Разработка урока по русскому языку. Многозначные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoznachnye_slova.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Анкета-заявка

 На участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок" по __второму_ направлению
2012-2013 учебный год

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Пересыпкина Инна Валерьевна

2. Год, месяц день рождения: 04.06.1978

3. Место работы: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, г.КОРЕНОВСК

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

Полный адрес: индекс 353187,  город Кореновск, улица Запорожская, 2-а

Федеральный телефонный код города 242

Телефон/факс: ____          

e-mail: ____

4. Должность: учитель начальных классов

5. Педагогический стаж работы:  12 лет

6. Преподаваемый предмет: ____

7. Класс проведения урока: 2

    количество детей  в классе: 21 человек

8. Домашний адрес автора (полностью):  индекс 353187,  Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Центральная, 1-4

Федеральный телефонный код города: 242

Телефон: 37497

Сотовый телефон: 89181547188

Е- mail: innaperesypkina4@rambler.ru

9. ФИО руководителя образовательного учреждения: Антоненко Л.А.

Телефон для связи ______________________

Федеральный код города: 242

Телефон: 3-60-12

Факс: 3-60-12

e-mail:______________________________

 

УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ ГАРАНТИРУЕМ.

Подпись руководителя образовательного  учреждения ________________________________  

М.П.                                                                          

    Дата заполнения___________

Тема: «Многозначные слова»

Цели: создать условия для ознакомления учащихся с многозначными словами, ролью слов в переносном значении, выяснению причины появления у слова нескольких значений, формирования умений работать с толковым словарём;

способствовать развитию внимания, образного мышления, культуры речи;

содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию умений работать в паре 

Оборудование: записи на доске, учебники, тетради, мультимедиа установка, экран, компьютер, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I Организационный момент

Прозвенел звонок. Все спокойны, добры, готовы работать. Сейчас у нас урок русского языка. «С русским языком можно творить чудеса» – так высказался К. Паустовский. Желаю вам хорошего настроения и новых открытий.

II Чистописание

-Урок мы начинаем с чистописания. А зачем нужно чистописание?

- (Ответы детей)

-Чтобы узнать, над какими соединениями нужно поработать, разгадайте кроссворд.

1. Неожиданный подарок.

2. Устройство для катания по кругу, с сиденьями.                      

3. Звуки во время грозы.

4. Утренняя еда.

5. Изображение человека на картине, фотографии.







1

с

ю

р

п

р

и

з

2

к

а

р

у

с

е

л

ь






                     




3

г

р

о

м










4

з

а

в

т

р

а

к








5

п

о

р

т

р

е

т


- Посмотрите внимательно, какая буква есть во всех словах?

- (эр)

- Напишите сочетания ри, ру, ро, ра, ре.

- Рассмотрите разгаданный кроссворд. Прочтите, что получилось?

- (Слово)

- Прочтите пословицу.

- (Ветер горы разрушает – слово народы поднимает.)

- Как вы её понимаете?

- (Ответы детей)

- Слово – великое оружие жизни. Словом можно обрадовать, объединить, поддержать, а можно огорчить, обидеть, разобщить. Относитесь внимательно к сказанным вами словам.

Запишите пословицу.

III Актуализация знаний

- Назовите два признака слова.

- (Слово состоит из звуков и имеет значение)

- Какой раздел русского языка изучает слова и их значение?

- (Лексика) Слайд 1.

- Какие вопросы раздела уже изучали? Слайд 2.

- (Лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова)

- Где можно узнать лексическое значение слова?

- (В толковом словаре) Слайд 3.

- Сегодня на уроке продолжим изучение этого раздела и постараемся раскрыть ещё один из вопросов. (Слайд 4) А сейчас вспомните:

- Какие слова называются однозначными?

- (Слова, которые имеют одно значение) Слайд 5.

- Какие слова называют многозначными?

- (Слова, которые имеют два или более значений) Слайд 6.

IV Сообщение темы и постановка целей урока

1. Сообщение темы урока.

- Сегодня продолжим изучение многозначных слов. Прочтите название темы на странице 33.

- (Как появляются многозначные слова)

2. Постановка целей урока.

- Рассмотрите содержание урока. Как вы думаете, чему будем учиться, что должны узнать?

- (Должны узнать, как появляются значения у слова, учиться объяснять значения слов, правильно употреблять слова в речи.)

IV  Работа над новым материалом

1) Беседа по выявлению многозначности у слова.

- Прочтите значения слова «кисть» (Слайд 7)

- ( …)

- В чём особенность в лексическом значении в этих многозначных словах?

- (Они похожи по форме)

- Внимание, значения возникают на основе сходства предметов.

(На доске появляется запись «сходство предметов»)

- Прочтите следующее слово. (Слайд 8)

- (Барабанить)

- Какое значение оно имеет?

- (Ответы детей) (Продолжение показа слайда 8)

- Какое сходство наблюдаем здесь?

- (Похожи по действию)

- Следующий признак появления многозначных слов– сходство по действию.

(На доске появляется запись «сходство по действию»)

2) Работа по учебнику по выявлению многозначности у слова.

- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34.

- (Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.)

- Объясните значения выделенных слов.

- ( Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка – листья ели и сосны)

- Почему у слова  «иголка» появилось много значений?

- (Они похожи по форме)

- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 34 внизу.

- (Туристы идут в поход. Часы идут правильно.)

- Объясните значения выделенных слов.

- (Идут – двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут – о механизме: быть в действии.)

- Почему у слова «идут» появилось много значений?

- (Сходство по действию)

- Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения.

- (Учёные – археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.)

- Объясните значения выделенных слов.

- (Золотая – изделие из металла жёлтого цвета. Золотая – цвета золота, блестяще-жёлтая.)

- На каком основании появилось много значений у слова «золотая»?

- (Сходство по признаку.)

(На доске появляется запись «сходство по признаку»)

- Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения.

(Учащиеся работают с рубрикой «Открываем тайны языка»)

3) Работа со словарём.

- Откройте учебник на странице 144. Найдите многозначные слова. Как они обозначаются в словаре? (Слайд 9)

Физкультминутка

У. Раз, два! (Маршируют на месте)

                                    Д. Три, четыре!

                                    У. Три, четыре!

                                    Д. Раз, два!

                                    У. Кто шагает дружно в ряд?

                                    Д. Боевой отряд ребят.

                                    У. Всем, всем.

         Д. Добрый день! (Хлопают рука об руку)

                             У. Прочь с дороги нашей. (Машут в правую сторону)

                                    Д. Лень!

     У. Не мешай! (Взмах в левую сторону)

                 Д. Трудиться. (изображают забивание гвоздя)

    У. Не уступим мы нигде- (Мах рукой)

                                    Д. Ни в учёбе, ни в труде.

4) Наблюдение за значениями многозначного слова.

Упражнение 1. Страница 35.

- Объясните значения выделенных слов.

- (Хвост зайца – задняя часть тела животного. Стальная проволока – из твёрдого прочного металла. Золотое украшение – из драгоценного, благородного, редкого металла жёлтого цвета.)

- Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце?

- (Хвост очереди – вереница людей, стоящих друг за другом. Стальная воля – очень сильная, крепкая. Золотое сердце – доброе, отзывчивое, чуткое, благородное.)

- Слово «золотое» в сочетании со словом «сердце» впитывает в себя свойства этого благородного металла, его положительный смысл.

- Смысл слова «золотое» в словосочетании «золотое сердце» появился в результате переноса признака с одного предмета на другой.

- Так как же ещё могут появляться многозначные слова?

- (В результате переноса значения с одного предмета на другой)

- Поэтому в русском языке появляются слова в переносном значении.

(Слайд 10)

5) Знакомство с прямым и переносным значением слов.

- При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными. 

Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении).

Переносное значение слова — это его вторичное значение,  которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним.

- Какие слова в переносном смысле вы можете назвать?

- (Ответы детей)

6) Составление и запись предложений со словами, употреблёнными в переносном значении.

- Составьте предложения со словом «золотой» так, чтобы оно употреблялось в переносном значении.

- (У моей мамы золотое сердце. У этого мастера золотые руки.)

7) Определение предложений употреблённых в прямом и переносном смыслах. Работа в парах. (Слайд 11)


Ребята ИДУТ в школу.

Часы ИДУТ без отставания.


Катя УБЕЖАЛА от подруг.

У мамы УБЕЖАЛО молоко.


Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко.  

Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки.


В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь.

У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье.

- 1 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употребляются в прямом смысле, 2 вариант выпишет предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.

8) Проверка самостоятельной работы. Самопроверка. (Слайд 12)

Ребята ИДУТ в школу.

Часы ИДУТ без отставания.

Катя УБЕЖАЛА от подруг.

У мамы УБЕЖАЛО молоко.

Мне родители подарили ЗОЛОТОЕ колечко.

Все говорят, что у папы ЗОЛОТЫЕ руки.

В сенях из стены торчал ЖЕЛЕЗНЫЙ гвоздь.

У этого мальчика ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье.

9) Знакомство с новым механизмом появления у слова новых значений. Работа по учебнику на странице 36.

- Рассмотрите рисунки. Прочтите подписи-предложения к ним. В каких предложениях слова употреблены в прямом смысле, а в каких в переносном.

- (В нашем классе много цветов.  Класс- школьная комната. Класс внимательно слушал учителя. Класс – группа учеников одного возраста, проходящая один и тот же предмет.)

-(Маша случайно разбила тарелку. Тарелка – посуда с плоским дном и широкими краями. Я съел две тарелки. Тарелка – то, что находится в тарелке.)

- Когда ещё у слова появляется переносное значение.

- (Ответы детей)

10) Работа с рубрикой «Открываем тайны языка» на странице 36.

- (У слова появляются другие – переносные значения, если оно, например, называет: помещение и тех, кто в нём находится; посуду и то, что в ней находится.)

V Итог: -Что нового вы узнали на уроке?

              - Так как появляются многозначные слова?

              - (На основании сходства предметов, признаков, действий, переноса  

                значения с одного предмета на другой, и когда называют одним

                словом помещение и тех, кто в нём находится, посуду и то, что в  

                ней находится.

              Выставление оценок.

VI Домашнее задание.

ПРИМЕЧАНИЕ

Если некоторые учащиеся справятся с самостоятельной работой раньше остальных, им можно предложить задания по карточкам.

Найди и подчеркни слово в переносном значении


За столом сказала мать:

- Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

- А болтать ногами можно?


Вчера на арене цирка два клоуна вели такую беседу. Один говорил: «Вечер уже наступил».

Второй спрашивал: «На кого?»


Почему клоуны не поняли друг друга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Устаревшие слова" 2 класс

Разработка урока "Устаревшие слова". 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

разработка урока по русскому языку "Однокоренные слова"

Урок помогает не только на слух но и зрительно запомнить написание наиболее "тяжёлых" слов русского языка. В разработке урока имеется презентация к уроку русского языка.Тема:Однокоренными словами и оп...

Разработка урока по русскому языку "Состав слова"

Конспект урока по русскому языку...

Разработка урока по русскому языку по теме "Многозначные слова" 2 класс по системе Занкова.

Данная разработка урока формирует умение учащихся выделять в предложениях и в текстах днозначные и многозначные слова....

Урок по русскому языку«Многозначные слова» 4 класс

Урок открытия новых знаний по русскому языку предназначен для учителей начальных классов, работающих по программе "Перспектива" в 4 классе...

Конспект урока по русскому языку "Многозначность слова"

Урок русского языка на тему "Многозначность слова" для учащихся 3 класса  основной целью является создание условий для совершенствования  умения различать однозначные и ...

Конспект урока по русскому языку "Многозначные слова"

Урок открытия нового знания. Конспект урока русского языка для обучающихся по  адаптированной  основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с РАС (Вариант...


 

Комментарии