Конспект урока "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

                                                  Конспект урока

 

Класс: 2 «в»

Программа: « Начальная школа 21 века»

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: значение фразеологизмов

Цель: организация совместной деятельности учащихся с целью повторения и обобщения изученного материала по разделу «фразеология».

Задачи:

-сформировать у учащихся представление о значении фразеологического оборота;

- развивать навыки правильного употребления в письменной и устной речи фразеологических оборотов;

-создать условия для обогащения словарного запаса учащихся;

- воспитывать любовь к русскому языку,его многозначности;

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

-осуществлять контроль по результату и способу действия.

 

Оборудование: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова «Русский язык» учебник для 2 класса, презентация к уроку, карточки для работы в парах, таблица для самооценки учащегося.

 

 

 

                                                    Ход урока

  1. Организационный этап

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.Вам я желаю хорошей, плодотворной работы на уроке. А в конце урока вы должны будете постараться ответить на вопрос о значимости фразеологических оборотов в нашей жизни.

 

2.Этап мотивации и целеполагания.

-Наш урок я начну с шуточного и поучительного стихотворения. А вы, ребята сформулируйте тему урока:

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?

-Догадались? Какая тема нашего урока? (фразеологизмы)

-Вспомним, что вы знаете о фразеологизмах? ( фразеологизмы -это устойчивые сочетания слов, цельные по значению)

-Кто-нибудь задумывался зачем в нашей речи мы используем фразеологизмы?(делают нашу речь ярче, богаче, выразительнее)

-Вернемся к стихотворению (слайд 2), назовите фразеологизмы и объясните их значение (повесил нос - был в плохом настроении

                 Краснеет до корней волос - стало стыдно

                 Сквозь землю провалиться - стало стыдно)

-Какие еще фразеологизмы со словом нос вы знаете? ( задирать нос, водить за нос, клевать носом, зарубить на носу)

-Какие грамматические задания вы можете предложить к этому тексту? (вставь пропущенные орфограммы, охарактеризуй предложение )

-Запишите 2 предложения и выполните грамматическое задание.

(фронтальный опрос)

 

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

-Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого. О некоторых из них расскажут ребята.

( Сообщение ученика о происхождении фр-ма « бить баклуши»)

-Спешите предложение (слайд 3)

Весь день Глеб бездельничал.

-Переделайте предложение, включив в него фр-ий оборот

Весь день Глеб бил баклуши.

-Сравните записанные предложения,какое из них ярче?

-Какой вывод можно сделать? (фр-мы придали предложению меткость и остроту.)

 

4.Этап усвоения знаний и способов действий

 

-Сейчас вы будите выполнять в парах важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу учебную задачу.

На белых листочках задания и таблица для оценивания своей деятельности.

 

Задание №1

-Как приятно вести беседу с человеком речь, которого богата и образна, каждое слово к месту  и ко времени. Посмотрите  сценку « Саша».

- Игра « Кто больше» (найдите в этом тексте фр-мы и выпишите их в тетрадь.

Проверка (слайд 4)

-Оцените свою деятельность.

 

Задание №2

Подбери фразеологические антонимы:

Душа в душу – за тридевять земель

Рукой подать –как кошка с собакй

Бить баклуши- не покладая рук

На ночь глядя – язык без костей

Держать язык за зубами- ни свет ни заря

(дети соединяют стрелками фр-ие антонимы)

Проверка (слайд 5)

Оцените свою деятельность.

Придумайте предложение любым с фр-ом устно

 

-Часто фр-мы связаны с названиями животных, послушайте:

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…(медвежью услугу)

Назовите фр-м и объясните его значение (услуга,которая принесет вред)

-Теперь мы отправимся в фразеологический зверинец

 

Задание №3

Продолжи предложение:

Нем как…(рыба)

Хитер как…(лиса)

Труслив как…(заяц)

Колючий как…(еж)

Упрям как… (осел)

Проверка (слайд 6)

Оцените выполненное задание

-Вывод (делают дети: такие фр-мы дают характеристику человеку,его поведению.

 

5.Этап встраивания нового материала в систему знаний.

 

-Теперь, используя свои знания и наблюдения, выполните следующее задание.

 

     Задание №4

     Вставь подходящие по смыслу фр-ие обороты:

         В нашей школе есть мальчик Боба. Его зовут Боба-зоопарк.Почему? А потому,что он на переменах задирается и дерется как…(петух). А на уроках молчит как…(рыба). Зато на бабушку рычит как…( лев). Перед папой дрожит как…(заяц). А перед мамой ходит как…(лиса). Вы не знакомы с ним?

Проверка (ответы детей)

Оцените свою работу.

 

5. Этап подведения итогов урока

-Итак, наш урок заканчивается.Вы помните вопрос ,который мы сформулировали в начале урока? (зачем используются фр-мы в нашей речи)

Продолжите фразу:

Фр-мы придают речи…(меткость, остроту, украшают нашу речь, делают ее ярче, богаче, выразительнее)

-Что нового узнали? Что повторили?

-А теперь мне интересно ,как вы оценили свою работу на уроке.Отвечайте честно,не стесняйтесь, ведь мы пришли учиться.

-Есть ли ребята, которые  испытывали затруднения при выполнениизаданий?

-А кто может себя похвалить?

Не расстраивайтесь, если что-то не получилось , мы будем еще много работать и вы пополните свою шкатулку знаний.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Конспект урока

Класс: 2 «в»

Программа: « Начальная школа 21 века»

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: значение фразеологизмов

Цель: организация совместной деятельности учащихся с целью повторения и обобщения изученного материала по разделу «фразеология».

Задачи:

-сформировать у учащихся представление о значении фразеологического оборота;

- развивать навыки правильного употребления в письменной и устной речи фразеологических оборотов;

-создать условия для обогащения словарного запаса учащихся;

- воспитывать любовь к русскому языку,его многозначности;

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

-осуществлять контроль по результату и способу действия.

Оборудование: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова «Русский язык» учебник для 2 класса, презентация к уроку, карточки для работы в парах, таблица для самооценки учащегося.

                                                    Ход урока

Организационный этап

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.Вам я желаю хорошей, плодотворной работы на уроке. А в конце урока вы должны будете постараться ответить на вопрос о значимости фразеологических оборотов в нашей жизни.

2.Этап мотивации и целеполагания.

-Наш урок я начну с шуточного и поучительного стихотворения. А вы, ребята сформулируйте тему урока:

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?

-Догадались? Какая тема нашего урока? (фразеологизмы)

-Вспомним, что вы знаете о фразеологизмах? ( фразеологизмы -это устойчивые сочетания слов, цельные по значению)

-Кто-нибудь задумывался зачем в нашей речи мы используем фразеологизмы?(делают нашу речь ярче, богаче, выразительнее)

-Вернемся к стихотворению (слайд 2), назовите фразеологизмы и объясните их значение (повесил нос - был в плохом настроении

                 Краснеет до корней волос - стало стыдно

                 Сквозь землю провалиться - стало стыдно)

-Какие еще фразеологизмы со словом нос вы знаете? ( задирать нос, водить за нос, клевать носом, зарубить на носу)

-Какие грамматические задания вы можете предложить к этому тексту? (вставь пропущенные орфограммы, охарактеризуй предложение )

-Запишите 2 предложения и выполните грамматическое задание.

(фронтальный опрос)

3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

-Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого. О некоторых из них расскажут ребята.

( Сообщение ученика о происхождении фр-ма « бить баклуши»)

-Спешите предложение (слайд 3)

Весь день Глеб бездельничал.

-Переделайте предложение, включив в него фр-ий оборот

Весь день Глеб бил баклуши.

-Сравните записанные предложения,какое из них ярче?

-Какой вывод можно сделать? (фр-мы придали предложению меткость и остроту.)

4.Этап усвоения знаний и способов действий

-Сейчас вы будите выполнять в парах важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу учебную задачу.

На белых листочках задания и таблица для оценивания своей деятельности.

Задание №1

-Как приятно вести беседу с человеком речь, которого богата и образна, каждое слово к месту  и ко времени. Посмотрите  сценку « Саша».

- Игра « Кто больше» (найдите в этом тексте фр-мы и выпишите их в тетрадь.

Проверка (слайд 4)

-Оцените свою деятельность.

Задание №2

Подбери фразеологические антонимы:

Душа в душу – за тридевять земель

Рукой подать –как кошка с собакй

Бить баклуши- не покладая рук

На ночь глядя – язык без костей

Держать язык за зубами- ни свет ни заря

(дети соединяют стрелками фр-ие антонимы)

Проверка (слайд 5)

Оцените свою деятельность.

Придумайте предложение любым с фр-ом устно

-Часто фр-мы связаны с названиями животных, послушайте:

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…(медвежью услугу)

Назовите фр-м и объясните его значение (услуга,которая принесет вред)

-Теперь мы отправимся в фразеологический зверинец

Задание №3

Продолжи предложение:

Нем как…(рыба)

Хитер как…(лиса)

Труслив как…(заяц)

Колючий как…(еж)

Упрям как… (осел)

Проверка (слайд 6)

Оцените выполненное задание

-Вывод (делают дети: такие фр-мы дают характеристику человеку,его поведению.

5.Этап встраивания нового материала в систему знаний.

-Теперь, используя свои знания и наблюдения, выполните следующее задание.

     Задание №4

     Вставь подходящие по смыслу фр-ие обороты:

         В нашей школе есть мальчик Боба. Его зовут Боба-зоопарк.Почему? А потому,что он на переменах задирается и дерется как…(петух). А на уроках молчит как…(рыба). Зато на бабушку рычит как…( лев). Перед папой дрожит как…(заяц). А перед мамой ходит как…(лиса). Вы не знакомы с ним?

Проверка (ответы детей)

Оцените свою работу.

5. Этап подведения итогов урока

-Итак, наш урок заканчивается.Вы помните вопрос ,который мы сформулировали в начале урока? (зачем используются фр-мы в нашей речи)

Продолжите фразу:

Фр-мы придают речи…(меткость, остроту, украшают нашу речь, делают ее ярче, богаче, выразительнее)

-Что нового узнали? Что повторили?

-А теперь мне интересно ,как вы оценили свою работу на уроке.Отвечайте честно,не стесняйтесь, ведь мы пришли учиться.

-Есть ли ребята, которые  испытывали затруднения при выполнениизаданий?

-А кто может себя похвалить?

Не расстраивайтесь, если что-то не получилось , мы будем еще много работать и вы пополните свою шкатулку знаний.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...