Правописание безударных гласных, проверяемых ударением
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Разработка содержит конспект и презентацию по теме "Правописание безударных гласных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh.rar | 507.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Школа России»
Урок русского языка.
2 класс.
Учебник: Русский язык. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
Тема урока: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением
Задачи урока:
Познакомить учащихся со способом проверки безударных гласных путем изменения числа слова.
Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова.
Формировать умение применять на практике правила проверки безударных гласных
Содействовать воспитанию интереса к родному языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка? СЛАЙД 1
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5».
- Сегодня нас снова ждет увлекательное путешествие к тайнам родного языка. А помогут совершить это путешествие ваши любимые герои. Угадайте, кто это, послушав песенку.
Если я чешу в затылке –
Не беда!
В голове моей опилки!
Да! Да! Да!
Но, хотя там и опилки,
Но сопелки и вопилки
Сочиняю я неплохо иногда!
Хорошо живет на свете …(Винни-Пух)
- Правильно, Винни-Пух, герой замечательной повести
А. Милна. А говорить по-русски этого забавного медвежонка
научил известный писатель Борис Заходер. Сегодня Винни-Пух СЛАЙД 2
приглашает нас к себе в гости. Он получил странное послание,
которое не может понять. Поможем ему?
Постановка цели урока.
Дарагой друк! СЛАЙД 2
Как тваи дила? У миня фсе харашо! Пишы.
Сава.
- Ребята, прочитайте письмо, которое получил Винни-Пух. Что вы можете о нем сказать? (написано неграмотно, с ошибками)
- Сова написала это письмо, не соблюдая никаких правил, так как слышала. Чтобы ваши письма всегда были грамотными, нужно уметь проверять слова. Этим мы и займемся сегодня на уроке, и я уверена, что в конце нашей работы Сова запомнит несколько правил.
3. Минутка чистописания.
а я о е и у э ы ю
- Что общего у всех букв? (это гласные)
- На какие группы можно разделить эти буквы?
(буквы, обозначающие мягкость согласного СЛАЙД 3
и не обозначающие; буквы, вызывающие затруднение
при письме и те, которые сомнения не вызывают).
- Молодцы! А какой буквы не хватает? (буквы ё)
- Что в ней особенного? (она всегда ударная)
- Напомните уважаемой Сове, какие буквы являются
«опасными» при письме? (а, я, е, и, о)
СЛАЙД 4
- Сегодня эти буквы у нас в гостях. Сова предлагает записать их красиво в тетради.
4. Работа над новым материалом
- Хорошо живется гласной под ударением: все ее слышат и четко произносят. А что же делать безударной бедняжке? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются мнения детей).
- Давайте ей поможем!
- Рассмотрите рисунки
- Что изображено? (предметы) СЛАЙД 5
- Запишите слова-названия предметов в тетради в
столбик.
слон
грач СЛАЙД 6
стол
дом
- Что между ними общего? (односложные, в единственном числе, гласный находится в сильной позиции).
- Измените слово так, чтобы гласный оказался в слабой позиции. Что для этого нужно сделать? (можно поставить слово во множественное число, например, слон – слоны; звук [ы] будет под ударением, т.е. в сильной позиции, а второй гласный – в слабой). СЛАЙД 7
- Хорошо! А какую букву будем писать после [л] во втором слове? (неизвестно,
т. к. возникает выбор: a или о)
Дети могут сами высказать мысль, что в словах первого столбика гласный находится в сильной позиции, а значит, буква будет такая же.
Аналогичная работа проводится с остальными словами. Запись в тетради:
слон – сл а/оны ́ - слоны
грач – гр а/о чи́ - грачи
стол – ст а/о лы ́ – столы СЛАЙД 8
дом – д а/о ма ́ - дома
- Какие из этих слов являются проверяемыми? (слова третьего столбика, в которых гласный в слабой позиции, значит, появляется «опасное» место при письме)
- А какие проверочными? (слова первого столбика, где гласный под ударением, в сильной позиции).
- Какой вывод можно сделать? (безударный гласный для проверки нужно поставить под ударение).
- Молодцы, вы очень хорошо поработали, а теперь друг Вини-Пуха Тигра приглашает нас отдохнуть.
Физминутка
Мы писали, мы писали,
А теперь мы тихо встали.
Ножками потопаем, СЛАЙД 9
Ручками похлопаем,
Теперь пальчики встряхнем
И опять писать начнем.
- Продолжаем нашу работу.
- Самый осторожный друг Винни-Пуха, ослик Иа-Иа, предупреждает вас, что безударный гласный требует особого внимания. Чтобы было легче запомнить правило проверки безударных гласных, он предлагает вам рифмовку:
Безударный гласный! Стоп!
Писать его опасно! СЛАЙД 10
Чтоб развеять все сомненья,
Ставьте звук под ударение.
- Какую особенность заметили при работе с данными словами? (слова во множественном числе – проверяемые, а в единственном - проверочные).
- Молодцы! А возможен ли другой способ проверки, чтобы проверочное слово стояло во множественном числе? (выслушиваются мнения детей).
- Чтобы проверить ваши догадки, обратимся к учебнику (стр. 97, упр. 115).
Упражнение выполняется коллективно, с объяснением. Запись в тетради:
Кр…ты – крот – кроты.
М…чи – мяч – мячи.
Сн…пы – сноп – снопы.
Гр…бы – гриб – грибы.
- Давайте сделаем вывод! Что нужно сделать, чтобы без ошибок написать безударный гласный? (подобрать проверочное слово, изменив число).
Безударный гласный проверяю –
Число у слова изменяю!
СЛАЙД 11, 12
? мн.ч. ед.ч. ед.ч. мн.ч. |
- Теперь, я думаю, Сова сможет исправить некоторые ошибки в своем письме.
- Давайте запишем в тетради правильный вариант.
Запись с комментированием, подбором проверочных слов в изученных случаях. СЛАЙД 13
5. Первичное закрепление
а) работа по учебнику (стр.98, упр. 117)
В задании отрабатывается умение подобрать проверочное слово, изменив число (ед.ч. мн.ч.)
б) игра – соревнование (проводится по рядам)
- А сейчас наши друзья предлагают нам немного поиграть и выяснить, как вы поняли новую тему. Нужно подобрать и записать проверочное слово и правильно вставить букву. Каждый ряд выполняет свой столбик.
Гр…чи –
Д…ска –
С…ва –
З…мля –
Ш…рфы –
К…за –
Вр…чи –
М…ря –
Ч…сло –
Гр…да –
Сл…ды –
Гр…за –
Л…цо – СЛАЙД 14
П…ро –
Ст…на –
После выполнения задания проводится коллективная проверка.
6. Итог урока.
- С какой орфограммой мы сегодня работали?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Спасибо за работу! Наши сказочные друзья прощаются с нами и желают отличных отметок!
7. Домашнее задание.
Упражнение 118 на странице 99, правило на странице 99.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренажёр "Правописание безударных гласных проверяемых ударением"
В данном ресурсе предлагаются 12 слов для проверки правописания с использованием приема «Волшебная труба» на уроках русского языка: перемещение объектов осуществляется по щелчку....
Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением.
Урок русского языка во 2 классе "Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением". Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько ...
Урок русского языка и презентация 2 класс ФГОС"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением"
Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением". Задания построены по возрастающей сложности. Материал подобран занимательный и интересный. Проводить урок м...
Урок русского языка. 2 кл."Правописание безударных гласных, проверяемых ударение".
ТипТип урока: включение в систему знаний Цели: -обобщить и систематизировать грамматический материал по данной теме; -закрепит...
Урок русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Закрепление, обобщение изученного." 2 класс
Конспект урока и презентация"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".Урок построен с учётом требований ФГОС. Проводить его можно в конце учебного года. Ребята, выполняя разнообразные з...
Русский язык 2 класс Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.
Цель: познакомить учащихся с соответствием звука и буквы в ударном слоге и их возможным несоответствием в безударном слоге; выяснить необходимость проверки особенностей проверочного слова; формировать...
Дидактическая игра "футбол" по теме "Правописание безударного гласного, проверяемого ударением"
Игра позволит закрепить правописание безударного гласного, проверяемого ударением...