Открытый урок по русскому языку 4 класс "Окончания имен существительных в форме множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кулешова Викторина Станиславовна

Урок по русскому языку в рамках программы "Школа России", 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока в 4 классе

Русский язык 25.01.2017

Учитель: Кулешова Викторина Станиславовна

Тема урока: «Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа дательного, творительного и предложного падежей».

Задачи:

  • развивать умение находить безударные окончания в именах существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;
  • учить образовывать формы разных падежей имен существительных множественного числа;
  • учить правильно употреблять имена существительные во множественном числе.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
  • адекватно оценивать свои действия;
  • осознавать значимость изучения русского языка.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • получать информацию на основе наблюдения и исследования;
  • делать выводы на основе анализа и сравнения;
  • проводить самооценку, участвовать во взаимооценке.

Предметные:

  • устанавливать наличие безударных окончаний в именах существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах;
  • обосновывать написание безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;
  • определять падеж имен существительных в форме множественного числа;
  • составлять словосочетания;
  • составлять предложения на основе словосочетания.

Оборудование:  учебник, карточки с заданием для работы в парах, предметные картинки (иллюстрации), таблица падежных окончаний множественного числа Д.п., т. п., П.п..

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Образовательная технология: технология проблемно-диалогического обучения



Предварительный просмотр:

Урок № 67

 

Тема: «Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа дательного, творительного и предложного падежей».

Тип: урок «открытия» нового знания

       Задачи:

  • развивать умение находить безударные окончания в именах существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;
  • учить образовывать формы разных падежей имен существительных множественного числа;
  • учить правильно употреблять имена существительные во множественном числе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • устанавливать наличие безударных окончаний в именах существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах;
  • обосновывать написание безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;
  • определять падеж имен существительных в форме множественного числа;
  • составлять словосочетания;
  • составлять предложение на основе словосочетания.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • получать информацию на основе наблюдения и исследования;
  • делать выводы на основе анализа и сравнения;
  • проводить самооценку, участвовать во взаимооценке.

Личностные:

  • объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
  • адекватно оценивать свои действия;
  • осознавать значимость изучения русского языка.

Межпредметные связи: чтение (осмысление и озаглавливание текста), окружающий мир (словарная работа по теме «Сезонные признаки-зима».

Ресурсы урока: учебник, I ч., с. 139--140; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

 Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Проверяю готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствую учащихся.
  • Проверяю домашнее задание. Предлагаю слова, стоящие в форме множественного числа именительного падежа, изменить, поставив их в форму множественного числа родительного падежа;  

На доске: сугробы, январи, сапоги, морозы, календари, феврали, носки, мандарины.

  • Предлагаю найти среди данных слов лишние и объяснить свой выбор.
  • Провожу минутку чистописания.

- Напомните мне, какие окончания у имен существительных в форме множественного числа родительного падежа. Сегодня мы будем писать соединения гласных букв О и Е с согласной буквой В, увеличивая количество согласных букв.                                                     

  • Проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют учителя, гостей.
  • По одному выходят к доске, изменяют слова, стоящие в форме множественного числа именительного падежа, ставя их в форму множественного числа родительного падежа. Коллективная проверка выполнения задания с использованием сигнальных карточек.

  • Называют «лишние» слова, обосновывая свой ответ: слова сапоги и носки лишние, т.к. не относятся к теме «Зима. Новый год.»

  • Отвечают на вопрос учителя. Называют окончания имен существительных в форме множественного числа родительного падежа: -ов, -ев, -ей, нулевое окончание.

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагаю вспомнить полученные знания об имени существительном.

Задаю вопросы, оценивая ответы детей (жетоны зеленого, желтого, красного цвета):

- Какую часть речи мы называем именем существительным?

- Как изменяются имена существительные?

- Как называется изменение имен существительных по числам и падежам?

- Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

- Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?

- Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

- Как определить падеж имени существительного?

- Имена существительные в форме какого падежа всегда употребляются с предлогом?

- Имена существительные в форме какого падежа всегда употребляются без предлога?

- На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.?

  • Отвечают на вопросы, актуализируя свои знания.

- Имя существительное-часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?

- Имена существительные изменяются по числам и падежам.

- Изменение имен существительных по числам и падежам называется склонением.

- К 1-му склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я.

- Ко 2-му склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е.

- К 3-му склонению относятся имена существительные ж.р. с нулевым окончанием, Ь на конце слова.

- Имена существительные в форме П.п. всегда употребляются с предлогом.

- Имена существительные в форме И.п. всегда употребляются без предлога.

И.п.-кто? что

Р.п.-кого? чего?

Д.п.-кому? чему?

Т.п.-кем? чем?

П.п.-о ком? о чем?

Организация познавательной деятельности

  • Организую работу по постановке учебной задачи.
  • Предлагаю посмотреть на предметные картинки (иллюстрации) и назвать слова, которые соответствуют тем или иным предметам и явлениям (на доске появляются слова с пропущенными буквами: СН_ГИРЬ, М_ТЕЛЬ, СН_ЖИНКА, К_Л_НДАРЬ, М_Р_З, С_НИЦА).
  • Организую работу над словами с орфограммами. Задает вопросы:

- Какая орфограмма объединяет все эти слова?

- А есть ли отличия между этими словами?

- Как называются слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова?

- Как проверить правильность написания таких слов? Где можно посмотреть, как пишутся такие слова?

  • Организую работу по теме урока.

- Измените данные слова, поставьте имена существительные в форму множественного числа Д.п., Т.п., П.п.. Запишите в три столбика, вставив пропущенные буквы, определите склонение, выделите окончания.

  • Организую проверку выполнения задания. Корректирую ответы детей.

На доске:

Д.п.                                 Т.п.                                         П.п.

снегирЯМ-2с.                снегирЯМИ                         о снегирЯХ

метелЯМ-3с.                  метелЯМИ                          о метелЯХ

снежинкАМ-1с.             снежинкАМИ                     о снежинкАХ

календарЯМ-2с.            календарЯМИ                     о календарЯХ

морозАМ-2с.                 морозАМИ                          о морозАХ

            синицАМ-1с.                 синицАМИ                          о синицАХ

  • Организую наблюдение над словами.

- Существительные какого склонения мы изменяли по падежам?

- Какие окончания вы выделили у существительных в форме дательного падежа?

- Какие окончания вы выделили у существительных в форме творительного падежа?

- Какие окончания вы выделили у существительных в форме предложного падежа?

- Что интересного вы заметили при склонении имен существительных?

  • Предлагаю сформулировать тему урока.

  • Предлагаю сформулировать задачи, которые необходимо будет решить на уроке.
  • Провожу динамическую паузу.

  • Организую работу по теме урока (с новым материалом). Предлагаю задание на карточках для работы в парах.

- На карточках для работы в парах даны слова: вьюга, декабрь, ель, сугроб, мороз, лисица, метель.

- Вспомните, что мы называем словосочетанием.

- Вам необходимо составить три словосочетания с существительными, поставив их в форму множественного числа Д.п., Т.п., П.п. и записать в тетрадь:

 I-колонка выбирает существительные 1-го склонения;

II-колонка выбирает существительные 2-го склонения;

III-колонка выбирает существительные 3-го склонения.

  • Организую проверку выполнения задания.
  • Предлагаю выполнить задание по составлению предложения.

- Скажите, чем словосочетание отличается от предложения?

- Каждый из вас выберет одно словосочетание и составит с ним предложение, запишет в тетрадь.

  • Организую проверку выполнения задания.
  • Организую работу с новым материалом. Работа с учебником, с.140, упр.№ 271

- Прочитайте задание.

- Можем ли мы эти предложения назвать текстом? Почему?

- О чем этот текст?

- Какое название можно придумать к этому тексту? Как озаглавить?

  • Предлагаю выполнить письменное задание (комментированное письмо).

  • Называют слова, соотнося их с предметными картинками.

  • Находят признак, по которому можно объединить все слова-орфограмма «Безударный гласный в корне слова».
  • Объясняют, по какому признаку можно разделить на две группы: «Безударный гласный в корне слова, проверяемый/непроверяемый ударением».

  • Выполняют задание, распределяя слова в три столбика, наблюдая за окончаниями имен существительных (1-го, 2-го, 3-го склонения)  в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п..

  • Проверяют выполненное задание (самооценка).

  • На основе своих наблюдений самостоятельно делают вывод:

- Склоняли по падежам имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения.

- Имена существительные в форме множественного числа дательного падежа имеют окончания -АМ, -ЯМ.

- Имена существительные в форме множественного числа творительного падежа имеют окончания -АМИ, -ЯМИ.

- Имена существительные в форме множественного числа предложного падежа имеют окончания -АХ, -ЯХ.

  • Окончания в Д.п. (Т.п., П.п.) в разных склонениях одинаковые.

  • Самостоятельно формулируют тему урока:

«Окончания имен существительных в форме множественного числа дательного, творительного, предложного падежей».

  • Формулируют задачи урока:

- Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в форме Д.п., Т.п., П.п..

- Узнать, какие окончания пишутся у имен существительных в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п..

- Учиться правильно употреблять в письменной и устной речи существительные в форме множественного числа Д.п., Т.п., п.п..

  • Выполняют задание на карточках, работая в парах, по составлению словосочетаний с существительными в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п.. Дают ответы на вопросы учителя.
  • - Словосочетание-сочетание двух слов, где есть главное и зависимое слово.

  • Выполняют задание, работая самостоятельно, по составлению предложения на основе составленных словосочетаний. Дают ответы на вопросы учителя.
  • - Предложение-это группа слов, связанных друг с другом по смыслу. В предложении есть грамматическая основа.

  • Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

  • Списывают текст, вставляя пропущенные буквы.

Подведение итогов

  • Организация подведения итогов. Предлагаю вспомнить поставленные задачи и выполнение каких заданий помогло их решить на уроке. Предлагаю оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
  • Проводит беседу по вопросам:

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились сегодня на уроке?

- Какие окончания имеют имена существительные в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п.?

  • Анализируют свою работу на уроке с помощью таблицы самооанализа.
  • Анализируют содержание урока и уточняют сведения о написании окончаний имен существительных в форме множественного числа Д.п, Т.п., П.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"

- закреплять знания об однородных членах предложения;          - развивать орфографическую зор...

конспект урока по русскому языку Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа.

Склонение имен существительных. Правописание родительного, дательного, предложного падежа....

Открытый урок по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 4 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку, "Окончания имен существительных в дательном падеже", УМК "Школа России", 4 класс

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о правильном написании окончаний имен существительных в дательном падеже.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилом написания...