План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
Урок плановый. Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных слов. На уроке показаны разные виды текущего контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Нагайцева Ирина Викторовна
Алтайский край, г. Бийск МБОУ «СОШ № 34"
Учитель начальных классов
План-конспект урока русского языка 4 класс
УМК «Дидактическая система Л.В.Занкова»
Тема: Правописание приставок
Цели: создать условия для развития навыка отличия приставки от корня и предлога; навыка правописания приставок; развивать умение ставить перед собой учебную задачу; осуществлять текущий и итоговый контроль, самооценку; воспитывать культуру труда, коммуникативную культуру
Ход урока
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (Цель: создать положительный эмоциональный настрой)
- Я надеюсь, что на уроке нас ждет много нового и необычного. Начнем нашу работу.
- МОТИВАЦИЯ (Цель: создать условия для установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА
а) индивидуальный показ (ер, ен, ье, уд, ру, тр)
б) работа с пословицей (записана на доске: Терпенье и труд все перетрут. )
- Прочитайте пословицу. Когда так говорят?
- Какие еще пословицы и поговорки о трудолюбии вы знаете?
ВЫВОД: Мало знать, важно быть трудолюбивым и упорным человеком, чтобы добиться чего-либо в жизни.
- Какие орфограммы встретились в пословице?
- Спишите пословицу, обращая внимание на соединения из первой строки и орфограммы. Орфограммы подчеркните.
ВЫВОД: Пусть терпение и трудолюбие будут нашими постоянными спутниками.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
а) самостоятельная работа по карточке (по выбору учащихся), самопроверка по орфографическому словарю, индивидуальная проверка учителем на оценку.
Вариант 1. В первый столбик выпиши слова с удвоенными согласными, во второй – все
остальные: каллиграфия, одиннадцать, диалог, интонация, двенадцать, металл.
Вариант 2. В первый столбик выпиши слова с непроверяемой безударной «е», во второй – все
остальные: двенадцать, восемь, теперь, викторина, цитата, диалог.
Вариант 3. В первый столбик выпиши слова с непроверяемой безударной «а», во второй – все
остальные: хозяйство, орех, каллиграфия, овощи, диалог, каталог.
(Все словарные слова даны с пропусками орфограмм)
- Проверьте свою работу. Воспользуйтесь словарем и зеленой пастой
ВЫВОД: Кто допустил 3 и более ошибок? А не допустил?
б) самостоятельная работа со словами, разбор по составу, взаимопроверка по доске
- Я тоже подготовила для вас несколько слов, в которых были допущены ошибки ранее
Подосиновик, почернеет
- Прокомментируйте. Запишите в тетрадь, разберите по составу.
- Поменяйтесь тетрадями; проверьте друг друга; обсудите результаты. Воспользуйтесь зеленой ручкой.
ВЫВОД: Какая орфограмма добавилась? (приставки) Назовите их.
- Всегда ли легко распознать приставку в слове и правильно ее обозначить на письме?
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (Цель: выявить область «знания» и «незнания», причин затруднения)
4. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (Цель: создать условия для формулирования учебной и практической задачи урока)
Научиться отличать приставку от корня и предлога; правильно их писать; не забывать про другие орфограммы и культуру труда.
- ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА (Цель: спланировать учебную деятельность, создать условия для выполнения учебных действий)
ОТЛИЧИЕ ПРИСТАВКИ ОТ КОРНЯ
а) групповая работа: разбор слов по составу (карточки со словами пробег, простыня, водопровод в группах)
про-бег-, простын-я, вод-о-про-вод-
- Иногда приставки могут играть с нами в прятки. Слово «водопровод» - сложное слово. И приставка, которая была в начале второй основы, оказалась в середине слова. Таких слов в нашем языке немало. Надо только всматриваться в слова. Запишите слово «водопровод» в тетрадь и разберите.
б) коллективная работа у доски и в тетрадях (слова записаны на доске: самосвал, книголюб, громоотвод) сам-о-с-вал-, книг-о-люб-, гром-о-от-вод-
(громоотвод – металлический стержень, похожий на антенну; служит для предохранения сооружений от попадания молний, т.е. для отвода молний)
ВЫВОД: Сделайте вывод, как отличить приставку от корня. (подобрать родственные слова)
ФИЗМИНУТКА ( для глаз )
-Подберите родственные слова к предмету на картинке (гриб – грибной, грибница, грибник, грибок…)
-Посмотрите на шляпку гриба и проследите глазами.
ОТЛИЧИЕ ПРИСТАВКИ ОТ ПРЕДЛОГА
(устная работа по учебнику с доказательством, упр. 56)
ВЫВОД: Сделайте вывод, как отличить приставку от предлога. (Между предлогом и словом можно вставить другое слово; у глагола нет предлогов)
РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
(письмо под диктовку с комментированием у доски)
Деревья узнаются по плодам, а люди познаются по делам. (Разбор по членам предложения и частям речи, характеристика предложения)
-О чем эта пословица?
ВЫВОД: О человеке нужно судить по его поступкам и делам.
- РЕФЛЕКСИЯ (Цель: выявить достижения поставленной цели)
- Давайте оценим и нашу работу на уроке. Удалось ли справиться с поставленными задачами?
- Что нового узнали о приставках? Приведите примеры.
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-Возьмите карточки. Кто считает, что он недостаточно хорошо отличает приставку от корня, выполнит упр.1. Кто путает еще приставку и предлог – упр. 2. А кто считает, что он хорошо усвоил данную тему, тот выполнит упр.3.
-Наш урок окончен. Всем спасибо за работу.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Спишите. Выделите приставки и корни.
Записать, заботливый, подвижный, полотенце, пробег, провод, просьба,
изрубить, изюминка, подарок, портной, зайчонок, загрустить, нарцисс,
нашивка, наушники.
С одним из слов составьте и запишите предложение, разберите его по членам и
частям речи.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, выделите приставки. Первое предложение разберите по членам и частям речи.
(На)летели (на)мальчика гуси, (у)несли (у)сестрицы братца. (За)плакала
Алёнушка (от)горя. (По)бежала (по)чистому полю, (до)бежала (до)речки
студёной, (про)дорогу (у)речки (с)просила.
УПРАЖНЕНИЕ 3. Прочитайте. Запишите предложения в порядке возрастания в них количества
слов с приставкой. Приставки выделите. Первое предложение разберите по
членам и частям речи.
Солнце пробило дыру в туче, разбросало с высоты лучи, и природа заулыбалась.
Прямо из потёмок мы постепенно выплывали в заколдованное царство.
Вода под колёсами запенилась и побежала быстрым ручейком.
Информационные ресурсы:
- Учебник. Полякова А.В. Русский язык. В 2-х ч. М.Просвещение, 2009 г.
- Орфографический словарь младшего школьника. М.Просвещение, 2006г.
- Разбор слова по составу. Словарик школьника. Издательский дом «Литера» Санкт-Петербург, 2002г.
- Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 3 класс. М.Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова
Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для достижения м...
Планирование уроков русского языка по системе Л. В. Занкова в 1 классе
Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе по учебнику А. В. Поляковой...
Конспект урока по русскому языку по системе общего развития Занкова Л.В Учебник: Поляковой А.В 3 класс 3 четверть
Тема: Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц...
Конспект урока по русскому языку по системе общего развития Занкова Л.В
Тема: Глаголы исключения...
Урок русского языка по системе Л.В.Занкова. 3 класс
Урок по теме: " Три склонения имен существительных. Обобщение."...
разработка урока русского языка по системе Л.В.Занкова : «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»
Этот урок формирует представления учащихся о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении....
Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.
Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....