КОНСПЕКТ урока обучения грамоте.Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предметные задачи урока: 1. Добиться запоминания формы буквы с. 2. Помочь детям выделить звуки буквы С. 3. Научить читать с буквой с слоги, слова, предложения. 4. Продолжить развитие фонематического слуха. 5. Обогатить словарный запас детей. 6. Расширять кругозор детей. 7. Продолжать работу по развитию речи. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство со звуками [с] и [с], буква с | 118.59 КБ |
bukva_s.pptx | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
урока обучения грамоте
Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина «Моя любимая Азбука» Образовательная система (модель) «Школа 2100»
Тема. Звуки [с] и [с ̕].Буква С
Цель: познакомить детей с буквой с. Предметные задачи:
|
Метапредметные задачи:
- Учить детей участвовать в диалоге.
- Учить отстаивать свою позицию, приводить доказательства, аргументы.
- Формировать умение организовать свое рабочее место.
Тип урока: урок изучения нового материала
Этап обучения: основной (буквенный)
Оборудование.
- У учителя: карточки, учебник.
- У учащихся: учебник, листы в клеточку, ручки.
Оформление доски
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент | |
Давайте вспомним правила поведения на уроке. Скажите, как должен вести себя ученик на уроке? Верно, я думаю, что сегодня каждый из вас будет следовать этим правилам и не нарушать их. А теперь, внимание, посмотрите на меня, выпрямите спинки, сложите аккуратно руки на парту. Покажите мне, что вы все готовы | При ответе поднимать руку, не выкрикивать, не мешать соседу, слушать внимательно учителя и тд |
2. Актуализация знаний. (работа с буквами) | |
Посмотрите на доску, что мы видим?(«Вредный дымок») | Дым закрыл буквы |
Что мы можем сделать? | Назвать буквы, которые спрятал дым |
Кто сможет назвать их? | Гэ, пэ, тэ, эр, и, эн, ка; |
Какая буква лишняя? | и |
Докажите | Буква и называет гласный звук, остальные буквы согласных звуков |
Посмотрите внимательно на доску. Что это? | Схема |
Она заполнена? | Нет |
Какое задание мы можем выполнить? | Заполнить пустые квадраты |
Про что эта схема? | Про звуки |
Какими бывают звуки? | Согласные и гласные |
Приведите примеры | Эн, а |
На какие группы можем разделить согласные? | Звонкие и глухие |
Приведите примеры | Гэ, ка |
Кто сможет прочитать схему? | Наша речь состоит из звуков. Звуки делятся на две большие группы: согласные и гласные. Согласные бывают звонкими и глухими |
Для чего мы выполняли это упражнение? | Мы повторяли ранее изученные буквы, чтобы запомнить их |
3.Выход на тему урока, формулировка цели и задач. | |
На экране картинки салют, стрела, сено, серп | |
Назовите предметы, изображенные на картинках | |
Распределите прозвучавшие слова на две группы и сформулируйте тему урока | В первую группу можно отнести слова салют, стрела, потому что они начинаются со звука с. Во вторую группу можно отнести слова сено, серп, потому что они начинаются со звука [с]. Значит тема сегодняшнего урока - "Звуки [с], [ с] и буква, которая их обозначает. |
4.Знакомство с новым звуком | |
На экране иллюстрации лес и лось | |
Посмотрите на первую иллюстрацию. Что вы видите? | Лес |
Что видите под картинкой? | Схему |
Это схема слова лес | |
Сколько слагов в слове лес | Один |
Почему? | Один гласный звук |
Из каких частей состоит слово? | Слияние ле и звука вне слияния с |
Назовите первый согласный звук | л |
Какой звук стоит после звука л ? | э |
Назовите последний согласный звук | (с |
Посмотрите на вторую иллюстрацию. Что видите? | Лось |
Что видите под картинкой | Схему |
Сколько слогов в слове лось? | Один |
Почему? | Один гласный звук |
Из каких частей состоит | Слияние ло и звука вне слияния с |
Из каких звуков состоит слияние? | Согласного л и гласного о |
Произнесите последний звук слова лес, лось | с |
Свободно ли проходит воздух? Встречают ли преграду во рту | Мешают зубы, язык |
Значит, это какие звуки | Согласные |
Закройте уши, произнесите эти звуки и прослушайте их | |
Услышали голос при произношении? | Нет, это глухие звуки |
Расскажите о звуке ( с ). Какой это звук? | Согласный, глухой,твердый |
Расскажите о звуке ( с ). Какой это звук? | Согласный, глухой, мягкий |
Паравоз вез в вагончиках слова, в которых есть мяг. согл. зв. и тверд. согл. зв. Вдруг он проехал по кочке, а из вагончиков рассыпались слова. Теперь нам надо собрать их по своим вагончикам. | Осина, стена, оса, нос, косточка, семга, вопрос, десять, сорока, сила |
В какой вагончик поместим слово осина? И т.д. | во второй |
Какую работу мы сейчас выполняли? | Читали слова и выделяли в них звуки с и с |
Сейчас все встанем и проговорим чистоговорки со звуками с и с | |
Са- Са- Са- в лесу живет лиса. Со-Со-Со- у Вовы колесо. Ос- Ос- Ос- на поляне много ос. Су- Су- Су- было холодно в лесу. Усь- Усь- Усь- на лугу пасётся гусь. | |
Какой звук чаще встречался, твердый с или мягкий с? | Твердый с |
Физминутка | |
5.Знакомство с новой буквой | |
Со звуком мы познакомились. А как же мы этот звук будем отображать на письме? | При помощи буквы |
Какую задачу мы можем поставить перед собой? | Познакомится с буквой, которая означает звук с и с |
Для обозначения звуков с, с служит буква эс | |
Это печатная буква с (заглавная) и (строчная). (напечатаны на доске) | |
Постарайтесь запомнить, как она называется: эс. Давайте хором проговорим 3 раза | Эс, эс, эс |
На что похожа буква с? | На полумесяц, на полуовал, подкову |
Послушайте стихи. Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом. | |
Селы мышка в уголок, Съела бублика кусок | |
Как вы думаете, когда мы пишем большую букву эс? | При написании имен, городов и названий рек |
Приведите примеры | Света. Ставрополь. Сена |
Откроем тетради для печатания на странице 17 | |
Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? | Печатать букву с |
Взяли ручку синего цвета, сели красиво, спинка прямая. Смотрим как надо печатать. | |
Взяли в руки ручки, обведите данные буквы | |
Напечатайте еще столько букв, сколько слогов в слове Севастополь | |
Что такое Севастополь? | Город |
Сколько слогов в этом слове? | 4 |
Как определили? | 4 гласных звука, можно это слово «прохлопать» |
Сколько букв напечатаем? | 4 |
Для чего мы выполняли это упражнение? | Чтобы уметь печатать букву эс |
Чтение А) слогов | |
Отложили тетради. | |
Теперь мы знаем как выглядит буквы эс. И мы можем читать слоги, слова и предложения с этой буквой | |
Откроем азбуку на странице 60. Что мы видим сверху? | Букву с и не закрашенная схема человечка |
Как мы должны его закрасить? | На голове черную шляпу – звук глухой Один башмачок синим, другой зеленым |
Почему именно так? | Шляпа – так как он глухой Синий –обозначает твердый звук Зеленый – обозначает мягкий звук |
Прочитаем первый столбик слогов справа от звуковичка. Читаем по цепочке. | На, кА, та, СА Но, ко, то, со, Ну, ку, ту, су, Ни, ки, ти,си |
В какой строчке находится буква, с которой мы сегодня познакомились? | В нижней |
Какой столбик на ваш взгляд является лишним? | Последний? |
Почему? | В последнем столбике все согласные мягкие |
Дополните слоги так, чтобы получились слова | Нота, нитка, народ, кот, кит, каток, курица… |
Попробуйте вспомнить слово, образованное при помощи 2 нот? | Фасоль |
Каким бывает каток? | Ледяной, на котором катаются на коньках и машина-каток, которой делают дорогу |
Как называется муж курицы? | петух |
Читаем второй столбик. Читают девочки | |
Что вы заметили? | У них есть общая часть ус |
Во 2 классе вы узнаете, что такая часть слова называется корень слова. Как вы думаете, почему эту часть так назвали? | От этой части образуются другие слова |
Чем отличаются слова ус и усы? | Ус – один предмет, усы – несколько предметов |
У кого усики? | У насекомых |
Как из слова ус получилось слово усик? | При помощи части ик |
Читаем второй столбик. Читают мальчики | |
Какой звук во всех этих словах обозначает буква эс? | Твердый |
Прочитайте третий столбец шепотом. | |
Что общего есть у этих слов? | Часть слова сто |
Что еще одинаково? | Отвечают на вопрос что? |
Прочитайте слово, обозначающее слив воды | сток |
Прочитайте четвертый столбец про себя | |
Что такое трос? | Это толстая стальная веревка |
Найдите в следующих столбцах короткое слово, обозначающее большой предмет | сыр |
Длинное слово, обозначающее маленький предмет | Сынок-сырок |
Чему мы сейчас учились? | Читать слоги и слова |
Что мы еще не читали? | Предложение |
На этой же странице под картинками даны предложения. Прочитаем их. Первое предложения прочитает… | Тут сороки. |
Кто такие сороки? | птицы |
Ох, уж эта сорока! Как ее только не называют: белобока, болтушка, воровка! А на самом деле: красивая, подвижная, жизнерадостная и полезная птица. Сороки всеядны. Они уничтожают в огромном количестве вредителей леса. Истребляют также грызунов. Сорока очень неравнодушна к незнакомым и блестящим предметам. Поселившись вблизи человека, она может таскать и прятать в укромном месте металлические ложки, кусочки стекла или зеркала, ключи и тому подобное. Но не приучает ли она этим человека к порядку: зачем разбрасывать, где попало свои вещи или мусор? При приближении человека или животного, сорока начинает громко стрекотать. Так что это не просто «сорочья болтовня», а сигнал тревоги для других птиц. | |
Звуко-буквенный анализ | |
Сделаем звуко-буквенный анализ слова сорока | |
С чего начнем? | Обозначаем слово линией |
Определим сколько слогов. Прохлопаем это слово. Сколько слогов? | 3 |
Каким будет следующий шаг? | Постановка ударения |
Как определим? | Позовем, ну сороооока |
На какой слог падает ударение? | На второй |
Произнесите первый слог | са |
Из каких звуков он состоит? | Твердый согласный с и безударный гласный а |
Какими цветами обозначим эти звуки? | Синим, красным |
Произнесите второй слог | ро |
Из каких звуков состоит? | Твердый согласный р и ударный гласный о |
Какими цветами обозначим? | Синим и красным |
Произнесите третий слог | ка |
Какие звуки? | Твердый согласный к и безударный гласный а |
Какими цветами обозначим? | Синим и красным |
Проверим нашу схему. Проговорим хором. | ар о ка |
Обозначим звуки буквами | сорока |
Ребята, буква а уехала в отпуск, вместо нее на письме работает буква о | |
Получилась у нас схема? | Да |
Ребята, подумайте. Что мы еще не прочитали? Слоги чтали, слова и предложение читали. | Текст |
В азбуке на этой же странице. В самом низу дан текст. Будем читать по одному предложению. | |
Сопка - это горы на Дальнем востоке | |
Как можно одним словом назвать осины и сосны? | деревья |
Осина – это подружка белой березы. Любит яркий солнечный свет. У осины ствол темно-серый. Листья у осины особенные. При ветре они дрожат, колышутся. Осина – очень полезное дерево. Почки и листья собирают для приготовления целебного отвара и мази. | |
Сосны – деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосны – самые древние деревья на нашей планете. | |
Что такое ростки? | |
Почему в тексте говорится, что тут сыро? | Рядом с сопкой течет река |
Итог урока | |
Урок подошел к концу. Подведем итоги урока. | |
Какой была тема урока? | Буква с и звуки с и с |
Что у нас получилось? | Печатать букву, читать слова с новой буквой |
Рефлексия | |
Поднимите руку, кто сегодня много узнал и все понял.Покажите на пальцах оценку, которую вы поставите себе за урок |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С Марса гость к нам прилетел Азбуку узнать хотел.
Это не гадкий утёнок–всем ясно, С этой буквой она прекрасна !
Стульчик этот не простой Дружит с буквой он одной
Эти буквы так сцепились В цепь златую превратились
Извивает хобот слон Всем покажет букву он
г к у о и г п а т
Звуки
1 2
С с
ступа
росток
сопка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»
Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...
Обучение грамоте. Тема урока: Звуки [д], [д]. Буквы "Д,д"
Обучение грамоте. Звуки [д], [д]. Буквы "Д,д"...
Урок обучения грамоте. Тема:Согласные звуки [х], [х’], буква х. Слова-междометия
. Образовательная система "Школа 2100"...
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.
Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука» УМК «Перспектива»...
Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".
Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: "Звуки [й`э], [`э]. Буквы «Е е"
Цель урока: знакомство учащихся со звуками [й`э], [`э], с печатными буквами Е е; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпическиЗадачи урока:Дидактические:Знакомство обучающихся с ...