Урок русского языка "Склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок обобщения и закрепления полученных знаний о склонениях имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_kl_sklonenie_imen_sushchestvitelnykh.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Закрепление знаний о склонении имён существительных».
Класс: 4
Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных;
развивать орфографическую зоркость;
развивать словарный запас учащихся;
воспитать бережное отношение к хлебу.
Тип урока – обобщающий.
Форма проведения урока – путешествие
Продолжительность урока – 45 минут.
Оборудование урока: компьютер, картина Шишкина «Рожь», сигнальные карточки.
План урока.
1. Организационный момент.
«Есть девиз у нас такой:
Все что надо под рукой.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь»
Прослушивание в грамзаписи песни Френкеля «Русское поле»
Просмотр картины Шишкина «Рожь»
- Что видите на картине?
Золотое море ржи, бескрайние просторы – это образ родной земли.
Дивная это картина – неоглядное поле, ожидающее жатвы.
2. Работа по теме урока.
Постановка целей и задач.
Сегодня мы совершим путешествие на хлебное поле.
Цель нашего путешествия: закрепить знания о 3-х склонениях имен существительных.
- По дорожке мы пойдем,
К полю хлебному придем».
- Минутка чистописания.
Загадка. Вырос в поле колоском
На столе лежу куском. (Хлеб).
Ххх Хх ха хо хи хе ах ох их ех эх ух хл
Буква х (ха) обозначает согласный, непарный глухой звук, может быть твердый или мягкий .
Подобрать родственные слова к слову хлеб, записать их, указать части речи.
Хлеб, хлебное, хлебушек, хлебозавод, хлебница, хлебопекарня, хлебать, похлебка.
Определить склонение существительных.
- Как определить склонение существительных?
- Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2?К 3-ему?
- Списывание с доски пословиц:
1 вариант.
Хлеб – вс…му г…л…ва. Без хлеба нет жизни на з…мле.
2 вариант.
Хлеб – драгоценность. Им не с…ри.Хлеба к обеда в меру бери.
Задание: списать, вставитьпропущенные буквы, определить склонения имен
существительных.
Проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек.
-Как вы понимаете эти пословицы?
- Беседа о бережном отношении к хлебу.
- Как нужно относится к хлебу?
Вас учат дома, учат в школе,
Что хлеб – святыня для людей.
Если семья из 4-х человек выбросит в день 100 г черствого хлеба, то в стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки.
- Словарная работа.
Учитель. Когда смотришь на золотые разливы нив, всегда с благодарностью вспоминаешь тех, кто растит хлеб. Кто эти люди?
Хлебороб – это человек, который выращивает хлеб.
Синонимы: земледелец, землепашец, хлебопашец.
Записать слово из словарика, отгадав загадку:
Хлебное растение, из зерен которого изготавливают пшеничную муку.
(Пшеница)
Количество уродившихся злаков.
(Урожай)
Главный специалист в сельском хозяйстве
(Агроном)
Где в полях пройду весной. Летом встанет хлеб стеной.
(Трактор)
Для уборки урожая на поля я выезжаю, и за несколько машин, там работаю один.
(Комбайн)
- Составление предложений из слов:
Хлеборобы, пшеница, урожай, хороший, вырастили.
(Хлеборобы вырастили хороший урожай пшеницы.)
Задание:составить предложение, подчеркнуть грамматическую основу
предложения, определить части речи, склонения существительных.
- Физминутка «Вырос урожай»
Золотые колоски
На ветру качаются,
На ветру качаются
1 бригада К солнцу поднимаются.
С неба солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи.
- Соревнование «А ну-ка, отгадай!»
Учитель.
Нелегок труд хлебороба. С раннего утра и до позднего вечера трудятся они на колхозных полях. Поможем им, посоревнуемся в полеводческих бригадах.
Поле, рожь, зернышко, жатва, простор, засуха, солнце, помощь, председатель, веялка, комбайн, радость, дождь, посев, степь, уборка,медаль,хозяйство,борона,стебель, награда.
1 бригада «Зернышко» выписывает существительные 1 склонения;
2 бригада «Колосок» выписывает существительные 1 склонения;
3 бригада «Каравай» выписывает существительные 1 склонения;
- Выборочный диктант.
З…мля, вр…дитель, мыш…, с…рняк, мес…ность, в…юнок, п…левка, р…стение, погру…ка, помощ…, с…ва, зел…нь.
Задание: записать слова в нужный столбик по склонениям, вставить пропущенные буквы.
- Слуховой диктант.
С любовью и заботой относятся колхозники к хлебу. В дождь и жару они работают в полях. Им помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить. На столе лежит свежий хлеб. Береги его!
Задание:
Определить склонение существительных.
Учитель.
Уборка хлеба – битва за урожай. Анатолий Мерзлов погиб в 1972 году, спасая пшеницу от огня.
3.Подведение итогов урока.
Наше путешествие на хлебное поле заканчивается. Вы увидели, как трудно достается хлеб. Давайте его беречь!
Понравилось путешествие? Почему? Что нового узнали? Какие правила вспомнили?
- Сколько склонений в русском языке?
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению? Назовите примеры.
- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? Назовите примеры.
- Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Назовите примеры.
(Памятка.)
- Как определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже?
- Итак, склонение мы определяем по начальной форме Им. падеж, ед. ч.
(Памятка:Алгоритм определения склонения.)
4. Комментирование оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"
Русский язык в 4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...
Урок русского языка в 3 классе По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Тема урока: Понятие об имени существительном.
Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных...
Конспект урока русского языка. 3 класс. Тема урока: «Порядок разбора имени существительного как части речи»
Конспект урока...
Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."
Открытый урок " Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных"...
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Нахождение в тексте имен существительных" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...