Конспект урока по русскому языку по системе общего развития Занкова Л.В Учебник: Поляковой А.В 3 класс 3 четверть
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пуценко Дарья Андреевна

 

Тема: Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

по системе общего развития Занкова Л.В

Учебник: Поляковой А.В  3 класс 3 четверть

Тема: Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц

Цель: Учить учащихся  правописанию «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».

Задачи:

  1. Учить видеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
  2. Учить планировать ход работы, анализировать результаты исследования, делать выводы.
  3. Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
  4. Различать звуки (шипящие)
  5. Определять ударные и безударные гласные
  6. Распознавать существительные как часть речи

Протокол урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Проверьте, все ли готово к уроку: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, резинка

(Перед уроком раздаются карточки с заданием)

2. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку.

Стукнешь о стенку – и я отскачу. Бросишь на землю – а я подскачу. Я из ладоней в ладошку лечу – Смирно лежать я никак не хочу.

Как вы догадались, что это мяч?

Произнесите слово мяч. Какой звук на конце слова мяч?

Какой это звук?

Какие еще шипящие согласные встретились в загадке?(Если затрудняются ответить, читаю еще раз). (Вывешиваю карточки с буквами Ш, Ч. Ж).

Какого шипящего не хватает. (Если затрудняются ответить привожу пример Щука).

А еще сегодня на уроке нам нужна будет буква Ц (вывешиваю букву)







Мяч






Ч



Согласный шипящий



Ш, Ч, Ж







Щ

3. Работа с учебником

А сейчас откройте учебники на стр. 63. упр. 1. Прочитайте первое  стихотворение про себя. Ребята как будем читать первое стихотворение? С каким настроением? А теперь один ученик прочитает  стихотворение вслух. Удалось передать настроение? О чем говорится в стихотворении? Теперь прочитайте про себя второе стихотворение. Ребята как будем читать это стихотворение? С каким настроением?

Ученик  читает  вслух второе стихотворение. О чем говорится в стихотворении? Как вы думаете, что это значит?

А теперь обратите внимание на иллюстрацию. К какому стихотворению она подходит? Почему вы так считаете?


Прочитайте задание к упражнению. Что нужно сделать? Откройте тетради, запишите число, классная работа.  Выполните упражнение.


После того как дети выполнили упражнение, проверяем. Какие существительные 2 склонения вы выписали?

Один ученик зачитывает ответ.

У кого не так?

Давайте сравним ударные и безударные окончания. Выделите окончания. Чем они отличаются?


После каких букв стоят эти окончания. Подчеркните их.


Сегодня мы будем тренироваться в написании окончаний существительных













Если будешь делать упражнения с мячом и скакалкой станешь силачом.







Волк дружит с зайчиком.







Выписать существительные 2 склонения в Т.п









Мячом,Силачом,Зайцем





В ударных окончаниях пишем 0, в безударных е


Ч, Ч,Ц

4.

Откройте учебники на стр. 64№395

Читаем про себя. Затем один ученик читает словосочетания вслух.

Какое задание нужно выполнить? Ученик читает.

Прочитайте первое словосочетание. Назовите существительное. Запишем это существительное. Определите ударное или безударное окончание? Обозначьте ударение. Это словосочетание будет в левом столбике.

Читаем второе словосочетание. Назовите существительное.

Существительное стоит с предлогом, значит, будем записывать  с предлогом. Определите ударное или безударное окончание? Обозначьте ударение. В какой столбик запишем?


Обрати внимание, какая буква стоит после  шипящих в ударных окончаниях, какая – в безударных. Далее самостоятельно

Кто не закончил? Давайте проверять. Прочитайте существительные с ударными окончаниями.






Какая гласная буква во всех окончаниях? После каких согласных в ударных окончаниях пишется О?


Прочитайте существительные с безударными окончаниями.




Какая гласная во всех окончаниях?. После каких согласных в безударных окончаниях пишется Е



У кого не так?










Мячом



Ударное






Крышей





Безударное


Во второй











1 столбик: играл с мячом, сидел над чертежом, выложил кирпичом.


О



Ч, Ж,Ч


2 столбик: стоял под крышей. Затянуло тучей, зашел за Мишей, спорил с Наташей, ходио с товарищем


Е


Ш, Ч.Щ

5. Работа по карточкам

Продолжим работу по теме урока. Посмотрите на карточки. Прочитайте про себя ( Затем один Ученик читает всем).

Прикинулся овцой, сад перед больницей, мешок с пшеницей, следил за птицей.


 В какой части слова выделены буквы О и Е?

Ребята, а теперь на карточке поставьте ударение в существительных и выделите окончания.

Кто не готов? Давайте проверять. Читаем словосочетание ставим ударение в существительном, называем окончание. (Читают словосочетания). У кого не так?


Мы уже выполнили с вами 2 упражнения, вы что-нибудь заметили особенного в написании окончаний?

Какая буква стоит после Ц в ударном окончании, какая в безударном?












В окончании



















О,Е

6. Работа над правилом

Обратимся к правилу на стр. 65. Прочитайте правило про себя. Затем один ученик читает вслух.

Что узнали из правила?

О какой части речи говорится? В какой части слова орфограмма?

После каких букв пишется в окончаниях О и Е?

Что после шипящих и Ц мы пишем в ударном окончании? А в безударном?

Почему мы присоединили букву Ц к шипящим?

(На доске появляется памятка)


Прочитайте сведения под правилом. Один ученик читает вслух. О чем говорится в этом сведении?


Что изображено на иллюстрации? Почему в слове птицей в окончании пишется е ?






О существительном, в


окончании


После шипящих Ш,Щ.Ж,Ч и Ц

О

Е


Потому что это правило








Что это орфограмма. Мы познакомились с новой орфограммой.


Безударное окончание

7. Применение полученных знаний на практике

Будем учиться применять это правило.

Упр 398

Читают про себя. Кто понял, что мы будем делать?


В тетрадь записываем уже составленные словосочетания. Не забываем ставить ударение и выделять окончания. Начнем вместе…

Записываем 1 словосочетание, раскрывая скобки. Что записали?

Ученик читает 1 словосочетание. Ставим ударение, выделяем окончание. Объясняем орфограмму. Почему в окончании написали Е?

Так же разбираем следующее словосочетание.

Далее работают самостоятельно.

Кто не готов?

Проверяем, объясняя орфограммы.




Составлять словосочетания раскрывая скобки








Думал над задачей






В окончании пишем е ,так как без ударения

8. Итоги урока

Что нового узнали? С какой орфограммой познакомились?

Что вызвало затруднение?

Спасибо за урок и за активную работу. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Общее понятие о глаголе"

Урок разработан в соответствии с программой по системе Л.В.занкова....

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

Конспект урока по русскому языку на тему "Общие грамматические признаки у слов каждой части речи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: обратить внимание детей на наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи; показать роль слов каждой части речи в словесно...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС

Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...

Конспект урока предмет: Русский язык (Развивающая система Л.В. Занкова)

КОНСПЕКТпредмет: Русский язык(Развивающая система Л.В. Занкова)Тема: «Изменение имён существительных по падежам»  3 класс    знакомство с понятием «изменение слова п...