Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_skazka.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка, 4 класс
Манзова Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 103 «Гармония», ЗАТО Железногорск Красноярского края
Тема: Общее понятие о наречии.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: Урок – сказка.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник «Русский язык», раздаточный материал для работы в группах.
Цель урока: дать общую характеристику наречия как части речи.
Задачи:
Предметные:
- создать проблемную ситуацию, побуждающую к поиску решения;
- организовать самостоятельное формулирование учащимися вопросов, составить план исследования наречия;
- учить детей самостоятельности в суждениях, в поиске ответов на поставленные вопросы;
- обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
- формировать навыки доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки;
- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
Учитель замечает на столе письмо и читает его.
«Здравствуйте, ребята! Я Алиса. Надеюсь, вы знаете меня и знаете, что я очень люблю книги и приключения. В одной книжке я прочитала такое стихотворение.
Мой милый, добрый человек, Прожить ты хочешь мудро век? Тогда всю правду надо знать: Придётся в жизни и страдать. Открою страшный я секрет: На свете сотни тысяч лет Дракон невидимый живёт. Огнём людские души жжёт. Ведёт себя он некрасиво, Коварно, грубо, агрессивно. Он беспощаден, зол и лжив. Хитёр он, жаден и спесив. | Как много у него голов – Они полны недобрых слов. Он рад, когда дерёмся, врём, Себя неправильно ведём. Когда ужасно поступаем – Друг друга горько обижаем. Собою тот дракон гордится, Не хочет ничему учиться А заповедь его проста: «Пускай исчезнет красота, Ум, совесть, дружба, честь, Всё лучшее, что в людях есть». |
На экране появляется изображение дракона с головами «лживо», «грубо», «коварно», «трусливо», «грустно», «скучно».
«… И конечно, я не смогла удержаться от того, чтобы не встретиться с этим драконом и не победить его. Но, к сожалению, я попала в его лапы. Помогите мне, пожалуйста! Дракон сказал, что отпустит меня, только, если я найду в этом стихотворении «ерчияна». (На доске текст)
Сварнело. Провко ящуки
Паробуртелись по вселянке;
Сустились умерки. В мраве
Куржились сомно петелянки.
Очень милые стишки, но понять их не так - то легко. Мне стыдно признаться, но я ничего не поняла.
Что б меня освободить
И дракона победить,
Вам сегодня, непременно, надо знания добыть».
- Ребята, вы готовы помочь Алисе? Но для этого нам придётся потрудиться. Как будем работать на уроке?
(Дружно, слаженно, аккуратно, внимательно, весело, быстро, смело, активно и т. п).
Учитель записывает эти слова на доске.
(Звучит песня «Дорогою добра» Ю. Энтина)
Учитель продолжает читать письмо.
«… Я знала об опасности и трудности этого приключения, поэтому оставила вам подсказки, по которым вы добудете знания и сможете добраться до логова дракона.
Будем знанья добывать!
Но с чего же нам начать?
Мы ответим для начала, ……
Что мы будем изучать?
Учитель предлагает детям познакомиться с темой урока. Открывает доску. Там пусто. Это происки хитрого Дракона. На доске появляется ребус - подсказка. (Дети разгадывают ребус).
«Наречие»
- Молодцы! Добудем знания о наречии. Проведём исследование, узнаем об этой части речи и обязательно поможем Алисе.
- Что бы вы хотели узнать о наречии? (Вспомните, на какие вопросы мы отвечаем, когда даём характеристику части речи.) (Возможные ответы детей кратко зафиксируем на доске)
-На какие вопросы отвечает?
-Каким членом предложения бывают?
- Как изменяются наречия?
-Для чего нужны наречия в речи?
- Приступим к поиску ответов на наши вопросы. Чтобы дело шло быстрее, Алиса предлагает разделиться на группы с помощью пазлов. Выберете любой фрагмент картинки. Детям предлагаются картинки к сказке «Алиса в стране чудес». Собрав картинки, учащиеся объединяются в группы.
Задания группам
1 группа
Записка от Алисы, на ней стёрлись все слова, остались только наречия.
Близко, вверх, сегодня, издалека, смело, дружно.
Как вы думаете, что хотела сказать Алиса? Попробуйте дописать предложения. К наречиям задайте вопросы.
Сделайте вывод. На какие вопросы отвечают наречия? Запишите.
ГДЕ? КУДА? КОГДА? КАК?
2 группа
Текст из учебника.
В тексте выделены наречия. Задайте вопросы к наречиям. От каких слов задали вопросы? С какой частью речи связано наречие? Что обозначает наречие? Каким членом предложения является? Подчеркните.
(Дополнительная информация о происхождении слова "наречие")
Наречие сравнительно молодая часть речи. Но происходит из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень "речь". Он был известен ещё в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением "говорить". От него произошли такие слова, как "изречение", "речистый", "наречие" (говор), "нарекать" (называть) и другие. Если буквально перевести слово наречие на современный язык, то получится "наглаголие". А в латыни он называется "приглаголие". Это потому, что оно всегда "работает" с глаголом. Как может, помогает, уточняет, поясняет его.
Сделайте вывод. Что обозначает наречие и каким членом предложения является.
НАРЕЧИЕ ОБОЗНАЧЕТ ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ, В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ
3 группа
Измените наречие ДРУЖНО, ВВЕРХ, ЗАВТРА по лицам и числам, по падежам, по временам, по родам.
Сделайте вывод. Как изменяются наречия?
НАРЕЧИЕ - НЕИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
4 группа
Прочитайте текст. Уберите наречия (выделенные слова) из текста. Прочитайте. Сравните тексты.
Сделайте вывод о роли наречий в речи.
НАРЕЧИЯ ДЕЛАЮТ НАШУ РЕЧЬ БОЛЕЕ ТОЧНОЙ, ПОНЯТНОЙ, ДАЮТ БОЛЕЕ ТОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕСТЕ, ВРЕМЕНИ И ОБРАЗЕ ДЕЙСТВИЯ
- Предлагаю подвести итоги ваших исследований.
Представители каждой группы делятся своими выводами.
- Вернёмся к письму Алисы. Так что же за «ерчияна» надо найти в этом стихотворении?
- Поможем Алисе найти наречия.
Сварнело. Провко ящуки
Паробуртелись по вселянке;
Сустились умерки. В мраве
Куржились сомно петелянки.
- Ура! Мы победили дракона и Алиса свободна!
- Давайте заменим наречия антонимами. На экране «головы» дракона - наречия меняются на противоположные по значению.
лживо - честно, грубо – вежливо, коварно-искренне, трусливо - смело, грустно – радостно, скучно – весело
На экране радуется Алиса. Рассказывает стихотворение о наречии.
Всем известно, что наречие –
Необычная часть речи:
Его вопросы без труда
Можно выучить всегда:
ГДЕ? КУДА?
ЗАЧЕМ? ОТКУДА?
КАК? И ПОЧЕМУ? КОГДА?
Хоть всякое случается,
Оно не изменяется.
Это, между прочим,
Просто проверяется.
Слово ОЧЕНЬ мы возьмем.
ОЧЕНЯМИ, ОЧЕНЕМ…
Да, уже понятно нам:
Нету слова ОЧЕНЯМ!
Для примера мы тогда
Взяли слово НИКОГДА.
Начинаем изменять:
НИКОГДАМ и НИКОГДАТЬ.
Да и здесь один ответ:
НИКОГДОВ на свете нет!
Верно, что наречия
Совсем не изменяются,
Вовсе не спрягаются
И вовсе не склоняются!
- Хорошо, когда есть друзья! С друзьями интересно учиться и можно многого добиться. Помогайте друг другу! Радуйтесь успехам! Всё у вас будет ……. (хорошо, отлично и т.п.)
Звучит песня «Дорогою добра» Ю. Энтина
- А наше знакомство с наречием мы продолжим на следующем уроке.
Домашнее задание:
Заменить наречия фразеологическими оборотами
- (вкусно) пальчики оближешь
- (мало) пальчики оближешь
- (тесно) яблоку негде упасть
- (дорого) на вес золота
- (медленно) идти черепашьим шагом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка по теме "Общее понятие о предлоге" во 2 классе.
Технологическая карта данного урока содержит в себе этапы урока, деятельность учителя на уроке, деятельность учащихся и УУД. Это первый урок в системе уроков по теме "Предлог"....
Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.
Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...
Проект урока русского языка в 4 классе "Местоимение. Общее понятие" Система Занкова
Проект урока русского языка в 4 классе по курсу "Русский язык. 4 класс", автор учебника А.В.Полякова...
Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».
Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России». Тип урока: «открытие» новых знаний Тема: «Спряжение глаголов»
Цель урока:· Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моде...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....
Урок русского языка Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи. 2 класс
Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи....