Разработка урока по русскому языку. Многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Анкета-заявка
На участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов
"Мой лучший урок" по __второму_ направлению
2012-2013 учебный год
1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Пересыпкина Инна Валерьевна
2. Год, месяц день рождения: 04.06.1978
3. Место работы: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, г.КОРЕНОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
Полный адрес: индекс 353187, город Кореновск, улица Запорожская, 2-а
Федеральный телефонный код города 242
Телефон/факс: ____
e-mail: ____
4. Должность: учитель начальных классов
5. Педагогический стаж работы: 12 лет
6. Преподаваемый предмет: ____
7. Класс проведения урока: 2
количество детей в классе: 21 человек
8. Домашний адрес автора (полностью): индекс 353187, Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Центральная, 1-4
Федеральный телефонный код города: 242
Телефон: 37497
Сотовый телефон: 89181547188
Е- mail: innaperesypkina4@rambler.ru
9. ФИО руководителя образовательного учреждения: Антоненко Л.А.
Телефон для связи ______________________
Федеральный код города: 242
Телефон: 3-60-12
Факс: 3-60-12
e-mail:______________________________
УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ ГАРАНТИРУЕМ.
Подпись руководителя образовательного учреждения ________________________________
М.П.
Дата заполнения___________
Тема: «Многозначные слова»
Цели: создать условия для ознакомления учащихся с многозначными словами, ролью слов в переносном значении, выяснению причины появления у слова нескольких значений, формирования умений работать с толковым словарём;
способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи;
содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию умений работать в паре
Оборудование: записи на доске, учебники, тетради, мультимедиа установка, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I Организационный момент
Прозвенел звонок. Все спокойны, добры, готовы работать. Сейчас у нас урок русского языка. «С русским языком можно творить чудеса» – так высказался К. Паустовский. Желаю вам хорошего настроения и новых открытий.
II Чистописание
-Урок мы начинаем с чистописания. А зачем нужно чистописание?
- (Ответы детей)
-Чтобы узнать, над какими соединениями нужно поработать, разгадайте кроссворд.
1. Неожиданный подарок. 2. Устройство для катания по кругу, с сиденьями. 3. Звуки во время грозы. 4. Утренняя еда. 5. Изображение человека на картине, фотографии. |
|
- Посмотрите внимательно, какая буква есть во всех словах?
- (эр)
- Напишите сочетания ри, ру, ро, ра, ре.
- Рассмотрите разгаданный кроссворд. Прочтите, что получилось?
- (Слово)
- Прочтите пословицу.
- (Ветер горы разрушает – слово народы поднимает.)
- Как вы её понимаете?
- (Ответы детей)
- Слово – великое оружие жизни. Словом можно обрадовать, объединить, поддержать, а можно огорчить, обидеть, разобщить. Относитесь внимательно к сказанным вами словам.
Запишите пословицу.
III Актуализация знаний
- Назовите два признака слова.
- (Слово состоит из звуков и имеет значение)
- Какой раздел русского языка изучает слова и их значение?
- (Лексика) Слайд 1.
- Какие вопросы раздела уже изучали? Слайд 2.
- (Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова)
- Где можно узнать лексическое значение слова?
- (В толковом словаре) Слайд 3.
- Сегодня на уроке продолжим изучение этого раздела и постараемся раскрыть ещё один из вопросов. (Слайд 4) А сейчас вспомните:
- Какие слова называются однозначными?
- (Слова, которые имеют одно значение) Слайд 5.
- Какие слова называют многозначными?
- (Слова, которые имеют два или более значений) Слайд 6.
IV Сообщение темы и постановка целей урока
1. Сообщение темы урока.
- Сегодня продолжим изучение многозначных слов. Прочтите название темы на странице 33.
- (Как появляются многозначные слова)
2. Постановка целей урока.
- Рассмотрите содержание урока. Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать?
- (Должны узнать, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов, правильно употреблять слова в речи.)
IV Работа над новым материалом
1) Беседа по выявлению многозначности у слова.
- Прочтите значения слова «кисть» (Слайд 7)
- ( …)
- В чём особенность в лексическом значении в этих многозначных словах?
- (Они похожи по форме)
- Внимание, значения возникают на основе сходства предметов.
(На доске появляется запись «сходство предметов»)
- Прочтите следующее слово. (Слайд 8)
- (Барабанить)
- Какое значение оно имеет?
- (Ответы детей) (Продолжение показа слайда 8)
- Какое сходство наблюдаем здесь?
- (Похожи по действию)
- Следующий признак появления многозначных слов– сходство по действию.
(На доске появляется запись «сходство по действию»)
2) Работа по учебнику по выявлению многозначности у слова.
- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34.
- (Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.)
- Объясните значения выделенных слов.
- ( Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка – листья ели и сосны)
- Почему у слова «иголка» появилось много значений?
- (Они похожи по форме)
- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34 внизу.
- (Туристы идут в поход. Часы идут правильно.)
- Объясните значения выделенных слов.
- (Идут – двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут – о механизме: быть в действии.)
- Почему у слова «идут» появилось много значений?
- (Сходство по действию)
- Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения.
- (Учёные – археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.)
- Объясните значения выделенных слов.
- (Золотая – изделие из металла жёлтого цвета. Золотая – цвета золота, блестяще-жёлтая.)
- На каком основании появилось много значений у слова «золотая»?
- (Сходство по признаку.)
(На доске появляется запись «сходство по признаку»)
- Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения.
(Учащиеся работают с рубрикой «Открываем тайны языка»)
3) Работа со словарём.
- Откройте учебник на странице 144. Найдите многозначные слова. Как они обозначаются в словаре? (Слайд 9)
Физкультминутка
У. Раз, два! (Маршируют на месте)
Д. Три, четыре!
У. Три, четыре!
Д. Раз, два!
У. Кто шагает дружно в ряд?
Д. Боевой отряд ребят.
У. Всем, всем.
Д. Добрый день! (Хлопают рука об руку)
У. Прочь с дороги нашей. (Машут в правую сторону)
Д. Лень!
У. Не мешай! (Взмах в левую сторону)
Д. Трудиться. (изображают забивание гвоздя)
У. Не уступим мы нигде- (Мах рукой)
Д. Ни в учёбе, ни в труде.
4) Наблюдение за значениями многозначного слова.
Упражнение 1. Страница 35.
- Объясните значения выделенных слов.
- (Хвост зайца – задняя часть тела животного. Стальная проволока – из твёрдого прочного металла. Золотое украшение – из драгоценного, благородного, редкого металла жёлтого цвета.)
- Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце?
- (Хвост очереди – вереница людей, стоящих друг за другом. Стальная воля – очень сильная, крепкая. Золотое сердце – доброе, отзывчивое, чуткое, благородное.)
- Слово «золотое» в сочетании со словом «сердце» впитывает в себя свойства этого благородного металла, его положительный смысл.
- Смысл слова «золотое» в словосочетании «золотое сердце» появился в результате переноса признака с одного предмета на другой.
- Так как же ещё могут появляться многозначные слова?
- (В результате переноса значения с одного предмета на другой)
- Поэтому в русском языке появляются слова в переносном значении.
(Слайд 10)
5) Знакомство с прямым и переносным значением слов.
- При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.
Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении).
Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним.
- Какие слова в переносном смысле вы можете назвать?
- (Ответы детей)
6) Составление и запись предложений со словами, употреблёнными в переносном значении.
- Составьте предложения со словом «золотой» так, чтобы оно употреблялось в переносном значении.
- (У моей мамы золотое сердце. У этого мастера золотые руки.)
7) Определение предложений употреблённых в прямом и переносном смыслах. Работа в парах. (Слайд 11)
Ребята ИДУТ в школу. Часы ИДУТ без отставания. |
Катя УБЕЖАЛА от подруг. У мамы УБЕЖАЛО молоко. |
Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко. Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки. |
В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь. У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье. |
- 1 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употребляются в прямом смысле, 2 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
8) Проверка самостоятельной работы. Самопроверка. (Слайд 12)
Ребята ИДУТ в школу. | Часы ИДУТ без отставания. |
Катя УБЕЖАЛА от подруг. | У мамы УБЕЖАЛО молоко. |
Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко. | Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки. |
В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь. | У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье. |
9) Знакомство с новым механизмом появления у слова новых значений. Работа по учебнику на странице 36.
- Рассмотрите рисунки. Прочтите подписи-предложения к ним. В каких предложениях слова употреблены в прямом смысле, а в каких в переносном.
- (В нашем классе много цветов. Класс- школьная комната. Класс внимательно слушал учителя. Класс – группа учеников одного возраста, проходящая один и тот же предмет.)
-(Маша случайно разбила тарелку. Тарелка – посуда с плоским дном и широкими краями. Я съел две тарелки. Тарелка – то, что находится в тарелке.)
- Когда ещё у слова появляется переносное значение.
- (Ответы детей)
10) Работа с рубрикой «Открываем тайны языка» на странице 36.
- (У слова появляются другие – переносные значения, если оно, например, называет: помещение и тех, кто в нём находится; посуду и то, что в ней находится.)
V Итог: -Что нового вы узнали на уроке?
- Так как появляются многозначные слова?
- (На основании сходства предметов, признаков, действий, переноса
значения с одного предмета на другой, и когда называют одним
словом помещение и тех, кто в нём находится, посуду и то, что в
ней находится.
Выставление оценок.
VI Домашнее задание.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если некоторые учащиеся справятся с самостоятельной работой раньше остальных, им можно предложить задания по карточкам.
Найди и подчеркни слово в переносном значении За столом сказала мать: - Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: - А болтать ногами можно? |
Вчера на арене цирка два клоуна вели такую беседу. Один говорил: «Вечер уже наступил». Второй спрашивал: «На кого?» Почему клоуны не поняли друг друга? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку "Устаревшие слова" 2 класс
Разработка урока "Устаревшие слова". 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
разработка урока по русскому языку "Однокоренные слова"
Урок помогает не только на слух но и зрительно запомнить написание наиболее "тяжёлых" слов русского языка. В разработке урока имеется презентация к уроку русского языка.Тема:Однокоренными словами и оп...
Разработка урока по русскому языку "Состав слова"
Конспект урока по русскому языку...
Разработка урока по русскому языку по теме "Многозначные слова" 2 класс по системе Занкова.
Данная разработка урока формирует умение учащихся выделять в предложениях и в текстах днозначные и многозначные слова....
Урок по русскому языку«Многозначные слова» 4 класс
Урок открытия новых знаний по русскому языку предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Перспектива" в 4 классе...
Конспект урока по русскому языку "Многозначность слова"
Урок русского языка на тему "Многозначность слова" для учащихся 3 класса основной целью является создание условий для совершенствования умения различать однозначные и ...
Конспект урока по русскому языку "Многозначные слова"
Урок открытия нового знания. Конспект урока русского языка для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с РАС (Вариант...
Комментарии
урок
урок
урок
урок