Урок русского языка. Система Занкова Л. В.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Удянская Валентина Васильевна

Урок русского языка в 3 классе. 

Тема: Родительный падеж имён существительных первого склонения.

 

 

Цели: Организовать деятельность учащихся для знакомства с предлогами, которые употребляются с существительными в родительном падеже, с правописанием ударных и безударных окончаний существительных в родительном падеже. Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в именительном, винительном и родительном падежах, распознавать склонение существительных. Содействовать развитию орфографической зоркости, мышления, речи учащихся. Воспитывать самостоятельность, интерес к предмету. Способствовать развитию интереса к предмету через использование мультимедийной презентации.

 

 

Оборудование: индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями; учебники Поляковой А.В. для 3-го класса, опорные таблицы по теме урока «Падежи, предлоги, вопросы»; цветные карандаши, карточки для рефлексии, мультимедийный проектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

I.Оргмомент.

1. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

         Доброе утро, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами. Хорошего вам настроения.

Слайд №2

         Девиз нашего урока: «Грамоте учиться – всегда пригодится».

  • Как вы понимаете смысл написанного?
  • Для чего нужно быть грамотным человеком?
  • Как вы понимаете слова «грамотный ученик»?

Грамотный – умеет правильно писать и правильно говорить. Грамота нужна чтобы учиться дальше.

В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык». Люди с древних времён тянулись к знаниям, прекрасно понимая, что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и что «ученье свет, а неученье тьма». Мы с вами должны стремиться стать грамотными учениками, чтобы в будущем учиться дальше и стать грамотными специалистами.

II. Проверка домашнего задания.

         С существительными в каком падеже вы записывали словосочетания? Какого склонения эти существительные? Какие окончания у существительных В.п.1 скл. Вы выделили (-у, -ю). Прочитайте словосочетания с окончаниями –у, с окончаниями –ю.

III. Сообщение темы урока, цели, опираясь на знания учащихся.

Слайд №3

На доске текст: У калины и рябины

                         Вьются стаями дрозды

                         Под окошком георгины

                         Красотой своей горды.

  • Прочитайте текст
  • Назовите существительные 1-го склонения
  • Определите падеж существительных
  • Какова же тема урока?

IV. Минутка чистописания.

Слайд №4

1. Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится в одном из существительных, которые вы называли в стихотворении. Она обозначает согласный, парный, звонкий, мягкий звук (буква «б» в слове рябина).

2. Эту букву мы напишем с двумя другими:

  • Одна является предлогом, который употребляется с одним из этих слов. Назовите её.
  • Вторая является окончанием в этих словах. Назовите её.

Слайд №5

  • Запишите буквы так, как показано в образце, продолжив закономерность.

Слайд №6

3. Прочитайте: «Умелые руки не знают скуки».

  • Когда так говорят?
  • Запишите пословицу
  • Найдите существительные первого склонения и выделите окончание.
  • Какие же окончания бывают у существительных первого склонения в родительном падеже? (-и, -ы)
  • Разберите предложение по членам предложения и укажите части речи.
  • Что является основой предложения?
  • Назовите основу предложения. Какими членами предложения является основа.
  • Назовите второстепенные члены предложения.
  • Обратите внимание на существительные 1-го склонения.
  • В каком падеже оно стоит?
  • Каким членом предложения является?
  • Позже вы узнаете, что существительные в родительном падеже могут отвечать на вопрос откуда? (например: из школы). Каким членом предложения оно является в этом случае? (обстоятельством).

Слайд №7

V. Словарно-орфографическая работа.

Слайд №8

  • Прочитайте слова: огурец, одеяло, океан, около.
  • Что вы можете сказать о написании этих слов?
  • Запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, проверьте.
  • Какое слово лишнее? (около, с правописанием этого слова мы не знакомы это предлог)
  • Что можете сказать об остальных словах (имена существительные, неодушевлённые, нарицательные, 2-го склонения, мужского и среднего рода).
  • Составьте предложение со словом «около».
  • С существительными в каком падеже употребили предлог «около»?
  • Выделите окончания и определите падеж существительных.
  • Кто использовал в предложении с предлогом «около» существительное 1-го склонения? Какое окончание имеет это существительное?

VI. Работа над темой урока.

Слайд №9

  • Самостоятельное заполнение таблицы учащимися.

Падеж

Вопрос

Окончание

Предлог

 

 

 

 

 

  • Всё ли мы знаем об именах существительных 1-го склонения в родительном падеже?
  • Чему ещё мы должны научиться?
  • Мы должны не путать его с другими падежами. Например с винительным падежом (кого?).
  • Как различать падежи? Это цель нашего урока.

VII. Физкультминутка.

Слайд №10

         Если я назову существительное в родительном падеже – хлопните в ладоши, если в других падежах – присядьте: гора, на  ногу, без прогулки, с мамой, у дяди, за земляникой, к старушке, из печки, в кроватку.

  • Назовите существительные в родительном падеже.
  • Как вы определили падеж существительных?
  • Назовите существительные в винительном падеже.

VIII. Наблюдение над употреблением предлогов с существительными в именительном, родительном и винительном падежах. Сравнение.

Слайд №11

  • С какими падежами и их окончаниями в 1-м склонении мы уже знакомы?
  • Расскажите всё, что знаете об именительном, винительном и родительном падежах (падежи, вопросы, предлоги, окончания).
  • Какие падежи можно спутать?
  • Назовите имена существительные 1-го склонения и определите их падежи (упражнение 324, с.31)

IX. Повторение и закрепление пройденного.

Слайд №12

1. Игра «Не ошибись» (по вариантам).

1 вариант

2 вариант

от площадк...

сквозь бумаг...

для дяд...

до поездк...

через канав...

из рощ...

у лестниц...

сквозь земл...

за сестр...

около беседк...

от речк...

для прогулк...

около деревн...

про дедеушк...

до рябинк...

без башн...

 

  • Назовите существительные в родительном падеже. По каким признакам вы это определили?
  • Назовите существительные в винительном падеже.

2. Проверка

Слайд №13

3.Дифференцированные задания.

№1. Сгруппируйте существительные в три столбика (три столбика могут образовать существительные разных склонений), выделите окончания.

Голубь, деревня, тень, тюлень, старушка, солнышко, полотенце, полянка, рожь, якорь, письмо, яблоня, сирень, осина, тетрадь, серебро, морковь, деревня, шерсть, боль, якорь.

№2. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово.

В...сна, р...ка, ст...кло, стр...ла, ж...ра.

 Ст...на, св...рло, оз...ро, гн...здо,дер...во.

Скв...рец, г...ра, с.рняк, зв...нок, сн...жок.

В...юга, ласточ...ка, рыс..., оде...да, про...ка.

Топ...ль, св...ристель, к...рас..., к...рабль.

№3. Прочитайте пословицы и поговорки. Напишите их ориентируясь по существительным 1-го склонения. Они должны идти в порядке следования падежей.

В пустой бочке звону много.

Их водой не разольёшь.

Плохая шутка до добра не доведёт.

Заварил кашу - расхлёбывай.

Грамоте учиться - вперёд пригодиться.

Без беды друга не узнаешь.

X.Итог урока.

Слайд №14

XI. Домашнее задание: упражнение 322, с. 30, правила, страницы 29-30.

Слайд №15

XII. Рефлексия.

Слайд №16

Спасибо за урок.

Слайд №17

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r._yaz._3_klass.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов                                                       Удянская Валентина Васильевна

Тема: Родительный падеж имён существительных первого склонения.

Цели: Организовать деятельность учащихся для знакомства с предлогами, которые употребляются с существительными в родительном падеже, с правописанием ударных и безударных окончаний существительных в родительном падеже. Способствовать развитию умений распознавать имена существительные в именительном, винительном и родительном падежах, распознавать склонение существительных. Содействовать развитию орфографической зоркости, мышления, речи учащихся. Воспитывать самостоятельность, интерес к предмету. Способствовать развитию интереса к предмету через использование мультимедийной презентации.

Оборудование: индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями; учебники Поляковой А.В. для 3-го класса, опорные таблицы по теме урока «Падежи, предлоги, вопросы»; цветные карандаши, карточки для рефлексии, мультимедийный проектор.

Ход урока.

I.Оргмомент.

1. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

        Доброе утро, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами. Хорошего вам настроения.

Слайд №2

        Девиз нашего урока: «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Как вы понимаете смысл написанного?

Для чего нужно быть грамотным человеком?

Как вы понимаете слова «грамотный ученик»?

Грамотный – умеет правильно писать и правильно говорить. Грамота нужна чтобы учиться дальше.

В народе издавна говорят: «Грамота – второй язык». Люди с древних времён тянулись к знаниям, прекрасно понимая, что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и что «ученье свет, а неученье тьма». Мы с вами должны стремиться стать грамотными учениками, чтобы в будущем учиться дальше и стать грамотными специалистами.

II. Проверка домашнего задания.

        С существительными в каком падеже вы записывали словосочетания? Какого склонения эти существительные? Какие окончания у существительных В.п.1 скл. Вы выделили (-у, -ю). Прочитайте словосочетания с окончаниями –у, с окончаниями –ю.

III. Сообщение темы урока, цели, опираясь на знания учащихся.

Слайд №3

На доске текст: У калины и рябины

                      Вьются стаями дрозды

                      Под окошком георгины

                      Красотой своей горды.

Прочитайте текст

Назовите существительные 1-го склонения

Определите падеж существительных

Какова же тема урока?

IV. Минутка чистописания.

Слайд №4

1. Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится в одном из существительных, которые вы называли в стихотворении. Она обозначает согласный, парный, звонкий, мягкий звук (буква «б» в слове рябина).

2. Эту букву мы напишем с двумя другими:

Одна является предлогом, который употребляется с одним из этих слов. Назовите её.

Вторая является окончанием в этих словах. Назовите её.

Слайд №5

Запишите буквы так, как показано в образце, продолжив закономерность.

Слайд №6

3. Прочитайте: «Умелые руки не знают скуки».

Когда так говорят?

Запишите пословицу

Найдите существительные первого склонения и выделите окончание.

Какие же окончания бывают у существительных первого склонения в родительном падеже? (-и, -ы)

Разберите предложение по членам предложения и укажите части речи.

Что является основой предложения?

Назовите основу предложения. Какими членами предложения является основа.

Назовите второстепенные члены предложения.

Обратите внимание на существительные 1-го склонения.

В каком падеже оно стоит?

Каким членом предложения является?

Позже вы узнаете, что существительные в родительном падеже могут отвечать на вопрос откуда? (например: из школы). Каким членом предложения оно является в этом случае? (обстоятельством).

Слайд №7

V. Словарно-орфографическая работа.

Слайд №8

Прочитайте слова: огурец, одеяло, океан, около.

Что вы можете сказать о написании этих слов?

Запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, проверьте.

Какое слово лишнее? (около, с правописанием этого слова мы не знакомы это предлог)

Что можете сказать об остальных словах (имена существительные, неодушевлённые, нарицательные, 2-го склонения, мужского и среднего рода).

Составьте предложение со словом «около».

С существительными в каком падеже употребили предлог «около»?

Выделите окончания и определите падеж существительных.

Кто использовал в предложении с предлогом «около» существительное 1-го склонения? Какое окончание имеет это существительное?

VI. Работа над темой урока.

Слайд №9

Самостоятельное заполнение таблицы учащимися.

Падеж

Вопрос

Окончание

Предлог

Всё ли мы знаем об именах существительных 1-го склонения в родительном падеже?

Чему ещё мы должны научиться?

Мы должны не путать его с другими падежами. Например с винительным падежом (кого?).

Как различать падежи? Это цель нашего урока.

VII. Физкультминутка.

Слайд №10

        Если я назову существительное в родительном падеже – хлопните в ладоши, если в других падежах – присядьте: гора, на  ногу, без прогулки, с мамой, у дяди, за земляникой, к старушке, из печки, в кроватку.

Назовите существительные в родительном падеже.

Как вы определили падеж существительных?

Назовите существительные в винительном падеже.

VIII. Наблюдение над употреблением предлогов с существительными в именительном, родительном и винительном падежах. Сравнение.

Слайд №11

С какими падежами и их окончаниями в 1-м склонении мы уже знакомы?

Расскажите всё, что знаете об именительном, винительном и родительном падежах (падежи, вопросы, предлоги, окончания).

Какие падежи можно спутать?

Назовите имена существительные 1-го склонения и определите их падежи (упражнение 324, с.31)

IX. Повторение и закрепление пройденного.

Слайд №12

1. Игра «Не ошибись» (по вариантам).

1 вариант

2 вариант

от площадк...

сквозь бумаг...

для дяд...

до поездк...

через канав...

из рощ...

у лестниц...

сквозь земл...

за сестр...

около беседк...

от речк...

для прогулк...

около деревн...

про дедеушк...

до рябинк...

без башн...

Назовите существительные в родительном падеже. По каким признакам вы это определили?

Назовите существительные в винительном падеже.

2. Проверка

Слайд №13

3.Дифференцированные задания.

№1. Сгруппируйте существительные в три столбика (три столбика могут образовать существительные разных склонений), выделите окончания.

Голубь, деревня, тень, тюлень, старушка, солнышко, полотенце, полянка, рожь, якорь, письмо, яблоня, сирень, осина, тетрадь, серебро, морковь, деревня, шерсть, боль, якорь.

№2. Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в каждом ряду лишнее слово.

В...сна, р...ка, ст...кло, стр...ла, ж...ра.

 Ст...на, св...рло, оз...ро, гн...здо,дер...во.

Скв...рец, г...ра, с.рняк, зв...нок, сн...жок.

В...юга, ласточ...ка, рыс..., оде...да, про...ка.

Топ...ль, св...ристель, к...рас..., к...рабль.

№3. Прочитайте пословицы и поговорки. Напишите их ориентируясь по существительным 1-го склонения. Они должны идти в порядке следования падежей.

В пустой бочке звону много.

Их водой не разольёшь.

Плохая шутка до добра не доведёт.

Заварил кашу - расхлёбывай.

Грамоте учиться - вперёд пригодиться.

Без беды друга не узнаешь.

X.Итог урока.

Слайд №14

XI. Домашнее задание: упражнение 322, с. 30, правила, страницы 29-30.

Слайд №15

XII. Рефлексия.

Слайд №16

Спасибо за урок.

Слайд №17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (система Занкова) 4 класс

КТП по русскому языку содержит пояснительную записку, тематическое планирование и контрольно-измерительный материал....

Рабочая программа по русскому языку.Система Занкова .3 класс

Рабочая программа по русскому языку.3класс.Система Занкова...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие" ( автор учебника «Русский язык 4 класс» А.В. Полякова, система развивающего обучения Л.В. Занкова)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Местоимение. Общее понятие"  ( автор учебника «Русский язык 4 класс»  А.В. Полякова, система развивающего  обучения Л.В. Занкова) по ФГОС...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Имя собственное" по учебнику Н.В.Нечаевой, С.Г.Яковлевой "Русский язык"(система Л.В.Занкова)

Урок проводился в 1 классе на уроке русского языка по системе Л.В.Занкова (автор учебника Н.В.Нечаева). В конспекте урока подробно описаны универсальные учебные действия,виды деятельности учащихся , у...

Урок русского языка во 2 классе "Правописание парных согласных в корне слова" по системе развивающего обучения Л.В.Занкова (учебник "Русский язык" Н.В. Нечаевой)

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности по закреплению правописания парных согласных в корне слова.В ходе урока обучающиес...

Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.

Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам....