Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический сценарий

урока русского языка по теме:

«Система частей речи.

Изменение глаголов по лицам»

4 класс

Автор: Голикова Елена Владимировна,

учитель начальной школы

НОУ гимназии «Школа бизнеса» г. Сочи

г.Сочи

ПРЕДМЕТ: русский язык (образовательная технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

КЛАСС: 4 (10 ЛЕТ)

ТЕМА: «Система частей речи. Изменение глаголов по лицам»

ТИП УРОКА: урок решения частных задач с применением открытого способа.

ЦЕЛЬ УРОКА: определять значение лица по общей грамматической модели глагола, осмыслить значение лица на новом уровне.

Деятельностная цель: формировать у учащихся способность рефлексии собственной деятельности и адекватно оценивать её результаты в определении грамматического значения лица глаголов.

Содержательная цель: закрепить и совершенствовать умение находить самостоятельные части речи в тексте по их значению и признакам; формировать навыки самооценки, самоанализа.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • систематизировать понятие о частях речи;
  • конкретизировать грамматические значения различных частей речи;
  • научить узнавать глагол в ряду слов, изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ УУД:

  • анализировать и определять основные признаки самостоятельных частей речи;
  • анализировать грамматические значения глагола;
  • применять свои знания для определения лица глагола.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД:

  • Познавательные УУД- сравнивать, анализировать, делать выводы, умение расшифровывать графическую модель;
  • Регулятивные УУД- сравнивать реализованные способы деятельности и её результаты с заданными эталонами, внесение необходимых изменений, дополнений и корректив в план и способы деятельности;
  • Коммуникативные УУД-формировать умения работать в паре, группе;
  • Личностные УУД- уметь проводить самооценку успешной учебной деятельности.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы: учебная дискуссия, сочетание словесных и наглядных методов, проблемно-поисковый, устного и письменного контроля, самоконтроля.

ОБОРУДОВАНИЕ:

для учителя: мультимедийный проектор, презентация, модели изменения слов, карточки для парной и групповой работы;

для учащихся: карточки с заданиями для парной, групповой, самостоятельной работы.

СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

Этапы урока

слайда

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Методические рекомендации

Тема урока

Слайд 1.

«С Урок русского языка в 4 «А» классе.  НОУ гимназии «Школа бизнеса»         

Учитель: Голикова Елена Владимировна

1.Органи- зационный. (са-моопреде-ление к деятель-ности).

Слайд 2.

Здравствуйте!

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения. К нам пришли гости, поприветствуйте всех, поделитесь со всеми своей улыбкой.  Спасибо. Садитесь. Сейчас предлагаю проверить готовность к уроку. Нам сегодня предстоит интересное путешествие, поэтому прошу всех быть внимательными и собранными. Не так давно мы совершили увлекательное путешествие с Волькой Костыльковым, Женькой Богорадом и Стариком Хоттабычем, читая книгу замечательного писателя Лазаря Лагина. Сегодня мы снова встретимся с этими замечательными героями, но на уроке русского языка. Считаю, что Старик Хоттабыч не только великий волшебник, но и неутомимый труженик. Об этом говорит эпизод в цирке- Хоттабыч во время антракта выучил азбуку, алфавит. (Мечта всех учителей)        

Когда люди отправляются в путешествие, то они очень многое видят, хочется всё запомнить, поэтому иногда ведут дневник. Мы тоже будем вести дневник. Откройте тетрадочки и запишите:

ТЕТРАДЬ-На доске: Двадцать пятое февраля.  

                                               Классная работа.

Проверяют наличие на парте необходимых для урока русского языка принадлежностей (учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш).

Слушают учителя,

отвечают на вопросы.

Дети записывают дату в тетрадь.

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, создание эмоционального настроя на урок.

Учитель обращает внимание правильную посадку детей.

2. Актуализация знаний.

Создание ситуации успеха.

Слайд 3.

Слайд 4.

Всё, что не делал Хоттабыч в жизни, делал он это прекрасно и основательно. А вот и первое задание от него. Внимание на экран.  Перед Вами слова. Но вначале - вопрос?

- Подумайте, на какие группы можно разбить эти слова? (Можно распределить их по частям речи). Верно. 

Очень нравились Хоттабычу два друга- Волька Костыльков и Женя Богорад. Вот и для Вас Хоттабыч подготовил задание, его вы будете выполнять в парах.      Задание у Вас на столе.

Внимательно ещё раз прочитайте слова и

определите какими частями речи они являются?

Красивый, красуется, красота, красавица, будут красоваться, красиво, украсил.  

(Имя прилагательное, глагол, имя существительное, имя существительное, глагол, наречие, глагол).

Проговорить алгоритм выполнения:

(Вы видите перед словами-круг. Для чего?

Зачем? - Правильно. Для самооценки. Этот вид самооценки называется – прогностическая оценка. Прочитав задание - оцените. Сможете сделать? …(жесты)

По окончании задания - определив какой частью речи является каждое слово, - и снова Самооценка. Только вы уже оцениваете своё выполнение после работы с каждым словом. Первыми показали готовность и справились с заданием….       Им слово….

Эталон выполнения задания.

- У всех так выполнено. Спасибо. У вас не возникло трудностей во время выполнения. (Нет).

ТЕТРАДЬ (записать и выполнить разбор слов по составу)

-Чем руководствовались? Что помогает Вам так быстро определять части речи?

 1) ? Вопрос, который задаём к слову.

 2) Грамматические модели изменения слов-            

                 ).

Дети предлагают варианты ответа на вопрос, выполняют задание в паре.

Прогностическая самооценка.

Ретроспективная самооценка.

 

Работа в зоне актуального развития.

Создание ситуации успеха — демонстрация детьми владения старым способом действия.

3.Решение частных задач с применением  открытого способа.

Слайд 5.

Слайд 6-7.

Систематизация частей речи.

Разговор о моделях.

Фронтальный опрос о грамматических значениях самостоятельных частей речи.

Давайте заглянем в гости к каждой части речи с нашими друзьями.

1.Имена существительные изменяются по Ч, П (числам, падежам) -значение рода у них ПОСТОЯННО. Модель сразу узнаваема по обведённому в круг роду. (Что это значит?  Определить род можем, изменить –нет.) 

2. Модель имён прилагательных, дружна очень с существительным, тоже интересна, на жучка похожа. ВСЕ грамматические категории ЗАВИСИМЫ. Зависят от чего? От имени существительного.

3. Модель числительного проста. Изменяются по П (падежам). Но сложная система склонения.

4. Грамматической модели местоимений нет, модель - «хамелеон, кукушечка».

Учитель: -Почему? 

В зависимости от роли в предложении, изменяются как имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Поэтому-то мы и вели речь о местоименных существительных и местоименных прилагательных.

5. О модели наречий знаем немного, с ней мы детально знакомимся позже. Неизменяемая часть речи. Значит, нет у неё окончаний, и грамматические категории отсутствуют.

Совершили небольшое путешествие по грамматическим моделям самостоятельных частей речи.

Вспомните, с какой частью речи работаем сейчас, последние уроки.  (Правильно. Глагол.)

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (
глагол!)

6.  Конкретизация модели глагола.

Модель глагола интересна тем, что в ней можно выделить 4 грамматические категории. Глаголы изменяются по Ч (числам) В (временам), Р (родам в прошедшем времени), Л, но при конкретной работе со словом - можем определить 3 грамматические категории.    

В русском языке прекрасная

СИСТЕМА ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

В 4 частях речи присутствует слово ИМЯ.

Ведь не просто так. Да, имеют ввиду грамматическую категорию ПАДЕЖА.

Наречие - неизменяемая часть речи,

ГЛАГОЛ - изменяется по Ч (числам), В (временам), Р (родам в прошедшем времени), Л (лицам в настоящем и будущем времени).

Нет, не унимается старик Хоттабыч и предлагает Вам ещё поработать со словами. С красивыми словами справится легко, вам понятно лексическое значение. А справитесь ли Вы с заданием, если слова будут интересные, непонятные.  Не обошлось, конечно, здесь без волшебства. Но хочу заметить, кто прекрасно разбирается в системе частей речи, тому и это задание будет по плечу.

Это задание посложней, поэтому старик Хоттабыч захотел посмотреть, как Вы с ним справитесь, работая в группах. Займите места для работы. Найдите задание. Прочитайте его, задайте вопросы.

Итак, алгоритм выполнения:

Конкретизирует задание самая организованная и быстрая группа.                   ЗАДАНИЕ:

Рядом со словами, из придуманного Хоттабычем языка определи грамматические значения разных форм глагола (укажите работу окончаний).              ЗАДАНИЕ В ГРУППАХ- №___

ОПРЕДЕЛИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

РАЗНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА

ИЗ ПРИДУМАННОГО ЯЗЫКА

ХМЫЗАЮ-   _______(Ч)______(В)______ (Р)_____(Л)

ШЕДУ ХМЫЗАТЬ-____(Ч)____(В)_______(Р)_____(Л)

ПОХМЫЗАЮТ-_____(Ч)______(В)______(Р)_____(Л)

 ХМЫЗАЛ-  _______(Ч)_______(В)______ (Р)_____(Л)

Каждой из групп даётся возможность объяснить определение грамматических значений одного из глаголов.

Анализ работ.

1) Аплодисментами оценить ребят, прекрасно справившихся с заданием.

ТЕТРАДЬ (изменение 1 слова запишите в тетрадь)

? От чего зависит наличие грамматического значения РОДА или ЛИЦА? (от времени)

Фронтальный опрос.

Дети отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы. (Оценивают ЖЕСТАМИ правильные ответы детей).

На основе знаний о частях речи анализируют грамматическую модель каждой самостоятельной части речи, систематизируют материал.

Корректируют грамматическую модель глагола с целью устранения ошибок.

Конкретизация модели глагола.

Работа в группах.

Учитель ведет учебный диалог.

Учитель аргументирует свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.

Учитель ведет учебный диалог.

Физкультминутка

Слайд 8.

Ребята, вы, наверное, устали? А самый лучший отдых - это смена деятельности.

Я попрошу всех встать и выполнять определённые упражнения.

Мы остановились на том, что для глагола очень важным является определение Времени.

Повторим алгоритм:

Глагол прошедшего времени отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ?

Глагол настоящего времени отвечает на вопрос:      ЧТО ДЕЛАЕТ?

Глагол будущего времени отвечает на вопрос:

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАЕТ?

ОТЛИЧНО.  ВМЕСТЕ с героями устремляем взгляд на ЭКРАН:  ДВИЖЕНИЯ

       ПРОШЕДШЕЕ - ходьба на месте

       НАСТОЯЩЕЕ – 3 хлопки

       БУДУЩЕЕ - руки вверх, потянуться.

Выполняют упражнения.

Определение

времени   у глаголов для

физкультминутки:

летим, пел,    

прочитаю, склеил,

леплю, убежал,

строим, закроешь,

молчало, сидите, полетят.

Организует выполнение физических упражнений.

Контролирует процесс усвоения учащимися

понятия определения времени глагола.

4. Этап включения в систему знаний. Первичное закрепление.

Слайд 9-10.

Слайд 11.

Хоттабыч следит за нашей деятельностью на уроке. Прислал нам электронное письмо.

ПИСЬМО ОТ ХОТТАБЫЧА

-Внимательно прочитайте текст и сформулируйте тему урока.

-Что интересного заметили?

(В каждом предложении изменяется глагол идти.)

Утром я иду в школу через лесок. Когда мы идём вместе с другом, то совсем не скучно. А если ты идёшь один, то немного страшно. Кажется, что где-то за тобой кто-то идёт, а может быть даже идут.

ВЕРНО. ПОВТОРЯЕТСЯ глагол ИДТИ.

Проговорить грамматические категории каждого глагола.

Какое изменение глагола по ЛИЦАМ отсутствует.    Запишите его в тетрадь.

ИДЁТЕ- (во множественном числе в настоящем времени во 2 л.)

Измените глагол. Поставьте его в будущее время.

Сколько форм глагола можете образовать в будущем времени?

ТЕТРАДЬ (Проспрягать в тетради глагол

                                          ЧИТАТЬ)

Таблица изменения ПО ЛИЦАМ и ЧИСЛАМ

глаголов НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени 

 ЧИТАТЬ         ПРОЧИТАТЬ         БУДУ ЧИТАТЬ

     1л.  Я читаю                   1л.  Мы читаем

     2л. Ты читаешь             2л.  Вы читаете

     3л.  Он читает                3 л. Они читают

      Вывод: ЛИЦО и ЧИСЛО глагола

                                                (СПРЯЖЕНИЕ)

              в настоящем и будущем времени

                          определяется по

                 местоимению и окончанию.

Глаголы изменяются по лицам и помощники в этом -  личные местоимения.

Поиск решения учебной задачи: составление таблицы-эталона изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам.

Организация учебного взаимодействия

 учащихся.

5.Этап

контроля.

Слайд 12.     

Сейчас- самостоятельная работа.

Выполнение самостоятельной работы по вариантам.  

Учащиеся в 5 предложениях подчёркивают глаголы, определяют лицо глагола. В одном предложении глагол стоит в прошедшем времени. («Ловушка»). Оценивают работу.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на закрепление материала. (Приложение 4.)

Организация сам. работы уч-ся, определение качества и уровня усвоения действий по эталону.

6. Домашнее задание.

Слайд 13.

 Домашнее задание от Хоттабыча:

На листочке формат А-4 измените по лицам и числам 2 глагола ЛЕТЕТЬ и МЕЧТАТЬ. Придумайте с каждым из них одно предложение. Над каждым словом укажите части речи.

Работы постарайтесь очень красиво оформить.

Дети знакомятся с сутью домашнего задания, задают вопросы.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения дом. задания.

7. Рефлексивно – оценочный этап.

Слайд 14.

Время подвести итог на уроке русского языка по теме: «Система частей речи. Изменение глаголов по лицам».

- Что нового узнали? 

- Кто доволен своей работой на уроке?

- За что ты можешь похвалить себя, одноклассников?

Закончите любое из предложенных высказываний, выбирая фразу из рефлексивного анализа на экране.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • я понял, что…

 Молодцы! Спасибо за урок!

Дети поднимают руки, отвечают на вопросы. Каждый оценивает

свой вклад в

достижение

поставленных в

начале урока целей, свою активность, эффективность

работы класса,

увлекательность и полезность

выбранных форм работы.

Оценка совместной деятельности учащихся в решении учебной задачи.

Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель и результат. 

Слайд

15.

              Спасибо за работу на уроке!



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА        

Предмет: русский язык           Тема: «Система частей речи.                                       Тип урока: урок решения частных задач с 

     Класс: 4 «А»                        Изменение глаголов по лицам»                                                   применением открытого способа                                                                                                                                          

                                                    Учитель: Голикова Елена Владимировна               Дата: 25.02.2016

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1.Органи-

зационный этап (самоопределение к деятельности)

Создание  благоприятного  психологического настроя  на работу, организация рабочего  места.

Приветствует, проверяет готовность учащихся  к учебному занятию, организует внимание детей.

Включаются в деловой ритм урока. Записывают дату в тетрадь.

2

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Актуализация знаний учащихся, создание ситуации успеха.

Актуализация опорных  знаний и способов  действий.

Работает в зоне актуального развития.

Организует  повторение способов определения частей речи.

Участвуют в работе по повторению: отвечают на поставленные вопросы, выполняют задание в парах.

(Работают в парах.) Контролируют свою работу по эталону.

(Прогностическая и

ретроспективная самооценка.)

5

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: взаимодействие и сотрудничество в паре, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: понимание причин успеха в учебной деятельности.

3. Решение частных задач с применением открытого способа.

На основе знаний о частях речи анализируют грамматическую модель каждой самостоятельной части речи, систематизируют материал.  Корректируют грамматическую модель глагола с целью устранения ошибок.

Организует  и контролирует  процесс систематизации частей речи.

Организует постановку учебной задачи, когда требуется уточнение грамматической модели глагола.

На основе имеющихся знаний о частях речи систематизируют материал.

(Фронтальная работа. Систематизация частей речи, работа с грамматическими моделями слов)

(Работают в группах.)

10

Познавательные: коллективное создание алгоритма деятельности при решении задач, выделение связей и отношений, выдвижение гипотезы и ее обоснование.

Личностные:  умение ориентироваться в социальных ролях, установление связи между членами группы, установка на поиск решения учебных затруднений.   

Коммуникативные: умение слушать, слышать и вступать в диалог.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Физкультминутка.

Смена деятельности, обеспечение эмоциональной и физической разгрузки учащихся.

Организует выполнение физических упражнений.

(Выполняют упражнения.)

2

4. Этап включения в систему знаний. Первичное закрепление.

Поиск решения учебной задачи:  составление таблицы-эталона изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам.

Организует учебное взаимодействие учащихся.

Составляют таблицу  изменения глаголов

настоящего и прошедшего времени по лицам.

.

10

Познавательные: создание алгоритма деятельности при решении проблем, выделение связей и отношений, выдвижение гипотезы и ее обоснование.

Личностные:  осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме и в виде эталона, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные: исследование условий задачи, моделирование понятия.

5.Этап контроля.

Определение качества и уровня усвоения общего способа действий.

Организует самостоятельную работу уч-ся, определяет качество и уровень усвоения действий по эталону.

Выполняют самостоятельную работу.

(Прогностическая и ретроспективная самооценка.)

7

Познавательные: применение понятия и модели о частях речи, изменение глаголов по лицам.

Личностные: формирование адекватной самооценки. 

Регулятивные: умение работать с тестом, самостоятельный анализ правильности выполнения действий.

6.  Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания.

Дает комментарий к выполнению домашнего задания.

Записывают в дневники домашнее задание.

2

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Оценка совместной деятельности учащихся в решении учебной задачи.

Организует рефлексию деятельности учащихся, подводит итоги работы в парах, в группах и класса в целом.

Оценивают собственную деятельность и деятельность класса в целом в поиске способа решения учебной задачи, комфортности и удовлетворения от совместной деятельности.

2

Познавательные: структурирование знаний с помощью различных знаковых моделей, различных средств, разными способами.

Личностные: формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью.  

Регулятивные:  оценивание собственной деятельности и деятельности  класса при уточнении грамматической модели глагола.

Логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам

Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...

Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов)

Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени  (спряжение глаголов) Цели предметные: Ø  уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением...

Фрагмент урока русского языка в 4 классе. Тема: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).

Данный конспект позволит подготовиться к уроку русского языка по теме  "Спряжение"....

Русский язык. 3 класс. Изменение глаголов по лицам. Второе лицо глагола.

Данная презентация разработана для  объяснения учителем нового материала. Система задания подводит учащихся к самостоятельному выводу по теме....

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...