- Проверяю готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствую учащихся.
- Проверяю домашнее задание. Предлагаю слова, стоящие в форме множественного числа именительного падежа, изменить, поставив их в форму множественного числа родительного падежа;
На доске: сугробы, январи, сапоги, морозы, календари, феврали, носки, мандарины. - Предлагаю найти среди данных слов лишние и объяснить свой выбор.
- Провожу минутку чистописания.
- Напомните мне, какие окончания у имен существительных в форме множественного числа родительного падежа. Сегодня мы будем писать соединения гласных букв О и Е с согласной буквой В, увеличивая количество согласных букв. | - Проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют учителя, гостей.
- По одному выходят к доске, изменяют слова, стоящие в форме множественного числа именительного падежа, ставя их в форму множественного числа родительного падежа. Коллективная проверка выполнения задания с использованием сигнальных карточек.
- Называют «лишние» слова, обосновывая свой ответ: слова сапоги и носки лишние, т.к. не относятся к теме «Зима. Новый год.»
- Отвечают на вопрос учителя. Называют окончания имен существительных в форме множественного числа родительного падежа: -ов, -ев, -ей, нулевое окончание.
|
- Предлагаю вспомнить полученные знания об имени существительном.
Задаю вопросы, оценивая ответы детей (жетоны зеленого, желтого, красного цвета): - Какую часть речи мы называем именем существительным? - Как изменяются имена существительные? - Как называется изменение имен существительных по числам и падежам? - Какие имена существительные относятся к 1-му склонению? - Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению? - Какие имена существительные относятся к 3-му склонению? - Как определить падеж имени существительного? - Имена существительные в форме какого падежа всегда употребляются с предлогом? - Имена существительные в форме какого падежа всегда употребляются без предлога? - На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.? | - Отвечают на вопросы, актуализируя свои знания.
- Имя существительное-часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? - Имена существительные изменяются по числам и падежам. - Изменение имен существительных по числам и падежам называется склонением. - К 1-му склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я. - Ко 2-му склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. - К 3-му склонению относятся имена существительные ж.р. с нулевым окончанием, Ь на конце слова. - Имена существительные в форме П.п. всегда употребляются с предлогом. - Имена существительные в форме И.п. всегда употребляются без предлога. И.п.-кто? что Р.п.-кого? чего? Д.п.-кому? чему? Т.п.-кем? чем? П.п.-о ком? о чем? |
- Организую работу по постановке учебной задачи.
- Предлагаю посмотреть на предметные картинки (иллюстрации) и назвать слова, которые соответствуют тем или иным предметам и явлениям (на доске появляются слова с пропущенными буквами: СН_ГИРЬ, М_ТЕЛЬ, СН_ЖИНКА, К_Л_НДАРЬ, М_Р_З, С_НИЦА).
- Организую работу над словами с орфограммами. Задает вопросы:
- Какая орфограмма объединяет все эти слова? - А есть ли отличия между этими словами? - Как называются слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова? - Как проверить правильность написания таких слов? Где можно посмотреть, как пишутся такие слова? - Организую работу по теме урока.
- Измените данные слова, поставьте имена существительные в форму множественного числа Д.п., Т.п., П.п.. Запишите в три столбика, вставив пропущенные буквы, определите склонение, выделите окончания. - Организую проверку выполнения задания. Корректирую ответы детей.
На доске: Д.п. Т.п. П.п. снегирЯМ-2с. снегирЯМИ о снегирЯХ метелЯМ-3с. метелЯМИ о метелЯХ снежинкАМ-1с. снежинкАМИ о снежинкАХ календарЯМ-2с. календарЯМИ о календарЯХ морозАМ-2с. морозАМИ о морозАХ синицАМ-1с. синицАМИ о синицАХ
- Организую наблюдение над словами.
- Существительные какого склонения мы изменяли по падежам? - Какие окончания вы выделили у существительных в форме дательного падежа? - Какие окончания вы выделили у существительных в форме творительного падежа? - Какие окончания вы выделили у существительных в форме предложного падежа? - Что интересного вы заметили при склонении имен существительных? - Предлагаю сформулировать тему урока.
- Предлагаю сформулировать задачи, которые необходимо будет решить на уроке.
- Провожу динамическую паузу.
- Организую работу по теме урока (с новым материалом). Предлагаю задание на карточках для работы в парах.
- На карточках для работы в парах даны слова: вьюга, декабрь, ель, сугроб, мороз, лисица, метель. - Вспомните, что мы называем словосочетанием. - Вам необходимо составить три словосочетания с существительными, поставив их в форму множественного числа Д.п., Т.п., П.п. и записать в тетрадь: I-колонка выбирает существительные 1-го склонения; II-колонка выбирает существительные 2-го склонения; III-колонка выбирает существительные 3-го склонения. - Организую проверку выполнения задания.
- Предлагаю выполнить задание по составлению предложения.
- Скажите, чем словосочетание отличается от предложения? - Каждый из вас выберет одно словосочетание и составит с ним предложение, запишет в тетрадь. - Организую проверку выполнения задания.
- Организую работу с новым материалом. Работа с учебником, с.140, упр.№ 271
- Прочитайте задание. - Можем ли мы эти предложения назвать текстом? Почему? - О чем этот текст? - Какое название можно придумать к этому тексту? Как озаглавить? - Предлагаю выполнить письменное задание (комментированное письмо).
| - Называют слова, соотнося их с предметными картинками.
- Находят признак, по которому можно объединить все слова-орфограмма «Безударный гласный в корне слова».
- Объясняют, по какому признаку можно разделить на две группы: «Безударный гласный в корне слова, проверяемый/непроверяемый ударением».
- Выполняют задание, распределяя слова в три столбика, наблюдая за окончаниями имен существительных (1-го, 2-го, 3-го склонения) в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п..
- Проверяют выполненное задание (самооценка).
- На основе своих наблюдений самостоятельно делают вывод:
- Склоняли по падежам имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения. - Имена существительные в форме множественного числа дательного падежа имеют окончания -АМ, -ЯМ. - Имена существительные в форме множественного числа творительного падежа имеют окончания -АМИ, -ЯМИ. - Имена существительные в форме множественного числа предложного падежа имеют окончания -АХ, -ЯХ. - Окончания в Д.п. (Т.п., П.п.) в разных склонениях одинаковые.
- Самостоятельно формулируют тему урока:
«Окончания имен существительных в форме множественного числа дательного, творительного, предложного падежей». - Формулируют задачи урока:
- Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в форме Д.п., Т.п., П.п.. - Узнать, какие окончания пишутся у имен существительных в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п.. - Учиться правильно употреблять в письменной и устной речи существительные в форме множественного числа Д.п., Т.п., п.п.. - Выполняют задание на карточках, работая в парах, по составлению словосочетаний с существительными в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п.. Дают ответы на вопросы учителя.
- - Словосочетание-сочетание двух слов, где есть главное и зависимое слово.
- Выполняют задание, работая самостоятельно, по составлению предложения на основе составленных словосочетаний. Дают ответы на вопросы учителя.
- - Предложение-это группа слов, связанных друг с другом по смыслу. В предложении есть грамматическая основа.
- Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
- Списывают текст, вставляя пропущенные буквы.
|