Урок русского языка по теме по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok__russk.yaz___pochta.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных

единственного числа в предложном падеже»

                           

                            (Программа «Русский язык» 4 класс, автор Т.Г.Рамзаева)

                           

                                                         

ЦЕЛИ: 1.Учебные:

  1. Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.
  2. Формировать умение проверять безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.

2.Развивающие:

  1. Развивать навык грамотного письма учащихся.
  2. Развивать мышление, память, речь учащихся.
  3. Обогащать лексический запас учащихся.

3.Воспитательные:

  1. Пробудить интерес к профессии почтальона.
  2. Воспитывать уважение к людям этой профессии.

Оборудование: презентация (приложение 1).

Ход  урока.

I.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Запись в рабочей тетради: число, классная работа.

II.Основная часть.

- Ребята! Начнем мы наш урок с грамматической разминки, которая поможет вам повторить изученный ранее материал об имени существительном.

Прочитайте хором правильно слова:

Слайд 2

ПИСЬМО, ГАЗЕТЫ, АДРЕС, БАНДЕРОЛЬ, ОТКРЫТКУ, ГОЛУБЬ.

- Что вы заметили общего в этих словах? (имена существительные, обозначают предметы).

- В какую группу можно объединить все эти слова? (Слова по теме «Почта»).

- Какие слова могут быть лишними?

(Газеты, т.к. слово стоит во множественном числе, а остальные слова в единственном числе;

Голубь, т.к. это одушевленный предмет, а другие - неодушевленные предметы;

Открытку, т.к. это существительное стоит в винительном падеже, а другие – в именительном падеже;

Слайд 3

ПИСЬМО, ГАЗЕТА, АДРЕС, БАНДЕРОЛЬ, ОТКРЫТКА, ГОЛУБЬ.

- Ребята! На какие 2 группы можно разделить все эти слова?

(1.Слова, в которых количество звуков равно количеству букв – газета, адрес, открытка;

2. Слова, в которых количество звуков меньше, чем количество букв – письмо, голубь, бандероль).

- Подумайте, на какие еще 2 группы можно разделить все эти слова?

(1.Слова с орфограммами, которые можно объяснить – письмо (письма), голубь (голуби), открытка (правописание приставки от);

2. Слова с орфограммами, которые нужно запомнить: газета, адрес, бандероль).

- Ребята! Слово бандероль новое для вас.

Слайд 4

- Посмотрите как выглядит бандероль.

Слайд 5

Теперь хором прочитаем лексическое значение этого слова из толкового словаря Ожегова.

- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные мужского рода.

(Адрес, голубь).

- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные женского рода.

(Газета, бандероль, открытка).

- Ребята! Выберите из предложенных слов только имена существительные среднего рода. (Письмо).

- Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 1 склонения.

(Газета, открытка).

- Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 2 склонения.

(Письмо, адрес, голубь).

- Ребята! Назовите среди этих слов имена существительные 3 склонения.

(Бандероль).

Учитель: - Ребята, вы молодцы, смогли быстро вспомнить все признаки имен существительных. Ведь род, склонение, падеж помогут вам в определении безударного окончания имен существительных единственного числа.

- А теперь прочитайте эти слова еще раз и постарайтесь запомнить их написание, чтобы без ошибок и красиво записать их по памяти в рабочую тетрадь.

Дети самостоятельно записывают слова в тетрадь. (Слова на слайде 3 сначала закрыты, а затем для проверки открываются).

-А теперь сверьте слова, записанные в тетрадях со словами на слайде 3

- Ребята! Объясните, почему слово голубь можно отнести к теме: «Почта»?

Слайд 6

(В древности люди использовали почтовых голубей для передачи вестей.)

Это предложение запишите в свою тетрадь, выделяя изученные раннее орфограммы.

В древности люди использовали почтовых голубей для передачи вестей.

Охарактеризуйте это предложение. (Повествовательное, не восклицательное, простое, распространенное).

-Ребята! В каком слове вы затруднялись и не смогли точно объяснить орфограмму?

(В древности - безударное окончание имени существительного единственного числа в предложном падеже).

Почему возникла проблема? (Не знаем написание безударных окончаний имен существительных единственного числа, стоящих в предложном падеже).

Слайд 7.

Тема нашего урока: «Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже».

Назовите признаки имени существительного предложного падежа. (Отвечает на вопросы

о ком? о чем? и пишется с предлогами: о (об), в, на, при).

Один из почтовых голубей сегодня в наш класс доставил конверт, а в нем весточка, которая и поможет вам решить проблемную ситуацию, т.е. узнать, как же пишутся безударные окончания имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Слайд 8

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Хочешь, есть калачи, не лежи на печи.)

- Устно объясните смысл этих пословиц.

Задания: 1. Выбрать и записать в тетрадь имена существительные только предложного падежа (вместе с предлогами).

2. Поставить ударение в этих словах, выделить окончание и определить склонение.

- Объясните, как рассуждали при выполнении заданий.

(В труде (2 скл.), в беде (1 скл.), на печи (3 скл.)). Слайд 9

- Что заметили общего?

(Все эти имена существительные предложного падежа единственного числа имеют ударное окончание ).

- В чем отличие?

(Существительные 1 и 2 скл. имеют окончание - Е, а 3 скл. - И )

-Почему же у существительных единственного числа в предложном падеже разные окончания?

От чего это зависит? (От склонения существительного).

- Ребята! А теперь вспомните правило, которое мы изучали на предыдущем уроке. (Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания).

А теперь постарайтесь сами сформулировать правило, какие же безударные окончания надо писать в именах существительных 1, 2, 3 склонения в предложном падеже. (П.п. - 1скл. (Е), 2скл. (Е), 3 (И)). Слайд 10

Сверим наш вывод с правилом в учебнике стр.111 (Учебник «Русский язык 4 класс.

Автор Т.Г. Рамзаева)

- Ребята! Теперь вернемся к написанному раннее предложению и точно определим окончание  в слове в древности. ( П.п. , 3 скл.- И).

- Ребята! А кто же в наше время доставляет письма адресатам? (Почтальоны). Слайд 11

- Сейчас нам с вами тоже предстоит поработать почтальонами.  

Выполним физ. минутку, а потом разнесем письма по домам.

(Эту физминутку сочинила  мама ученицы нашего класса Ушакова Анна Владимировна)

В любую непогоду

Идет к нам почтальон.

Несет газеты, журналы,

Обходит свой район.

Ему без физкультуры

Никак не обойтись.

Попробуй по ступенькам  

Попрыгай вверх и вниз.

Свою работу любит он,

Хоть сумка тяжела.

Терпенью, трудолюбию

Учусь у него я.

- Ребята! Сейчас нам предстоит не только разнести письма в дома, но и поупражняться в написание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Слайд 12

 Перед вами три дома (Первый, второй, третий). У меня три письма. Вместо адресов на конвертах записаны крылатые выражения. Определив в крылатых выражениях у существительных предложного падежа верное написание безударных окончаний, вы легко узнаете не только порядковый номер дома, но и характер человека, который в этом доме живет.

Итак, первое письмо адресовано человеку, у которого «кошки скребут на сердце».

- О каком человеке образно можно так сказать?

Запишем в тетрадь словосочетание скребут на сердце и объясним орфограммы:

Сверим работу. Слайд 13

Скребут на сердце (П.п., 2скл. -Е)

2склонение указывает на второй дом.

Итак, второе письмо для человека, которому все «видно, как на ладони».

- О каком человеке образно можно так сказать?

Запишем в тетрадь словосочетание видно на ладони и объясним орфограммы.

Сверим работу. Слайд 14

видно на ладони (П.п., 3скл. -И).

3склонение указывает на третий дом.

Итак, третье письмо адресовано человеку, который « родился в рубашке».

- О каком человеке образно можно так сказать?

Запишем в тетрадь словосочетание и объясним орфограмму:

Сверим работу. Слайд 15

родился в рубашке (П.п., 1скл. -Е).

1склонение указывает на первый дом.

- Ребята! Вы легко справились с этим заданием и хорошо усвоили правило о правописании безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

  1. Ребята! Помните как важно точно и разборчиво писать адрес на конверте.

Слайд 16 Дом - музей П. И. Чайковского в Клину.

- Ребята! Кого вы видите на слайде? Что вы знаете об этом человеке?

Музеи П.И.Чайковского есть в разных городах.

А вам сейчас предстоит самостоятельно записать в тетрадь текст о Доме – музее Петра Ильича Чайковского в Клину, вставляя орфограммы. Затем найти в тексте существительные единственного числа, стоящие в предложном падеже и указать склонение, падеж существительного, выделить окончание.

Слайд 17

Музей П…тра Ильич… Чайковского расположен в М….сковской област….

Домик великого композитора ст….ит на самой окраин…. города Клин.

Сверим работу. Слайд 18

- В каникулы я приглашаю вас посетить Дом – музей П.И. Чайковского в Клину, чтобы пополнить свои знания об этом великом композиторе.

- Ребята! Наш урок подошел к концу. Назовите еще раз тему нашего урока.

Что же надо четко знать, чтобы не ошибаться в написании безударных окончаний имен существительных, стоящих в предложном падеже?

Какое новое правило вы сами смогли сегодня сформулировать на уроке по изучаемой теме?

(П.п. - 1скл. (Е), 2скл. (Е), 3 (И)). Слайд 10

Домашнее задание: 1.Выучить правило правописания безударных окончаний имен существительных единственного числа, стоящих в предложном падеже.

2.Составить 10 словосочетаний (глагол+ существительное предложного падежа единственного  числа с предлогом). Существительные выбрать из словарных слов. Указать склонение, выделить окончание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "

Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....

«Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.»

Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже....

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже".

 Отработка умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в предложном падеже.  Систематизировать знания о существенных признаках родительного, дательного,...

Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "

Конспект по русскому языку 4 класс по теме: "Правописание безударного окончания имени существительного в предложном падеже "...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."

Урок разработан в соответствии ФГОС. Содержит методы и приемы по формированию функциональной грамотности учащихся. Форма работы групповая....

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в ед. числе в Д.п."

Урок разработан в соотвествии с требованиями ФГОС. Содержит методы и приемы  формирования функциональной грамотности учащихся. Форма работы - групповая....