Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект по русскому языку «Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме
«Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне слова»
3 класс
Цель урока: учиться писать слова с непроизносимой согласной в корне слова, подбирать проверочные слова; развивать познавательные способности и интерес к предмету; работать над каллиграфией, воспитывать прилежание и аккуратность, развивать умственные операции, чувства поддержки, взаимопомощи.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня у нас не простой урок, а урок-состязание команд «Аз», «Буки», «Веди». В ходе состязания командам нужно проявить слаженность, дисциплину и активность. И, безусловно, знания и умения писать слова с непроизносимой согласной в корне слова, применяя правила. А начнется состязание с чистописания.
II. Чистописание.
– Чтобы выполнить минутку чистописания, послушайте стихи и запишите те заглавные буквы в сочетаниях со строчными, о которых говорится в стихах.
Первую букву отгадаем для разминки все вместе и запишем.
Эта буква – домик аккуратный
С высокой крышею двускатной. (Дд)
– А теперь загадка команде «Аз»:
Как антенны, встали в ряд –
Буквы те в словах стоят.(Тт)
– Команде «Буки»:
Как-то палочки устали,
Ровненько стоять не стали,
И друг к дружке наклонились,
Буквой в миг оборотились. (Лл)
– Загадка команде «Веди»:
К единице три приставим,
Что за букву мы составим?(Вв)
– А теперь, внимание, вопрос: с каким правилом русской грамматики связаны все написанные нами буквы? (Дети повторяют правило о непроизносимых согласных.)
Согласный не слышится в слове порою,
Но вот на письме – совершенно иное…
Запомни слова или их проверяй,
Согласный, дружище, где нужно, вставляй:
Известный, прелестный,
Капустный и местный…
Согласному трудно поверить!
А как же его нам проверить?
Мы форму изменим неясного слова,
Согласный звучит – и писать мы готовы!
Известный – известен…
А дальше как быть,
Когда это слово нельзя изменить?
Пусть родственник слова на помощь придет,
И хитрый согласный от нас не уйдет!
Известный – известие, здравие – здравствуй…
Теперь от ребят ты не прячься, согласный!
А трудности будут – словарик возьмешь
И нужное слово всегда в нем найдешь. (А.Кочергина)
III. «Найди в словах рифмовки ошибки». Одна из команд может заработать еще очко, если в записанной на доке рифмовке отыщет ошибку:
Тростник, прелестный, властный,
Доблестный, ненастный.
Окрестный, устный, местный,
Чудестный, неизвестный. (Чудесный без Т)
Двум другим командам предлагается назвать еще по одному слову, в которых непроизносимого согласного нет, но это слово является ошибкоопасным.
IV. «Замени одним словом». Теперь вашему вниманию предлагается словосочетание, которое нужно заменить одним словом, но это слово непременно должно быть с непроизносимой согласной.
Внимание, команда «Аз». Каким словом с непроизносимой согласной можно заменить словосочетание «шумное торжество»? назовите это слово и подберите к нему проверочное. (Праздник. Проверочное слово – празден).
Команда «Буки», ваше словосочетание «яркое светило» (Солнце. Проверочное слово- солнышко).
Команда «Веди», а каким словом вы замените словосочетание «приветствие при встрече». (Здравствуйте. Проверочное слово – здравие).
И вновь словосочетание для команды «Аз»: «центральный орган кровоснабжения человека. (Сердце. Проверочное слово – сердечко.)
А каким словом заменит команда «Буки» словосочетание «белая бабочка»? (капустница. Проверочное слово – капуста.)
Команда «Веди» как назвать человека, любящего повелевать? (властный. Проверочное слово – власть.)
V. «Подбери слово». Так называется следующий конкурс. Для участия в нем от каждой команды к доске приглашаются по два ученика. Каждая пара получает карточку, в которой записано слово. К этому слову нужно добавить еще одно, непременно с непроизносимой согласной и правильно прокомментировать написание словосочетания учащимся класса.
Карточка команде «Аз»:
…час
…небо
крутая …
Ответы должны быть такими: поздний час, звездное небо, крутая лестница.
Карточка команде «Буки»:
…шкаф
…человек
…поступок.
Ответы: громоздкий шкаф, счастливый человек, честный поступок.
Карточка команде «Веди»:
горячее …
сильное …
сельская …
Ответы: горячее сердце, сильное чувство, сельская местность.
Члены команд записывают и комментируют по одному словосочетанию по очереди.
VI. «Синонимы».
– Вспомните, что такое синонимы. Замените в словосочетаниях подчеркнутые слова близкими по значению словами с непроизносимыми согласными:
Печальный рассказ
Знаменитый писатель
Хмурые непогожие дни
На доске могут быть выписаны слова-подсказки: окрестные, прелестный, ненастные, радостные, грустные, известный, местный.
Получившиеся словосочетания учащиеся записывают, называя проверочные слова к словам с непроизносимой согласной в корне.
VI. «Выбери слово». К доске приглашаются по одному ученику от каждой команды. Они слушают предложение. Называют слово с непроизносимой согласной из этого предложения и записывают его на доске, а учащиеся класса – в своих тетрадях.
Стоят ненастные осенние деньки. Тучи надолго закрывают солнце. С раннего утра до позднего вечера льет дождь. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья. Мокрыми и грустными стали сады и поля. Опустели пастбища, в теплые норки забились зверьки.
Итоги:
– Написание слов с какой орфограммой мы повторили?
– Как проверяли слова с непроизносимой согласной в корне слова?
– С каким счетом пришли команды к концу урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...