разработка урока по русскому языку "Однокоренные слова"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Урок помогает не только на слух но и зрительно запомнить написание наиболее "тяжёлых" слов русского языка. В разработке урока имеется презентация к уроку русского языка.
Тема:Однокоренными словами и определение корня слова.
Цели:
Образовательные:
- познакомить с однокоренными словами;
-научить определять корень слова;
-повторить ранее изученные орфограммы.
Развивающие:
-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
-развивать логическое мышление.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование
Демонстрационный материал: ПК, проектор; экран, презентация, запись на доске, толковый словарь.
Для индивидуальной работы: тетрадь по чистописанию, рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник, карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Встали.посмотрите на столы все ли готово к уроку.
- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – Знайка и Незнайка. Они нам будут помогать и давать задания.
2.Актуализация знаний.
-Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы с вами выучили на "зубок"
-Для чего это нужно?
-Мы говорили о предметах, о признаках, о действиях.
3.Минутка чистописания. (образец написания букв выведен на доску)
Для чего каждый урок работаем над чистописанием?(Чтобы правильно и красиво писать)
-Открыли тетради по чистописанию стр.25. Какую букву будем писать? Дайте характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук [х ] и
[ х ] –твердый и мягкий, глухой.ещё раз повторим покажите на карточках место расположения этой буквы.
-Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «х». Запишите эту букву и слоги. А наблюдать за вами будут герои Н.Носова – ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА СЛАЙД
4. Работа со словарем. СЛАЙД
-Вспомните, какой следующий этап урока? ( словарные слова). Зачем мы изучаем словарные слова? Мы уже с вами знакомы с толковым словарем. Я буду читать статьи из Толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и ставите ударение.
1.Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно – оранжевыми ягодами.( рябина)
2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. (человек)
3.Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. ( дорога)
4.Небольшая певчая птица серая, с красной грудью.( снегирь)
5.Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так называют безбилетного пассажира.(заяц)
5.Повторение пройденного материала.
Задание
Незнайка вам приготовил задание: распределить слова в 3 столбика. СЛАЙД
1 столбик - слова, обозначающие предмет;
2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;
3 столбик – слова, обозначающие действие.
СЛОВА: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать.
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
-Проверьте работу соседа по парте, если есть ошибка, исправьте их простым карандашом.
(Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске) СЛАЙД
Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)
Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или родственные). Выделите корень.
6.Объяснение нового материала.
Учитель: Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок)
Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.
Я вам расскажу одну историю.
Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?»
А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»
Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.
Вот какое дерево выросло. СЛАЙД
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. Какая?
-Что мы называем корнем? СЛАЙД 9
Корень- это общая часть родственных слов.
Задание 1. СЛАЙД 10
«Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.)
7. Постановка целей через проблемную ситуацию.
Проблема.
Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?» СЛАЙД 11
- Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тетка – гусеница.
Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?
Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»
Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)
- Какие слова можно называть однокоренными?
Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем. СЛАЙД 12
Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей
Задание. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты. Прочитайте слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли однокоренными: СЛАЙД 13
Пододеяльник одеяло
Подорожник дорога
Подосиновик осина
Подберёзовик берёза
Варианты ответа:
- Да, они имеют одинаковый корень: «подо»
- Нет! Эти слова разные по смыслу.
Вопрос: объясните смысл этих слов.
Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло.
Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.
Подосиновик – гриб, растущий под осиной.
Подберезовик – гриб, растущий под березой. После объяснения смысла слов учитель открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты.- Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные) Запишите их, выделите корень.
Физ.минутка. СЛАЙД
Задание
Разделите слова на группы, запишите их в 2 столбика, выделите корень
- Лист хвостик
- хвостатый листок
- листочек хвост
- листопад
8.Выполнить фонетический разбор:
У доски - слово лист
Остальные самостоятельно слово хвост
9. Письмо по памяти СЛАЙД 22
Землю вьюга белая
Замела снежком.
Мы из снега сделали
Двухэтажный дом.
Проверка в парах.
Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень.
-В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.
10.Самостоятельная работа СЛАЙД
пробуем самостоятельно вставить буквы
11.Итог урока.
Кто прав из сказочных героев – Мальвина, Буратино или Золушка?
Прочитайте их утверждения.
Итак. Корень – это общая часть родственных слов.
Какие слова мы называем однокоренными?
1.Какое задание понравилось?
2.Какое задание было самым трудным? Лёгким?
3.О чём не знали, а на уроке узнали?
12.Домашнее задание.
Для всех - упр.100, 101 ( из дидактического материала), ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Знайка - ещё упр.103.
13.Рефлексия. СЛАЙД 27
Вы считаете, что урок прошёл для вас
плодотворно, с пользой. Вы научились и
можете помочь другим.
Вы считаете, что научились выделять корень
в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация на тему сложные слова | 2.86 МБ |
математические загадки | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Больше на… Меньше на…»
Цель: формирование новых понятий.
Задачи: - познакомиться с правилом выполнения разностного сравнения;
- тренироваться в составлении и записи неравенств;
- учиться отвечать на вопросы «на сколько больше (меньше)?»;
- выполнять геометрический узор по образцу.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Оргмомент. а) Проверка готовности к уроку. - Что нужно приготовить к уроку математики? б) Создание положительного настроя. - Я рада, что вы готовы к новым открытиям! Я уверена, что наш урок будет уроком новых открытий!... А вы?! 2.Актуализация знаний а) Повторение изученного по теме «Сравнение чисел» - Как сравнивают числа на числовом луче? б) Задание из учебника (с. 44, внизу страницы) в) Проверка ( устно) 3.Постановка учебной задачи. а) Создание «проблемной ситуации» №1, с.44 - Можно ли по рисунку сразу ответить на следующий вопрос: «А на сколько больше или меньше предметов?» б) - Что нового мы узнаем на уроке? - На какие вопросы научимся отвечать? 4. «Открытие нового знания» №2, с 44 - Рассмотрите внимательно рисунок. - Как нужно расположить предметы, чтобы ответить, каких предметов больше (меньше) и на сколько? 5. Первичное закрепление. а) проговаривание нового знания б) №3, с 44 в) Проверка 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. а) №4, с 44 (заранее обговорить, какие условные обозначения можно использовать) б) - Посмотрите на доску (заранее выполнено на обратной стороне), сравните свою работу. - Оцените выполненное задание (+ или - ) 7.Физминутка 8.Включение нового знания в систему заданий и повторение. а) №5, с 45 Рассмотрите рисунок. - Кого вы видите? - Где находятся эти люди? - Все ли соблюдают правила поведения в кинотеатре? - Кто нарушает правила? - Как себя надо вести в кинозале? Прочитайте вопросы к заданию. - В каких из них использует- ся новый материал, который мы изучили сегодня на уроке? б) №6, с 45 (письменно в рабочих тетрадях записать только два неравенства) в) № 7, 8 (задания из инвариатной части –выпол- няются с учетом уровня подготовленности класса) 9. Работа в печатной тетради «Повтори узор» - Какие фигуры изображены, на что они похожи? - Хотите вы попробовать повторить их в тетрадях? - Кому понравилось такое задание? 10. Итог урока. - Какую задачу на уроке ставили? - Как можно сравнить количество предметов и ответить на вопрос «На сколько больше (меньше)?» - Где можно применить новые знания? | Ответы учеников Ответы детей. - Из двух чисел меньше то, которое ближе к началу числового луча Выполняют в тетрадях самостоятельно после предварительных указаний учителя по оформлению Отвечают на вопросы: - Каких предметов больше (меньше)? У большинства учеников это задание вызывает затруднение Дети называют тему урока. Ответ учеников Отвечают по желанию Работа в парах (использовать цветные карандаши). Составление и запись неравенств (индивидуальная работа) Учащиеся предлагают свои варианты Работают в тетрадях. Сравнивают свою работу с эталоном. Самооценка. Несколько детей проговаривают свой результат вслух. Выполнение упражнений под музыку Ученики рассматривают рисунок и отвечают на вопросы учителя Внимательно читают вопросы и выбирают только те, где есть слова «на сколько больше (меньше)?». Затем отвечают на них. Дети сначала устно отвечают на вопросы с помощью учителя, потом в тетрадях записывают по желанию два из предлагаемых неравенств Ученики рассматривают геометрический узор и повторяют его в пустых клетках. Как правило, дети с удовольствием выполняют такого рода задания. Ответы учеников | Личностные: - формирование положительного эмоционального смысла учения. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - вступать в беседу на уроке. Личностные: - внимательно слушать учителя и отвечать на вопрос Регулятивные: - определять цель и план выполнения задания под руководством учителя Познавательные: - учиться ориентироваться в учебнике; - сравнивать числа Личностные: - формирование интереса к учению (добыванию знаний) Регулятивные: - учиться определять тему урока с помощью учителя; - оформлять свою мысль в устной форме Познавательные: - отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные: - осваивать роль ученика (который пришел в школу за знаниями) Познавательные: - определять, чему нужно научиться на уроке; - отвечать на вопрос учителя, отыскивая нужную информацию в учебнике. Личностные: - учиться оценивать свой от- вет и ответы других. Коммуникативные: - учиться работать в парах, распределять друг с другом обязанности Личностные: - учиться объяснять и обосновывать результаты своего труда (как справился с заданием, почему так); - учиться делать вывод о том, что обучающийся уже умеет Регулятивные: - учиться работать по плану; - проговаривать последовательность действий при выполнении задания Познавательные: - выполнять самостоятельно задания, используя информацию, полученную на уроке Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной речи Личностные: -оценивать однозначные поступки с позиции общепринятых правил поведения и культуры Коммуникативные: - участвовать в диалоге на уроке; - отвечать на вопросы учителя Регулятивные: - учиться высказывать свою версию, точку зрения Познавательные: - отличать новое от уже известного; - использовать правило сравнения чисел; - составлять и записывать неравенства Личностные: - учиться объяснять себе, что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что нет (результаты) Личностные: - осознавать роль ученика; - понимать важность новых знаний в повседневной жизни; - формировать интерес к учению Коммуникативные: - участвовать в диалоге; - слушать и понимать речь других; - оформлять сою мысль в устной речи Регулятивные: - определять цель и задачи урока с помощью учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"
Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Разработка урока по русскому языку "Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу".
Разработка урока по русскому языку на тему:" Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, цу, щу". 2 класс....
Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"
Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....
Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"
Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....
Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".
Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценк...