Урок - путешествие "Глагол. Общее понятие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Цыбинская средняя общеобразовательная школа»
_____________________________________________________________________________
140250, Московская обл., Воскресенский район, д.Цибино, ул.Школьная, д.27-а, т. 44-51-247, e-mail: cibino@mail.ru
Открытый урок по теме:
« Глагол. Общее понятие»
Урок подготовила и провела
учитель начальных классов
Кладова Г.В.
2011г.
Цели урока:
1. Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола:
- закрепить понятие о глаголе, умение находить глагол в тексте;
- закрепление умений употреблять глаголы в нужной форме;
- закрепление понятия о времени глагола, умение определять время глагола;
- закрепление умений находить глаголы противоположные по смыслу;
- закрепление умений работать с фразеологическими оборотами;
- закрепление умения выполнять синтаксический разбор предложения.
2. Развивать навыки точного употребления глаголов в речи.
3. Воспитывать интерес, любовь к русскому языку; чувство товарищества, взаимовыручку, уважение друг к другу, любовь к прошлому.
Тип урока: закрепление пройденного материала
Форма урока: урок- путешествие
Оборудование: презентация, карточки с текстом, таблицы: «Глагол», «Изменение глаголов по временам»
Ход урока
I. Орг. момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу. С таким настроением мы будем работать на уроке.
-Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? ( День космонавтики)
- Кто и когда проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив полёт в истории человечества? (Слайд 1)
Слово учителя.
С того дня скоро пройдёт 50 лет.
Сегодня космонавтика развивается стремительно. Возможно наступит время, когда в космосе сможет побывать любой человек.
Давайте представим, что сегодня нам выпала возможность совершить путешествие в космос. Представим себе, что это не зал, это огромный космодром, а вы- космонавты.
В любое путешествие отправляются с определённой космической целью. Есть она и у нас. Скажите, над какой большой темой мы сейчас работаем? (Слайд 2)
Путешествуя, мы с вами повторим основные сведения, которые изучили по этой теме, покажем знания и умения, которые приобрели.
II. «Подготовка к полёту»
Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наш тоже будет проходить поэтапно.
Внимание «экипаж». Запись в бортовом журнале «открытого» вида (доска) занесите в свои бортовые журналы «закрытого вида» (рабочие тетради). В свои бортовые журналы вы будете заносить основное, что будет происходить во время полёта. За правильные ответы на уроке будете получать звёздочки, ваши достижения будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).
1. Чистописание
Ю
Юрий Гагарин
2. Словарная работа
- Ребята, а на чём мы отправимся в путешествие?
ракета
Работа со словарём, оформление орфограммы.
Подбор однокоренных слов, разбор слов по составу
Составление и запись предложений со словом ракета
III. « Взлёт ракеты».
Беседа по вопросам.
Проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока.
Расскажите о глаголе по плану: (слайд 3)
- Что такое глагол?
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения чаще всего бывает?
Глагол (слайд 4)
Часть речи
Действие предмета
Что делать? Что сделать?
Изменяется
По числам По временам
Сказуемое
Итак, к полёту все готовы. Взлетаем! ( Музыка космического характера) (слайд 5)
IV. Закрепление понятий о глаголе в тексте (слайд 6)
Первую остановку мы совершим на планете «Найди-ка». Чтобы жители этой планеты дружелюбно приняли нас в гости, мы должны найти и выписать все глаголы из текста.
(карточка 1)
Мы вечером с папой играли вдвоём.
Я был космонавтом, а он кораблём.
Готовясь к полёту, скафандр я надел
И в космос на папе умчаться хотел.
Но только корабль мой повёл себя странно-
Не мог одолеть притяженье дивана.
(взаимопроверка) (слайд 7)
-Как отличить глагол от других частей речи?
V. Дописать к каждому существительному подходящий по смыслу глагол (слайд 8)
Вторую остановку мы совершим на планете «Подбери-ка». Жители этой планеты просят у нас помощи. Они не могут подобрать к слову подходящий глагол. Поможем?
(Деление на 2 команды)
На доске:
Бабушка Дедушка
Папа Мама
Врач Лётчик
Вороны Воробьи
Коровы Лягушки
- Ребята, а по каким признакам отличается глагол …. от …. ?
(Составление предложений)
VI. Закрепляем понятия о времени глагола, умения определять время глагола
(слайд 9)
Дальше мы отправимся на планету «Определи-ка». Жители этой планеты предлагают вам отгадать загадки, определить время глаголов в них.
(карточка 2)
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
Длинной шеей поверчу-
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут- положу:
Человеку послужу.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
-Давайте расскажем, что мы знаем про глаголы в прошедшем времени? (пример)
- Глаголы в настоящем времени ….
- Глаголы в будущем времени …
VII. Физкультминутка (слайд 10)
Следующая остановка «Музыкальная»
Если хочется тебе, то делай так…
VIII. Работа с фразеологизмами (слайд 11)
Мы с вами оказались на планете «Замени-ка»
Заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом.
- Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
(карточка 3)
Надуть губы- (обидеться)
Ломать голову- (думать)
Водить за нос- (обманывать)
Клевать носом- (спать)
Зарубить на носу- (запомнить)
Совать нос- (мешать)
Дать стрекача- (убегать)
(Составление предложений)
IХ. «Разбери-ка» (слайд 12)
Внимание! Неопознанный объект
- Ой, что это? Что-то непонятное…(читаем)
Глокая куздря штеко будланула бокра.
- Что за абракадабра? По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам на встречу. Не знаешь, что и ожидать от него. Но бояться не стоит -нужно изучить и обезвредить.
Рассмотрим повнимательнее.
Вид записи, форма ничего не напоминает? (предложение)
Раз это предложение, мы легко можем разобрать его, обезвредив объект. (Синтаксический разбор предложения).
Оказывается, это просто простое предложение. Можем определить части речи. Объект обезврежен! Видимо, он упал с какой-нибудь планеты инопланетян. У них свой тарабарский язык. Его можно перевести. Попробуем?
(Составление предложений по данному предложению)
Х. «Возвращение».
Наше путешествие подходит к концу. Чтобы возвратиться на Землю, нужно выполнить упр. 420 самостоятельно
(проверка)
(слайд 12,13,14)
ХI. Адаптация космонавтов.
Адаптация- приспособления организмов к изменившимся условиям.
- Как называют глаголы с противоположным значением?
(карточка 4)
Подобрать глаголы с противоположным значением
Мир строит, а война (разрушает)
Смелый побеждает, а трус (погибает)
Труд кормит, а лень (портит)
Человек от лени болеет, а от труда (здоровеет)
Сумел завязать, сумей и (развязать)
Легко друга потерять, но трудно (найти)
Ласточка день начинает, а соловей (кончает)
ХII. Задание на дом.
Уже в домашних условиях выполните задание 418
ХIII. Итоговая конференция.
Конференция- совещание группы людей по какому- либо вопросу.
- Итак, обсудим наш полёт:
- Цель достигнута?
- Понравилось путешествие?
- Что запомнилось?
- Давайте ещё раз расскажем о глаголе по плану
- Отметим самых активных космонавтов (подсчёт звёздочек, оценки)
Наше космическое путешествие состоялось (слайд 15)
Карточка 1.
Мы вечером с папой играли вдвоём.
Я был космонавтом, а он кораблём.
Готовясь к полёту, скафандр я надел
И в космос на папе умчаться хотел.
Но только корабль мой повёл себя странно-
Не мог одолеть притяженье дивана.
Карточка 2.
Летит без крыльев и поёт,
Прохожих задирает
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.
Длинной шеей поверчу-
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут- положу:
Человеку послужу.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Карточка 3.
Ломать голову-
Надуть губы-)
Водить за нос-
Клевать носом-
Зарубить на носу-
Совать нос-
Дать стрекача-
Карточка 4.
Мир строит, а война…
Смелый побеждает, а трус…
Труд кормит, а лень …
Человек от лени болеет, а от труда…
Сумел завязать, сумей и….
Легко друга потерять, но трудно …
Ласточка день начинает, а соловей …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе «Общее понятие о приставке и суффиксе»
Урок введения новых знаний....
Урок русского языка 2 кл. Программа Занкова Общее понятие о существительном
Учебная деятельность учащихся организуется как поисковая, самостоятельная. Её продуктивность стимулируется специальными заданиями: ребёнок сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся з...
Тема урока « Общее понятие о глаголе». 3 класс. Рамзаева.
Ознакомление учащихся с понятием глагол; обогащение речи учащихся употреблением глаголов....
Тема урока: Ударение (общее понятие). Способы выделения ударения. Слогообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие об ударении, научить обозначать ударение в словах, произносить слова правильно.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы «...
Конспект урока. Тема: "Общее понятие об имени прилагательном", 2 класс УМК "Школа России"
Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...
Конспект урока. Тема: "Общее понятие о предлоге", 2 класс УМК "Школа России"
Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...