Дидактический материал по русскому языку по теме: «Склонение имен существительных единственного числа»
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Давыденко Людмила Александровна

Пояснительная записка

        В работе представлен дидактический материал, который можно использовать на уроках русского языка при прохождении темы: «Склонение имен существительных единственного числа» на разных этапах урока:

                             - систематизация  ранее полученных знаний;

                              - открытие новых знаний;

                              - закрепление;

                              - контроль и  учет.

              На этапах «систематизация ранее полученных знаний» и «открытие новых знаний» детям предлагаются следующие задания:

                              - дополнить  кластеры;

                              - заполнить таблицы.

       Эти задания можно применять на уроках, проводимых в технологии «развитие критического мышления учащихся».

        На этапе «закрепление знаний» детям предлагаются карточки разного уровня сложности:

                              А- репродуктивный;

                              В- конструктивный;

                              С- творческий.

Ученик выполняет сначала задания уровня А. После выполнения этих заданий приступает к выполнению задания уровня В. Выполнив его, приступает к заданию уровня С.

       Данные карточки используются при проведении уроков в технологии «Уровневая дифференциация». 

        Предложенный дидактический материал можно использовать также при коллективных способах обучения. Сначала все задания ученик  выполняет самостоятельно, а затем проводится обсуждение в паре, в четверке. В конце правильность выполнения заданий проверяется всем классом.

     На этапе «контроль и учет знаний» учащимся предлагаются тесты и контрольные работы, в которые входят задания разного уровня,  позволяющие определить качество знаний,  полученных учащимися на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_po_russkomu_yazyku.doc389.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

по русскому языку

по теме:

«Склонение имен существительных

единственного числа»

для учащихся 4 класса

                               

Пояснительная записка

        В работе представлен дидактический материал, который можно использовать на уроках русского языка при прохождении темы: «Склонение имен существительных единственного числа» на разных этапах урока:

                              - систематизация  ранее полученных знаний;

                              - открытие новых знаний;

                              - закрепление;

                              - контроль и  учет.

       

        На этапах «систематизация ранее полученных знаний» и «открытие новых знаний» детям предлагаются следующие задания:

                              - дополнить  кластеры;

                              - заполнить таблицы.

       Эти задания можно применять на уроках, проводимых в технологии «развитие критического мышления учащихся».

       

       На этапе «закрепление знаний» детям предлагаются карточки разного уровня сложности:

                              А- репродуктивный;

                              В- конструктивный;

                              С- творческий.

Ученик выполняет сначала задания уровня А. После выполнения этих заданий приступает к выполнению задания уровня В. Выполнив его, приступает к заданию уровня С.

       Данные карточки используются при проведении уроков в технологии «Уровневая дифференциация».  

     

       Предложенный дидактический материал можно использовать также при коллективных способах обучения. Сначала все задания ученик  выполняет самостоятельно, а затем проводится обсуждение в паре, в четверке. В конце правильность выполнения заданий проверяется всем классом.

       

       На этапе «контроль и учет знаний» учащимся предлагаются тесты и контрольные работы, в которые входят задания разного уровня,  позволяющие определить качество знаний,  полученных учащимися на уроке.

       

Упражнения в склонении имен существительных и распознавании падежей.

                                                (Повторение пройденного в 3 классе).

    А.  Впиши в таблицу названия падежей и вопросы к ним:

     Таблица 1.

Падежи

     Вопросы

 Ответ: И. кто? что?

             Р. кого? чего?

       Д. кому? чему?

             В. кого? что?

             Т. кем? чем?

             П. о ком? о чем?

В. Пользуясь памяткой на 67 странице  учебника, определи падеж имен существительных.

   

    На землю выпал белый, чистый снег. Заблестели ровные луга. Деревья украсились кружевными хлопьями. Старые пни помолодели, надев на головы снежные шапки. Люди развеселились. Мальчики играли в снежки, катались на лыжах.

С.1. Прочитай. Из данных слов составь предложения. Запиши их.

 

   За, роща, дача, тянулась.

  Дети, в, ходили, цветы, за.

    2. Определи падеж имен существительных.

     

Контрольный тест

  1. Впиши названия падежей там, где они пропущены. Допиши вопросы.

Именительный

      _____________

      Дательный

      Винительный

      _____________

      Предложный

  1. Подчеркни правильный ответ.

В предложении 

По полям и по долинам дождик хлынул проливной.

 существительные полям и долинам стоят в

  а) В.п.    б)  Д.п.    г) П.п.

 3.  Придумай предложение, употребив  слово поляна  в родительном падеже.

Несклоняемые имена существительные

Открытие новых знаний

Работа в группе

 Заполните кластер.   Ответ.

Закрепление

 А. Подчеркните несклоняемые существительные.

     День, пальто, луч, шоссе, зима, метро, работа, радио, окно, кино, богатство.

 В. Напишите словосочетания, изменяя, где надо, окончания имен существительных.

    Доехал на (трамвай, метро), остановился у (дорога, шоссе), повесил (шапка, пальто), вышел из (кино, цирк), сообщил по (телевизор, радио).

     Подчеркни имена существительные, которые не склоняются.

 С.  Составь предложение с одним из несклоняемых существительных.

Именительный падеж имен существительных

                                                     Открытие новых знаний.

Самостоятельно.

 1.  Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Ставь, где нужно запятые. Подчеркни главные члены. Определи падеж у существительных, которые являются подлежащими.

 

     Авт.м.бильный завод выпускает авт.м.били грузовики л.гковые машины. Авт.м.били нужны всюду. Автобус в.зет людей на работу. Крытый грузовик развозит товары по м.г.зинам. Мчится авт.м.биль «скорая помощь». Это врач сп.шит к б.льному.

   

Работа в паре.

    2. Обсуди с товарищем по парте выполненное задание. Ответьте на вопрос: «Каким  членом предложения является существительное в именительном падеже?»  

Закрепление.

  А. Подчеркни верное утверждение.

     

       Чтобы определить в предложении существительное в именительном падеже, надо:

        а)  найти слово, которое отвечает на вопрос кто? или что?

        б)  найти подлежащее

        в)  найти однородные члены предложения

 В. 1.Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены.

       

        Н.ступила з.л.тая осень. По опушкам л.сов растут п.досиновики, сколь.кие грузди и душ.стые рыж.ки. В м.ховых б.лотах  по кочкам рассыпана румяная клюква.

      2.Укажи, в каком падеже стоят имена существительные, которые в предложении являются подлежащими.

   

 С. Составь и напиши предложения на тему  «Осень в лесу», употребив в них существительные осина, рябина, береза в именительном падеже.

Контрольный срез

 1. Выбери правильные утверждения.

     Существительное в именительном падеже:

     а) употребляется без предлогов

     б) в предложении является второстепенным членом

     в) отвечает на вопрос кто? или что?

     г) в предложении является главным членом

     д) в предложении является подлежащим

     е) всегда употребляется с предлогами

 2. Подчеркни в предложении существительное, которое стоит в именительном падеже.

   

    Мастер вырезал из досок красивые коньки, сделал на них красивые узоры.

3. Составь предложение со словом школа, употребив его в именительном падеже.

                                         

                                       

Родительный падеж имен существительных

 

Открытие новых знаний

Самостоятельно.

1. Прочитай предложения. Подчеркни существительные в родительном падеже.

     

1.От дуба до березы тянулись длинные тени. 2.Возле чашки лежала ложка. 3. Белка прыгала с ветки на ветку. 4. У елки хвоя жесткая и колючая. Она растет вокруг всей ветки.

         

          С какими предлогами употребляется существительное в родительном падеже?

          На какие вопросы отвечает?

 

В четверке.

       2.  Обсуди с товарищами выполненное задание.

        Используя сведения о родительном падеже на стр.63 учебника,  сообща дополните таблицу 1 новыми знаниями.

        Ответ:

Падеж

Вопросы

Предлоги

 И.

Кто? что?

       ----------------------

 Р.

Кого? чего?

Откуда? Где?

Без, у, от, до, из, с, около, возле, подле, после, кроме, для, вокруг

 Д.

Кому? чему?

 

  В.

Кого? что?

  Т.

Кем? чем?

 П.

О ком? о чем?

Закрепление

А. 1. Найди по предлогу существительные в родительном падеже, подчеркни их.

     2. Проверь, поставив вопрос к существительному.

 

                      Облетели листья с клена,

                      Клен от холода дрожит.

                      На дорожке у балкона

                      Золотой ковер лежит.

В. Запишите словосочетания, употребив существительные, данные в скобках в родительном падеже с подходящими по смыслу предлогами.

     Пришел (улица), вышел (беседка), гулял (дом), слез (крыша), стоит (стена), дошел (магазин), отдыхал (река), сошел (лестница), сделал (мама), спустился (гора).

С. Составь и запиши предложение со словом автобус,  употребив его в родительном падеже.

Контрольный срез

 1. Соедини стрелками вопросы родительного падежа с его названием.

  Кто? что?

  Кем? чем?

  Кого? что?                                                Р.п.

  Кого? чего?

  О ком? о чем?

  Откуда? Где?

 

  2. Подчеркни предлоги родительного падежа.

 

   В, на, у, до, про, от, из, к, около, для.

  3. Подчеркни словосочетания, в которых существительное стоит в родительном падеже.

   Шишка белки, шел в гору, добежал до реки, сад при школе, пришел из школы, брел по берегу, стоял у берега.

  4. Поставь данные существительные в родительном падеже.

   Аллея ________,  река ______, гора ______, медведь ______, рожь ______ .

Дательный падеж имен существительных

Знакомство с новым

Работа в группе

 

1. Найдите существительное в дательном падеже.

     1. По реке плыл огромный теплоход. 2. К причалу подошло парусное судно.

 

 2. На какие вопросы отвечают существительные дательного падежа?

      С какими предлогами употребляется?

 3. Дополните таблицу 1 новыми сведения о существительных дательного падежа.

 Ответ:

Падеж

Вопросы

Предлоги

 И.

Кто? что?

       ----------------------

 Р.

Кого? чего?

Откуда? Где?

Без, у, от, до, из, с, около, возле, подле, после, кроме, для, вокруг

 Д.

Кому? чему?

Куда? где?

  К, по

  В.

Кого? что?

Куда?

О, об, в, во, на, за, про, под, подо, сквозь, через

  Т.

Кем? чем?

Где?

За, над, перед, между, под, с

 П.

О ком? о чем?

Закрепление

  А.  Прочитай. Подчеркни в предложениях существительные, которые стоят в    дательном падеже.

     1. Приходила к Мухе бабушка - Пчела. 2. Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. 3. И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!» 4. Муха по полю пошла. 5. Я хочу напиться чаю. К самовару подбегаю.

 В.   Спишите текст. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже.

   

    Мы бежим к (река). Около (река) много колокольчиков. По (река) плыла яхта.

 В (река) отражается радуга.

 

  С. 1. К данным глаголам и предлогам подбери подходящие по смыслу существительные. Запиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.

  подъехал                          ехать                                   отдыхать

  пойти                 к             ходили           по                 сидеть                      у

  побежал                            плыть                                 остановиться

  1. С любым из словосочетаний, в котором существительное стоит в дательном падеже,  составь предложение и запиши его.

Контрольный срез

  1. Найди вопросы дательного падежа. Соедини их с названием падежа.

Кто? Что?

Кем? Чем?

Кого? Чего?

Кому? Чему?                                      Д.п.

Откуда? Где?

О ком? О чем?

Кого? Что?

  1. Запиши  предлоги дательного падежа.

 ____________________________________________________________

3. Подчеркни словосочетания, в которых имя существительное стоит в дательном падеже.

 

   Ехать по степи, тьма ночи, петь песни, письмо к дочери, подарил сыну, писать о Родине, достать из печи.

Винительный падеж имен существительных

Открытие новых знаний

Работа в группе

  1. Прочитай. В каждом предложении подчеркни главные члены. Укажи падеж имен существительных, которые в предложениях являются подлежащими.

 

    На завод на экскурсию приходят школьники. Рабочие показывают им огромные ножницы. Ножницы режут железо, как бумагу. Ребята видят удивительный молот. Молот кует железо.

 2. Определи падеж выделенных существительных.

  3.Используя сведения о винительном падеже на 72 странице учебника, заполните таблицу:

     И.п.

       В.п.

 вопросы

 предлоги

 Член предложения

4.Подготовьтесь ответить на вопрос:

   - Как в предложении отличить существительное винительного падежа от существительного в именительном падеже?

 

Закрепление

 А. Соедини признаки существительного в винительном падеже с названием падежа.

  Главный член предложения

  Употребляется с предлогами                                          В.п.

  Второстепенный член предложения

  Употребляется без предлогов

 

 В.1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

  1.Кремль ст.ит на Красной площ.ди. Туристы осматривают Кремль. Охотник увидел лису. Лиса б.жала по полю.

 

    2. Найди в предложении повторяющиеся существительные.  Определи падеж.

  С.  Составь и запиши два предложения со словом ПОРТРЕТ так, чтобы в первом предложении существительное  стояло в именительном падеже, а во втором – в винительном.

Контрольный тест

  1. Соедини вопросы дательного падежа с его названием.

  Кого? Чего?

  Кого? Что?

  Кому? Чему?

  Куда?                                                В.п.

  Откуда? Где?

  Кто? Что?

  Куда? Где?

  1. Найди предлоги винительного падежа.  

 

  а) к, по

  б) в, во, на, за,  про, под, подо, сквозь, через

  в) без, у, от, до, из,  с.

  1. Укажи падеж существительных в словосочетаниях.

 

  Вижу Москву (____ п.), сижу около двери (  ____ п.), пошел в поле ( ____ п.),

Перешел через поле (   ____ п.), встретились на вокзале ( ____ п.).

  1. Составь предложение со словом РЕКА, употребив его в дательном падеже.

Творительный падеж имен существительных

Открытие новых знаний

                                                     Самостоятельно.

  1. Подчеркни в предложениях существительные в творительном падеже.

    1. В лесу сладко пахло клубникой, горько – земляникой, березой. 2. За рекой тянулись новые поля. 3. Катя с подругой ходила по саду. 4. Три девицы под оком пряли поздно вечерком.

Работа в четверке.

  1. Обсуди свое решение с товарищами.
  2. Вместе ответьте на вопросы:

      - На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже?

- С какими предлогами употребляются?

- Каким членом являются в предложении?

   3. Заполните таблицу 1 новой информацией о существительных в творительном падеже. Используйте дополнительные сведения на 74 странице учебника.

Ответ:

Падеж

Вопросы

Предлоги

 И.

Кто? что?

       ----------------------

 Р.

Кого? чего?

Откуда? Где?

Без, у, от, до, из, с, около, возле, подле, после, кроме, для, вокруг

 Д.

Кому? чему?

Куда? где?

  К, по

  В.

Кого? что?

Куда?

О, об, в, во, на, за, про, под, подо, сквозь, через

  Т.

Кем? чем?

Где?

За, над, перед, между, под, с

 П.

О ком? о чем?

Закрепление

 А.  Подчеркни в предложении существительные в творительном падеже.

       У каждого дела запах особый. В булочной пахнет тестом и сдобой. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. Рыхлой землею, полем и лугом пахнет крестьянин идущий за плугом. Рыбой и морем пахнет рыбак. Только бездельник не пахнет никак.

                                                                                                          ( По Д. Радари)

 В.  Спиши. Ставь данные в скобках имена существительные в творительном падеже.

       Высоко над (скала), над (река) носились ласточки. Хорошо (весна) птица иволга поет. В лесу пахнет (смола) и березовой (кора). Март -  с (вода), апрель -  с (трава).

 С.  Дополни рифму существительными в творительном падеже.

      Пилят досочку ……….. (пилой).

      Косят травушку………..(косой).

      Пишут буковки ………..(пером).

      Режут хлебушек ……….(ножом).

Контрольный тест

  1. Найди вопросы творительного падежа. Соедини их с названием падежа.

Где?

Кого? Чего?

О ком? О чем?                                 Т.п.

Кем? Чем?

Кто? Что?

Откуда? Где?

  1. Подчеркни предлоги винительного падежа.

А) в, во, на, за, про, под, подо, сквозь, через

Б) к, по

В) за, над, перед, между, под, с

   

  1. Укажи падеж имен существительных.

     Пишут ручкой (  ___п.), вошел в дом (___ п.), пролетел над полем ( ___п.),

   растет среди дорожки (____п.).

   

  1. Поставь существительные в творительном падеже.

Лиса ____________, ружье ____________, площадь _______.

Составь предложение с одним из этих слов.

Предложный падеж имен существительных

Открытие новых знаний

Работа в четверке

   1. Выпишите из текста словосочетание глагол + существительное в предложном падеже.                                                                                                                                                

  1. На столе в порядке лежали книжки и тетрадки. 2. При быстрой ходьбе и беге, при подъеме по лестнице сердце сильно бьется.

   2.Ответьте на вопросы:

- На какие вопросы отвечают существительные предложного падежа?

- С какими предлогами употребляются?

- Подумайте, почему предложный падеж так назван?

    3. Используя свои выводы и сведения о существительных предложного падежа, дополните таблицу.

Ответ:

Падеж

Вопросы

Предлоги

 И.

Кто? что?

       ----------------------

 Р.

Кого? чего?

Откуда? Где?

Без, у, от, до, из, с, около, возле, подле, после, кроме, для, вокруг

 Д.

Кому? чему?

Куда? где?

  К, по

  В.

Кого? что?

Куда?

О, об, в, во, на, за, про, под, подо, сквозь, через

  Т.

Кем? чем?

Где?

За, над, перед, между, под, с

 П.

О ком? о чем?

Где?

О, об, в, во, на, при

         

Закрепление

 А. Прочитай. Найди существительные в предложном падеже. Устно ставь вопрос от слова, к которому относится существительное.

               Андрюша летом был в Крыму,

               Он рассказал на сборе,

               Как было весело ему

               Купаться в Черном море.

               Написал он в стенгазете

               О камнях, о южном ветре.

 В. Спиши. Ставь существительные в предложном падеже. Вставь пропущенные буквы.

      1. На болоте (в, вышина) раздался птичий  гом.н. 2. Пастух прилег отд.хнуть (в, трава) (на, берег) реки. 3. Хор пел  песню (о, зима).

 С. Составь и напиши текст из четырех- пяти  предложений на тему «Осень в лесу». Используй в нем слова В ЛЕСУ, НА ЗЕМЛЕ, НА БЕРЕЗЕ, В ДУПЛЕ, О ЛЕТЕ.

Контрольный тест

  1. Подчеркни вопросы предложного падежа.

Кто?    Где?   Чего?  Чем?   О чем?  Куда?  О ком?  Откуда?  Кого?  Что?

  1. Обведи в кружок предлоги предложного падежа.

В   без   к   на   перед   над   с   при   во  за   о   про  об  

  3.  Определи падеж имен существительных в словосочетаниях.

       Жил в стране (____п.), спел о Москве (____п.), вернулся к полночи (___п.),

 гулял на улице (___п.), зашел в дом (___п.).

  1. Употребляя предлоги в, во, о, об, на, при, поставь данные существительные в предложном падеже.

Зима, рожь, отец.

Повторение о падежах имен существительных

Систематизация знаний

Заполнение кластера

     В парах расскажите  друг другу о склонении имен существительных.

Контрольная работа.

1  вариант.

 

  1. Заполните таблицу.

           

 Вопросы

Предлоги

 И. п.

 В. п.

 Т. п.

  1. Поставь  существительные  в данном падеже. Можно использовать предлоги.

Сестра (д. п.) ______,  кольцо (т. п.) ______, ложь (п. п.) ______.

  1. Подчеркни имена существительные, которые стоят в винительном падеже.

Кругом  тишь. На высокой ели еще лежит снег. А ворона сделала себе гнездо.

  Она первая в лесу снесла яйцо. Птица не оставляет его ни на минуту.

                                                                                  2 вариант

  1. Заполни таблицу.

 Вопросы

Предлоги

 Р. п.

 Д. п.

 П. п.

  1. Поставь существительные в данном падеже. Можно использовать предлоги.

Коса (р. п.) _______, молодец (п. п.) _______, пристань (д. п.) ______.

  1. Спиши текст. Подчеркни имена существительные в винительном падеже.

Наступила зима. Лед сковал реку. Белый снег покрыл ковром поле и луг. Тихо в лесу. Медведь спит в берлоге. Белка спряталась в дупло.

Три склонения имен существительных

Открытие новых знаний

      Работа в группе.

 

  1. Рассмотри таблицу в упр. 165 и правила на  88 и 91 страницах
  2. Заполните кластер.

 

   

 

- е

                                                            Закрепление

  А.  Соедини линиями признаки существительных и склонение, к которому они относятся.

   К этому склонению относятся имена

   существительные мужского  рода                         1-е склонение

   с нулевым окончанием и среднего рода

   с окончанием – о, - е.

   К этому склонению относятся имена

   существительные женского рода,                           2-е склонение

   оканчивающиеся на мягкий знак

    (с нулевым окончанием)

   К этому склонению относятся имена

   существительные мужского и женского                 3-е склонение

   рода с окончаниями – а, - я.

  В.  Над существительными укажи их склонение.

        Печь, печка, мышь, мышка, ель, елка, ночь, ночка, дядя, дед, дедушка, брат, братишка, луг, лужок, лужайка.  

  С.  Сгруппируй существительные в три столбика.

        одежда            деревня                  урожай               колесо

        улица              мороз                      морковь             море

        картина           ворона                    пень                   озеро

Контрольный тест

  1. Соедини линиями признаки существительных и склонение, к которым они относятся.

        1-е склонение                                ж. р.

                                                               

                                                                  - ь

         2-е склонение                                м. р.  и ж. р.

                                                               - а        - я

         3-е  склонение                               м. р.      с. р.

                                                                 ---         -о, -е

  1. Соедини линиями имена существительные со склонением, к которым они относятся.

окно                                            1-е склонение

поезд                                            

цветы

весна                                           2-е склонение

папа

          лампочка

ножи                                            3-е склонение

мышь

  1. Определи склонение имен существительных

Столы,  у сестры,  про папу, труды, цветами.

Ударные и безударные окончания имен существительных

     

    А. Обведи в кружок правильное утверждение.

        Существительные одного и того же склонения

        а) имеют одинаковые ударные и безударные окончания;

        б) разные ударные и безударные окончания.

    В. Поставь существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания. Определи падеж и склонение существительных. Выдели окончание, поставь ударение в словах.

  1. Жили в Шарье (конюшня, деревня)
  2. Скучал по сестре (мама, дедушка)
  3. Пел о коне (олень, орел)
  4. Скрылось за холмом (лес, горизонт).

   С.  Напиши два  существительных с безударными окончаниями. Просклоняй их по падежам.

Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в родительном падеже.

Повторение пройденного по кластеру

 

  1. Заполни кластер. (Заполняются вопросы, предлоги и роль в предложении)

 Ответ:

 

       

Открытие новых знаний

    Работа в группе

  1. Прочитай текст из учебника на стр. 97 о существительных родительного падежа .
  2. Дополните кластер новыми знаниями.

Ответ:

                                                                                                                                     

4. Подготовьтесь по нему рассказать о существительных родительного падежа единственного числа.

Закрепление

  1. Самостоятельно.

А. Соедини стрелками склонения с окончаниями, которые имеют существительные в родительном падеже.

1-е склонение                                           - а, - я

2-е склонение                                           - и

3-е склонение                                           - ы, - и

В.  Спиши пословицы, вставляя пропущенные окончания.

  1.Умный товарищ – половина дорог… . 2. Ленивому Мишке все не до книжк….

3.Труд – дело чест.., слав…, доблест… и геройств….

 С.  Подчеркни лишнее существительное. Составь с ним предложение, употребив существительное  в родительном падеже.

 

     Пригород, загородный,   горчица, городок.

Тестовые задания

  1. Заполни в таблице 1, какие окончания имеют существительные в родительном падеже.

   

  1. Вставь пропущенные окончания. Докажи свой выбор: определи склонение и падеж имен существительных.

 скл.

падеж

оконч.

Голос иволг…

Лежала возле чашк..

Пищал от голод…

Плакал от досад…

Листья морков…

Стоял у ел…

3. Поставь существительное в родительном падеже. Можно использовать предлоги.

     Бабушка _______, огород ________, морковь _______.

     Составь с данными словами предложение.

     

Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в дательном падеже.

Открытие новых знаний

  1. Самостоятельно.

 

Просклоняй по падежам существительные: 1 скл.- лиса, 2 скл. – отец, 3 скл.- любовь. Поставь ударение в словах.

- Какие окончания имеют существительные в дательном падеже?

  - Какие безударные окончания будут иметь существительные  разных склонений в этом же падеже?

 

  1. В паре. Обсуди выполненное задание.

Используя полученные выводы, дополните кластер новой информацией.

( После этапа повторения и открытия новых знаний кластер будет иметь следующий вид : )                                                                                                        

   

Закрепление

   А.  Какие окончания соответствуют существительным дательного падежа в 1, 2 и 3 склонениях. Соедини линиями.

   1-е склонение                                           - у, - ю

   2-е склонение                                           - и

   3-е склонение                                            - е

  В.  Определи склонения имен существительных в скобках. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы.  Измени  окончания имен существительных.

 

  1. Птицы сл.тались к (Витя) на крыльцо со всех сторон. 2. Нере.ко к (ель) прил.тал дятел. 3. Саша скучал по (дед). По (площадь) проехала колонна машин.

   

  С. Придумай предложение со словом деревня так, чтобы это слово стояло в дательном падеже.

Контрольный тест

  1. Запиши в таблицу окончания имен существительных в дательном падеже.

  1 скл.

 2 скл.

 3 скл.

  1. Вставь нужные окончания.

По матер …., к машин…, к подруг…, по дед….

 

  1. Запиши имена существительные в дательном падеже в три столбика.

Осина, болото, подруга, друг, рожь, сев, ладонь.

Сравнение окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

Открытие новых знаний

  1. Работа в паре.

Заполните таблицу.

      Р. п.

   Д. п.

 вопросы

 предлоги

 окончания:

          1 скл.

          2 скл.

          3 скл.

роль в предложении

  1. Подготовьтесь ответить на вопросы:
  • Чем различаются имена существительные родительного падежа от имен существительных дательного падежа?
  • Что у них общего?

Закрепление

 

  А.  По предлогу, вопросу и окончанию найди существительные в родительном падеже, подчеркни их одной чертой, Найди существительные дательного падежа и подчеркни их двумя чертами.

      1.  Стадо подошло к речке. 2. Мы шли по узкой тропинке к опушке леса.3. Отец вернулся из поездки по Волге. 4. Машина ехала по дороге к деревне. 5. Дорожка привела нас к озеру.

  В.  Вставь пропущенные окончания имен существительных в перфокарте. Объясни свой выбор: напиши склонение и падеж этих существительных.

 

     

склонение

падеж

окончание

без тревог…

к ел…

по изб…

у молодеж…

возле топол…

 С.  Составь два предложения со словом Катя, употребив его в первом предложении  в родительном падеже, а во втором – в дательном.

Контрольный тест

  1. Соедини стрелочками названия падежей с окончаниями в разных склонениях.

                             Р. п.                                                Д.п.

   1-е скл.         2-е скл.            3-е скл.         1-е скл.       2-е скл.      3-е скл.

                   

                   -и              -а          -у        -е         -ы          -я          -ю      

  1. Вставь в слова пропущенные окончания.

По крыш…, к тет…, письмо брат…, к окн…, у кроват…, по кроват…

 

  1.  Подчеркни лишнее словосочетание.

Возле лошади, у мамы, к окну,  без тетради.

Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных единственного числа.

Открытие новых знаний

  1. Самостоятельно. Просклоняй по падежам имена существительные по падежам.

1 вариант: оса, день, рожь.

2 вариант: земля, конь, степь.

  1. В паре. 1. Проверьте друг у друга выполненное задание. Ответьте на вопросы:
  • Какие окончания имеют имена существительные в родительном, винительном и именительном падежах в разных склонениях?

                 

  1. Заполните таблицу.

     И.п.

   Р. п.

    В. п.

вопросы

предлоги

окончания:

            1 скл.

            2 скл.    

            3 скл.

Роль в предложении

   

  4 .  Подготовьтесь ответить на вопрос:

       -Чем похожи и чем различаются имена существительных данных падежей?

Закрепление.

 А.  Соедини названия падежей с их вопросами и окончаниями.

      -а, -я  ;        ---,-о, е ;            ---                     В. п.               кого? чего? откуда? где?

     

      -ы, -и ;             -а, -я;            -и                      И. п.              кого? что?   куда?

      -у, -ю ;    ---, -а, -я, -о, -е;    ---                      Р. п.               кто? что?

В. Подчеркни в предложениях имена существительные именительного падежа одной чертой, имена существительные родительного падежа - двумя, имена существительные винительного падежа - волнистой линией.

 

1. Саша положил на стол лист бумаги. 2. Лист бумаги лежал около печки. 3. у отца сломалась машина. 3. Машина ехала прямо на отца.

 

С. Запиши словосочетания в три столбика.

 К матери, вокруг сосны, на полку, сквозь ельник, кроме мальчиков, по стене.

Контрольный тест

Если утверждение верное, то ставь 1, если неверное – ставь 0.

  1. Существительное в винительном падеже в предложении всегда бывает второстепенным членом.
  2. Существительное в именительном падеже всегда употребляется с предлогами.
  3. Существительное родительного падежа употребляется с предлогами в, во, на, за, про, под, подо, сквозь, через.
  4. Существительное именительного падежа в предложении является подлежащим.
  5. Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кто? что?
  6. Существительное родительного падежа в предложении является второстепенным членом.
  7. Чтобы определить падеж имени существительного 2 склонения в винительном или родительном падежах , надо вместо него подставить существительное 1 склонения с ударным окончанием.

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже.

Открытие новых знаний

  1. Коллективное заполнение кластера.
  • Что знаем о существительных в творительном падеже?

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                     

  1. Работа в парах.
  1. Поставь существительные 1 скл.- земля, луна, 2 скл.- овес, огонь, 3 скл.- печь в творительном падеже. Обозначь ударение в словах.
  2. Ответьте на вопросы:
  • Какие ударные окончания имеют существительные творительного падежа в разных склонениях?
  • Какие безударные окончания имеют существительные творительного падежа в разных склонениях?

         3.   Сравните свои выводы с выводами на 108 странице учебника.

         4.    Дополните кластер новыми сведениями о существительных творительного падежа.

     

      (Дополнение к кластеру)                                                                                                                                                                                                

Закрепление

  А.  Спишите. Выделите окончания существительных в творительном падеже. Обозначьте склонение.

  1. На уроке музыки ученики познакомились с новой песней. 2. За деревенской школой был большой сад. 3. На соломе лежал теленок с белым пятнышком на боку. 4. Лиса охотится за зайцем. 5. Мальчик закрыл лицо ладонью.

  В.   Составьте и  запишите предложения с существительными в творительном падеже.

 

          Полил, цветы, вода; шелестит,  ветер, листик; дорога, освещается, фонарь; суп, сварили, картофель; небо, затянуло, туча; ловил, рыбу, сеть.

  С.   Придумай и запиши 2 предложения с существительными творительного падежа 1 –го и 2-го склонения.

Контрольный тест

  1. Подчеркни окончания существительных единственного числа творительного падежа.

-и       -ой     -е       -ом      -ю       -у      -ей       -я        -ем

  1. Допишите окончания прилагательных

Журавли тянулись по небу клин…. Ста… управлял вожак. Долго летели они над луг….

Потом птицы скрылись за горизонт….

  1. Поставь существительные в творительном падеже. Запиши их в три столбика.

Шуба, ельник, сыпь, неделя, урожай, каша, дробь, хлеб.

Правописание безударных окончаний имен существительных  единственного числа в предложном падеже

Повторение  о существительных предложного падежа

  1. Работа в четверке.

       Заполнение кластера.                                                                                                                                          

Открытие новых знаний

      2. Работа в паре. 1. Определите падеж и склонение выделенных существительных.

    1. В музыкальной школе дети учатся играть на рояле, скрипке, баяне. 2. На пристани собралось много народа.

.

  • Какие окончания имеют имена существительные единственного числа в предложном падеже в разных склонениях?

Сравните свой вывод с выводом о существительных предложного падежа единственного числа на 110 странице учебника.

  1. Работа в четверке. Дополните кластер новыми знаниями о предложном падеже существительных единственного числа.

      ( Дополнения в кластер)

   

                                                                                                                                                                                       

Закрепление

 А. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания имен существительных в предложном падеже. Определи склонение.

    Зяблик прил.тел к нам в сер.дине апреля. Много зябликов гн.здится в б.реговом лесу, в овраге. О св.ем прилете зяблик опов.щает громким пением. Вот он с.дит на ветви дерева и поет.

В. Спиши, вставляя пропущенные букв.

   

   1. В пол.., на огород.. появились проталины. 2. Всюду пахло черемухой: на улиц..., в переулк..., в дом… 3. На капуст… в огороде появились гусеницы. 4. На поверхност… воды плавал какой-то предмет.

 

    С. Распредели слова с пропущенными буквами из предыдущего задания на три группы.

Контрольный тест.

Отметь верные утверждения.

 

  1.  а) Существительное в предложном падеже не употребляется с предлогами.

       б) Существительное в предложном падеже никогда не употребляется без предлогов.

       в) Существительное в предложном падеже в предложении является второстепенным членом.

       г) Существительное в предложном падеже в предложении может быть главным членом.

  1. а) Существительные единственного числа 1 склонения в предложном падеже имеют окончания – е.

      б)  Существительные единственного числа 2 склонения  в предложном падеже   имеют окончания – и.

в) Существительные единственного числа 3 склонения  в предложном падеже имеют окончания – и.

  1. Вставьте пропущенные окончания:

На стройк…,  на скатерт…, в фильм….

Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах.

Систематизация знаний

  1. Работа в группе.

Заполните таблицу:

        Р. п.

       Д. п.

       П. п.

предлоги

вопросы

окончания:1 скл.

                   2 скл.

                   3 скл.

Роль в предложении

        Сравните:

                    - Чем похожи, чем отличаются существительные единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах?

Закрепление.

     А.  Спишите. Выделите окончания выделенных  имен существительных. Обозначьте падеж.

1. Река плавно течет по широкой и плавной долине. 2. Из свежей зелени приготовили салат. 3. В новой квартире светло и чисто. 4. Старайтесь есть больше растительной пищи в сыром виде.

     В. Вставь пропущенные буквы в словах. Докажи свой выбор.

                                                             Самостоятельный выбор.             Выбор в паре.

         

склон.

падеж

окончание

ехать в трамва…

скакать по площад...

шли по тропинк…

вернулся с выставк..

устал от болезн…

играл на праздник…

     С. Прочитай. Распредели существительные в три группы. Напиши, вставляя пропущенные буквы.

  1. Находился в дорог…, шел без дорог…, возвратился к дорог….
  2. Подошел к сел…, жил в сел…, вышел из сел…
  3. Написал на изгород…, поставил к изгород…, остановился у изгород…

Контрольный тест.

  1. Запиши в таблицу окончания имен существительных единственного числа в данных падежах.

 1 скл.

 2 скл.

3 скл.

Р. п.

Д. п.

П. п.

  1. Вставь в тексте пропущенные окончания. Обозначь падеж и склонение этих существительных.

1. В Сибир__ на рек___ Шушь стоит село Шушенское. 2. Конюх принес лошад___ охапку сена. 3. Белеет парус одинокий в туман___ моря голубом. 4. Из чащ___  кустов я услышал голос иволг___ .

 

       3. Составь предложения со словом насыпь, употребив его в родительном, дательном и предложном падежах.

Контрольный диктант по теме:

«Склонение имен существительных единственного числа»

В гостях у бабушки.

           

            Мама привезла Митю к бабушке зимой. Поверх шубки и теплой шапки Митя был закутан в теплый платок. Митя пыхтел и таращил на бабушку черные глаза. Бабушке он очень понравился. Скоро он привык к бабушке. Она кормила его, гуляли, а вечером рассказывала сказки. Один раз бабушка сварила Мите яичко и рассказала, как из яичка цыпленок желтенький выходит. Постучит клювом, разобьет скорлупку и выйдет на волю.

     Задания:

  1. В первом предложении у имен существительных определи склонение и падеж.
  2. Выпиши три существительных  с безударными окончаниями. Выдели окончания, определи склонение и падеж.

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имён прилагательных множественного числа", 4 класс.

Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема урока: «Склонение имён прилагательных во множественном числе. Употребление имён прилагательных в прямом и переносном смысле.  Прилагательные синонимы...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

Урок по русскому языку «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода» 4 класс. Школа России....

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Урок русского языка по теме " Склонение имён существительных множественного числа"

урок русского языка в 4 классе -изучение нового материала...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Склонение имен прилагательных"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование представлений о склонении имен прилагательных; Задачи урокаДидактические:Познакомить со склонением имен прилагательн...