Урок русского языка по системе Л.В.Занкова. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок по теме: " Три склонения имен существительных. Обобщение."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_sazonova_n.g.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловки» Волгоградской области
Урок русского языка
по теме: «3 склонения имен существительных.
Обобщение»
Проведен в 3 А классе.
Учитель Сазонова Н.Г.
Февраль 2012 г.
Тема. 3 склонения имен существительных. Обобщение.
Цели:
1. Организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью:
* развития системного мышления;
* развития творческого мышления;
* поиска смысла через решение контекстной задачи.
Образовательные задачи:
-Обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи, его значении, грамматических признаках (род, число, падеж, одушевленность, неодушевленность).
-Проверить умение различать имя существительное среди других частей речи по его признакам; умение использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей; правильно употреблять в речи и согласовывать существительное с другими частями речи.
Развивающие задачи:
-Развивать словарный запас, речь, мышление, воображение и внима-ние учащихся.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать любовь к родной природе, интерес к предмету, художественному слову, классической музыке.
-Создать атмосферу радости совместного труда.
Оборудование: учебник А.В.Поляковой, мультимедийная установка, презентация, карточки трех цветов с дифференцированными заданиями, словари, музыкальное сопровождение А.Вивальди «Зима» 3 часть.
Тип урока:
урок-исследование.
Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.
Ход урока.
I Вводно-мотивационный этап. Пробуждение жизненных впечатлений.
( 2 слайд. Звучит музыка Вивальди «Зима». Дети про себя читают загадку)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль) (3 слайд)
- А вы знаете, как называют февраль? ( Лютень, бокогрей). Как вы понимаете эти слова?
- Какое сегодня число? Откройте тетради и запишите.
Первое февраля.
Классная работа.
II Познавательный этап. Формулирование темы урока.(4 слайд)
1) Актуализация знаний.
- Прочитайте первое предложение.
- Слов какой части речи больше всех?
( 5 слайд.)
- Что такое имя существительное?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Что имеет? Как определить м.р, ж.р.,с.р.?
- Как изменяется? Как по-другому можно назвать изменение по падежам?
- Назовите падежи с вопросами ( по цепочке).
- Сколько склонений в русском языке?
Подумайте, как может называться тема нашего урока?
(6 слайд) 3 склонения имен существительных. Обобщение.
- Как определить склонение имени существительного? (Поставить в начальную форму, определить род существительного, потом смотрим на окончание и основу.)
( 7 слайд)
2) Выборочное списывание с заданием.
(8 слайд). Работа в парах.
Из первого четверостишия выпишите имена существительные
в 3 столбика. Как? (По склонениям).
1скл. 2 скл. 3 скл.
(Проверка с комментированием, с объяснением орфограмм.)
(9 слайд)
- О каких явлениях природы зимой говорится в этой загадке? (Снег, бураны, метели, мороз, капель, день прибавился).
- Назовите однокоренные слова к слову снег.
- Назовите близкие по смыслу слова близкие по смыслу к слову снег.
(10 слайд)
- Снегопад, вьюга, метель, пурга, буран, пороша, поземка, снеговорот, снежная крупа, снежные вихри, снежная буря, снежинка, изморозь, иней, снежные хлопья, снежные заносы.)
-Как мы назовем слова, которые подчеркнуты? (Однокоренные).
А почему не подчеркнуто слово снежные?(Форма слова снежная).
-Какие слова из этих однокоренных состоят из 2-х основ?
А как назовем остальные слова? (Близкие по смыслу, синонимы.)
- Значения каких слов вам непонятны? Какая разница между словами иней и изморозь?
( 11 слайд)
- Иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. Он чаще всего ложится в холодные ясные и тихие ночи на еще непокрытую снегом рыхлую почву, шероховатые стены домов, на скамейки. Изморозь состоит из кристалликов льда на тонких длинных предметах при температуре ниже – 15оС на проводах, вертикальных и наклонных ветках деревьев и кустов.
(12 слайд)
-Определим склонение у имен существительных, которые являются синонимами к слову снег.
- Послушайте, какие я еще необычные синонимы нашла в онлайн словаре синонимов Даля: мерзлые пары; снег хлопьями, пушной - кидь, падь; снег мокрый – рянда, лепень, ляпа, чичер; снег с вихрем- вьялица, хурта, кура.
- Что еще объединяет все эти слова? Что такое снег? ( Вода в твердом состоянии).
-Когда еще вода бывает в твердом состоянии? (Лед, сосулька) Какого склонения эти существительные?
3) Работа с карточками.
- На партах стихотворение. На карточках с красной точкой вставьте пропущенные буквы и определите склонение у всех имен существительных ,на карточках с зеленой точкой- определите склонение всех имен существительных, с синей точкой – склонение подчеркнутых имен существительных.
(Дифференцированная работа - карточки разного цвета.) (Взаимопроверка.)
(13 слайд)
Поставьте отметки на полях карандашом.
(14 слайд)
6) Творческая работа. - О чем говорится в этом стихотворении. Вы когда-нибудь ловили снежинку на варежку? Какая она?
(Читаю стихотворение, в это время показ слайдов
15, 16, 17 Музыка Вивальди «Зима»)
(18 слайд)
- Используя опорные слова придумать 2 предложения с именами су-ществительными разных склонений, используя синонимы к слову снег).
( Музыка Вивальди «Зима.3 часть)
- Проверим составленные предложения.
- Какие молодцы!!! Благодарю вас!
4) Работа с учебником.
- Прочитайте текст упражнения 302. Выполните задание 1 устно.
- В 1-м абзаце найдите имена существительные, определите склонение. Исправим на слайде ошибки. (19,20 слайд)
5) Работа над фразеологизмами.
- Объясним значение выделенного фразеологизма ( летит на всех парусах – очень быстро).
- Какие фразеологические обороты вам знакомы, чтобы в них упоминалось слово снег ?
- Как вы понимаете такой фразеологизм: «как снег на голову», «как прошлогодний снег»?
- Вот какие народные приметы про февраль : «Коли (если) 1 февраля погода ясная – весна будет ранней.» Или вот еще: «Если вечером 1 февраля на небе много звезд, то зима еще долго продержится».(Проверим)
III Итог урока. Отметки. - Сегодня у нас был последний урок по теме: «3 склонения имен существительных».
- Что было особенно интересным?
- Что было трудным?
- Что еще не совсем понятно, над чем надо поработать?
IV Рефлексия.
- Отметьте на «Лестнице успеха» на сколько вам удалось подняться по ней по мере изучения темы к сегодняшнему уроку.
(Слайд 21) Вам в подарок вот такие чудесные снежинки!
V Домашнее задание.
Упражнение 302.
Список используемой литературы.
1. Полякова А.В. «Русский язык» учебник 3 класс. 2007 г., Москва, «Просвещение».
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. – Москва, 2001.
3. Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка. - Москва: АСТ, 2008 г .
4. Александрова З.Е. «Словарь синонимов русского языка». Изд. Москва, «Дрофа», 2001 г.
5. Онлайн словарь синонимов Даля.
6. Электронная энциклопедия «Википедия».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова
Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для достижения м...
Планирование уроков русского языка по системе Л. В. Занкова в 1 классе
Тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе по учебнику А. В. Поляковой...
разработка урока русского языка по системе Л.В.Занкова : «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»
Этот урок формирует представления учащихся о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении....
Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.
Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова...
«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»
В данной статье речь идет о формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка....
Формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка развивающей системы Л.В. Занкова
Психология доказала, что обучение является ведущей причиной психического развития. Л.В. Занков был против системы «формирования личности», которая предполагает какие-то...