Рабочая программа по русскому языку для 3 класса
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Аннотация
Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса может быть использована учителями начальной школы, работающими по программам УМК «Школа России» (без ФГОС).
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса поможет обеспечить необходимый уровень общего развития учеников, сформировать общеучебные умения, имеет практическую направленность обучения.
В рабочей программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 3 класса к концу года, необходимых для преемственной связи с курсом русского языка в 4 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_12-13.docnovoe.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ
городского округа Орехово – Зуево
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___ от 30.08.2012 года
Директор МОУ лицей
__________________________
Орлова Н.А.
Рабочая программа
по курсу «Русский язык»
для 3 класса «Г»
Учитель начальных классов
Краузе Елена Викторовна
2012 – 2013 учебный год
Данная рабочая учебная программа разработана на основе программы «Русский язык» авторов Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой / Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 1/ – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008, на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, федерального базисного учебного плана.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В рабочей программе дается распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Рабочая программа включает:
пояснительную записку;
учебно-тематический план;
основное содержание курса «Русский язык»;
требования к уровню подготовки учеников 3 класса, обучающихся по данной программе;
учебно-методическое обеспечение;
список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Язык — духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка, средство становления всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения, средство познания окружающего мира и самого себя.
Цели обучения
Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Это предполагает:
• освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
• знакомство учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи — устной и письменной.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
• осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
• поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
• дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
• развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
• овладение ведущими методами анализа — действиями изменения и сравнения; развитие фонематического слуха.
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умение самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами-моделями, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.), способность к самооценке и самоконтролю.
Умение планировать учебную работу рассматривается как общий способ учебной деятельности: осознание ребенком цели предстоящей работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее выполнения, установление последовательности и распределение во времени учебной работы.
Самооценка и самоконтроль, тесно связанные с умением самостоятельно планировать учебную работу, формируются как готовность и способность ученика соотнести содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, решить для себя, возможно ли восстановить (по памяти, учебнику, тетради и т. д.) и нужно ли дополнить эти знания для успешного выполнения задания.
Курс включает систему понятий, относящихся к фонетике (звуки речи, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков в слове; звуковой, звуко-слоговый анализ слова), графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками речи и буквами, их обозначающими), слову (морфемный состав слова, лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, многозначность слова; части речи, их лексико-грамматические признаки); предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении; словосочетание как распространенное слово; виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонации; распространенные и нераспространенные предложения; предложения простые и сложные; предложение и текст).
Основной языковой единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка.
Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами приро- досообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Основные разделы программы:
«Фонетика и графика», «Лексика», «Морфемика» (состав слова), «Морфология» (части речи), «Синтаксис и пунктуация», «Орфография», «Речевое развитие», «Чистописание».
Раздел «Фонетика и графика» представлен следующим содержанием:
• Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные звуки. Согласные звуки парные и непарные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости. Оглушение и озвончение парных согласных в слове (дуб, сказка; просьба, молотьба). Чередование звуков в слове (свет — свеча — освещение; друг — дружба — друзья). Представление о сильной и слабой позициях звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме (дом — дома, дубы — дуб).
• Словесное ударение. Интонация: повышение и понижение тона речи;
• логическое ударение; эмоциональное ударение (продление гласного или согласного звука в слове: урааа! каррр!)
• Графика: «перевод слова звучащего в слово написанное».
• Алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Соотношение звуков и букв.
Значение (назначение) буквы и и букв е, ё, то, я.
Значение (назначение) букв ь и ъ (мягкого и твердого знаков).
Буквы, обозначающие согласные звуки, парные по звонкости и глухости. Буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки.
Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в слоне (ь, е, ё, ю, я). Произношение согласных перед звуком [и].
Буквы, обозначающие раздельное произношение звуков в слове (Илья, подъезд воробьи).
Небуквенные графические средства: дефис (из-за, кто-то),пробел (раздель- ное написание слов: в городе, ко мне, и шесть), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка).
Лексика
Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка.
Морфемика (состав слова)
Особенности морфемного строя русского языка (слова).
Корень, приставка, суффикс, окончание как значимые части слова. Морфемы, выражающие грамматическое значение слова.
Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова: сад — садовник, посадка, садик; сад — сада — саду — садом— о саде.
Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок (дом — домик — домище; заговорили—отговорили). Обогащение речи учащихся словами, разнообразными по эмоциональной окраске (экспрессивности) и стилю.
Морфология (части речи)
Слово, его номинативные и коммуникативные функции.
Лексическое значение слова (название предмета, явления природы; признак предмета, изменение признака; действие предмета, признак действия и др.). Грамматическое значение, грамматические категории, характеризующие слово (род, число, падеж, лицо, время, склонение, спряжение). Слово как часть речи. Классификация частей речи и их лексико-грамматические признаки.
Имя существительное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж.
Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что? существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам (склонение имен существительных). Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения.
Имя существительное как член предложения.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические признаки: значение, род, число, падеж; согласование с именем существительным. Склонение имен прилагательных.
Имя прилагательное как член предложения.
Личные местоимения. Значение и употребление; склонение личных местоимений.
Личные местоимения как член предложения.
Глагол, его лексико-грамматические признаки: значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. I и II спряжение глаголов.
Глагол как член предложения.
Наречие. Лексико-грамматические признаки, употребление в речи. Наречие как член предложения.
Предлог, союз. Роль (назначение) в предложении (речи).
Синтаксис и пунктуация
Предложение как единица языка и речи. Предложение словосочетание — слово: их сходство и различия.
Текст. Признаки текста. Типы текстов. Предложение и текст.
Порядок слов в предложении. Предложения, различные но цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация (повышение и понижение тона, пауза; логическое ударение, эмоциональная окраска высказывания — сообщения, вопроса, совета, просьбы, приказа). Предложения восклицательные и невосклицательные по интонации. Интонация и ее значение для выражения законченности высказывания (законченности мысли).
Простое и сложное предложения. Распространенное и нераспространенное предложения. Главные члены предложения, грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.
Связь слов в предложении. Однородные члены предложения.
Прямая речь, обращение (общее знакомство).
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в сложных предложениях (простейшие случаи).
Анализ и преобразование готового языкового материала, создание (конструирование) высказывания: речевой замысел, выбор соответствующих речевых средств, конструирование речи (предложения, текста).
Орфография
Знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без терминологии): традиционным, или историческим (написание так называемых словарных слов и слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу), основанным на запоминании; морфологическим (общие для родственных слов значимые части — морфемы — сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетическим (написание, соответствующее установке «пиши, как слышишь»).
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова; правописание сочетаний жи — ши; ча — ща; чу — щу; чк — чн. Раздельное написание предлогов со словами; гласные и согласные в приставках; правописание суффиксов -ик-, -ек-; непроизносимые согласные, двойные согласные; разделительные мягкий и твердый знаки.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных; правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание не с глаголами.
Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных и глаголов.
Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Чистописание
Целью работы по чистописанию является формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма. В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев), отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.
Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса. В 3 классе содержание графических упражнений составляет письмо трудных по форме букв, букв, поддающихся при ускорении письма деформации, типичных соединений букв, письмо слов, предложений, небольших текстов по образцу и самостоятельно (при списывании с печатного шрифта, при письме под диктовку).
На занятиях проводятся также упражнения по предупреждению и исправлению недочетов каллиграфического характера: несоблюдения наклона букв и равного расстояния между элементами букв, буквами и словами на строке; нарушения параллельности одинаково направленных штрихов, соразмерности пропорций прописных и строчных букв, линейности (соблюдение одинаковой высоты букв на всей строчке письма); искажения форм букв или их отдельных цементов и т. д. Коллективные упражнения по чистописанию следует связывать по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, усвоением написания слов с непроверяемыми безударными гласными, двойными согласными и т. д. Письмо учащихся начальных классов должно быть опрятным, четким, достаточно быстрым.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому развитию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.
Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех ее разделов и единиц языка (предложения, слова, звука) с учетом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков, грамотного, графически правильного письма.
Речевое развитие
Обогащение активного и пассивного словаря, развитие мотивов и средств речевой деятельности, ее содержательности (знание предмета речи), правильности (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической), точности (соответствие выбора средств языка речевой ситуации), выразительности, благозвучности, развитие логической стороны речи;
способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально-смысловую стороны речи, паузы, ударение не только словесное (орфоэпическое), но и логическое, эмоциональное;
развитие двух планов речи — внутреннего и внешнего (на уровне замысла, выстраивания логики, выбора слова, интонации и т. д.).
Воспроизведение или самостоятельное создание небольшого текста (повествования, описания), несложных лингвистических текстов (с опорой на аналитические планы).
Проверка и оценка усвоения программы.
Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), тесты, обучающие изложения и сочинения.
В программе указано примерное количество часов на изучение того или иного раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов по темам программы, опираясь на собственный опыт и уровень подготовленности учащихся конкретного класса.
Содержание учебного материала
Основные блоки программы
Содержание блока | Количество часов по программе |
Повторение | 21 |
Состав слова | 63 |
Синтаксис и пунктуация | 18 |
Имя существительное | 24 |
Имя прилагательное | 17 |
Глагол + личные местоимения | 17 |
Повторение пройденного за год | 10 |
|
|
ИТОГО | 170 |
Творческих работ – 17
Контрольных диктантов – 10
Словарных диктантов – 9
Списывание -2
Примерное количество слов для словарных диктантов: 3 класс - 10-12. Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 3 класс, в первом полугодии —50-55, в конце года —55-60.
В текстах, предназначенных для изложения в 3 классе: 1 полугодие - 60-65 слов, в конце года – 70-75. Тексты по содержанию подбираются с учетом их познавательного, воспитательного воздействия на учащихся.
На совершенствование каллиграфически правильного письма рекомендуется отводить в 3 классе – по 8-10 минут на уроках грамматики и правописания. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию грамматических навыков проводится в индивидуальном порядке.
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
В результате изучения русского языка
ученик должен знать / понимать:
главные и второстепенные члены предложения;
предложения распространенные и нераспространенные ;
значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
однокоренные слова и разные формы одного слова;
чередование согласных и беглые гласные в слове;
употребление разделительных мягкий (ь) и твердый (ъ) знаков;
различие приставок и предлогов;
лексическое значение, грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;
употребление в речи различных частей речи.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
активного использования учащимися в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), по эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных), правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме;
разбора слов по составу, применение способов проверки и правописания слов с безударными гласными, с суффиксами –ик, -ек, с изученными приставками, правописания сложных слов и глаголов с не;
написание слов с непроверяемыми орфограммами;
письма под диктовку текстов (55 – 60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка в 3 классе отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю.
Примерное тематическое планирование
учебного материала курса
«Русский язык»
3 класс
5 часов в неделю
Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Часть 1. М., «Просвещение», 2008. Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык.
Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык», 3 класс, в 2-х частях, М., Просвещение, 2008.
В связи с работой по триместрам и праздничными днями в календаре 2012 – 2013 учебного года сокращается количество учебных часов на 10. Итого в году – 160 час (по программе 170 часов)
Тема «Личные местоимения» изучается внутри тем «Синтаксис и пунктуация», «Глагол».
160 часов
№ урока | Дата | Тема урока | Страницы |
Повторение. 15 часов. |
1 | Текст. Предложение. Словосочетание. Главные члены предложения. | 3-11 |
2 | Главные члены предложения. Различение предложений по цели высказывания и интонации. | 12-15 |
3 | Части речи, их употребление в предложении. Начальная форма имён существительных. Различие в тексте частей речи. | 16-23 |
4 | Различие понятий «звук» и «буква». Алфавит. Ударение. | 24-31 |
5 | Ударение. Безударная гласная в корне слова. | 32-36 |
6 | Звонкие и глухие согласные. Проверка парных согласных. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 37-49 |
Синтаксис и пунктуация. 18 часов (в них 1 час – «Личные местоимения») |
1 | Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. | 50-53 |
2 | Части речи, выражающие в предложении сказуемое. | 53-55 |
3 | Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения. | 55-60 |
4 | Контрольное списывание. |
5 | Работа над ошибками. Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены. | 60-62 |
6 | Распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Установление связи между главными и второстепенными членами предложения. Различение предложения и словосочетания. | 63-70 |
7 | Развитие речи. Обучающее изложение зрительно воспринятого текста. |
8 | Работа над ошибками. Закрепление. | 71-73 |
9 | Логическое ударение в предложении. Интонация перечисления. Постановка логического ударения в предложении. | 74-77 |
10 | Предложения с интонацией перечисления. | 77-80 |
11 | Постановка запятой при перечислении. Логическое ударение в предложении. | 81-84 |
12 | Контрольная работа №1. |
13 | Работа над ошибками. Интонация перечисления. | 84-85 |
Морфология и морфемика. |
Состав слова. 60 часа |
1 | Окончание – изменяемая часть слова. Разные формы одного и того же слова. | 86-90 |
2 | Нулевое окончание. | 90-93 |
3 | Основа слова. | 93-96 |
4 | Выделение основы слова. Согласование прилагательного с существительным. | 96-97 |
5 | Корень. Однокоренные слова. | 98-100 |
6 | Приставка. | 101-102 |
7 | Суффикс. Разбор слова по составу. | 103-106 |
8 | Разбор слова по составу. Различие разных форм одного слова и однокоренных слов. | 106-108 |
9 | Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. | 108-111 |
10 | Состав слова. Перенос слов. | 112-115 |
11 | Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова. | 115-117 |
12 | Единообразное написание корней однокоренных слов. | 117-120 |
13 | Чередование согласных звуков в корне слова. |
14 | Контрольная работа №2. |
15 | Работа над ошибками. Закрепление. | 121-122 |
16 | Чередование согласных и беглые согласные в корне. | 123-124 |
17 | Чередование согласных и беглые согласные в корне. | 125-126 |
18 | Чередование согласных и беглые согласные в корне. | 127-129 |
19 | Чередование согласных и беглые согласные в корне. | 129-131 |
20 | Правописание суффиксов –ик-, -ек-. | 131-133 |
21 | Развитие речи. Обучение выборочному изложению текста. | Упр.111, с.134 |
22 | Работа над ошибками. |
23 | Проверка написания гласной в суффиксах –ек-, -ик-. | 135-136 |
24 | Приставка – значимая часть слова. | 137-139 |
25 | Правописание гласных в приставках. | 140-142 |
26 | Проверочный диктант. | Упр.132 |
27 | Правописание приставок. | 142-144 |
28 | Правописание приставок. | 145-149 |
29 | Контрольная работа №3. |
30 | Работа над ошибками. Приставка и предлог. | Часть 2. 3-4 |
31 | Приставка и предлог. | 5-7 |
32 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 8-10 |
33 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 11-12 |
34 | Развитие речи. Обучающее изложение воспринятого на слух текста. |
35 | Работа над ошибками. Закрепление. |
36 | Понятие о разделительном Ъ. | 13-17 |
37 | Правописание слов с разделительным Ъ. | 18-19 |
38 | Правописание слов с разделительным Ъ. | 20-21 |
39 | Правописание слов с разделительным Ъ. | 22-24 |
40 | Контрольная работа №4. |
41 | Работа над ошибками. Закрепление. |
42 | Правописание непроизносимых согласных. | 24-26 |
43 | Правописание непроизносимых согласных. | 27-29 |
44 | Правописание непроизносимых согласных. | 29-31 |
45 | Правописание непроизносимых согласных. | 32-33 |
46 | Проверочная работа. |
47 | Написание слов с двойными согласными. | 34-36 |
48 | Написание слов с двойными согласными. | 36-37 |
49 | Написание слов с двойными согласными. | 37-38 |
50 | Развитие речи. Изложение. | Упр.105 или 110 |
51 | Сложные слова. | 38-42 |
52 | Сложные слова. | 43-48 |
53 | Контрольная работа №5. |
54 | Работа над ошибками. Образование и правописание сложных слов. | 49-50 |
Части речи. 59 часов |
Имя существительное. 22 часов. |
1 | Понятие об имени существительном. Существительные собственные и нарицательные. Употребление имён существительных в устной и письменной речи. | 51-54 |
2 | Род и число имён существительных. | 61-66 |
3 | Существительные мужского рода с твёрдой и мягкой основами. | 67-69 |
4 | Существительные среднего рода с твёрдой и мягкой основами. | 69-71 |
5 | Существительные женского рода с твёрдой и мягкой основами. | 71-75 |
6 | Развитие речи. Обучающее сочинение. |
7 | Работа над ошибками. |
8 | Имёна существительные с шипящим звуком на конце слова. | 75-77 |
9 | Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. | 77-80 |
10 | Контрольная работа №6. |
11 | Работа над ошибками. Изменение существительных по вопросам. | 81-83 |
12 | Склонение одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Упражнение в установлении связи слов в предложении и словосочетании. | 84-88 |
13 | Понятие о склонении. Изменение имён существительных по падежам. | 89-91 |
14 | Изменение имён существительных по падежам. | 91-93 |
15 | Склонение имён существительных. | 94-95 |
16 | Склонение имён существительных. | 96-97 |
17 | Схема морфологического разбора имён существительных. | 98-100 |
18 | Контрольная работа №7. |
19 | Работа над ошибками. Закрепление. |
Имя прилагательное. 15 часов |
1 | Понятие об имени прилагательном. | 101-103 |
2 | Употребление имён прилагательных в устной и письменной речи. | 103-104 |
3 | Закрепление знаний об именах прилагательных. | 105-106 |
4 | Число и род имён прилагательных | 106-107 |
5 | Изменение имён прилагательных по числам и родам. | 108-110 |
6 | Проверочный диктант. |
7 | Родовые окончания имён прилагательных. | 111-118 |
8 | Развитие речи. Изложение. |
9 | Работа над ошибками. Закрепление пройденного. | 119-120 |
10 | Изменение имён прилагательных мужского рода по вопросам. | 121-124 |
11 | Изменение имён прилагательных среднего рода по вопросам. | 12 4-126 |
12 | Окончания имён прилагательных женского рода с твёрдой и мягкой основами. | 126-127 |
13 | Закрепление пройденного. | 128 |
14 | Контрольная работа №8. |
15 | Работа над ошибками. | 129 |
Глагол. 22 часов (в них 2 часа «Личные местоимения») |
1 | Понятие о глаголе. | 130-133 |
2 | Образование глаголов из других частей речи. | 133-134 |
3 | Употребление глаголов в неопределённой форме. | 135-136 |
4 | Развитие речи. Изложение. |
5 | Работа над ошибками. |
6 | Число глаголов. | 136-138 |
7 | Изменение глаголов по числам. | 138-141 |
8 | Изменение глаголов по временам. | 142-148 |
9 | Времена глаголов. | 148-150 |
10 | Лицо глаголов. Личные местоимения. | 150-152 |
11 | Лицо глаголов. Личные местоимения. | 153-154 |
12 | Окончания глаголов в форме единственного числа. | 154-157 |
13 | Окончания глаголов в форме множественного числа. | 158-159 |
14 | Закрепление. Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа. | 159-161 |
15 | Контрольная работа №9. |
16 | Работа над ошибками. | 162 |
17 | Неопределённая форма глагола. Повторение. Правописание Ь и Ъ. | 163 |
18 | Роль глагола в предложении. Повторение. Главные члены предложения. | 164 |
19 | Образование глаголов из других частей речи. Повторение. Однокоренные слова. | 165 |
Повторение пройденного за год. 8 часа |
1 | Предложение Знаки препинания в конце предложения. Интонация. | 166-167 |
2 | Состав слова. Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова. | 168-169 |
3 | Правописание непроизносимых и удвоенных согласных | 170-171 |
4 | Правописание сложных слов. Члены предложения и части речи. |
Содержание курса
3 класс
170 ч (5 часов в неделю)
Повторение. (16ч)
Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные звуки, их фонетическая характеристика. Сильная и слабая позиции гласного и согласного звука в слове. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных, парных и непарных согласных. Понятие об орфограмме. Мягкие и твёрдые согласные; обозначение мягких согласных на письме. Слово как единица языка. Значимые части слова. Корень слова. Однокоренные слова. Слова как части речи. Имя существительное; лексическое значение; вопросы кто? что? начальная форма; употребление в предложении. Имя прилагательное; лексическое значение; вопросы: какой? какая? какие? какое?; изменение по числам; словосочетание прилагательных с существительными; употребление в предложении. Глагол; лексическое значение; вопросы что делать? что сделать?; употребление в предложении.
Предложение. Словосочетание. Текст. Типы текстов (повествование, описание). Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные. Интонация (восклицательная и невосклицательная).
Лексика. Слова близкие по значению и противоположные. Многозначность слова. Объяснение значения слова подбором синонимов и антонимов. Употребление в речи устойчивых словосочетаний. Особенности словарного состава пословиц, поговорок, загадок. Смысловое значение и эмоциональные оттенки слова, передаваемые словообразовательными средствами языка (приставками, суффиксами).
Морфология и морфемика (126 ч)
Состав слова (64ч)
Значение части слова. Основа и окончание. Корень. Приставка. Суффикс. Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова. Чередование согласных в корне слова. Беглые гласные. Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок). Правописание суффиксов –ик, -ек. Правописание гласных и согласных в приставках по-, под-, от-, про-, до-, об-, на-, за-, над-, с-. Приставка и предлог. Разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Непроизносимые согласные. Двойные согласные. Сложные слова. Соединительные гласные о и е.
Части речи (62ч)
Имя существительное (22ч)
Лексическое значение. Существительные, обозначающие предмет, явление природы, действие или признак. Существительные собственные и нарицательные. Основные грамматические признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Начальная форма имени существительного. Род, число, изменение существительных по вопросам (падежам). Понятие о склонении существительных. Существительные с твёрдой и мягкой основами и их склонение. Употребление существительных в речи. Роль в предложении.
Имя прилагательное (18ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Вопросы какой? какая? какие? какое? Связь прилагательных с существительными. Изменение имён прилагательных по числам, родам. Род прилагательных. Понятие о склонении прилагательных. Родовые окончания прилагательных. Употребление прилагательных в речи.
Глагол(22ч)
Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Неопределённая форма глагола. Вопросы что делать? Что сделать? Изменение глаголов по числам. Глаголы, обозначающие действие предмета, его состояние, изменение признака предмета. Время, лицо, число глаголов. Изменение глаголов по времени. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Понятие о личных окончаниях глаголов. Правописание не с глаголами. Употребление глаголов в речи (в предложении).
Личные местоимения
Общее понятия о личных местоимениях.
Синтаксис и пунктуация (18ч)
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа (без терминологии). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространённые и нераспространённые предложения. Логическое ударение. Интонация перечисления.
Повторение пройденного материала за год (10ч)
Учебно – методическое обеспечение
Учебники:
Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык»: учебник для 3 класса в 2 ч., М.: Просвещение, 2006
Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова «Дидактический материал по русскому языку».3 класс, М.: Просвещение, 2006
Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева. Прописи-ступеньки. «Чистописание»: рабочая тетрадь для 3 класса в 4 ч., ООО Дрофа, 2005.
Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова «Рабочая тетрадь по русскому языку» в 2-х частях. 3класс. Москва, «Просвещение», 2006
Методическая литература:
1. Русский язык. 3 класс. «Поурочные планы по русскому языку» к учебному комплекту Л. М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. - Волгоград: Учитель, 2004
2. Л.А.Псарёва, О.Е.Жиренко,Л.А.Обухова «Поурочные разработки по русскому языку», 3 класс, М.: «Вако», 2006
Дополнительная литература:
А.А.Бондаренко. «Орфографический словарь». - М.: Просвещение, 2003
А.А.Бондаренко «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников». - М., 1990
О.И.Волошина «Тесты». Русский язык: 1-4 кл. - М.: Дрофа, 2011
А.Н.Матвеева Русский язык. «Контрольные работы в начальной школе». - М.: Дрофа, 2010
А.Нарушевич , Е.Попова «Тесты по русскому языку». - М.: АСТ-Пресс, 2010
Е.А.Нефедова «Диктанты по русскому языку». - М.: Дрофа, 2012
Статьи из сборника научно-методического журнала «Начальная школа».
О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. Русский язык. «Правила и упражнения». - М.: АСТ-Астрель, 2003
А.В.Узенкова. «Русский с увлечением». - Екатеринбург, 1997
Т.В. Шклярова «Сборник упражнений». - М., 2009
«Школа России». Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч.- 4-е изд.-М.: Просвещение, 2009г
Информационно – техническое обеспечение
1. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009
2. «Лексика и орфография» . DVD диск (согласные, словарные слова, существительные, глаголы, прилагательные
3. «Страна лингвистика. Орфографический диктант». DVD диск
4. «Тренажёр по русскому языку». 1-4 классы. Образовательная коллекция. DVD диск
5. Интернет ресурсы:
Презентации:
- Константинова И.Н. «Фонетический разбор в начальной школе» kinkin.63@bk.ru
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
Аннотация
Рабочая учебная программа по русскому языку для 3 класса может быть использована учителями начальной школы, работающими по программам УМК «Школа России» (без ФГОС).
Программа ориентирована на формирование у младших школьников представления о русском родном языке как целостной системе. Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса поможет обеспечить необходимый уровень общего развития учеников, сформировать общеучебные умения, имеет практическую направленность обучения.
В рабочей программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 3 класса к концу года, необходимых для преемственной связи с курсом русского языка в 4 классе.
Данные об авторе программы
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Г» на 2012-2013 учебный год разработана учителем первой квалификационной категории МОУ лицей городского округа Орехово-Зуево Краузе Еленой Викторовной, педагогический стаж 15 лет.
СОГЛАСОВАНО
Протокол №____ от 27 августа 2012 г.
заседания ШМО
учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
(Журавлёва О.Н.)
29.08.2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России
Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В. УМК &laqu...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...