Правописание безударных гласных, проверяемых ударением
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Жулева Екатерина Александровна

Разработка содержит конспект и презентацию по теме "Правописание безударных гласных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh.rar507.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Школа России»

Урок русского языка.

2 класс.

Учебник: Русский язык. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.

Тема урока: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Задачи урока:

Познакомить учащихся со способом проверки безударных гласных путем изменения числа слова.

Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова.

Формировать умение применять на практике правила проверки безударных гласных

Содействовать воспитанию интереса к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?                                             СЛАЙД 1

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «5».

- Сегодня нас снова ждет увлекательное путешествие к тайнам родного языка. А помогут совершить это путешествие ваши любимые герои. Угадайте, кто это, послушав песенку.

Если я чешу в затылке –

Не беда!

В голове моей опилки!

Да! Да! Да!

Но, хотя там и опилки,

Но сопелки и вопилки

Сочиняю я неплохо иногда!

Хорошо живет на свете …(Винни-Пух)

- Правильно, Винни-Пух, герой замечательной повести

А. Милна. А говорить по-русски этого забавного медвежонка

научил известный писатель  Борис Заходер.  Сегодня Винни-Пух     СЛАЙД 2

приглашает нас к себе в гости. Он получил странное послание,

которое не может понять. Поможем ему?

Постановка цели урока.

                        Дарагой друк!                                                     СЛАЙД 2

Как тваи дила? У миня фсе харашо! Пишы.

                                                         Сава.

- Ребята, прочитайте письмо, которое получил Винни-Пух. Что вы можете о нем сказать? (написано неграмотно, с ошибками)

- Сова написала это письмо, не соблюдая никаких правил, так как слышала. Чтобы ваши письма всегда были грамотными, нужно уметь проверять слова. Этим мы и займемся сегодня на уроке, и я уверена, что в конце нашей работы Сова запомнит несколько правил.

3. Минутка чистописания.

а   я   о   е   и   у   э   ы   ю

- Что общего у всех букв? (это гласные)

- На какие группы можно разделить эти буквы?

 (буквы, обозначающие мягкость согласного                         СЛАЙД 3

 и не обозначающие; буквы, вызывающие затруднение

 при письме и те, которые сомнения не вызывают).

- Молодцы! А какой буквы не хватает? (буквы ё)

- Что в ней особенного? (она всегда ударная)

- Напомните уважаемой Сове, какие буквы являются

 «опасными» при письме? (а, я, е, и, о)

                                                            СЛАЙД 4

- Сегодня эти буквы у нас в гостях. Сова предлагает записать их красиво в тетради.

4. Работа над новым материалом

- Хорошо живется гласной под ударением: все ее слышат и четко произносят. А что же делать безударной бедняжке? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются мнения детей).

- Давайте ей поможем!

- Рассмотрите рисунки

- Что изображено? (предметы)                                         СЛАЙД 5

- Запишите слова-названия предметов в тетради в

столбик.                                                                                

слон

грач                                                                                  СЛАЙД 6

стол

дом

- Что между ними общего? (односложные, в единственном числе, гласный находится в сильной позиции).

- Измените слово так, чтобы гласный оказался в слабой позиции. Что для этого нужно сделать? (можно поставить слово во множественное число, например, слон – слоны; звук [ы] будет под ударением, т.е. в сильной позиции, а второй гласный  – в слабой).                                                      СЛАЙД 7

- Хорошо! А какую букву будем писать после [л] во втором слове? (неизвестно,

т. к. возникает выбор: a или о)

Дети могут сами высказать мысль, что в словах первого столбика гласный находится в сильной позиции, а значит, буква будет такая же.

Аналогичная работа проводится с остальными словами. Запись в тетради:

слон – сл а/оны ́ - слоны

грач – гр а/о чи́  - грачи

стол – ст а/о лы ́ – столы                                                   СЛАЙД 8

дом – д а/о ма ́ - дома

- Какие из этих слов являются проверяемыми? (слова третьего столбика, в которых гласный в слабой позиции, значит, появляется «опасное» место при письме)

- А какие проверочными? (слова первого столбика, где гласный под ударением, в сильной позиции).

- Какой вывод можно сделать? (безударный гласный для проверки нужно поставить под ударение).

- Молодцы, вы очень хорошо поработали, а теперь друг Вини-Пуха Тигра приглашает нас отдохнуть.

Физминутка

Мы писали, мы писали,

А теперь мы тихо встали.

Ножками потопаем,                                    СЛАЙД 9

Ручками похлопаем,

Теперь пальчики встряхнем

И опять писать начнем.

- Продолжаем нашу работу.

- Самый осторожный друг Винни-Пуха, ослик Иа-Иа, предупреждает вас, что безударный гласный требует особого внимания. Чтобы было легче запомнить правило проверки безударных гласных, он предлагает вам рифмовку:

Безударный гласный! Стоп!

Писать его опасно!                              СЛАЙД 10

Чтоб развеять все сомненья,

Ставьте звук под ударение.

- Какую особенность заметили при работе с данными словами? (слова во множественном числе – проверяемые, а в единственном - проверочные).

- Молодцы! А возможен ли другой способ проверки, чтобы проверочное слово стояло во множественном числе? (выслушиваются мнения детей).

- Чтобы проверить ваши догадки, обратимся к учебнику (стр. 97, упр. 115).

Упражнение выполняется коллективно, с объяснением. Запись в тетради:

Кр…ты – крот – кроты.

М…чи – мяч – мячи.

Сн…пы – сноп – снопы.

Гр…бы – гриб – грибы.

- Давайте сделаем вывод! Что нужно сделать, чтобы без ошибок написать безударный гласный? (подобрать проверочное слово, изменив число).

Безударный гласный проверяю –              

Число у слова изменяю!

                                                                                                                 СЛАЙД 11, 12

        ?


мн.ч.         ед.ч.

ед.ч.         мн.ч.

                   

- Теперь, я думаю, Сова сможет исправить некоторые ошибки в своем письме.

- Давайте запишем в тетради правильный вариант.

Запись с комментированием, подбором проверочных слов в изученных случаях. СЛАЙД 13                                                                                                                                                                                                                            

5. Первичное закрепление

а) работа по учебнику (стр.98, упр. 117)

      В задании отрабатывается умение подобрать проверочное слово, изменив число (ед.ч.        мн.ч.)

б) игра – соревнование (проводится по рядам)

- А сейчас наши друзья предлагают нам немного поиграть и выяснить, как вы поняли новую тему. Нужно подобрать и записать проверочное слово и правильно вставить букву. Каждый ряд выполняет свой столбик.

Гр…чи –  

Д…ска –

С…ва –

З…мля –

Ш…рфы –

К…за –

Вр…чи –

М…ря –

Ч…сло –

Гр…да –

Сл…ды –

Гр…за –

Л…цо –                    СЛАЙД 14

П…ро –

Ст…на –  

 После выполнения задания проводится коллективная проверка.

6. Итог урока.

- С какой орфограммой мы сегодня работали?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Спасибо за работу! Наши сказочные друзья прощаются с нами и желают отличных отметок!

7. Домашнее задание.

 Упражнение 118 на странице 99, правило на странице 99.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр "Правописание безударных гласных проверяемых ударением"

В данном ресурсе предлагаются 12  слов для проверки правописания с использованием приема «Волшебная труба» на уроках русского языка: перемещение объектов осуществляется по щелчку....

Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением.

Урок русского языка во 2 классе "Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением". Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько ...

Урок русского языка и презентация 2 класс ФГОС"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением"

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением". Задания построены по возрастающей сложности. Материал подобран занимательный и интересный. Проводить урок м...

Урок русского языка. 2 кл."Правописание безударных гласных, проверяемых ударение".

ТипТип урока: включение в систему знаний Цели: -обобщить и систематизировать грамматический материал по данной теме;             -закрепит...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Закрепление, обобщение изученного." 2 класс

Конспект урока и презентация"Правописание безударных гласных, проверяемых ударением".Урок построен с учётом требований ФГОС. Проводить его можно в конце учебного года. Ребята, выполняя разнообразные з...

Русский язык 2 класс Тема: Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

Цель: познакомить учащихся с соответствием звука и буквы в ударном слоге и их возможным несоответствием в безударном слоге; выяснить необходимость проверки особенностей проверочного слова; формировать...

Дидактическая игра "футбол" по теме "Правописание безударного гласного, проверяемого ударением"

Игра позволит закрепить правописание безударного гласного, проверяемого ударением...