Система работы над безударными гласными проверяемыми ударением
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Знакомство с конкретными способами проверки безударных гласных в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_nad_bezudarnymi_glasnymi_proveryaemymi_udareniem.docx | 107.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы
над безударными гласными,
проверяемыми ударением
учителя начальных классов
«МОУ Средняя школа №3»
г. Кимры Тверской области
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, является одной из сложных тем при обучении русскому языку. При существующей методике преподавания этой темы материал преподносится без системы. При такой постановке ученик начальных классов по своим возрастным данным с трудом понимает изучаемое, ведь нет конкретности, наглядности. А когда ученик будет знакомиться с конкретными способами проверки, знания будут более системными. Материал будет легче запомнить. Планировать последовательность уроков и выбирать виды упражнений учитель может самостоятельно. В некоторых уроках даются только слова по данному способу проверки. Учитель может по своему усмотрению провести устную работу с записью на доске, устный диктант с карточками, провести выборочный диктант, комментированное письмо, провести работу с деформированным текстом.
Слово во множественном числе замени словом в единственном числе
ед.ч мн.ч
________________ -м…ря
________________ -п…ля
________________ -пл…ды
________________ -д…ма
________________ -д…ла
________________ -х…лода
________________ - гр…чи
________________ -н…жи
________________ -м…ха
________________ -цв…ты
________________ -гр…бы
________________ -р…ды
________________ - сады
________________ -сл…ды
________________ -сл…ва
________________ - к…ты
________________ -сл…ны
________________ -л…са
________________ -р…га
________________ -х…лмы
________________ - кр…ты
________________ - дв…ры
________________ -гр…чи
________________ -д…ньки
________________ -ч…жи
________________ -ч…сы
________________ -зв…рьки
________________ -…зёра
________________ -шм…ли
________________ -б…бры
________________ -ш…рфы
________________ -г…рбы
________________ -кр…я
________________ -х…рьки
Спиши предложения, изменяя слова в скобках по смыслу. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Кругом богатые (поле), бескрайние (лес). В г…родах красивые (мост), высокие (дом). В садах зреют сочные (плод). Слышны (голос) птиц. На клумбе распустились (цвет).
Вставь пропущенные буквы.
Дерево ценят по пл…дам, а человека по д…лам. Я открыл гл…заи увидел как струи д…ждя мчалис по стеклу. Б…льчата прыгали с ветки на ветку. Миша задумал ч…сло. Над селом летали стр…жи.В марте прилетели гр…чи. Слышны г…лоса птиц. Кр…ты роют глубокие норы. Д…ревя стояли ровными р…дами.
Слово в единственном числе замени словом во множественном числе
Мн.ч Ед.ч
________________ - ч…сло
________________ -..кно
________________ -з…ма
________________ -стр…ла
________________ - св…ча
________________ - ст…на
________________ -р…са
________________ -св…нья
________________ -п…ро
________________ -р…ка
________________ -ст…на
________________ - дл…на
________________ -пл…чо
________________ -к…за
________________ -гр…за
________________ -тр…па
________________ -г…ра
________________ -н…га
________________ -з…мля
________________ -тр…ва
________________ -в…да
Вставь пропущенные буквы.
Родная з…мля, ключевая в…да, вьюжная з…ма, белая ст…на, тёплая в…сна, широкая р…ка, зелёная тр…ва, узкая тр…па, горная стр…на, кудрявая …вца, отвесная ск…ла, высокая г…ра.
Вставь пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
- Ребята шли по тр…пе к р…ке. 2). На тр…ве р…са. 3).Наступила з…ма. 4). На с…сне прозрачная см…ла. 5). Девочка смотрела в …кно. 6).Среди тр…вы в…дны первые цв…ты. 7). По дв…ру ходит большая св…нья. 8). Маша пишет мелом на д…ске. 9). Я люблю свою л…шадку. 10). На лугу к…за щипала тр…ву.
В наших районах ж…вут б…бры, кр…ты. Ночью можно услышать вой в…лков. В чаще леса живёт л…са.
Слово с безударной гласной проверь словом состоящим из корня
________________ - к…рмить
________________ -с…лить
________________ -б…леть
________________ -с…рить
________________ - св…тить
________________ - ст…нать
________________ -ш…гать
________________ -св…стеть
________________ -кр…чать
________________ -нар…дились
________________ -д…рить
________________ - уг…стить
________________ -н…чевать
________________ - гр…знить
Коля заб…лел гриппом. Он не мог г…ворить. Мальчик печально см…трел в …кно на играющих д…тей.
________________ - сн…га
________________ -ст…на
________________ -к…рмушка
________________ -б…льница
________________ - ст…ловая
________________ - г…стиница
________________ -л…нтяй
________________ -л…сток
________________ -б…йцы
________________ -сн…говик
________________ -т…шина
________________ - к…фейник
________________ -св…стун
________________ -ц…почка
________________ -гр…бок
________________ -д…тишки
________________ -в…щица
________________ -св…тает
________________ -н…беса
Ребята решили сделать ст…ловую для птиц. Они см…стерили к…рмушку в с…ду. Вскоре прилетели г…во.рливые воробьи. В г…родском с…ду на в…рхушках т…полей живут гр…чи.
Слово, обозначающее предмет, проверь родственным словом обозначающим признак предмета.
________________ - б…лизна
________________ -ж…лтизна
________________ -н…визна
________________ -т…мнота
________________ - д…брота
________________ - т…шина
________________ -хр…брец
________________ -м…лыши
________________ -вр…дитель
________________ -дл…на
________________ -д…тишки
________________ -см…льчак
________________ -сн…жинка
________________ -б…дняга
________________ -ч…рнота
Слово, обозначающее признак предмета, проверь родственным словом обозначающим предмет.
________________ -с…сновые деревья
________________ -м…рская волна
________________ -ст…льной обруч
________________ -д…ждливая осень
________________ -з…лёная трава
________________ -в…здушные шары
________________ - сп…ртивные успехи
________________ -л…сные жители
________________ -…сенняя погода
________________ -зв…риные следы
________________ - стр…ительная пл…щадка
________________ -цв…тные карандаши
________________ - п…лезный совет
________________ -б…говая дорожка
________________ -в…шнёвое варенье
________________ - л…нивый ученик
________________ -кл…новый листок
________________ -скр…пучая дверь
________________ -л…довый дворец
________________ -ц…нтральная улица
________________ - з…ркалная поверхность
________________ - сч…стливый случай
________________ -жур…влиный крик
________________ -к…менистый берег
________________ -гл…зной врач
________________ -…довитый гриб
________________ -спр…ведливый человек
________________ -ш…рстяные носки
________________ -б…говая дорожка
Слово с безударной гласной проверь родственным ласковым словом.
________________ - пт…нец
________________ - п…тно
________________ - к…за
________________ - д…жди
________________ - тр…ва
________________ - д…ма
________________ - к…ты
________________ - л…сты
________________ - зм…я
________________ - гл…зной
________________ -тр…па
________________ - сл…ны
________________ - л...цо
________________ -м…чи
________________ - гр…да
________________ - сп…на
________________ - л…са
________________ - з…ма
________________ - зв…зда
________________ - к…зёл
________________ - …сёл
________________ - к…вёр
________________ - тр…ва
________________ - лош…дь
Закрепление изученных способов
В…черней п…рой я ш…гал по узкой тр…пе через др…мучий лес. Вокруг ц…рила л…сная т…шина. Но вот я услышал далёкие звуки д…ревни. Среди ств…лов стали видны просветы. Я выходил на л…сную опушку.
1.)С горспускались ст…да …вец. 2.) Гр…чи т…скали своим м…лышам ч..рвей и мошек. 3.) Ласточки перед гр…зой вились над з…млёй. 4.) За р…кой з…ленел овёс. 5.) Капли р…сы бл…стят на листьях д…ревьев. 6.) З…ленеет тр…ва на лугах и п…лях. 7.) За нашим с…лом ст…ной ст…ят с…новые л…са. 8.) Какое сегодня ч…сло?
Раздели текст на предложения. Вставь пропущенные буквы.
Наступила з…ма занесло сн…жком пл…щадку перед домом ребята сделали снежную горку они полили её в…дой ноч…ю ударил мороз в…да замёрзла горка покрылась л…дяной коркой не будут скучать з…мой м…лыши
Спиши пословицы. Вставь пропущенные буквы.
Дерево смотрят по пл…дам, а человека по д…лам. Л…нивые руки не р…дня умной г…л…ве. На чужой ст…ронушке рад св…ей в…ронушке. Р…дная з…мля и в г…рсти мила. Стой за р…дную землю г…рой.
Слово, обозначающее действие предмета, проверь словом обозначающим признак предмета.
________________ - пл…тить
________________ - кр…снеть
________________ - с…нел
________________ - з…мовал
________________ - т…мнел
________________ - ч…рнеет
________________ - ск…льзят
________________ - т…плеет
Вставь пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Яркое солнце бл…стит над з…млёй. На з…лёном лугу б…леют ромашки., ж…лтеют одуванчики, с…неет мышиный горошек. Вокруг з…л…неют берёзки. Всюду щ…бечут, св…стят, п…ют птицы.
Слово, обозначающее действие предмета, проверь словом обозначающим предмет.
________________ -сп…шить
________________ - гл…дит
________________ - см…треть
________________ - зап…щать
________________ - к…чать
________________ - т…нцевать
________________ - пл…сать
________________ - зв…нить
________________ - б…жать
________________ - г…ревать
________________ - ст…нать
________________ - см…треть
________________ - св…стеть
________________ - охр…нять
________________ - поб…дить
________________ - под…рить
________________ - др…жал
________________ - п…лить
________________ - д…рить
________________ - уг…стил
________________ - п…щат
________________ - св…стит
________________ - дов…рять
________________ - св…тает
Я шла летом по л…сной дорожке. Взгл…нула на куст репейника и уд…вилась. Он резко к…чался. Пригл…делась. Маленький вор…бей сидел на нём.
Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверь словом, отвечающим на вопрос что делает?
Вася л…пил сн…говика. Костя подн…сил снежные ш…ры. Женя прикр…пил вместо носа морковку. М…лыш Димка т…щит м…тлу.
________________ - ск…кал
________________ - бр…дил
________________ - н…сил
________________ - д…рил
________________ - д…ржал
________________ - п…лил
________________ - т…нул
________________ - ц…нил
________________ - хв…лил
________________ - т…чил
________________ - в…зил
________________ - к…тался
________________ - пл…сал
________________ - к…тил
________________ - см…трел
________________ - пл…тил
________________ - св…тил
________________ - т…птал
________________ - в..зал
________________ - х…дил
________________ - х…тел
________________ - т…пил
________________ - к…сил
Слово с буквой Е проверь буквой Ё
Отгадайте загадку: Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (пч…ла - пчёлы)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (гн…здо –гнёзда)
________________ - зв…зда
________________ - оз…ро
________________ - в…сло
________________ - ст..кло
________________ - в…дро
________________ - с…ло
________________ - м...тла
________________ - п..ро
________________ - т…мнеть, т…мнота
________________ - т…плеть, т..пло
________________ - ч…рнеть, ч…рнота
________________ - ж…лтеть, ж…лтизна
Слово, отвечающее на вопрос что делает? проверь словом, отвечающим на вопрос что делал?
________________ - ж…вёт
________________ - в…зёт
________________ - м…тёт
________________ - пл…тёт
________________ - в..дёт
________________ - н…сёт
________________ - т…чёт
Саша ж…вёт в д…ревне. У него б…льшая с…мья. Все любят трудиться. У каждого св…и обязанности. Вот Коля н…сёт др…ва. Валя м…тёт двор. Шура в…дёт бр…тишку в садик. Отец в…зёт сено на ферму.
Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверь словом, отвечающим на вопрос что сделает?
___________________ - пр…сил
________________ - т…щил
________________ - т…нул (о или а)
________________ - од..ржал
________________ - см…трел
________________ - п…сал
________________ - т…нул (и , я, е)
________________ - ут…шал
________________ - пр…сил
Слово с буквой Е проверь буквой Ё
Отгадайте загадку: Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (пч…ла - пчёлы)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (гн…здо –гнёзда)
________________ - зв…зда
________________ - оз…ро
________________ - в…сло
________________ - ст..кло
________________ - в…дро
________________ - с…ло
________________ - м...тла
________________ - п..ро
________________ - т…мнеть, т…мнота
________________ - т…плеть, т..пло
________________ - ч…рнеть, ч…рнота
________________ - ж…лтеть, ж…лтизна
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Подбери к словам по два проверочных слова.
ст…р…на ________________________________
м …л…дой ________________________________
б…р…да ________________________________
п…л…са ________________________________
м…л…ток ________________________________
г…л…ва ________________________________
в…л…сок ________________________________
к…л…сок ________________________________
з…л…нел ________________________________
в…с….ло _________________________________
ст…б…лёк ________________________________
к…р…шок ________________________________
в…ч…реет _______________________________
д…р…вянный ______________________________
х…л…да _______________________________
ст…р…жить ________________________________
з…л…той _______________________________
ст…р…на _______________________________
Кто з…мой х…л…дной
Ходит злой, г…лодный?
Составь из данных слов предложения и запиши их. Вставь пропущенные буквы.
Пришли х…л…да. Оделись, ребята, т…пло.
Они, на, гол…ву, ша…ку, надели, варе…ки , на, м…ховые, руки.
Не, теперь, м…роз, им, страшен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёр "Правописание безударных гласных проверяемых ударением"
В данном ресурсе предлагаются 12 слов для проверки правописания с использованием приема «Волшебная труба» на уроках русского языка: перемещение объектов осуществляется по щелчку....
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением
Разработка содержит конспект и презентацию по теме "Правописание безударных гласных"...
Обобщение знаний о безударных гласных, проверяемых ударением.
Технологическая карта урока....
Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением.
Урок русского языка во 2 классе "Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением". Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько ...
Урок русского языка и презентация 2 класс ФГОС"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением"
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением". Задания построены по возрастающей сложности. Материал подобран занимательный и интересный. Проводить урок м...
"Безударные гласные, проверяемые ударением"
Урок письма для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида....
Урок русского языка. 2 кл."Правописание безударных гласных, проверяемых ударение".
ТипТип урока: включение в систему знаний Цели: -обобщить и систематизировать грамматический материал по данной теме; -закрепит...