Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_azbuka_.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2  Технологическая карта.  Обучение азбуки. 1 класс

Тема

Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Педагогическая цель

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики.

Тип урока

Решение учебной задачи, диагностика.

Планируемые результаты                 ( предметные)

Различают  устную и письменную речь; определяют предложение; выполняют правила поведения на уроке; составляют устный рассказ по иллюстрации.

Личностные результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося

УУД ( матапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу у урока и осуществляют е решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: обще учебные – используют знаково-символические средства ( рисунки, схемы); логические – осуществляют анализ иллюстраций.

Коммуникативные: учатся работать в группе; соблюдать речевой этикет в ситуациях учебного общения; приветствие, прощание, извинение. Благодарность, общение с просьбой.

Основное содержание темы. Понятия и термины.

Речь устная и письменная. Предложение.

Образовательные ресурсы

Набор картинок с фабульным развитием действия (сюжетная картина «Пробуждение природы весной»).

Сценарий урока.

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

1.Организация начала урока. Проверка готовности.

Фронтальная

Словесный

Беседа

Приветствие учащихся

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно.

И скорей начнем урок.

Будем мы трудиться.

Ведь заданья нелегки,

Так как мы ученики.

-Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте

Проявляют эмоциональную отзывчивость на веселое стихотворение, пробуждающее любознательность

Фронтальный.

Наблюдение учителя.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности. Актуализации опорных знаний и умений

Фронтальная, индивидуальная

Словесный

Беседа, рассказ учащихся

- Давайте вспомним правила, как вести себя в классе, как надо сидеть за партой, как выходить к доске, как обращаться к учителю и отвечать на заданные вопросы. Какие пословицы и поговорки об учении вы узнали. ( век живи, век учись. Красна птица пером, а человек ученьем. Не учась и лаптя не сплетешь. Повторенье - мать учения. Тяжело в учении легко в бою. Ученого учить – портить. Ученье свет, а не ученье тьма. Учи других – и сам поймешь. Чтоб других учить, надо свой разум наточить.

Демонстрируют выполнение правил поведения.

Рассказывают пословицы и поговорки об учении.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.

Проявляют готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Индивидуальный.

Результат выполнения домашнего творческого  задания.

3. Обобщение и систематизация.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Фронтальная. Словесный.

Рассказ учителя, работа с учебником «Азбука», «Прописями»

Общее представление о речи.

- Все что люди говорят, - это устная речь. Речь для выражения мыслей и чувств людей. Любой рассказ, разговор, ответ на вопрос – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильно и грамотно выражать свои мысли.

В «Азбуке» кроме картинок, страницы заполнены  значками (буквами).

Этими значками записаны рассказы, стихи. Сказки. Это тоже речь, но не устная, а письменная. Чтобы узнать, что написано или перечитано, надо научиться читать. «Пропись» - это тетрадь, в  которой ученики учатся писать.

Слушают рассказ учителя.

Рассматривают «Азбуку» ( находят иллюстрации и буквы), «прописи»

Практически различают речь устную ( говорение, слушание) и речь письменную ( письмо, чтение)

Фронтальный. Наблюдение учителя

Физминутка

Коллективная Практический

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим

(дети поднимают руки вверх)

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

(движение руками из стороны в сторону)

И на землю тихо сели

( дети приседают)

Ветер снова набежал

И листочки все подмял

(кружатся на месте)

Закружились ,полетели

И на землю снова сели

( дети садятся по местам)

Декламируют стихотворение. Выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физминутке

Коллективный

Правильное выполнение упражнений.

Фронтальная. Словесный, практический. Рассказ учителя. работа со схемой предложения, дидактическое упражнение.

Предложение.

- наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена какая-либо мысль. Между предложениями делается пауза. Каждое предложение даже еще не зная букв. Можно записать. Обозначив схемой. Тогда легче определить, сколь сказано предложений.                            ( Учитель показывает, как можно обозначить предложение, изображает схему на доске)

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы

Находят и показывают схематическое изображение предложения в «Азбуке»

Принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения уд.

Фронтальный

Работа со схемой, дидактическое упражнение

4. Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение их коррекции

Фронтальная. Словесный

Беседа Индивидуальная

Практический

Работа с иллюстрациями. Дидактическое упражнение «Оживи картинку», работа со схемой предложения

-Что такое устная речь?

-что такое письменная речь?

-назовите, сказки, из которых взяты иллюстрации

-Что делает девочка?

- Что делают гуси?

-Составьте предложение к схеме

- О чем говорили Емеля и щука?

- Опишите иллюстрацию

Отвечают на вопросы учителя

- «Гуси-лебеди, «По щучьему велению».

- Девочка бежит. Гуси летят.

Пересказывают разговор Емели и щуки.

Описывают иллюстрацию

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. Последовательно и логично отвечают  на вопросы. Воспроизводят сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации, структурируют предложение в виде схемы.

Физминутка

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни

(ладони вверх и вниз)

По дороге белой, гладкой

(сжимание и разжимание  пальцев)

Скачут пальцы , как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок (прыжки)

Декламируют стихотворение. Выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления.

Коллективный

Правильное выполнение упражнений

Индивидуальная

Практический

Дидактическое

упражнение

« Составь рассказ»

-Составьте рассказ по сюжетной картинке.

- разложите картинки так. Чтобы можно было составить связной последовательный рассказ

Выполняют дидактическое упражнение.

Составляют рассказ по сюжетной картинке «Пробуждение природы весной»

Умеют составлять рассказы по набору картинок с фабульным развитием действия

Индивидуальный рассказ по картине

Индивидуальная

Словесный

Обобщающая беседа

Практический

Упражнение

«Укрась торт»

- Что мы делали на уроке?

- Что вам понравилось?

- Кого можно похвалить?

- Я доволен своей работой на уроке – красный цвет

- Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый

- работа не получилась, не доволен собой – синий цвет

Отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение

Оценивают свою деятельность на уроке

Фронтальный

Индивидуальный

Устные ответы, выполнение упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок риторики, 1 класс. Тема "Устная и письменная речь".

презентация к уроку риторики устная и письменная речь....

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Особенности устной и письменной речи"

Конспект урока по русскому языку на тему: " Особенности устной и письменной речи" 1 класс...

Презентация. Обучение грамоте (чтение). Речь устная и письменная

Презентация.Обучение грамоте (чтение).Речь устная и письменная....

Методическая разработка на тему: «Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики» Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Данная методическая разработка представляет собой подробный конспект урока с целью способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внима...

Презентация на тему : Устная и письменная речь

Тема: Устная и письменная речь.Цель: познакомить учащихся устной и письменной речью.Задачи:1. Формировать умения определять устную и письменную речь, делать выводы; стимулировать интере...

Урок грамоты на тему "Устная и письменная речь" Школа России

Презентация к уроку обучения грамоте 1 классУМК «Школа России»Устная и письменная речь...