Урок по русскому языку. 4 класс. Окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения в Родительном падеже. УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Кузьменкина Светлана Геннадьевна

Конспект и презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема: Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в Родительном падеже.

  1. Ф.И.О. (полностью) Кузьменкина Светлана Геннадьевна
  2. Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Мытищи Московской области
  3. Должность: учитель начальных классов
  4. Предмет: русский язык
  5. Класс: 4
  6. Предметная программа и ее автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.4 класс (учебно-методический комплект «Школа России»).
  7. Цель урока: закреплять знание признаков родительного падежа имен существительных; формировать умение определять безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже.
  8. Планируемые результаты: П – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование;

К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

  1. Тип урока: комбинированный
  2. Модель организации УПД младших школьников: автоматизированное место учителя, фронтальная работа
  3. Необходимое оборудование: Производственный компьютер, интерактивная доска, учебный диск.
  4. Структура и ход урока.

СТРУКТУРА (конспект)  И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность

ученика

Название используемых ЭОР

Время

 мин.)

1.

Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка готовности к уроку

2 мин.

2.

Актуализация знаний

На доске слова:

Рож…,глуш…,врач…,цеп…,вещ…,матч…,

сет…,мякиш…,сыч…,част…

Прочитайте данные слова. Что в них общего?

-Что такое имя существительное?

-На какие группы можно разделить слова?

-Что такое склонение?

Игра «Верите ли вы?» (учащиеся отвечают «да» или «нет» на вопросы:

1.В русском языке шесть падежей?

2.Начальная форма существительного- это слово в единственном числе и винительном падеже?

3.В русском языке три типа склонения?

4.К 1-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием?

5.Ко 2-му склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –о, -е, -я?

6.Существительные женского рода с мягким знаком на конце относятся к 3-му склонению?

- О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети записывают число и «Классная работа» в тетрадях.

Записывают сочетания букв.

+Это имена существительные.

+Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет.

+Одушевленные и неодушевленные. Женского и мужского рода. 1- го, 2-го и 3-го склонения.

+Это изменение существительного по падежам.

+Да.

+Нет

+Да

+Нет

+Да

+Да

+ Об имени существительном.

Тетради учащихся

 5 мин

3.

Минутка чистописания

-Посмотрите на слова, которые на доске.

Разделите эти слова на группы.

-Определите, какие слова можно назвать лишними?

-Почему?

-Составьте цепочку из букв, которое мы будем писать на чистописании. Для этого соедините первые буквы лишних слов.

-Определите закономерность и запишите цепочку букв до конца.

+ Слова с мягким знаком на конце и без него.

+Цепь, часть, сеть.

+В них отсутствует шипящий звук на конце.

+Цчс.

+В каждом сочетании букв мы будем менять 1-ю и 2-ю букву местами.

Цчс  чцс  цчс   чцс

Работа со словами.

Интерактивная доска, ПК

 3 мин

4.

Словарная работа

- К нам наконец пришла зима. Выпал снег. Давайте мы с вами поработаем с этим словом на уроке. ЗИМА.

– Подберите однокоренные слова к слову зима.

– Какие слова называются однокоренными?

– Какой частью речи являются эти слова?

Разберите одно слово по составу.

У снеговика очень много слов, связанных с зимой.

К какой части речи они относятся?

Ин … й,  сев ... р,  к … ток,  м ... роз,  св ... ркает,  к … ньки.

– Какое слово лишнее? Почему?

– Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить.

А теперь обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте написанные слова, сверяясь с правильными ответами на экране.

-Составьте предложение о зиме.

Запишем его в тетрадь.

Снежная зима принесла много радости детям.

- Сделайте разбор предложения. Начертите схему.

+ зима, зимний, зимовать, зимовье, зимушка

+ у этих слов одно общее значение и один корень

ЗИМУШКА

ИнЕй,  севЕр,  кАток,  мОроз,  свЕркает,  кОньки.

Снежная зима принесла много

радости детям. (повеств., невоскл., прост., распр.)

интерактивная доска, ПК

8 мин

5.

Работа по теме урока.

На доске таблички с надписями:

  1. Кого? Чего? Где? Куда? Откуда?
  2. От,до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме.
  3. Роль в предложении- второстепенный член.
  4. Указывает на отсутствие лица или предмета; указывает на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место совершения действия.
  5. 1-е склонение: -и, -ы

2-е склонение: -а, -я

3-е склонение: -и

- На какой падеж указывают сведения на табличках?

- На какой табличке записаны сведения, которые нами еще недостаточно хорошо изучены и требуют исследования?

- В чем состоит трудность при определении падежных окончаний существительных?

- Сформулируйте задачи урока.

Дети изучают таблички на доске.

- на Р.п.

- На последней карточке, где представлены окончания склонений в Р.п.

- Падежные окончания бывают ударные и безударные.

- Сегодня мы познакомимся с правилами правописания окончаний существительных 1,2,3 склонения в Р.п.

интерактивная доска, ПК

6 мин

6.

Физкультминутка

Учитель выполняет ряд упражнений.

Дети повторяют движения за учителем.

2 мин

7.

Работа по теме урока. Работа по учебнику.

Открываем учебники. На стр.107, прочитайте задание  к 191 упражнению.

Учитель показывает таблицу на доске (экране).

Рассмотрим внимательно таблицу. Ответьте на вопросы.

-У имен сущ. какого склонения может быть окончание –и?

- Как проверить написание безударного окончания имени сущ.в Р.п.?

- Объясните, одинаковы или различны будут пропущенные окончания имен сущ.в данном предложении:

Мы получили письмо из Казан… от дяд… Игор…

Упр.193, стр.108

Прочитайте. Из какого произведения эти строки?

Комментированное письмо.

Разбор № 3 – У Коли.

- Перечислите слова-названия профессий.

Работа со словарным словом ИНЖЕНЕР. Запись слова в словарик. Это слово пришло к нам из французского языка. Первоначальное значение этого слова – остроумный, одаренный.

Дети устно выполняют задание.

+ У сущ.1 и 3 склонения.

+ Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени сущ. того же типа склонения.

Мы получили письмо из Казани от дяди Игоря.

- Из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?».

- У Коли – сущ. (у кого?), н.ф. – Коля, собств., одуш., м.р., 1 скл., в Р.п., в ед.ч., вт.ч.

- милиционер, инженер, повар.

Учебник

Интерактивная доска, презентация

10 мин

8.

Рефлексия

Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания.

Пришел из (библиотека), письмо от (дедушка), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у (инженера).

Дети получают карточки и выполняют задания в тетради, комментируя написание.

Пришел из библиотеки, письмо от дедушки, житель Сибири, ветер с пустыни, покупка мебели, спросил у инженера.

интерактивная доска, ПК, презентация

5 мин

9.

Подведение итогов урока.

- Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имен сущ. в Р.п.?

- У каких сущ. окончания в Р.п. одинаковые?

Дети делают вывод.

2 мин

10.

Домашнее задание.

Упр.200, стр.110.

Дети записывают задание в дневнике.

2 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рож …, глуш …, врач…, цеп…, вещ…, матч…, сет…, мякиш…, сыч…, част …

Слайд 2

Рож ь , глуш ь , врач, цеп ь , вещ ь , матч, сет ь , мякиш, сыч, част ь .

Слайд 3

Ин…й , сев...р , к…ток , м...роз , св... ркает , к… ньки .

Слайд 4

Ин Е й , сев Е р , к А ток , м О роз , св Е ркает , к О ньки .

Слайд 6

Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания . Пришел из (библиотека), письмо от (дедушка), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у ( инженер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"...

Открытый урок по русскому языку«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»

Цель  урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении ...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...

Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен существительных в предложном падеже"

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в предложном падежеЗадачи урока Дидактические:1) Познакомить...


 

Комментарии

Спасибо за интересный и полезный урок.