Устный журнал "Наша речь"
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему
Помогать обучающимся в формировании внутреннего стремления к самосовершенствованию знаний о родном языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasharech.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №31»
Швыдунова Татьяна Анатольевна
г. Старый Оскол
Тема: «Наша речь»
Форма проведения: устный журнал
Цель:
Помогать обучающимся в формировании внутреннего стремления к самосовершенствованию знаний о родном языке
Задачи:
Воспитывать любовь к родному языку;
Развивать сообразительность, быстроту реакции;
Прививать стремление к изучению родного языка;
Учить использовать полученные ранее знания, умения, навыки.
Место проведения: классная комната
Время проведения: классный час
Участники: обучающиеся 1 – 4 классов
Оборудование: альбом-журнал, изречения о языке, пословицы, кроссворды, ребусы, стихотворения
- Сегодня мы проводим классный час в виде устного журнала, который называется «Наша речь».(открывает первую страницу)
Итак, первая страница журнала называется «Учимся говорить».
С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей – мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Спустя год или чуть больше Гн сам, слово за словом, начинает повторять то, что говорят вокруг него люди. Так постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.
Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и западные писатели и общественные деятели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой.
Л.Н.Толстой
Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как пеня над колыбелью… Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.
А.Н.Толстой
А.С.Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. Русский язык, утверждал он, «имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». По его мнению, это «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежитейский в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». В нем отразились все лучшие качества его творца и носителя – русого народа.
Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык.
М.Горький
Классик французской литературы Проспер Мериме так отозвался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Учитель
- А теперь давайте прочитаем пословицы о русском языке.
Сначала подумай – потом говори.
Не храбрись словом, а покажи делом.
Меньше говори – больше дела твори.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
До слова крепись, давши слово – держись.
Учитель
Подрастая, человек учится говорить, а потом и писать на своем родном языке. Сколько дорогих и важных слов может уже он прочитать самостоятельно!(Дети хором читают слова мама, Родина, Россия, мир, труд, написанные на карточках и прикрепленные на классной доске.) Когда все вы научились читать, книги стали вашими большими друзьями. Каждый из нас теперь читатель. (Прослушивается песня «Чему учат в школе?») Вы растёте. Всё более сложные задачи стоят теперь перед нами на уроках русского языка. Давайте попробуем с вами решить несколько грамматических задач.
Подберите глаголы, наиболее точно характеризующие движение.
Черепаха ….
Человек …..
Заяц ….
Автомобиль ….
Самолёт ….
(Существительные записаны на доске.)
Учитель
- Почему вы использовали именно такие глаголы? (Дети показывают, как кто движется.)
- Можно ли сказать по-другому? (Дети отвечают, пытаются поменять некоторые глаголы.)
Учитель
Послушайте маленький отрывок из рассказа «Помощник»: «Серёжа услышал гудок машины. Серёжа быстро оделся и вышел из сторожки».
- Какой недостаток вы заметили в этом отрывке? (повторяется слово Серёжа)
- Как можно было бы избежать этого повторения?(заменить он или мальчик) Вспомните, как называются слова, близкие по смыслу.(синонимы). Вот так и называется наша вторая страничка устного журнала.
Учитель
- Когда мы пишем сочинение или изложение, необходимо следить за тем, чтобы в соседних предложениях не повторялись одни и те же слова. Для этого надо пользоваться синонимами. Подберите синонимы к следующим словам:
Доктор – (врач);
Стужа - (мороз, холод);
Работа – (труд, дело);
Солдат – (воин, боец).
- Прослушайте стихотворение поэта Валентина Берестова и постарайтесь услышать в нём синонимы.
Бураны, вьюги и метели –
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума.
Деревья скрыла Селина,
И наступила тишина.
Дети называют синонимы, имеющиеся в этом стихотворении.
Учитель
Перевернём, ребята, ещё одну страничку нашего журнала. Она называется «Волшебные слова». Помните рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»? Почему в начале этого рассказа все и во веем отказывают Павлику?(Он был грубым, невежливым.)
- Что помогло? (слово пожалуйста)
- Почему слова пожалуйста мы называем «волшебным» словом?
- Какие еще «волшебные» слова вы знаете?
(спасибо, здравствуйте, извините, доброе утро…)
- Первые слова, которыми мы начинаем день, это здравствуйте, доброе утро. Произнося их, мы желаем нашим близким и знакомым хорошего здоровья, хотим, чтобы весь день у них был светлым и радостным. Вот как говорится об этом в стихотворении «Я и солнышко» поэта В.Коркина.
Ученица
Солнышко ясное встало,
- Доброе утро! -
Сказало.
- Доброе утро!-
Кричу я прохожим,
Весёлым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься –
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
- Доброе утро,
Друзья, всё равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро!
Учитель
- Ребята, как мы еще приветствуем друг друга?
- Как нужно говорить эти «волшебные» слова? (спокойным, ровным голосом)
- А вот мальчик Петрусь хотел быть вежливым, но не знал, как пользоваться «вежливыми» словами. Послушайте, что у него получилось.
Инсценировка стихотворения.
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дёрнет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой.
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка…
Нес вожатый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть ли ему не на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Учитель
- Вежлив ли был Петя? Почему? А теперь послушайте, как папе однажды помогло «волшебное» слово.
Ученик
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся,
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите» сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже.
«Простите» -
Казалось бы,
Что в нём такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Н. Юсупов
Учитель
- Какое слово помогло папе? А всегда ли вы помните об этом слове?
Предлагается практическое задание – оценить ситуации.
Ролевая игра «Я не заметил».
Идут две девочки, они разговаривают. Навстречу им бежит мальчик. Он «нечаянно» толкает девочек, останавливается и говорит: «Извините, пожалуйста, я вас не заметил».
- Дайте, пожалуйста, оценку поведению мальчика.
«Опоздал»
Учитель
- Ребята, кто у нас частенько опаздывает на урок?
- Что ему приходится говорить, когда он опаздывает?
- А можно избежать этого? Как? (не опаздывать)
Учитель
- А теперь переходим к следующей странице нашего устного журнала. Она называется «Слово о словах».
- Русский язык богат по своему словарному запасу. И часто, когда мы говорим, не задумываемся над происхождением слов, над их особыми смысловыми оттенками. Почему мы так говорим: самолет, пешеход, электростанция? (дети объясняют)
- Все вы знаете русскую народную сказку «Курочка ряба». Почему ее назвали Ряба, а не Чернушка или Белянка?
Верно. Можно проследить ряд: ряба – рябой – рябит.
- Каждый день мы говорим слова учебник, дневник, линейка, портфель, карандаш. А почему эти предметы так называются? (дети дают объяснения )
- И еще, ребята, мне хочется обратить ваше внимание на слова, которые в нашей местности даже взрослые люди порой употребляют неверно. Это слова класть и положить. Как используется слово класть? (без приставок) А когда – положить? (с приставами)
Приведите примеры употребления данных слов.
- Старайтесь, ребята, не путать эти слова. Когда вы говорите, не торопитесь, не «глотайте» слова. Именно об этом напоминает вам песня «Игра» композитора В.Шаинского на слова Р.Рождественского.(запись песни)
Учитель
- Последняя, пятая страница нашего журнала – занимательная. На ней у нас много шуток, загадок, ребусов.
Кроссворд «Перекресток»
1 | 2 |
3 |
4 |
Горизонталь 1. Сумка школьника, которую носят на спине. (ранец)
2. Занавеска на окне. (штора)
Вертикаль 3. Рабочий стол ученика. (парта)
4. Дикая полосатая лошадь. (зебра)
Ребусы
Ш утка / шутка/
У два лица / улица/
Э кран /экран/
Загадки, скороговорки.
Учитель
- Для того, чтобы правильно говорить и писать, нужно не только точно подбирать слова, но и соблюдать интонацию, правильно ставить знаки препинания.
Стихотворение С.Маршака «Знаки препинания»
Учитель
- О чем же мы сегодня говорили? Наш разговор был в виде устного журнала. Как он назывался? Какие страницы были в нем? Чему мы учились?
- Я желаю вам, ребята, хорошо учиться, вырасти добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме: "Понятия "Устная речь", "Письменная речь"
План урока составлен по требованиям ФГОС.МОБУ СОШ № 26 г. Якутск Республика Саха (Якутия), учитель: Дуранова Александра СпиридоновнаТема: Понятия: "Устная речь" и "Письменная речь"Тип урока: открытие ...
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
Устная, письменная речь. Предложение
1 слайд - проверка готовности к уроку;2 слайд - загадка;3 слайд - рассказ о возникновении речи;4 слайд - предложение и его схема;5 слайд - составить предложения по картинкам;6 слайд - Составить схемы ...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Мониторинг (устная, письменная речь, чтение)
Мониторинг устной, письменной речи и чтения для учащихся начальной школы представлен в виде трёх таблиц. Заполняется по мере диагностики, отмечается значками на выбор (галочки, крестики и тп)...
Что делать если ребенок не понимает устной контекстной речи?
Рекомендации родителям по развитию читательских компетенций....