Урок русского языка. Система частей речи. Изменение глаголов по лицам в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок-путешествие со сказочным героем Стариком Хоттабычем по частям речи для систематизации изученного материала и детального рассмотрения темы изменения глаголов по лицам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методический сценарий
урока русского языка по теме:
«Система частей речи.
Изменение глаголов по лицам»
4 класс
Автор: Голикова Елена Владимировна,
учитель начальной школы
НОУ гимназии «Школа бизнеса» г. Сочи
г.Сочи
ПРЕДМЕТ: русский язык (образовательная технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
КЛАСС: 4 (10 ЛЕТ)
ТЕМА: «Система частей речи. Изменение глаголов по лицам»
ТИП УРОКА: урок решения частных задач с применением открытого способа.
ЦЕЛЬ УРОКА: определять значение лица по общей грамматической модели глагола, осмыслить значение лица на новом уровне.
Деятельностная цель: формировать у учащихся способность рефлексии собственной деятельности и адекватно оценивать её результаты в определении грамматического значения лица глаголов.
Содержательная цель: закрепить и совершенствовать умение находить самостоятельные части речи в тексте по их значению и признакам; формировать навыки самооценки, самоанализа.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- систематизировать понятие о частях речи;
- конкретизировать грамматические значения различных частей речи;
- научить узнавать глагол в ряду слов, изменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ УУД:
- анализировать и определять основные признаки самостоятельных частей речи;
- анализировать грамматические значения глагола;
- применять свои знания для определения лица глагола.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД:
- Познавательные УУД- сравнивать, анализировать, делать выводы, умение расшифровывать графическую модель;
- Регулятивные УУД- сравнивать реализованные способы деятельности и её результаты с заданными эталонами, внесение необходимых изменений, дополнений и корректив в план и способы деятельности;
- Коммуникативные УУД-формировать умения работать в паре, группе;
- Личностные УУД- уметь проводить самооценку успешной учебной деятельности.
Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы: учебная дискуссия, сочетание словесных и наглядных методов, проблемно-поисковый, устного и письменного контроля, самоконтроля.
ОБОРУДОВАНИЕ:
для учителя: мультимедийный проектор, презентация, модели изменения слов, карточки для парной и групповой работы;
для учащихся: карточки с заданиями для парной, групповой, самостоятельной работы.
СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
Этапы урока | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методические рекомендации |
Тема урока | Слайд 1. | «С Урок русского языка в 4 «А» классе. НОУ гимназии «Школа бизнеса» Учитель: Голикова Елена Владимировна | ||
1.Органи- зационный. (са-моопреде-ление к деятель-ности). | Слайд 2. | Здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения. К нам пришли гости, поприветствуйте всех, поделитесь со всеми своей улыбкой. Спасибо. Садитесь. Сейчас предлагаю проверить готовность к уроку. Нам сегодня предстоит интересное путешествие, поэтому прошу всех быть внимательными и собранными. Не так давно мы совершили увлекательное путешествие с Волькой Костыльковым, Женькой Богорадом и Стариком Хоттабычем, читая книгу замечательного писателя Лазаря Лагина. Сегодня мы снова встретимся с этими замечательными героями, но на уроке русского языка. Считаю, что Старик Хоттабыч не только великий волшебник, но и неутомимый труженик. Об этом говорит эпизод в цирке- Хоттабыч во время антракта выучил азбуку, алфавит. (Мечта всех учителей) Когда люди отправляются в путешествие, то они очень многое видят, хочется всё запомнить, поэтому иногда ведут дневник. Мы тоже будем вести дневник. Откройте тетрадочки и запишите: ТЕТРАДЬ-На доске: Двадцать пятое февраля. Классная работа. | Проверяют наличие на парте необходимых для урока русского языка принадлежностей (учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш). Слушают учителя, отвечают на вопросы. Дети записывают дату в тетрадь. | Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности, создание эмоционального настроя на урок. Учитель обращает внимание правильную посадку детей. |
2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха. | Слайд 3. Слайд 4. | Всё, что не делал Хоттабыч в жизни, делал он это прекрасно и основательно. А вот и первое задание от него. Внимание на экран. Перед Вами слова. Но вначале - вопрос? - Подумайте, на какие группы можно разбить эти слова? (Можно распределить их по частям речи). Верно. Очень нравились Хоттабычу два друга- Волька Костыльков и Женя Богорад. Вот и для Вас Хоттабыч подготовил задание, его вы будете выполнять в парах. Задание у Вас на столе. Внимательно ещё раз прочитайте слова и определите какими частями речи они являются? Красивый, красуется, красота, красавица, будут красоваться, красиво, украсил. (Имя прилагательное, глагол, имя существительное, имя существительное, глагол, наречие, глагол). Проговорить алгоритм выполнения: (Вы видите перед словами-круг. Для чего? Зачем? - Правильно. Для самооценки. Этот вид самооценки называется – прогностическая оценка. Прочитав задание - оцените. Сможете сделать? …(жесты) По окончании задания - определив какой частью речи является каждое слово, - и снова Самооценка. Только вы уже оцениваете своё выполнение после работы с каждым словом. Первыми показали готовность и справились с заданием…. Им слово…. Эталон выполнения задания. - У всех так выполнено. Спасибо. У вас не возникло трудностей во время выполнения. (Нет). ТЕТРАДЬ (записать и выполнить разбор слов по составу) -Чем руководствовались? Что помогает Вам так быстро определять части речи? 1) ? Вопрос, который задаём к слову. 2) Грамматические модели изменения слов- ). | Дети предлагают варианты ответа на вопрос, выполняют задание в паре. Прогностическая самооценка. Ретроспективная самооценка.
| Работа в зоне актуального развития. Создание ситуации успеха — демонстрация детьми владения старым способом действия. |
3.Решение частных задач с применением открытого способа. | Слайд 5. Слайд 6-7. | Систематизация частей речи. Разговор о моделях. Фронтальный опрос о грамматических значениях самостоятельных частей речи. Давайте заглянем в гости к каждой части речи с нашими друзьями. 1.Имена существительные изменяются по Ч, П (числам, падежам) -значение рода у них ПОСТОЯННО. Модель сразу узнаваема по обведённому в круг роду. (Что это значит? Определить род можем, изменить –нет.) 2. Модель имён прилагательных, дружна очень с существительным, тоже интересна, на жучка похожа. ВСЕ грамматические категории ЗАВИСИМЫ. Зависят от чего? От имени существительного. 3. Модель числительного проста. Изменяются по П (падежам). Но сложная система склонения. 4. Грамматической модели местоимений нет, модель - «хамелеон, кукушечка». Учитель: -Почему? В зависимости от роли в предложении, изменяются как имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Поэтому-то мы и вели речь о местоименных существительных и местоименных прилагательных. 5. О модели наречий знаем немного, с ней мы детально знакомимся позже. Неизменяемая часть речи. Значит, нет у неё окончаний, и грамматические категории отсутствуют. Совершили небольшое путешествие по грамматическим моделям самостоятельных частей речи. Вспомните, с какой частью речи работаем сейчас, последние уроки. (Правильно. Глагол.) Интересная часть речи Вышивает или пашет, 6. Конкретизация модели глагола. Модель глагола интересна тем, что в ней можно выделить 4 грамматические категории. Глаголы изменяются по Ч (числам) В (временам), Р (родам в прошедшем времени), Л, но при конкретной работе со словом - можем определить 3 грамматические категории. В русском языке прекрасная СИСТЕМА ЧАСТЕЙ РЕЧИ. В 4 частях речи присутствует слово ИМЯ. Ведь не просто так. Да, имеют ввиду грамматическую категорию ПАДЕЖА. Наречие - неизменяемая часть речи, ГЛАГОЛ - изменяется по Ч (числам), В (временам), Р (родам в прошедшем времени), Л (лицам в настоящем и будущем времени). Нет, не унимается старик Хоттабыч и предлагает Вам ещё поработать со словами. С красивыми словами справится легко, вам понятно лексическое значение. А справитесь ли Вы с заданием, если слова будут интересные, непонятные. Не обошлось, конечно, здесь без волшебства. Но хочу заметить, кто прекрасно разбирается в системе частей речи, тому и это задание будет по плечу. Это задание посложней, поэтому старик Хоттабыч захотел посмотреть, как Вы с ним справитесь, работая в группах. Займите места для работы. Найдите задание. Прочитайте его, задайте вопросы. Итак, алгоритм выполнения: Конкретизирует задание самая организованная и быстрая группа. ЗАДАНИЕ: Рядом со словами, из придуманного Хоттабычем языка определи грамматические значения разных форм глагола (укажите работу окончаний). ЗАДАНИЕ В ГРУППАХ- №___ ОПРЕДЕЛИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ РАЗНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА ИЗ ПРИДУМАННОГО ЯЗЫКА ХМЫЗАЮ- _______(Ч)______(В)______ (Р)_____(Л) ШЕДУ ХМЫЗАТЬ-____(Ч)____(В)_______(Р)_____(Л) ПОХМЫЗАЮТ-_____(Ч)______(В)______(Р)_____(Л) ХМЫЗАЛ- _______(Ч)_______(В)______ (Р)_____(Л) Каждой из групп даётся возможность объяснить определение грамматических значений одного из глаголов. Анализ работ. 1) Аплодисментами оценить ребят, прекрасно справившихся с заданием. ТЕТРАДЬ (изменение 1 слова запишите в тетрадь) ? От чего зависит наличие грамматического значения РОДА или ЛИЦА? (от времени) | Фронтальный опрос. Дети отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы. (Оценивают ЖЕСТАМИ правильные ответы детей). На основе знаний о частях речи анализируют грамматическую модель каждой самостоятельной части речи, систематизируют материал. Корректируют грамматическую модель глагола с целью устранения ошибок. Конкретизация модели глагола. Работа в группах. | Учитель ведет учебный диалог. Учитель аргументирует свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога. Учитель ведет учебный диалог. |
Физкультминутка | Слайд 8. | Ребята, вы, наверное, устали? А самый лучший отдых - это смена деятельности. Я попрошу всех встать и выполнять определённые упражнения. Мы остановились на том, что для глагола очень важным является определение Времени. Повторим алгоритм: Глагол прошедшего времени отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАЛ? или ЧТО СДЕЛАЛ? Глагол настоящего времени отвечает на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ? Глагол будущего времени отвечает на вопрос: ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАЕТ? ОТЛИЧНО. ВМЕСТЕ с героями устремляем взгляд на ЭКРАН: ДВИЖЕНИЯ ПРОШЕДШЕЕ - ходьба на месте НАСТОЯЩЕЕ – 3 хлопки БУДУЩЕЕ - руки вверх, потянуться. | Выполняют упражнения. Определение времени у глаголов для физкультминутки: летим, пел, прочитаю, склеил, леплю, убежал, строим, закроешь, молчало, сидите, полетят. | Организует выполнение физических упражнений. Контролирует процесс усвоения учащимися понятия определения времени глагола. |
4. Этап включения в систему знаний. Первичное закрепление. | Слайд 9-10. Слайд 11. | Хоттабыч следит за нашей деятельностью на уроке. Прислал нам электронное письмо. ПИСЬМО ОТ ХОТТАБЫЧА -Внимательно прочитайте текст и сформулируйте тему урока. -Что интересного заметили? (В каждом предложении изменяется глагол идти.) Утром я иду в школу через лесок. Когда мы идём вместе с другом, то совсем не скучно. А если ты идёшь один, то немного страшно. Кажется, что где-то за тобой кто-то идёт, а может быть даже идут. ВЕРНО. ПОВТОРЯЕТСЯ глагол ИДТИ. Проговорить грамматические категории каждого глагола. Какое изменение глагола по ЛИЦАМ отсутствует. Запишите его в тетрадь. ИДЁТЕ- (во множественном числе в настоящем времени во 2 л.) Измените глагол. Поставьте его в будущее время. Сколько форм глагола можете образовать в будущем времени? ТЕТРАДЬ (Проспрягать в тетради глагол ЧИТАТЬ) Таблица изменения ПО ЛИЦАМ и ЧИСЛАМ глаголов НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО времени ЧИТАТЬ ПРОЧИТАТЬ БУДУ ЧИТАТЬ 1л. Я читаю 1л. Мы читаем 2л. Ты читаешь 2л. Вы читаете 3л. Он читает 3 л. Они читают Вывод: ЛИЦО и ЧИСЛО глагола (СПРЯЖЕНИЕ) в настоящем и будущем времени определяется по местоимению и окончанию. Глаголы изменяются по лицам и помощники в этом - личные местоимения. | Поиск решения учебной задачи: составление таблицы-эталона изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам. | Организация учебного взаимодействия учащихся. |
5.Этап контроля. | Слайд 12. | Сейчас- самостоятельная работа. Выполнение самостоятельной работы по вариантам. Учащиеся в 5 предложениях подчёркивают глаголы, определяют лицо глагола. В одном предложении глагол стоит в прошедшем времени. («Ловушка»). Оценивают работу. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу на закрепление материала. (Приложение 4.) | Организация сам. работы уч-ся, определение качества и уровня усвоения действий по эталону. |
6. Домашнее задание. | Слайд 13. | Домашнее задание от Хоттабыча: На листочке формат А-4 измените по лицам и числам 2 глагола ЛЕТЕТЬ и МЕЧТАТЬ. Придумайте с каждым из них одно предложение. Над каждым словом укажите части речи. Работы постарайтесь очень красиво оформить. | Дети знакомятся с сутью домашнего задания, задают вопросы. | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения дом. задания. |
7. Рефлексивно – оценочный этап. | Слайд 14. | Время подвести итог на уроке русского языка по теме: «Система частей речи. Изменение глаголов по лицам». - Что нового узнали? - Кто доволен своей работой на уроке? - За что ты можешь похвалить себя, одноклассников? Закончите любое из предложенных высказываний, выбирая фразу из рефлексивного анализа на экране.
Молодцы! Спасибо за урок! | Дети поднимают руки, отвечают на вопросы. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. | Оценка совместной деятельности учащихся в решении учебной задачи. Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель и результат. |
Слайд 15. | Спасибо за работу на уроке! |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык Тема: «Система частей речи. Тип урока: урок решения частных задач с
Класс: 4 «А» Изменение глаголов по лицам» применением открытого способа
Учитель: Голикова Елена Владимировна Дата: 25.02.2016
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1.Органи- зационный этап (самоопределение к деятельности) | Создание благоприятного психологического настроя на работу, организация рабочего места. | Приветствует, проверяет готовность учащихся к учебному занятию, организует внимание детей. | Включаются в деловой ритм урока. Записывают дату в тетрадь. | 2 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. |
2. Актуализация знаний учащихся, создание ситуации успеха. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Работает в зоне актуального развития. Организует повторение способов определения частей речи. | Участвуют в работе по повторению: отвечают на поставленные вопросы, выполняют задание в парах. (Работают в парах.) Контролируют свою работу по эталону. (Прогностическая и ретроспективная самооценка.) | 5 | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: взаимодействие и сотрудничество в паре, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: понимание причин успеха в учебной деятельности. |
3. Решение частных задач с применением открытого способа. | На основе знаний о частях речи анализируют грамматическую модель каждой самостоятельной части речи, систематизируют материал. Корректируют грамматическую модель глагола с целью устранения ошибок. | Организует и контролирует процесс систематизации частей речи. Организует постановку учебной задачи, когда требуется уточнение грамматической модели глагола. | На основе имеющихся знаний о частях речи систематизируют материал. (Фронтальная работа. Систематизация частей речи, работа с грамматическими моделями слов) (Работают в группах.) | 10 | Познавательные: коллективное создание алгоритма деятельности при решении задач, выделение связей и отношений, выдвижение гипотезы и ее обоснование. Личностные: умение ориентироваться в социальных ролях, установление связи между членами группы, установка на поиск решения учебных затруднений. Коммуникативные: умение слушать, слышать и вступать в диалог. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Физкультминутка. | Смена деятельности, обеспечение эмоциональной и физической разгрузки учащихся. | Организует выполнение физических упражнений. | (Выполняют упражнения.) | 2 | |
4. Этап включения в систему знаний. Первичное закрепление. | Поиск решения учебной задачи: составление таблицы-эталона изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам. | Организует учебное взаимодействие учащихся. | Составляют таблицу изменения глаголов настоящего и прошедшего времени по лицам. . | 10 | Познавательные: создание алгоритма деятельности при решении проблем, выделение связей и отношений, выдвижение гипотезы и ее обоснование. Личностные: осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме и в виде эталона, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: исследование условий задачи, моделирование понятия. |
5.Этап контроля. | Определение качества и уровня усвоения общего способа действий. | Организует самостоятельную работу уч-ся, определяет качество и уровень усвоения действий по эталону. | Выполняют самостоятельную работу. (Прогностическая и ретроспективная самооценка.) | 7 | Познавательные: применение понятия и модели о частях речи, изменение глаголов по лицам. Личностные: формирование адекватной самооценки. Регулятивные: умение работать с тестом, самостоятельный анализ правильности выполнения действий. |
6. Домашнее задание. | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | Дает комментарий к выполнению домашнего задания. | Записывают в дневники домашнее задание. | 2 | |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Оценка совместной деятельности учащихся в решении учебной задачи. | Организует рефлексию деятельности учащихся, подводит итоги работы в парах, в группах и класса в целом. | Оценивают собственную деятельность и деятельность класса в целом в поиске способа решения учебной задачи, комфортности и удовлетворения от совместной деятельности. | 2 | Познавательные: структурирование знаний с помощью различных знаковых моделей, различных средств, разными способами. Личностные: формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью. Регулятивные: оценивание собственной деятельности и деятельности класса при уточнении грамматической модели глагола. Логические: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Изменение глаголов по лицам и числам
Урок русского языка по системе развивающего обучения Л.В Занкова, поможет учащимся уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомит с изменением глаголов по лицам и числам, сформирует умение распозн...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Изменение глаголов по лицам и числам"
урок русского языка...
Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов)
Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов) Цели предметные: Ø уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением...
Фрагмент урока русского языка в 4 классе. Тема: Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение).
Данный конспект позволит подготовиться к уроку русского языка по теме "Спряжение"....
Русский язык. 3 класс. Изменение глаголов по лицам. Второе лицо глагола.
Данная презентация разработана для объяснения учителем нового материала. Система задания подводит учащихся к самостоятельному выводу по теме....
Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...