Разработка урока по русскому языку "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Попова Наталия Борисовна

Конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Состав слова»( с использованием игровых технологий)

Цель:  закрепление знаний о составе слова, повысить уровень владения основными понятиями,
формировать умение выделять приставку, корень, суффикс, окончание, развить умение
образовывать новые слова с помощью приставок  и суффиксов.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о составе слова,развить умение образовывать  новые
слова с помощью приставок  и суффиксов, закрепить понятия
словообразования и формообразования.
Развивающие: развитие логики, мышления, закрепления навыка
рассуждения, объяснения, пояснения и доказательства.

Воспитательные :воспитывать любовь к русскому языку, способствовать воспитанию
саморазвивающейся  личности, развивать умение детей работать
в  коллективе.

Этапы урока.

Деятельность учителя и учащихся.

Время. Варианты использования образовательных технологий, методы и приемы.            

Примечание.

1.Организационный
момент.

1. Запись даты урока в тетрадь.
Урок проведём в форме игры «Кто быстрее».

Активизация  учащихся.
1 мин

Создание команд

2. Повторение
изученного
материала.
3. Определи  тему
урока.

1. Найдите лишнее слово.
Объясни почему?
существительное
прилагательное
корень                 (часть слова)
глагол

Создание проблемной ситуации.
1 мин

 

 

 

 

 

4.Сообщение темы
урока.
«Состав слова»

 

 

 

5.Игра: «Кто прав?»

РАБОТА С КОРНЕМ
Запишите число. Кл.работа.
1. Выпишите слова, которые
относятся к теме «Состав
слова»
Глагол, корень, слово, речь,
суффикс, окончание, текст,
приставка, предлог, основа.
2. К оставшимся словам
подберите условные их
обозначения.
3. Эти 3 пары слов утверждают,
что они родственные слова,
а вы что скажите?
Столик       рыбак          рис
Столбы       рыбёшка   рисунок

 

Проблемная ситуация.
Развивающее обучение.
2 мин

 

Дидактическая игра.
Участвуют следующие дети из своих команд.
1 мин
Создание проблемной ситуации.
2 мин

 

Слова на карточках.

 

 

Схемы частей слова.

 

Предложения записаны на доске.

6. Гимнастика для
глаз.

Выбрать любую
понравившуюся линию и
проследить глазами по ней
несколько раз.

Здоровьесберегающий
подход
1 мин

Выполняют сидя.

7. Нахождение
однокоренных   
слов
в предложении.

4.  Спишите предложения и
выделите корень
в однокоренных словах.

  • Повар и поварёнок сварили  вкусный борщ.
  • Садовник посадил

 волшебный сад.

  • Рассказчик рассказал

 интересный рассказ.

Дидактическая игра.
4 мин

У доски  работают 3 ребёнка из
разных команд.

8. Игра:
«Кто больше и
быстрее?»

5. Придумайтеоднокор. слова.
Выделите корень.
бег              ход             лет

Дидактическая игра. Каждой команде свой корень. Работают все дети по цепочке.
5 мин.

На доске прикреплены
3 корня.

9. Физкультминутка

Найди пары однокоренных слов.

  • Есть однок. сл. –

выполняем поворот
туловища влево.

  • Нет однок. сл. –

выполняем поворот
туловища вправо.

  • Есть однок. сл. –

поднимаем руки вверх.

  • Нет однок. сл. –руки не

поднимаем.
Водичка, водитель.
Лес, перелесок.
Кресло, стул.
Лист, листочек
Лисёнок, лесник  и т. к. далее

Здоровьесберегающий
Подход
2 мин

Выполняют стоя.

10. Игра:
«Сложи словечко».

Сложи 2 слова, чтобы
получилось одно слово.
Выделите корни в словах.
Рыбу ловит - __________
Сам летает - __________
Листья падают -________
Везде ходит - _________
Пыль сосёт -___________

Дидактическая игра.
Каждой команде по 3 слова.
2 мин

Задание на доске.

11. Игра: «Распредели»
Словообразование
и формообразование
слов.

 

 

 

 

 

Стихотворение .

Посмотрите на слова и
скажите.
На какие 2 группы можно
разделить эти слова?(Однок.  слова и слова в разной форме)
I команда.
Лиса, лисонька, лисы, лису, лисёнок, лисята.
II команда
Тигр, тигрёнок, тигрица, тигром, тигры, тигрята.
IIкоманда
Волк, волки, волчица, волчата,
волку, волчонок.
О какой части слова идёт речь?
Меня в окошко обозначат
Для связи слова я служу
И изменяясь в предложении.
Его я смысл вам  подскажу.
(окончание)

Дидактическая игра
Каждой команде своя группа слов.
4мин

 

 

 

 

Карточки.

12. Приставка,
суффикс.

13. Физкультминутка.

1. Закончи предложение.
Приставка –это часть_______
Суффикс – это часть________
2. Найди приставку.
Есть приставка
по – хлопаем
в ладоши.
Нет приставки – не хлопаем.

  •  Подарок, поход, подкова,

полка, повар, поляна.

  • Отдал, ответ, отучился,

 отколоть, откусил, отец.

1мин

 

Здоровьесберегающий
Подход
2 мин

 

 

Выполняют сидя.

14. Игра: «Кто
правильнее»
Подбери.

Соедини слова со схемами.
Слова           Схемы 

Дидактическая играДля каждой команды
7 слов.
3 мин

Наборы слов и схем.

15. Игра: Кто
быстрее и
правильнее»
Разбор слов по
составу.

Разберите слова по составу.
Iк.           IIк.III к.

Дидактическая играДля каждой команды
5 слов.
4 мин

Карточки со словами.

16. Орфограммы
в разных частях
слова.

Вставьте пропущенные буквы
в слова. Укажите часть слова,
где пропущена буква,
объясните её написание.

Дидактическая игра- тренажёр
Дети работают на листочках
Для каждой команды
5 слов.
5 мин

Карточки – тренажёры.

17. Итог.

1. Каждая команда задаёт по
вопросу и проверяет ответ.
2- Какая часть слова служит
длясвязи слов
впредложении?
-О какой части слова идёт
речь?
- Какая самая главная часть
слова?
3. Какая игра понравилась
больше?
3.
Вывод: Помни, при разборе слова.
Окончание  и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
Все старательно работали. Спасибо за урок.

Дидактическая игра
3 мин

 

 

 

 

 

 

 

Дети хором повторяют
1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворение на доске.

 

                      Конспект урока

                   по русскому языку

                              2 класс

  Учитель: Попова Наталия Борисовна

                    ГБОУ школа №362

Тема : Состав слова (использование        игровых технологий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 2 класса по теме" Речевой этикет. Слова благодарности" к учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Разработка урока по русскому языку по теме "Речевой этикет. Слова благодарности" по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа" урок-игра...

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку "Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу".

Разработка урока по русскому языку  на тему:" Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, цу, щу". 2 класс....

Разработка урока по русскому языку по теме: "Перенос слов с буквой й в середине слова"

Урок закрепления знаний, на котором дети отрабатывают умение переносить слова с буквой й в середине слова....

Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"

Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....

Разработка урока по русскому языку. "Слова-синонимы" 2 класс. УМК "Начальная школа ХХI века".

Разработка представлена технологической картой и презентацией. Урок построен с использованием технологий системно-деятельностного подхода: проблемное обучение, работа в группах, самоанализ и самооценк...