Урок по русскому языку в 4 классе "Падежные окончания имен существительных единственного числа"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Цель: формировать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе
Тема: «Падежные окончания имен существительных единственного числа»
Цель: формировать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных
Задачи:
Образовательные: 1. Обобщать и закреплять знания о правописании
падежных окончаний имен существительных
единственного числа.
2. Формировать навык правильного, грамотного письма.
3. Формировать умение делать самостоятельные выводы.
Развивающие:
Развивать навык в склонении имен существительных и в распознавании падежей.
Развитие навыка правописания безударных падежных
окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в
единственном числе.
Воспитательные:
1. Воспитание культуры учебной деятельности.
Оборудование: карточки с типами склонений имен существительных, магнитофонная запись голоса «Бармалея», конверты с заданиями, разрезные буквы, карточки-«грибы» с существительными 1,2,3 скл, «корзины».
Ход урока:
I.Оргмомент (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами повторим правописание падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения.
II. Орфографическая пятиминутка (5 мин)
На доске записаны слова:
м…рковь к…ртофель п…м…дор
м…тро к…рабль м…шина
т…традь учит…ль к…р…ндаш
- Прочитайте написанные на доске слова, что вы можете о них сказать?
(словарные слова)
- Почему мы называем их словарными? (их нельзя проверить, написание этих слов нужно запомнить)
- Вставьте пропущенные буквы ( 1 ученик у доски)
- Обратите внимание на смысловую связь слов в каждой строчке. (овощи, транспорт, школа)
- Ребята, найдите лишнее имя существительное среди данных. (машина- 1 скл, остальные 2 и 3 скл)
- Какого склонения бывают имена существительные? (1,2,3)
- Какие существительные относятся к 1 склонению? (женского и мужского рода с окончаниями а, я). Вывешивается карточка.
- Какие существительные относятся ко 2 склонению? (среднего рода с окончанием о, е и мужского рода с нулевым окончанием). Вывешивается карточка..
- Какие существительные относятся к 3склонению? (женского рода с нулевым окончанием и мягкой основой). Вывешивается карточка.
- Молодцы, переходим к следующему заданию.
III. Работа по теме урока.
(Включается магнитофонная запись) (2 мин)
- Здравствуйте, ребята! Испугались? ХА-ХА-ХА! Сегодня вы будете выполнять мои задания, которые спрятаны на доске, за каждым заданием спрятаны буквы. Если вы справитесь, то из полученных букв составите мое имя и узнаете, как меня зовут. Ну, а если вы меня не отгадаете, то мне придется вас съесть. Желаю успеха, сахарные мои!
- Ребята, вы хотите быть съеденными? (нет)
- Тогда нам с вами придется постараться и узнать, кто же этот злодей, который хочет вас съесть.
Открывается доска, на доске конверты с заданиями.
- Чтобы начать работу, нам с вами необходимо записать число, классную работу. (обратить внимание на правильную посадку при письме)
Первый конверт «Изменение по падежам». (10 мин)
Подобрать к существительным: загадка, радость, друг антонимы и просклонять их. Трое учащихся у доски, остальные в тетради (1 ряд – слово отгадка, 2 ряд – слово печаль, 3 ряд – слово враг)
- Выделите окончания. Проверяем первый ряд (дети называют выделенные окончания, одновременно учитель вписывает их таблицу, заранее приготовленную на доске:)
Падеж | 1 склонение |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. | а,я ы,и е у,ю ой,ей е |
- Посмотрите на окончания имен существительных, что вы заметили?
(окончания одинаковые)
- Ребята, как же так, слова разные, а окончания одинаковые, почему, как вы думаете? (потому что склоняли существительные 1 склонения)
- Проверяем второй ряд (дети называют выделенные окончания), посмотрите на окончания имен существительных, что вы заметили? (окончания одинаковые)
- Почему? (потому что склоняли существительные 2склонения)
Аналогичная работа.
Падеж | 1 склонение | 2 склонение |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. | а,я ы,и е у,ю ой,ей е | ,о,е а,я у,ю а,я,о,е ом,ем е |
-Проверяем третий ряд. Аналогичная работа.
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. | а,я ы,и е у,ю ой,ей е | ,о,е а,я у,ю а,я,о,е ом,ем е | и и ю и |
- Какой вывод можно сделать об окончании имен существительных 1,2 и 3 склонения? (существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют одинаковые окончания)
- Молодцы, с заданием вы справились и открываются две буквы А.
Второй конверт «Физкультминутка» (2 мин)
- А теперь мы с вами отдохнем и вспомним, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению. Если я называю существительное 1 склонения, то приседают и девочки и мальчики, если существительное 2 склонения, то только мальчики, если существительное 3 склонения, то только девочки. Объясните, почему? (потому что к 1 склонению относятся существительные и женского и мужского рода, ко второму только мужского, а к третьему только женского).
Зима, улица, час, город, дочь, ночь, трава, конь, перо, сирень, поле, окно, весна, радость, снег.
- Нам открывается буква Е.
Третий конверт «Наполни корзины» (5 мин)
На доске две корзины с буквами Е,И. внизу под корзинами карточки-«грибы»: в портфел…, на яблон…, чашк…, из шерст…, о зим…, к сирен… .
Учащиеся по желанию выходят к доске и кладут слова-«грибы» в соответствующую корзину.
- Открываются следующие буквы: М и Л.
Четвертый конверт «Физкультминутка на месте» (2 мин)
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки по команде: «Раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы, по команде: «Два».
- И следующая буква: Й.
Пятый конверт «Допиши окончания» (10 мин)
- Ребята, у каждого на парте лежит карточка с текстом. Вам нужно в данный текст дописать окончания имен существительных, указать их падеж и склонение. Можно опираться на таблицу, которую мы только что составили.
Самостоятельная работа учащихся.
Текст.
Мы подошли к алле… . по краям росли кусты сирен… . в воздух… кружились первые снежинки. Вскоре мы приблизились к беседк… . вид из беседк… был прекрасен!
- А теперь превратимся в учителей. Я раздаю вам такие же карточки, но уже с дописанными окончаниями. Ваша задача проверить свою работу и если есть ошибки исправить.
- Если вы нашли одну или две ошибки, то ставьте четыре, если три – три, больше трех ошибок – два. Ни одной ошибки –пять. поднимите руки пятерки, четверки, тройки, двойки.
- Молодцы, справились с очередным заданием, и открываются буквы: Б и Р.
- Ребята, задания закончились, из данных букв вы должны составить имя сказочного злодея, который хочет вас съесть.
БАРМАЛЕЙ
Включается запись: Эх, какие умные детки! Угадали! Я враг людей, я враг зверей, я злой разбойник – Бармалей! Жалко что мне не пришлось сегодня позавтракать. Но ничего, в следующий раз я подберу такие задания, с каими вам никогда не справиться.До новых встреч, невкусные детишечки!
IV. Итог урока. (3 мин)
- Ребята, почему сегодня Бармалей остался голодным? (потому что справились со всеми заданиями и отгадали, как его зовут)
- Какие задания мы выполняли сегодня на уроке? (изменяли имена существительные по падежам, составили таблицу падежных окончаний, вставляли окончания имен существительных, определяли склонение и падеж существительных).
- А что вам помогло справиться с заданиями? (Знания: падежи, склонения, род имен существительных).
- Спасибо вам, ребята. На этом наш урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже»
Конспект урока русского языка в 4 классе....
Урок по русскому языку " Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе" 4 класс
Конструкт урока...
Дидактический материал по русскому языку по теме: «Склонение имен существительных единственного числа»
Пояснительная записка В работе представлен дидактический материал, который можно использовать на уроках русского языка при прохождении темы: «Склонение имен существительных ...
Открытый урок по русскому языку 4 класс "Окончания имен существительных в форме множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах"
Урок по русскому языку в рамках программы "Школа России", 4 класс....
Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"
На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....
Урок по русскому языку. 4 класс. Окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения в Родительном падеже. УМК Школа России
Конспект и презентация к уроку...
Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"
Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...