Урок по русскому языку«Многозначные слова» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_tehkarta_uroka.docx | 40.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку
Тема урока «Многозначные слова»
4 класс, УМК «Перспектива»
Учитель начальных классов: Никишова С.Н.
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Многозначные слова», развитие умения употреблять многозначные слова в своей речи, расширение лексического запаса обучающихся с помощью словарей.
Задачи:
- формировать у учащихся потребность обращаться к словарям русского языка;
- показать детям на примерах необходимость расширения их словарного запаса;
- закрепить представление о слове как языковом знаке.
Планируемые результаты
Предметные:
- умение выбирать слова с учётом их коммуникативной целесообразности;
- умение работать с толковым словарём.
Метапредметные:
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий «многозначность слова», и использовать их в активном словаре;
- определять лексическое значение слова и обосновывать своё мнение;
- использовать приобретённые знания для определения лексического значения слова.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- выполнять самопроверку и корректировку,
- выполнять взаимопроверку при работе в паре.
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные умения:
- формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;
- осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению;
- адекватно использовать речь для представления результата
Личностные результаты
- Проявлять: интерес к изучению темы;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- желание определять лексическое значение слова;
- творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения;
- осознание успешности при освоении темы.
формы деятельности - коллективная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа; урок проводится с использованием современных методов обучения: поисково-исследовательского, проблемного, наглядного, практического
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Климановой Л.Ф., Т.В. Бабушкиной (М.: «Просвещение», 2013)
Тема: «Многозначные слова»
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | УУД: регулятивные: - способность мобилизоваться для выполнения работы; коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме | Ребята, к нам на урок пришли гости, познакомиться с вами и посмотреть, как вы работаете. Пожалуйста, повернитесь и поздоровайтесь. - Поговорим? - О разном и о прочем. -И хорошо не очень. - а что-то мне известно. - Поговорим. - Мы начинаем работать. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Давайте прочитаем девиз нашего урока. СЛАЙД | - Поговорим. - О том, что в жизни хорошо: - Ведь что-то знаем мы: - Поговорим? - Нам будет интересно! Оформляют записи в тетрадях. Будем мы родную речь Изучать, любить. беречь |
Актуализация знаний | УУД: регулятивные: - способность мобилизоваться для выполнения работы; коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме | - Зачем нужно изучать, любить и беречь родной язык? - Какой раздел программы мы с вами изучаем? - Что такое лексика? - О чём говорили на прошлом уроке? - Что такое лексическое значение слова? - Нужны ли нам слова? - Для чего они нужны? - А что нужно делать, чтобы обогатить свою речь? - Какие книги7 СЛАЙД – Ребята, сейчас я вас познакомлю с одним интересным случаем, который произошёл давно в 19 веке. Однажды молодой поэт Шарль Бодлер пришёл к другому поэту ТеофилюГотье. Готье спросил своего гостя: «Читаете ли вы словари? Бодлер ответил, что читает их охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей. Читать словари?! Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать? И всё такиГотье был прав: без постоянной работы со словарями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каждый культурный человек постоянно обращается к словарю. - Для чего нам нужны словари? - Что нужнонам знать, для того чтобы быстро найти любое слово в словаре? | Ответы детей. - Слово и его значение. Лексика - Раздел науки о языке, изучающий его словарный запас. - О лексическом значении слов и их содержании. - То, что обозначает слово - Нужны - Чем больше слов знает человек. Тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли - Необходимо читать книги - Художественную литературу, научно-познавательную, энциклопедии, словари. - Чтобы быть культурными людьми. Смотреть в них значение, правописание и происхождение слов. - Алфавит |
Чистописание. Проверка домашнего задания. | Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков Регулятивные УУД: (учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале) | - Верно. Сейчас мы проверим, знаете ли вы алфавит. 1.На доске написаны буквы разместите их в алфавитном порядке с а о м л и н (а и л м н о с) 2.Запишите соединения с ними ан сл ом мн си 3. Запишите главные слова из раздела лексика Лексика, слово, синоним, антоним, омоним - Что такое синонимы? Приведите примеры из домашнего задания. Прикрепите на доску свой кластер. - Антонимы? Примеры. Кластер. - Омонимы? Примеры. Кластер. - Всё что мы прикрепили на доску можно назвать одним понятием, каким? - И относятся они к разделу? | (Выходят по одному и записывают их с объяснением на доске) - Синонимы - это слова близкие по значению. но разные по написанию. - Антонимы – это слова противоположные по значению. - Омонимы – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. Устно зачитывают свои варианты слов: синонимов, антонимов, омонимов. - Слова - Лексика |
Проблемная ситуация Постановка цели и задач урока | УУД: регулятивные: - формировать тему, цель урока; коммуникативные: - участвовать в диалоге, строить рассуждения. | - Ребята, посмотрите внимательно. Все ли соединения мы использовали для написания слов из раздела Лексика? -Что из соединений у нас осталось неиспользованным? - Что за слово это может быть? - Верно. Давайте запишем и его. - Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? - Слышали вы такое слово, понятие? - Кто помнит определение данного понятия? - Давайте, проверим ответ по учебнику. Откройте учебники на с.90 и прочитайте узелок на память. - Сегодня мы узнаем о них больше в ходе урока. - Какую цель и задачи вы могли бы поставить перед собой на сегодняшний урок? - Третью задачу мы сформулируем с вами позднее. | - Нет. Не все. - мн - много, многозначные Записывают - Многозначные слова - Да. Мы изучали его в 3 классе - Многозначные слова, это предметы, называемые одним словом в разных его значениях Читают определение вслух 1. Научиться находить многозначные слова в речи, в текстах. 2. Уметь находить их значения в словарях. 3. ? |
«Открытие нового знания» | Предметные: - подбирать многозначные слова к данным словам опираясь на свой языковой опыт и словарь; УУД: познавательные: -работать с информационными источниками; регулятивные: - выдвигать гипотезы на основе учебного материала; - участвовать в решении учебной задачи; | Слайд с картинкой кисти 1. Работа по картинкам. - Назовите изображённые на рисунках предметы. - Составьте словосочетания к рисункам. - Сравните предметы. Какая у них общая часть? Какие отличия? общее (названы одним словом), отличие (разные предметы). - Сколько ЛЗ имеет слово «кисть» в данном случае? - Какой вывод сделаем? - Составьте и запишите предложение со словом кисть. - Как мы узнаём, в каком именно значении употребляется многозначное слово?
- С. 90 № 147 1) Коллективная работа. - Читаем задание. - Составьте предложения со словом «земля». Запишите на доске и в тетрадях. - Что вам помогло справиться с заданием? 2) Самостоятельнаяработа в парах. - Составьте простое предложение со словом «звезда». Запишите. В каком значении употребили слово? 3) Проверка(выборочная) - Прочитайте свои предложения. Посмотрите, ребята, все примеры которые вы предложили это слова одной и той же части речи. Какой? - Значит, ли это что все многозначные слова являются существительными? Итак, мы выдвинули гипотезу: что многозначные слова могут быть разными частями речи. Сейчас мы это проверим. Используем метод наблюдения над словом. Для этого нам потребуются, что? Какие? Разделимся на три группы. Из текста каждая группа исследует по словарю подчёркнутое слово. Командиры, получите листы с текстами. Внимательно прочитайте свои тексты, найдите значения подчеркнутых слов, определите, какими частями речи они являются. ***
Загадка
***
Где к лугам сбегает рожь, Кашки белой, кашки розовой, Кашки алой – не сочтёшь! (В. Рождественский) Вывод: многозначными словами могут быть разные части речи. - Что нам помогло ответить на проблемный вопрос? Физминутка - А теперь пришло время отдохнуть. Руки вверх – пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. На любой вопрос коварный Сами мы ответ найдём! К цели мы своей придем! | кисть руки, кисть малярная, кисть рябины Общая часть – кисть Различия, что это руки, малярная, рябины, для рисования - Четыре. - Это многозначные слова. Ответы детей. Например, На рябине осенью появилось много ярко-красных кистей. Художнику для работы нужны акварельные кисти. Батареи нужно красить малярной кистью. - В этом нам помогают слова-соседи многозначного слова, предложения – контекст. . Дети записывают лучшие ответы, один ученик у доски. Остальные в тетрадях. - Картинки, толковый словарь Работают в парах Записывают получившиеся предложения в тетрадях Зачитывают свои предложения. - Это имена существительные. - Нет. - Словари - Толковые Работа в группах После поиска и обсуждения, заслушивается ответ от представителя команды №1. Жалеть – глаг., 1. Чувствовать жалость, сострадание к кому-нибудь. Жалеть больного. 2. Печалиться или сокрушаться о ком или о чём- либо. Жалеть о прошлом. 3. Беречь, щадить, неохотно расходовать. Жалеть деньги. Команды№2 Красный – прил.1. Цвета крови. Красный цветок. 2. В некоторых выражениях: красивый, хороший. Красная девица. Команды №3 Здесь – нареч.,1.В этом месте. Здесь я родился. 2. В этом случае. Здесь ничего нет обидного. - Умение работать со словарём |
Этап закрепления новых знаний и способов действий. | ПредметныеУУД: - применять знания о лексическом значении слова. ПознавательныеУУД: - анализировать, находить по существенным признакамобъекты Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков. Коммуникативные: - полно и точно выражать свои мысли, - сотрудничать с учителем и сверстниками при выполнении заданий. | - Ребята, с какими ещё словарями нам приходилось работать на предыдущих уроках? Мы сейчас вспомним их с помощью игры. Игра "Отгадай словарь". А). "Моё назначение объяснять, что означают слова. Самый большой из нас имеет 17 томов, в нем толкуются значения 120 тысяч слов". (Слайд) Б). "Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной". (Слайд ) В). "Моя словарная статья начинается парой слов, которые являются одной частью речи, но эти слова противоположны по значению". (Слайд) Г) Мои статьи дают ответы на вопрос происхождения разных слов Д) Благодаря мне можно не только расширить свой кругозор и отследить причинно-следственную связь, но и достаточно серьезно разнообразить и обогатить свой словарный и речевой запас устойчивыми словосочетаниями, которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов. (Слайд) 2. Упражнение «Доскажи стихотворение». - А теперь, ребята, я предлагаю вам побыть поэтами и дописать стихотворение и проверить себя по словарям. Слайд (стих с пропущенными словами) Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь …? А в ответ колоски шелестят: - … руки растят. - К сожалению, в нём «потерялись» некоторые слова. Вам нужно подобрать и вставить «потерявшиеся» слова на свои места. - Справились с заданием? Давайте проверим, что у вас получилось. - Какие значения у слова ЗОЛОТОЙ в этом стихотворении? -Давайте запишем разные словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ и покажем, что это многозначное слово. (Во время работы на доске проводим орфографическое комментирование) (золотое сердце – доброе золотая голова – умная золотой работник – нужный, хороший золотая осень – жёлтая золотой малыш – дорогой) - Молодцы, показали много значений слова ЗОЛОТОЙ | - Толковый словарь - Словарь синонимов - Словарь антонимов - Этимологический словарь - Фразеологический словарь - Золотая рожь – спелая, золотые руки – трудолюбивые, умелые. Запись в тетрадях |
Контроль усвоения | ПредметныеУУД: - применять знания о лексическом значении слова. ПознавательныеУУД: Пошаговый и итоговый исамоконтроль. | Тест для оперативного контроля (отметить правильный ответ галочками)
а) словосочетания и предложения б) звуки речи в) словарный состав языка г) части слова
а) значение фразеологизмов б) лексическое значение слов в) правописание слов г) образование слов 3. Укажите, как называется слово, имеющее несколько значений а) сложное б) однозначное в) многозначное г) простое
а) гребень, варить, сахар б) ключ, звезда, шляпка в) сыр, речь, глагол г) ромашка, хвост, каша 5. Определи значение слова ключ в предложении. На этой равнине находилось множество студёных и изумрудно-чистых ключей. а) гаечный ключ б) скрипичный ключ в) дверной ключ г) с удовольствием попили воды из ключа Самопроверка по эталону (Слайд) | Индивидуальная работа по карточкам Самопроверка по эталону (Слайд) Если все 5 ответов верно, ставят + 4 ответа + - 3 ответа ! 1-2 ответа - ? |
Итог урока. | Предметные: - характеризовать признаки многозначных слов | К концу подходит наш урок Какая тема урока? Какие задачи мы поставили? Были они решены? - Ребята, а помните у нас один пункт был со знаком ? Мы с вами узнали и доказали, что многозначные слова могут быть выражены разными частями речи | 1.Научиться находить многозначные слова в речи; 2.Использовать их в своей речи; 3.уметь находить данные слова в словарях. |
Домашнее задание |
| Записывают в дневниках | |
Рефлексия деятельности. | Личностные умения: - проявлять понимание своей успешности при освоении темы. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат своей деятельности. | – Оцени свою работу на уроке. Дерево настроения на слайде. | Прикрепляют листочки на слайд к дереву: Зелёные - всё сделал правильно Жёлтые – встретились трудности Красные – много ошибок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова"
УМК "Перспективная начальная школа"....
Конспект урока по русскому языку "Многозначность слова"
Урок русского языка на тему "Многозначность слова" для учащихся 3 класса основной целью является создание условий для совершенствования умения различать однозначные и ...
Урок русского языка "Многозначные слова" 3 класс
Лексическое значение слов. Многозначность слова.Дать понятие об однозначных и многозначных словах....
Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...
Конспект урока по русскому языку "Многозначные слова"
Урок открытия нового знания. Конспект урока русского языка для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с РАС (Вариант...