Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Гладких Анна Дмитриевна

Конспект по русскому языку «Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме

«Упражнение в написании слов с непроизносимой согласной в корне слова»

3 класс

Цель  урока: учиться  писать слова с непроизносимой согласной  в корне слова, подбирать проверочные слова; развивать познавательные способности и интерес к предмету; работать над  каллиграфией, воспитывать прилежание и аккуратность, развивать умственные операции, чувства поддержки, взаимопомощи. 

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня у нас не простой урок, а урок-состязание команд «Аз», «Буки», «Веди». В ходе состязания командам нужно проявить слаженность, дисциплину и активность. И, безусловно, знания и умения писать слова с непроизносимой согласной в корне слова, применяя правила. А начнется состязание с чистописания.

II. Чистописание. 

– Чтобы выполнить минутку чистописания, послушайте стихи и запишите те заглавные буквы в сочетаниях со строчными, о которых говорится в стихах.

Первую букву отгадаем для разминки все вместе и запишем.

Эта буква – домик аккуратный

С высокой крышею двускатной. (Дд)

– А теперь загадка команде «Аз»:

Как антенны, встали в ряд –

Буквы те в словах стоят.(Тт)

– Команде «Буки»:

Как-то палочки устали,

Ровненько стоять не стали,

И друг к дружке наклонились,

Буквой в миг оборотились. (Лл)

– Загадка команде «Веди»:

К единице три приставим,

Что за букву мы составим?(Вв)

– А теперь, внимание, вопрос: с каким правилом русской грамматики связаны все написанные нами буквы? (Дети повторяют правило о непроизносимых согласных.)

Согласный не слышится в слове порою,

Но вот на письме – совершенно иное…

Запомни слова или их проверяй,

Согласный, дружище, где нужно, вставляй:

Известный, прелестный,

Капустный и местный

Согласному трудно поверить!

А как же его нам проверить?

Мы форму изменим неясного слова,

Согласный звучит – и писать мы готовы!

Известный – известен

А дальше как быть,

Когда это слово нельзя изменить?

Пусть родственник слова на помощь придет,

И хитрый согласный от нас не уйдет!

Известный – известие, здравие – здравствуй

Теперь от ребят ты не прячься, согласный!

А трудности будут – словарик возьмешь

И нужное слово всегда в нем найдешь. (А.Кочергина)

III. «Найди в словах рифмовки ошибки». Одна из команд может заработать еще очко, если в записанной на доке рифмовке отыщет ошибку:

Тростник, прелестный, властный,

Доблестный, ненастный.

Окрестный, устный, местный,

 Чудестный, неизвестный. (Чудесный без Т)

Двум другим командам предлагается назвать еще по одному слову, в которых непроизносимого согласного нет, но это слово является ошибкоопасным.

IV. «Замени одним словом». Теперь вашему вниманию предлагается словосочетание, которое нужно заменить одним словом, но это слово непременно должно быть с непроизносимой согласной.

Внимание, команда «Аз». Каким словом с непроизносимой согласной можно заменить словосочетание «шумное торжество»? назовите это слово и подберите к нему проверочное. (Праздник. Проверочное слово – празден).

Команда «Буки», ваше словосочетание «яркое светило» (Солнце. Проверочное слово- солнышко).

Команда «Веди», а каким словом вы замените словосочетание «приветствие при встрече». (Здравствуйте. Проверочное слово – здравие).

И вновь словосочетание для команды   «Аз»: «центральный орган кровоснабжения человека. (Сердце. Проверочное слово – сердечко.)

А каким словом заменит команда «Буки» словосочетание «белая бабочка»? (капустница. Проверочное слово – капуста.)

Команда «Веди» как назвать человека, любящего повелевать? (властный. Проверочное слово – власть.)

V. «Подбери слово». Так называется следующий конкурс.  Для участия в нем от каждой команды к доске приглашаются по два ученика. Каждая пара получает карточку, в которой записано слово. К этому слову нужно добавить еще одно, непременно с непроизносимой согласной и правильно прокомментировать написание словосочетания учащимся класса.

Карточка команде «Аз»:

…час

…небо

крутая …

Ответы должны быть такими: поздний час, звездное небо, крутая лестница.

Карточка команде «Буки»:

…шкаф

…человек

…поступок.

Ответы: громоздкий шкаф, счастливый человек, честный поступок.

Карточка команде «Веди»:

горячее …

сильное …

сельская …

Ответы: горячее сердце, сильное чувство, сельская местность.

Члены команд записывают и комментируют по одному словосочетанию по очереди.

VI. «Синонимы».

– Вспомните, что такое синонимы. Замените в словосочетаниях подчеркнутые слова близкими по значению словами с непроизносимыми согласными:

Печальный рассказ

Знаменитый писатель

Хмурые непогожие дни

На доске могут быть выписаны слова-подсказки: окрестные, прелестный, ненастные, радостные, грустные, известный, местный.

Получившиеся словосочетания учащиеся записывают, называя проверочные слова к словам с непроизносимой согласной в корне.

VI. «Выбери слово». К доске приглашаются по одному ученику от каждой команды. Они слушают предложение. Называют слово с непроизносимой согласной из этого предложения и записывают его на доске, а учащиеся класса – в своих тетрадях.

Стоят ненастные осенние деньки. Тучи надолго закрывают солнце. С раннего утра до позднего вечера льет дождь. Яростный ветер срывает с деревьев последние листья. Мокрыми и грустными стали сады и поля. Опустели пастбища, в теплые норки забились зверьки.  

Итоги:

– Написание слов с какой орфограммой мы повторили?

– Как проверяли слова с непроизносимой согласной в корне слова?

– С каким счетом пришли команды к концу урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...