Конспект урока по русскому языку "Безударные падежные окончания имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок составлен в соответствии с программой "Школа 21 века". Основная цель: развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Безударные падежные окончания имен существительных | 494.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку
в 3 классе.
Учитель: Илюшина О. Н.
Тема: Безударные падежные окончания имен существительных.
Цели:
- Развивать осознанное распознавание грамматических форм имен существительных;
- Воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного труда.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, интерактивная доска, учебник для 3 класса, презентация к уроку.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Учебник 3 класса «Русский язык», Иванов С.В.
Программа "Школа 21 века"
Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формирование предметных умений:
- Определять грамматические признаки имени существительного.
- Систематизировать признаки имени существительного как части речи.
- Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, определять падеж, склонение
- Ознакомить с существительными, которые могут быть словами – помощниками при определении падежных окончаний имен существительных в зависимости от склонения.
- Выработать алгоритм действия при написании безударных падежных окончаний имен существительных в зависимости от склонения.
- развивать внимание, связную речь.
Формирование УУД:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе.
Обучающиеся с высоким уровнем подготовки получат возможность:
- Из предметных компетенций – производить языковой анализ (начальный) слова как части речи; находить объяснение незнакомому слову с помощью толкового словаря; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
- Из регулятивных компетенций – вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
- Из познавательных компетенций – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.
- Из коммуникативных компетенций – с учетом цели достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру в группе или паре необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Ход урока.
- Организационный момент. ( 1 мин.)
- Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску. ( на доске записаны слова)
Пр_бежка, _кно, з_пас, м_л_дежь, ключ_ик, п_лет, ст_на, смел_сть, замоч_к, в_сло, н_ходка, медвеж_нок, ( на) ветк_, (у) березк_, (в) воздух_, (под) снег_.
- Что объединяет эти слова? (имена существительные)
- Что мы знаем об этой части речи? ( Схема – опора)
- По какому признаку мы можем распределить слова по группам?
( по родам, по склонениям).
Устно распределите по родам, склонениям.
М. Р.- запас, ключик, полет, замочек, медвежонок, воздух, снег.
Ж.Р.- пробежка, молодежь, стена, смелость, находка, ветка, березка.
С. Р. – окно, весло.
Склонения: 1скл.- стена, ветка, березка, пробежка;
2 скл.- ключик, замочек, медвежонок, весло, окно, снег, воздух, полет, запас;
3 скл. – молодежь, смелость.
- Совпадают или нет столбики? Почему? Как определяем склонение имен существительных?
- Как вы думаете, что пропущено в этих словах ( безударная гласная)
- Можно ли разбить на группы эти слова по правописанию местонахождения безударной гласной в словах?
( в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании)
- Задание по рядам: 1 ряд записывает слова с безударной гласной в приставке; 2 ряд – в корне; 3 ряд – в суффиксе.
( по одному человеку у доски) Проверка:
- Какие правила вспомнили?
- Постановка проблемы. Открытие нового.
- Все ли слова мы использовали? Почему? ( Безударное окончание имен существительных)
-Можем ли мы вставить окончания? Какая проблема возникла?
-Сформулируем ее. ( Правописание безударных падежных окончаний имен существительных)
-Когда изменяют окончания существительные? ( Когда склоняются или изменяются по числам)
- Что такое склонение имен существительных? (Изменение по падежам)
- Просклоняйте слова, выделите окончания, поставьте ударение: земля, конь, степь.
- Сравните окончания. Совпадают ли они? Почему? ( Существительные разного склонения.)
- Вызвало ли у вас затруднения написать окончания у этих слов? Почему? ( Окончания ударные).
- Могут ли эти слова быть помощниками при написании безударных окончаний имен существительных?
4. Выработка алгоритма.
- Попробуем составить алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных.
-Выполните задания на ноутбуках в парах.
( в луже, на лошади, о лимоне, для посадки, к тете)
- Проверьте свою работу.
- Построим алгоритм действия:
1. Исходное слово ставлю в начальную форму ( И. п., ед. ч.)
2.Определяю склонение. (1, 2, 3скл.)
3. Подбираю слово- помощник ( 1скл.- земля, 2 скл.- конь, окно;
- скл. – степь)
- Выбираю окончание.
- Работа по теме.
- Вернемся к словам, в которых мы не вставили окончания. Вставим пользуясь алгоритмом. ( у доски сильный ученик)
( на ветке, у березки, в воздухе, под снегом)
- Творческая работа.
- Составьте небольшой рассказ, используя данные слова в этих же грамматических формах.
7. Проверка творческой работы.
8. Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели?
9. Итог урока. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ
Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...
Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"
Конспект по русскому языку "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения", 4 класс, УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...
Конспект урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" 4 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Правильно писать окончания существительных в Д.п., осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных в Д.п.Планируемые резуль...
Технологическая карта урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" (УМК "Школа России", 4 класс 1 часть)
Цель урока: формирование представления у обучающихся о падежных окончаниях имен существительных в дательном падежеЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить с правилом написания око...