Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Иванова Наталья Николаевна

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

      ЦЕЛЬ: Закрепление знаний  о типах склонения имён существительных. Научить распознавать тип склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах.

ОБОРУДОВАНИЕ: стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес», портрет Петра I, листочки с заданием для эстафеты.

Ход урока

  1. ОРГ. МОМЕНТ.
  2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
  3. РАБОТА СО СЛОВАРЕМ.

Учитель:

-Отгадайте шараду:    

Кто играл в горелки летом,

        

Да еще «горел» при этом,

        

Называл он раз-другой

        

Слог и первый, и второй.

        

Если дождь тебя застанет,

        

По спине забарабанит,

        

Чтоб насквозь ты не промок,

        

Раскрываешь третий слог.

        

Ты о целом слышал в школе

        

И видал, конечно, в поле,

        

Там, где линия земли

        

С небом сходится вдали. (Горизонт)

Дети записывают слово – горизонт - в словарик.

Учитель:

-Объясните, когда так говорят «Мой знакомый совсем исчез с горизонта»

4. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Начнем с минутки чистописания. Подготовим руку: - «Погреем ручки»

                                                                                            - «Разогреем каждый пальчик»

                                                                                            - «Скалка»

                                                                                            - «Аплодисменты»

Дети пишут в тетрадях: Фф     Ффф     Фффф

Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.

Ребята, а вы знаете, кто построил первую Русскую флотилию? (Петр 1) (портрет)

6.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Упражнение «Найди лишнее слово» (назвать слово и объяснить почему)

  1. улыбка, юноша, болезнь, природа
  2. награда, крыло, боец, упрямство
  3. радость, болото, дед, описание
  4. степь, зелень, поселок, горсть
  5. ладонь, ладошка, площадь, пыль
  6. в лесу, на картине, к печи, дворец

У существительного дворец легко определить склонение? Почему? ( в ИМ.П.)

Как же поступить, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах? (Нужно поставить существительное в Им.П.)

В лесу – лес (2 скл.)

На картине – картина (1 скл.)

К печи – печь (3 скл.)

Учитель:

-Ребята, сформулируйте правило определения склонения имени существительного в косвенном падеже (формулируют)

Сейчас на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес» мы будем определять склонение имен существительных, стоящих в косвенных падежах.

На оборотной стороне доски написано стихотворение с пропущенными буквами, у детей листочек с напечатанным стихотворением.

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ, ДЕТИ СЛЕДЯТ.

                Утес.

Н .чевала   туч .ка   з.л.тая

На  груди утеса - вел.кана;

Утром  в  путь  она  умч.лась  рано,

По  лазури  вес.ло играя;

Но  .стался  влажный  сле.  в  м.рщине

Старого  утеса. Одиноко

Он  ст.ит, з.думался  глубоко,

И  т.хонько плачет он  в  пустыне.

Учитель:    

-Спишите, вставляя пропущенные буквы (один у доски, затем - проверка)

А теперь у каждого существительного определите склонение (самостоятельно, один у доски, затем - проверка)

Встаньте те, кто не сделал ни одной ошибки. Поаплодируем, молодцы!

Поднимите руки у кого одна (две) ошибки. Какие?

Работа со стихотворением.

Прочтите выразительно, соблюдая паузы и логические ударения.

ВОПРОСЫ:        

- Какие чувства героя отражены в этом стихотворении?

- Почему утес плачет? Как об этом говорит автор?

 - Как поэт называет утес? Как называется этот авторский прием? (сравнение)

- Есть ли в произведении олицетворения?

  - Найдите эпитеты.

  7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 Отгадываем загадки. Если отгадка – слово 1 скл., то присели руки вперед, 2 скл. – два наклона влево и вправо, 3 скл. – руки у плеч, три вращения вперед, три – назад.  

Со мной в поход идти легко,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый … (барабан)

*******

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкая орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)

                ********

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это … (еж)

           **********

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь)

            ***********

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это? … (цапля)

           ************

По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? … (кровать)

             ****************

Вперевалку шел со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

             ****************

Трещала с самого утра:

Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока)

  8.ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

Даны шесть пословиц со словом ДЕЛО в разных падежах.

1.От слова до дела – целая верста.

2.И умен, и пригож, и в деле гож.

3.Велик телом, да мал делом.

4.Дело шуток не любит.

5.От скуки бери дело в руки.

6.Делу – время, потехе – час.

Дети поясняют смысл пословиц, списывают их в тетрадь, затем по одному выходят к доске и определяют падеж слова ДЕЛО.

Учитель:   

 - В последней пословице определите склонение имен существительных .

 (подробно, с объяснением, дети рассказывают, как определить склонение)

 9.ЭСТАФЕТА.

А теперь проверим, кто сегодня на уроке был внимательным и хорошо работал. Для этого   проведем эстафету.

Каждому ряду дается листок с заданием и фломастер.

1 этап.

 Ребенок (с первой парты) определяет у существительного склонение и передает соседу.

Далее листки вывешиваются на доске и проверяется правильность выполнения задания.

Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее (меньше ошибок) выполнил задание.

2 этап.

В обратном порядке (с последней парты) ребенок определяет у существительного падеж и передает листок соседу.

Далее листки вывешиваются на доске и проверяется правильность выполнения задания.

Побеждает тот ряд, который быстрее и правильнее (меньше ошибок) выполнил задание.

По итогам двух этапов выявляем победителя эстафеты.

   9.ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

  10.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  11.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

-Понравился ли вам урок?

-Что нового узнали?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

          Задание для эстафеты:

1 команда

РАСТЕТ НА ДЕРЕВЕ

СИДИТ ЗА ПАРТОЙ

ПОДНЯЛСЯ В ВОЗДУХ

ШЛИ ПО СТЕПИ

ПИЛ ИЗ БЛЮДЦА

ПОДАРИЛ ТОВАРИЩУ

2 команда

ПОСТАВИЛ НА СТОЛ

ЛЮБУЮСЬ КАРТИНОЙ

ПРОЧИТАЛ В КНИГЕ

ЖДАЛ ПОМОЩИ

ПРИШЛИ К ОЗЕРУ

ВСТРЕТИЛ БРАТА

3 команда

ЗАШЕЛ К ПОДРУГЕ

МЕЧТАЮ О ПОХОДЕ

СЪЕЛ ЯБЛОКО

СТОЯЛА ЗА ДВЕРЬЮ

НАБЕРЕМ ЗЕМЛЯНИКИ

УВИДЕЛ ДОЧЬ

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании....

Конспект урока по теме "Упражнения в правильном употреблении имен существительных в форме родительного падежа множественного числа" 4 класс.

Урок с использованием активных методов обучения. Видна работа в группах. Нестандартные названия этапов урока....

Урок по теме «Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

Основные тезисы урока:1.      Организационный момент.2.      Чистописание (даны слова на безударную гласную. Необходимо определить лишнее слово,...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Определение склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

В материалах представлены технологическая карта урока, конспект урока по русскому языку и презентация к уроку....

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...