Урок по русскому языку в 4 классе "Падежные окончания имен существительных единственного числа"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Ефремова Анастасия Ивановна

Цель: формировать  умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе

Тема: «Падежные окончания имен существительных единственного числа»

Цель: формировать  умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных

Задачи:

Образовательные: 1. Обобщать и закреплять знания о правописании

                                   падежных окончаний имен существительных

                                  единственного числа.

                               2. Формировать навык правильного, грамотного письма.

                               3. Формировать умение делать самостоятельные выводы.

Развивающие:

Развивать  навык в склонении имен существительных и в распознавании падежей.

Развитие навыка правописания безударных падежных

    окончаний имен существительных 1,2,3 склонения в

    единственном числе.

Воспитательные:

                               1. Воспитание культуры учебной деятельности.

Оборудование: карточки с типами склонений имен существительных, магнитофонная запись голоса «Бармалея», конверты с заданиями, разрезные буквы, карточки-«грибы» с существительными 1,2,3 скл, «корзины».

Ход урока:

I.Оргмомент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами повторим правописание падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения.

II. Орфографическая пятиминутка (5 мин)

       На доске записаны слова:

м…рковь     к…ртофель     п…м…дор

м…тро         к…рабль         м…шина

т…традь      учит…ль        к…р…ндаш

- Прочитайте написанные на доске слова, что вы можете о них сказать?

(словарные слова)

- Почему мы называем их словарными? (их нельзя проверить, написание этих слов нужно запомнить)

- Вставьте пропущенные буквы ( 1 ученик у доски)

- Обратите внимание на смысловую связь слов в каждой строчке. (овощи, транспорт, школа)

- Ребята, найдите лишнее имя существительное среди данных. (машина- 1 скл, остальные 2 и 3 скл)

- Какого склонения бывают имена существительные? (1,2,3)

- Какие существительные относятся к 1 склонению? (женского и мужского рода с окончаниями а, я). Вывешивается карточка.     

- Какие существительные относятся ко 2 склонению? (среднего рода с окончанием о, е и мужского рода с нулевым окончанием). Вывешивается карточка..

 - Какие существительные относятся к 3склонению? (женского  рода с  нулевым окончанием и мягкой основой). Вывешивается карточка.

- Молодцы, переходим к следующему заданию.

III.  Работа по теме урока. 

(Включается магнитофонная запись) (2 мин)

- Здравствуйте, ребята! Испугались? ХА-ХА-ХА! Сегодня вы будете выполнять мои задания, которые спрятаны на доске, за каждым заданием спрятаны буквы. Если вы справитесь, то из полученных букв составите мое имя  и  узнаете, как меня зовут. Ну, а если вы меня не отгадаете, то мне придется вас съесть. Желаю успеха, сахарные мои!

- Ребята, вы хотите быть съеденными? (нет)

- Тогда нам с вами придется постараться и узнать, кто же этот злодей, который хочет вас съесть.

Открывается доска, на доске конверты с заданиями.

- Чтобы начать работу, нам с вами необходимо записать число, классную работу. (обратить внимание на правильную посадку при письме)

Первый конверт «Изменение по падежам». (10 мин)

Подобрать к существительным: загадка, радость, друг антонимы  и просклонять их. Трое учащихся у доски, остальные в тетради (1 ряд – слово отгадка, 2 ряд – слово печаль, 3 ряд – слово враг)

- Выделите окончания. Проверяем первый ряд (дети называют выделенные окончания, одновременно учитель вписывает их таблицу, заранее приготовленную на доске:)

Падеж

1 склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

а,я

ы,и

е

у,ю

ой,ей

е

- Посмотрите на окончания имен существительных, что вы заметили?

(окончания одинаковые)

- Ребята, как же так, слова разные, а окончания одинаковые, почему, как вы думаете? (потому что склоняли существительные 1 склонения)

- Проверяем второй ряд (дети называют выделенные окончания), посмотрите на окончания имен существительных, что вы заметили? (окончания одинаковые)

- Почему? (потому что склоняли существительные 2склонения)

Аналогичная работа.

Падеж

1 склонение

2 склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

а,я

ы,и

е

у,ю

ой,ей

е

,о,е

а,я

у,ю

а,я,о,е

ом,ем

е

   

-Проверяем третий ряд. Аналогичная работа.

Падеж

1 склонение

2 склонение

3 склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

а,я

ы,и

е

у,ю

ой,ей

е

,о,е

а,я

у,ю

а,я,о,е

ом,ем

е


и

и


ю

и

 

- Какой вывод можно сделать об окончании имен существительных 1,2 и 3 склонения? (существительные одного и того же склонения  в одном и том же падеже имеют одинаковые окончания)

- Молодцы, с заданием вы справились и открываются две буквы А.

Второй конверт «Физкультминутка» (2 мин)

- А теперь мы с вами отдохнем и вспомним, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению. Если я называю существительное 1 склонения, то приседают и девочки и мальчики, если существительное 2 склонения, то только мальчики, если  существительное 3 склонения, то только девочки. Объясните, почему? (потому что к 1 склонению относятся существительные и женского и мужского рода, ко второму только мужского, а к третьему только женского).

Зима, улица, час, город, дочь, ночь, трава, конь, перо, сирень, поле, окно, весна, радость, снег.

- Нам открывается буква Е.

Третий конверт «Наполни корзины» (5 мин)

На доске две корзины с буквами Е,И. внизу под корзинами карточки-«грибы»: в портфел…, на яблон…, чашк…, из шерст…, о зим…, к сирен… .

Учащиеся по желанию выходят к доске и кладут слова-«грибы» в соответствующую корзину.

- Открываются следующие буквы: М и Л.

Четвертый конверт «Физкультминутка на месте» (2 мин)

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки по команде: «Раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы, по команде: «Два».

- И следующая буква: Й.

Пятый конверт «Допиши окончания» (10 мин)

- Ребята, у каждого на парте лежит карточка с текстом. Вам нужно в данный текст дописать окончания имен существительных, указать их падеж и склонение. Можно опираться на таблицу, которую мы только что составили.

Самостоятельная работа учащихся.

Текст.

Мы подошли к алле… . по краям росли кусты сирен… . в воздух… кружились первые снежинки. Вскоре мы приблизились к беседк… . вид из беседк… был прекрасен!

- А теперь превратимся в учителей. Я раздаю вам такие же карточки, но уже с дописанными окончаниями. Ваша задача проверить свою работу и если есть ошибки исправить.

- Если вы нашли одну или две ошибки, то ставьте четыре, если три – три, больше трех ошибок – два. Ни одной ошибки –пять. поднимите руки пятерки, четверки, тройки, двойки.

- Молодцы, справились с очередным заданием, и открываются буквы: Б и Р.

- Ребята, задания закончились, из данных букв вы должны составить имя сказочного злодея, который хочет вас съесть.

БАРМАЛЕЙ

Включается запись: Эх, какие умные детки! Угадали! Я враг людей, я враг зверей, я злой разбойник – Бармалей! Жалко что мне не пришлось сегодня позавтракать. Но ничего, в следующий раз я подберу такие задания, с каими вам никогда не справиться.До новых встреч, невкусные детишечки!

IV. Итог урока. (3 мин)

- Ребята, почему сегодня Бармалей остался голодным? (потому что справились со всеми заданиями и отгадали, как его зовут)

- Какие задания мы выполняли сегодня на уроке? (изменяли имена существительные по падежам, составили таблицу падежных окончаний, вставляли окончания имен существительных, определяли склонение и падеж существительных).

- А что вам помогло справиться с заданиями? (Знания: падежи, склонения, род имен существительных).

- Спасибо вам, ребята. На этом наш урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме: «Склонение имен существительных единственного числа»

Пояснительная записка        В работе представлен дидактический материал, который можно использовать на уроках русского языка при прохождении темы: «Склонение имен существительных ...

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"

На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....

Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"

Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных...