Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

 

Урок русского языка во 2 классе "Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением". Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяна Борисовна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

УМК «Школа России»

авторы учебника «Русского языка»: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова  

Тема: Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением.

Тип урока: урок – сказка.

Цели урока: 

обобщить и закрепить знания учащихся о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением; вырабатывать орфографическую зоркость; развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям; воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.  

Оборудование: 

мультимедийная установка, предметные картинки, тесты, сигнальные карточки, Грамматический человечек,  елочки с заданием, снежинки с буквами, фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро», солнышки и тучки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

  Здравствуйте, ребята!

    Возьмемся за руки парами. Вы чувствуете тепло рук? Это ручеёк тепла, дружбы и взаимопонимания согревает вас. Пожмите друг другу руки, улыбнитесь. Подарите свои улыбки мне. А теперь садитесь на свои места.

     Начинаем наш урок русского языка, но не обычный урок, а урок – сказку!

II. Вступительное слово учителя.

   Ребята, вы любите сказки?

   Все на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили- были…». А мы начнем нашу сказку так:

   Как – то в прекрасную Страну Знаний прилетела Фея. Встречать её вышли гласные буквы (- ребята, а какие вы знаете гласные буквы?), но не понравился ей приём, и она их заколдовала.  Да так, что стали они друг на друга похожи.  Полетела волшебница дальше, а в стране началась величайшая путаница. Буква О стала похожа на букву А, буква И на Е, буква Е на Я.Дети начали делать ошибки в словах. И однажды с ними также произошло превращение. (Фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро»). Дети стали превращаться то в зверюшек, то в детей. У них появились ушки, хвостики, рожки, колючки, стали расти крылья.

         Посмотрите, ребята, на доске написана фраза и в нашей фразе тоже буквы перепутались:                                                                                                                              

                         Как писать го/ара, тра/ова,

                          И слова ма/оря, де/ила?

Ребята, давайте поможем буквам стать на место. (Дети выходят к доске и вставляют нужную букву). Как называются буквы, которые вы вставляли? (Безударные гласные) Какое правило помогло нам поставить буквы на свои места? Какие вы молодцы, знаете правило! С этим правилом мы будем работать на уроке. Тема нашего урока: «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».

      Какая хорошая сказка! Помогла  нам вспомнить гласные буквы, повторить правило.  

III. Сообщение темы, цели урока.

  1. Вы бы хотели помочь детям всё вернуть на свое место?

А для этого должны показать, как вы научились распознавать слова с безударной гласной, подбирать к ним проверочные слова, объяснять написание гласной буквы в безударном слоге.

    Нам предстоит преодолеть различные преграды. А поможет нам Грамматический человечек.

    Он приготовил задания, и каждый раз, когда вы правильно выполните задание, на доске будет появляться слово из волшебной фразы, которая поможет расколдовать наших героев.

IV. Закрепление знаний о правописании безударных гласных.

      - Давайте внимательно посмотрим на человечка. Ребята, чем украшена одежда его? Почему именно этими буквами? ( А О Я И Е).

      С этими безударными гласными вы работали в течение нескольких уроков, и знаете, что они требуют к себе особого отношения.

      Итак, ребята, кто же мне скажет, что нужно сделать, чтобы правильно написать слова с безударной гласной?

      1)Проверка домашнего задания.

Итак, ребята, первое задание, которое приготовил Грамматический человечек. Дома вы должны были подготовить загадки, но так, чтобы в отгадке было слово с безударной гласной. Послушаем загадки, отгадки. Какая здесь безударная гласная? Давайте подберём проверочное слово.(3 – 4 загадки). А остальные загадки вы отгадаете на следующем уроке.

Молодцы! Вы справились с заданием. Грамматический человечек открывает первое слово. (Ударение). А сейчас будем работать в тетрадях. Повторяем все за мной.

           Тетрадь правильно кладу.

        Ручку правильно держу.

        За посадкою слежу.

        С чистотою я дружу.

        На «отлично» напишу.

Запишите число:  26 января.

                            Классная работа.

   

2) Игра «У кого больше слов?»

     А сейчас посмотрите на экран. Ребята, перед вами картинки, скажите мне, что изображено на них? Посмотрите внимательно на предметы и постарайтесь запомнить слова, которые обозначают их.

     По моей команде картинки исчезнут. Вы должны записать как можно больше слов, поставить ударение  и подчеркнуть безударную гласную в словах. На эту работу вам 2 минуты. По моей команде: внимание, начали.

(На экране картинки: часы, грибы, дома, шкафы, лиса.)

Посмотрим, у кого же больше слов? Поднимите руки, кто записал два слова? Три? Четыре? Пять?

Прочитайте слова.

С заданием справились, грамматический человечек открывает второе слово волшебной фразы (над гласной).

3) Работа с учебником.

    Поработаем по учебнику. В нашем учебнике есть замечательное стихотворение на странице 101, упражнение 189. Давайте его прочитаем. А теперь выполним задание. Найдите в этом стихотворении слова, в которых есть безударная гласная.

(Дети читают слова: за окном, посветлело, лежит, ковром).

  Подберите проверочное слово. (Работа у доски и в тетрадях).

Молодцы! И с этим заданием справились. Открываем следующее слово (может).

                     Физкультминутка под музыку.

Пусть наш весёлый человечек посмотрит, как мы умеем отдыхать.

4) Работа в парах. Игра «Снежинка».

Сейчас мы будем работать в парах. На парте у вас лежат ёлочки, на которых написаны слова. Снежинка упала на слово и растаяла вместе с буквой. Вам нужно вставить пропущенные буквы в словах. Дети, работаем быстро. Приступаем к работе.

               К.лючая                                          б.льшая

               З..лёная                                            ч..десная

                                         пуш..стая    

Проверим слова. Работают сигнальные карточки.

Что надо сделать, чтобы вставить верно букву?

Да, нужно подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Колючая – колет, зелёная – зелень, большая – больше, пушистая – ши пиши с и, чудесная – чу пиши с у.

Молодцы! Хорошо справились с заданием. Открываем слово волшебной фразы (сделать).

5) Работа в группах. Игра «Рассыпались буквы».

    Следующее задание.

    А теперь поработаем в группах. Каждый ряд – это одна маленькая команда, которая получает задание.

    Итак, какое же задание придумал для вас человечек? Игра «Рассыпались буквы». Послушайте условие этой игры. Посмотрите, ребята, на предпоследней парте каждого ряда лежат снежинки с буквами. Но одна снежинка лишняя. Вам необходимо выбрать нужные буквы и составить слово.

А ИЕЗМ           ИАЕГСН         ЯАОЛП

    Итак, какая команда у нас была первой?

Какое слово у вас получилось? (Дети называют слова, садятся.) Почему вы выбрали  букву …? Назовите проверочное слово.

             Зима           снега            поля

   Давайте с этими словами составим предложения. Запишем на доске. Найдём главные члены в предложении. Ребята, как называются главные члены? На какие вопросы отвечает подлежащее? На какие вопросы отвечает сказуемое?

     Справились и с  этим заданием. Вы не только умеете находить безударную гласную в словах, но и хорошо  составляете слова, предложения, находите главные члены предложения. Молодцы! Открываем слово волшебной фразы (букву).

6) Тестирование. 

    Дети, сядьте все правильно, человечек ждёт вашего внимания.

Итак, сейчас мы выполним самое ответственное задание, выполнив которое, вы сможете расколдовать детей в Стране Знаний. Это задание вы будете выполнять самостоятельно.

У вас на парте лежит карточка с тестом. Вам нужно в кружочках птичкой отметить все слова, в которых пропущена буква о.  

   Тест. Отметьте все слова, в которых пропущена буква о.

  1. гр…за

  1. гл…за

  1. в…лна

  1. х…лмы

  1. в…рить

Передайте ручейком карточки. Посмотрите на экран и назовите слова, которые вы выбрали. Почему это слово? Докажи?  

Молодцы! Вы умеете работать. И, наконец, открываем последнее слово (ясной!) Посмотрите, какая фраза у нас получилась, она поможет расколдовать детей и буквы:

                     Ударение над гласной

                     Может сделать букву ясной!

Прочитаем хором волшебные слова.

(Фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро».)

V.  Итог урока.                                                                                                                    

   Чары Феи рухнули, и в этом, ребята, ваша заслуга. Грамматический человечек очень рад, что всё стало на свои места. Какое же самое главное правило  мы должны помнить, чтобы написать слова с безударной гласной? Ребята, давайте ещё раз назовём волшебные слова. Они самые главные в нашей работе.

   Итак, ребята, над чем мы сегодня работали? Что закрепляли? А как обозначить орфограмму «безударная гласная, проверяемая ударением»?

   Что больше всего вам понравилось на уроке?

   Молодцы, ребята, вы хорошо работали на уроке!

VI. Рефлексия.

       Ребята, вам понравилась наша сказка? А настроение на уроке у вас было хорошее? 

       Ребята, каким для вас был урок? Выберите слова, которое помогут ответить на мой вопрос.

Интересный

Увлекательный

Познавательный

Трудный

   Если вам на уроке всё было понятно, то прикрепите на доску солнышко, а если у вас возникли трудности, что-то было не понятно то тучку.

VII.   Задание на дом.

    А в заключении, как и в конце каждого урока, домашнее задание. Я вам предлагаю   2 варианта. Вы выполняете только один, на выбор.

  Итак, 1 вариант – составить словарный диктант из 7 слов, в которых есть безударные гласные, проверяемые ударением.

            2 вариант – составить 2 предложения, в которых будут слова с безударными гласным. Вы выбираете любой вариант.

       Ребята, вы были молодцы, очень хорошо работали на уроке. Теперь вы можете подойти к доске и взять на память о нашем уроке солнышко, на обратной стороне которого записано домашнее задание.

       Организация на перемену.

       

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Правописание безударных гласных проверяемых ударением"

В данном ресурсе предлагаются 12  слов для проверки правописания с использованием приема «Волшебная труба» на уроках русского языка: перемещение объектов осуществляется по щелчку....

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Разработка содержит конспект и презентацию по теме "Правописание безударных гласных"...

Урок русского языка и презентация 2 класс ФГОС"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением"

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением". Задания построены по возрастающей сложности. Материал подобран занимательный и интересный. Проводить урок м...

Урок русского языка. 2 кл."Правописание безударных гласных, проверяемых ударение".

ТипТип урока: включение в систему знаний Цели: -обобщить и систематизировать грамматический материал по данной теме;             -закрепит...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Закрепление, обобщение изученного." 2 класс

Конспект урока и презентация"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".Урок построен с учётом требований ФГОС. Проводить его можно в конце учебного года. Ребята, выполняя разнообразные з...

Русский язык 2 класс Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

Цель: познакомить учащихся с соответствием звука и буквы в ударном слоге и их возможным несоответствием в безударном слоге; выяснить необходимость проверки особенностей проверочного слова; формировать...

Презентация «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением» предназначена для проведения урока по русскому языку в 1 классе. Она может быть использована как при изучении новой темы, так и при ее закреплении

Мои публикацииПрезентация к уроку по русскому языку  1 класс. Презентация «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением»  предназначена для проведения урока по рус...