упр. 54 на с. 124 (3 раунд).

Вместо точек вставьте названия животных.

I. команда.

Благородный как…,

Хитрый как…,

Колючий как…,

Упрямый как… .

II. команда.

Надутый как…,

Изворотливый как …,

Неуклюжий как…,

Болтливый как… .

III. команда.

Трусливый как…,

Грязный как…,

Немой как …,

Здоровый как… .

IV. команда.

Ласковый как…,

Бестолковый как…,

Преданный как…,

Ловкий как… .

А теперь для всех команд вопросы-шутки.

1. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного).

2. В какой печи не испечь калачи? (В доменной).

3. Из какого крана нельзя напиться? (Из подъемного).

7. «Угадай сказочного героя» (5 раунд).

       Каждая команда получает карточку с записанными словосочетаниями.

Необходимо догадаться, о каком сказочном персонаже идет речь, назвать произведение

 и автора (если есть), дописать окончания прилагательных, указать их род, число, падеж.

1 команда.

из Цветочн- города

за Огурцов- рекой

по Васильков- бульвару

о голуб- шляпе

2 команда.

хрусталь- туфельку

прекрасн- принца

со зла- сестрами

от добр- феи

3. команда.

отважн- девочка

по кроличь- поре

с син- гусеницей

в королевск- крокет

4. команда.

волшебн- чудесами

для предан- друга

в стар- бутылке

с длин- бородой

Проверка: Незнайка, Золушка, Алиса, старик Хоттабыч.

8. «Конкурс грамотеев». (6 раунд).

         Каждая команда получает карточку с записанным на ней текстом. Необходимо вставить пропущенные буквы, найти имена прилагательные, выделить окончания, указать падеж, разобрать по членам предложения.

1 команда.

Быстр… ручей звонко журч… (в) зарослях ч…ремухи. Но вот он выб…жал на ш…рок… лу… . Забл…стела на утренн… со…нце в…да.

2 команда.

К шумной реч…ке сб…гались друг… руч…и.

Р…кА ст…новилась ш…рокой и глубокой. В мя…ком иле пос…лились различ…ные ж…вотные.

3 команда.

На пов…рхности в…ды вес…ло зак…чались белые кувш…нки. Л…ГК…крылые птицы свили гнезда на высок… б…ре…гу. Чистая в…да …вляется б…гатством рпироды.

4 команда.

Высок… вал охр…нял  п…ля от разлива речки. В в…де б…льшой р..ки пл…скалась с…ребристая рыба. Внизу у крут… Бер..га ст…ял пар…ход.

8. К отгадкам припишите несколько эпитетов.

Мудрую сову заработает команда, которая больше подберет слов.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней

Кто же это?...(Соловей)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

 Взвился вверх и полетел.

(Бабочка).

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(Медведь).

Он бушует, но не море,

И волна там на просторе

Разбегается, шумит,

И корабль там вдаль бежит.

(Океан).

V. Подведение итогов. Дом. зад. Упр.53 на с. 124.

- Каково ваше отношение к уроку?

- С каким настроением вы его завершили?

- Что успели повторить по ходу урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....