Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"
методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме
Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sklonenie_imen_sushch.rar | 619.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме:
«Склонение имен существительных»
Цели урока:
Развитие умения определять падеж имен существительных;
Формирование функциональной грамотности, развитие умения грамотно писать слова с изученными орфограммами;
развитие устной речи; развитие умения выражать эмоциональное состояние.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация.
Ход урока:
Оргмомент. Эмоциональный настрой. СЛАЙД 1
-Какое у вас настроение?
-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.
-Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох.
-Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко.
-А теперь подарите свой шарик друг другу.
-Откроем свои ладошки к новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать».
-А чтобы много знать, надо хорошо потрудиться. А я хочу, чтоб вы закрепили знания, полученные ранее. Хочу, чтоб вы приобрели новые умения и получили большое удовольствие от работы и общения. Я желаю вам успеха в работе на уроке.
Минутка чистописания. Целеполагание СЛАЙД 2
Восемнадцатое октября.
Классная работа.
-Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и классная работа и выполните задание.
1. Оо//Оо//
Одинокий лист лежит на земле.
-Какое это предложение по цели высказывания? /повествовательное/
-Разберите предложение по членам. /с комментированием Матусевич/
Аимяасуёщесатвиётеальноеё СЛАЙД 3
2. -Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать, вы мне скажете сами, зачеркнув все буквы а и ё.
- Что у нас получилось? Какую часть речи будем продолжать изучать?
3.- Давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? /Составление кластера/ (на доске)
- В нашем кластере осталось ещё что-то неоткрытое, неисследованное. Посмотрим, сможем ли мы разгадать ещё одну загадку русского языка сегодня? (опережение - несклоняемые имена сущ.)
- Для чего мы исследуем имя существительное?
III. Словарная работа СЛАЙД 4
- А сейчас мы поиграем в игру «Четвёртое лишнее». Запишите словарные слова, выделите орфограммы, подчеркните лишнее слово и объясните, почему вы сделали такой выбор.
П..тухи, м..дведи, к.ртины, м..тро. /проверка на экране/ ( безуд. глас. а)
..рбуз, м..лина, п..м..дор, з..мл..ника. /для детей 1 уровня/ проверка на экране/ (помидор-овощ)
-Внимательно послушайте. Это задание для ребят, которые уверены в своих силах. /выполнять всем не обязательно/
- Придумайте в паре ещё одну группу существительных и запишите. Проверка. /для детей 2 и 3 уровня/
IV. Работа над новой темой.
1. Создание проблемной ситуации: СЛАЙД 5
- Прочитайте слова. Что их объединяет?/это имена сущ./
-Докажите, что это имена сущ-е!
- На какие две группы можно их разбить?
Весна, грач, весны, грача, весне, грачу, весну, грача, весной, грачом, о весне, о граче. /Работа в парах, на карточках/
- Чем они отличаются? ( у них разные окончания)
- Почему у них разные окончания? /отвечают на разные вопросы/
- Давайте поставим вопросы к каждому сущ-му и выделим окончания.
- Сделайте вывод, как влияют вопросы на сущ-е? /у сущ. изменяются окончания/
-А как называется изменение окончаний сущ-х по вопросам? /склонением/
-Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься? /упражняться в склонении имен сущ. или склонять имена сущ./
2.Работа по учебнику.
-Откройте учебники на стр. 61.
-Прочитайте первый вопрос Почемучки.
-Пожалуйста, ответьте на него.
-Кто- нибудь готов поспорить с ….?
а) Упр 109 по вариантам /у доски 2 человека/
- Давайте сейчас просклоняем имена сущ-е ученик и звонок на доске и в тетради и выделим окончания сущ-х. Воспользуемся не только вопросами, но и словами-помощниками, которые дружат с падежами и тоже всегда придут на помощь в их определении. Записывать эти слова не нужно, мы будем их только проговаривать. Запомните их.
И.п. – есть кто? ученик что? звонок
Р.п. - нет кого? ученика чего? звонка
Д.п. – дать кому? ученику чему? звонку
В.п. – вижу кого? ученика что? звонок
Т.п. – доволен кем? учеником чем? звонком
П.п. – думаю о ком? об ученике о чём? о звонке
-Что мы сделали? /просклоняли имена сущ-е/
-Что значит просклонять имена существительные? /изменить их по вопросам или по падежам/
-Что происходит с именами сущ-ми при склонении? /изменяется окончание/
-Что нужно знать для того, чтобы правильно определить падеж имени сущ-го?/ответы уч-ся/
-Готов ли кто-нибудь поспорить с….?
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.
На доске записано слово ЗЕМЛЕ. СЛАЙД 6
Определите падеж существительного земле. / Точно определить нельзя/
- Почему? /Нет ни предложения, ни слова, ни союза. Сложно задать вопрос/
- А теперь, давайте вернемся к нашей минутке чистописания и прочитаем предложение. (На доске)
Одинокий лист лежит на земле. СЛАЙД 6
- Итак, нам нужно определить падеж этого существительного.
3.Групповая работа.
-Как вы будете действовать? Сейчас вы обсудите этот вопрос в группах и попробуете составить алгоритм ваших действий. /или группах на подготовленных листочках/
-Ученики предлагают варианты.
На доске появляется алгоритм. СЛАЙД 6
ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ПАДЕЖ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НАДО:
1. Надо найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос;
2.По вопросу и предлогу определить падеж.
САМОПРОВЕРКА
-А теперь откройте учебники на стр. 63 и сверьте составленный алгоритм, с памяткой , которая находится у нас в учебнике.
- Пользуясь алгоритмом определите падеж существительного (на ) земле. /отвечает ученик/
-Находим слово, от которого зависит слово (на) земле. Это слово лежит. Ставим от него вопрос. Лежит (где? на чем?) на земле.
Определяем падеж.
Существительное (на) земле стоит в П. п.
- Какие ещё есть существительные в этом предложении?
-- Существительное лист.
- Определите его падеж.
- В.п., И.п.
- Каким членом предложения является это существительное?
- Подлежащим.
- Запомните, подлежащее всегда стоит в именительном падеже.
V. Физминутка АМ «Воздух, земля, огонь, вода» слайд 7
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение:
Учащиеся по команде изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
VI. Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику.
1.Упр 113.
-Выпишите только выделенные имена сущ.. Определите падеж с помощью нашего алгоритма. /у доски/
По болоту-Д.п., с кочки-Р.п., на кочку-В.п., под ногами-Т.п., в лес-В.п., в снегу-П.п., по болоту-Д.п.
-Ребята, так что нужно знать, для того, чтобы правильно определить падеж имен сущ-х.?
2.Упр. 115 самостоятельная работа с послед. проверкой по слайду /по вариантам/ СЛАЙД 8
- Кто справился с заданием без ошибок?
-У кого ошибки? Что затруднило?
-Что нужно знать, чтобы определять падеж имени сущ-го без ошибок?
2. Словарная работа. СЛАЙД 9
-Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом. Это шоссе.
- Что такое шоссе? (Это дорога.)
- Послушайте, что о нем написано в толковом словаре. Читает ученик.
- Это словарное слово. Спишите его, поставьте ударение и подчеркните буквы, которые надо запомнить.
- Какую скороговорку со словом шоссе вы знаете?
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Произнесите её четко, проговаривая каждое слово шепотом. /с ускорением 3 раза/
3.Работа над новым материалом. /опережение, проблема/
- Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?
-Мнения разделились, давайте проведем очередное исследование и выберем правильное утверждение.
- /устно, проверка на слайде/
- Для этого нам нужно просклонять слово шоссе. Я буду называть вам слова – помощники, а вы просклоняйте слово шоссе.
И. п. что? шоссе отремонтировали что?
Р. п. чего? шоссе стояли у чего?
Д. п. чему? шоссе ехали по чему?
В. п. что? шоссе выехали на что?
Т. п. чем? шоссе пролетел над чем?
П. п. о чём? о шоссе рассказал о чем?
- Что вы заметили? Изменилось окончание?
-Так какая же особенность у слова шоссе? ( Оно не склоняется, т.е. не изменяется по падежам).
- Как можно назвать существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).
- Сможем ли мы ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?
-Да. Такие слова есть.
- Эти слова, в основном, пришли к нам из других языков. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям.
- Давайте познакомимся с этими словами поближе.
Чтение стихотворения учителем. Дети читают на доске, про себя и стараются запомнить как можно больше слов. СЛАЙД 10
Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
-А теперь вернемся к нашему кластеру.
-Можем сказать, что мы сегодня для себя открыли что-то новое в русском языке? /да/
-Дополните наш кластер. /несклоняемые имена сущ./
-Более подробно о несклоняемых именах существительных мы поговорим с вами завтра.
VII.Рефлексия. СЛАЙД 11
Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
-Что затруднило в новой теме?
СЛАЙД 12
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
Домашнее задание: СЛАЙД 13
с. 62 упр. 111 или 112 по выбору.
Найти, записать и объяснить значения фразеологизмов со словом НОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Изменение имен существительных по падежам"
Урок русского языка, в рамках которого обобщаются знания учащихся об особенностях падежей; формируются навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении....
Урок русского языка.Склонение имен существительных.
Урок русского языка разработан для 4 класса,по программе "Школа России". Тип урока - закрепление ,форма урока- устный журнал. На этом уроке важно развивать активность,самостоятельность учащихся....
Урок русского языка "Род имени существительного"
Урок во 2-ом классе...
Урок русского языка "Склонения имен существительных"
Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных....
Презентация к уроку русского языка "Изменение имен существительных в форме единственного числа по падежам. Типы склонения.
Презентация к уроку русского языка...
Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....
Конспект урока русского языка "Падежи имен существительных"
«Падежи имен существительных», 3 класс...