Урок по русскому языку. 4 класс. Окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения в Родительном падеже. УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект и презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 61.5 КБ |
Презентация к уроку | 121.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема: Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения в Родительном падеже.
- Ф.И.О. (полностью) Кузьменкина Светлана Геннадьевна
- Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Мытищи Московской области
- Должность: учитель начальных классов
- Предмет: русский язык
- Класс: 4
- Предметная программа и ее автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.4 класс (учебно-методический комплект «Школа России»).
- Цель урока: закреплять знание признаков родительного падежа имен существительных; формировать умение определять безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже.
- Планируемые результаты: П – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; выдвижение гипотез и их обоснование;
К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Л – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
- Тип урока: комбинированный
- Модель организации УПД младших школьников: автоматизированное место учителя, фронтальная работа
- Необходимое оборудование: Производственный компьютер, интерактивная доска, учебный диск.
- Структура и ход урока.
СТРУКТУРА (конспект) И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Название используемых ЭОР | Время (в мин.) |
1. | Организационный момент | Проверка готовности учащихся к уроку | Проверка готовности к уроку | 2 мин. | |
2. | Актуализация знаний | На доске слова: Рож…,глуш…,врач…,цеп…,вещ…,матч…, сет…,мякиш…,сыч…,част… Прочитайте данные слова. Что в них общего? -Что такое имя существительное? -На какие группы можно разделить слова? -Что такое склонение? Игра «Верите ли вы?» (учащиеся отвечают «да» или «нет» на вопросы: 1.В русском языке шесть падежей? 2.Начальная форма существительного- это слово в единственном числе и винительном падеже? 3.В русском языке три типа склонения? 4.К 1-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием? 5.Ко 2-му склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями –о, -е, -я? 6.Существительные женского рода с мягким знаком на конце относятся к 3-му склонению? - О какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? | Дети записывают число и «Классная работа» в тетрадях. Записывают сочетания букв. +Это имена существительные. +Имя существительное- это часть речи, которая отвечает на вопросы кто?, что? и обозначает предмет. +Одушевленные и неодушевленные. Женского и мужского рода. 1- го, 2-го и 3-го склонения. +Это изменение существительного по падежам. +Да. +Нет +Да +Нет +Да +Да + Об имени существительном. | Тетради учащихся | 5 мин |
3. | Минутка чистописания | -Посмотрите на слова, которые на доске. Разделите эти слова на группы. -Определите, какие слова можно назвать лишними? -Почему? -Составьте цепочку из букв, которое мы будем писать на чистописании. Для этого соедините первые буквы лишних слов. -Определите закономерность и запишите цепочку букв до конца. | + Слова с мягким знаком на конце и без него. +Цепь, часть, сеть. +В них отсутствует шипящий звук на конце. +Цчс. +В каждом сочетании букв мы будем менять 1-ю и 2-ю букву местами. Цчс чцс цчс чцс | Работа со словами. Интерактивная доска, ПК | 3 мин |
4. | Словарная работа | - К нам наконец пришла зима. Выпал снег. Давайте мы с вами поработаем с этим словом на уроке. ЗИМА. – Подберите однокоренные слова к слову зима. – Какие слова называются однокоренными? – Какой частью речи являются эти слова? Разберите одно слово по составу. У снеговика очень много слов, связанных с зимой. К какой части речи они относятся? Ин … й, сев ... р, к … ток, м ... роз, св ... ркает, к … ньки. – Какое слово лишнее? Почему? – Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, которую надо запомнить. А теперь обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте написанные слова, сверяясь с правильными ответами на экране. -Составьте предложение о зиме. Запишем его в тетрадь. Снежная зима принесла много радости детям. - Сделайте разбор предложения. Начертите схему. | + зима, зимний, зимовать, зимовье, зимушка + у этих слов одно общее значение и один корень ЗИМУШКА ИнЕй, севЕр, кАток, мОроз, свЕркает, кОньки. Снежная зима принесла много радости детям. (повеств., невоскл., прост., распр.) | интерактивная доска, ПК | 8 мин |
5. | Работа по теме урока. | На доске таблички с надписями:
2-е склонение: -а, -я 3-е склонение: -и - На какой падеж указывают сведения на табличках? - На какой табличке записаны сведения, которые нами еще недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? - В чем состоит трудность при определении падежных окончаний существительных? - Сформулируйте задачи урока. | Дети изучают таблички на доске. - на Р.п. - На последней карточке, где представлены окончания склонений в Р.п. - Падежные окончания бывают ударные и безударные. - Сегодня мы познакомимся с правилами правописания окончаний существительных 1,2,3 склонения в Р.п. | интерактивная доска, ПК | 6 мин |
6. | Физкультминутка | Учитель выполняет ряд упражнений. | Дети повторяют движения за учителем. | 2 мин | |
7. | Работа по теме урока. Работа по учебнику. | Открываем учебники. На стр.107, прочитайте задание к 191 упражнению. Учитель показывает таблицу на доске (экране). Рассмотрим внимательно таблицу. Ответьте на вопросы. -У имен сущ. какого склонения может быть окончание –и? - Как проверить написание безударного окончания имени сущ.в Р.п.? - Объясните, одинаковы или различны будут пропущенные окончания имен сущ.в данном предложении: Мы получили письмо из Казан… от дяд… Игор… Упр.193, стр.108 Прочитайте. Из какого произведения эти строки? Комментированное письмо. Разбор № 3 – У Коли. - Перечислите слова-названия профессий. Работа со словарным словом ИНЖЕНЕР. Запись слова в словарик. Это слово пришло к нам из французского языка. Первоначальное значение этого слова – остроумный, одаренный. | Дети устно выполняют задание. + У сущ.1 и 3 склонения. + Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени сущ. того же типа склонения. Мы получили письмо из Казани от дяди Игоря. - Из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?». - У Коли – сущ. (у кого?), н.ф. – Коля, собств., одуш., м.р., 1 скл., в Р.п., в ед.ч., вт.ч. - милиционер, инженер, повар. | Учебник Интерактивная доска, презентация | 10 мин |
8. | Рефлексия | Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания. Пришел из (библиотека), письмо от (дедушка), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у (инженера). | Дети получают карточки и выполняют задания в тетради, комментируя написание. Пришел из библиотеки, письмо от дедушки, житель Сибири, ветер с пустыни, покупка мебели, спросил у инженера. | интерактивная доска, ПК, презентация | 5 мин |
9. | Подведение итогов урока. | - Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имен сущ. в Р.п.? - У каких сущ. окончания в Р.п. одинаковые? | Дети делают вывод. | 2 мин | |
10. | Домашнее задание. | Упр.200, стр.110. | Дети записывают задание в дневнике. | 2 мин |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рож ь , глуш ь , врач, цеп ь , вещ ь , матч, сет ь , мякиш, сыч, част ь .
Ин…й , сев...р , к…ток , м...роз , св... ркает , к… ньки .
Ин Е й , сев Е р , к А ток , м О роз , св Е ркает , к О ньки .
Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания . Пришел из (библиотека), письмо от (дедушка), житель (Сибирь), ветер с (пустыня), покупка (мебель), спросил у ( инженер).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по учебнику Поляковой "Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах»
Урок закрепления знаний....
Презентация и методическое руководство к уроку русского языка в 3 классе по теме "Правописание окончаний имен существительных 1-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах"
Урок полностью соответствует ФГОС НОО. Дети работают в группах, что создает на уроке атмосферу сотрудничества....
Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"...
Открытый урок по русскому языку«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»
Цель урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении ...
Технологическая карта по русскому языку "Правописание окончаний имен существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах"
Технологическая карта разработана в сответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...
Технологическая карта урока по русскому языку "Падежные окончания имен существительных в предложном падеже"
Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в предложном падежеЗадачи урока Дидактические:1) Познакомить...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо за интересный и
Спасибо за интересный и полезный урок.