Календарно-тематическое планирование по русскому языку (система Занкова) 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
КТП по русскому языку содержит пояснительную записку, тематическое планирование и контрольно-измерительный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy.docx | 87.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- ФГОС НОО
- примерной программы А. В. Поляковой «Русский язык» (2010), рекомендованной Министерством образования Российской
Федерации (система общего развития Л. В. Занкова) и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку.
издательство «Учебная литература», 2008) в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального
образования (Москва, 2004).
-«Программы для общеобразовательных школ и лицеев»
- «Сборника программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова»
-Учебного плана МБОУ СОШ №6 на 2013-2014 уч. год
-Приказа министерства образования РФ №1089 от05.03.2004г.
«Об утверждении федерального компонента ГОСТ начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации";
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
Закон Ростовской области:
- «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.2004 № 184-ЗС.
- Областной закон Ростовской области от 2 июля 2012 г. N 900-ЗС «О внесении изменений в отдельные Областные законы и признании утратившими силу отдельных положений некоторых Областных законов»
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
- познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа Л.В.Занкова сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
овладение способами орфографического действия;
развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
формирование учебной деятельности учащихся;
формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Русский язык» в 4 классе отводится 5 часов в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 170 часов. В связи с совпадением рабочих дней с праздничными (10 мая-понедельник, 1 мая- четверг, 2 и 9 мая -пятница), произошло сокращение рабочей программы. Она уменьшена на 4 часа за счёт уплотнения в разделе «Закрепление пройденного материала .Простое и сложное предложение» и составила 166 часов.
Контрольные работы проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием:
1 четверть – дикт., контрольное списывание.
2 четверть – дикт., контрольное списывание.
3 четверть – дикт., контрольное списывание.
4 четверть – дикт., контрольных списывания.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках, у взрослого), сбора, анализа информации;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
в соответствии с целями и задачами;
-осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно - следственных связей, построение рассуждений,
отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
-сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции
человека;
-владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
-осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, умение применять орфографические правила и правила
постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;
-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Основные содержательные линии
Фонетика и графика (5 часов)
Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).
. Местоимение (14 часов)
Местоимение. Общее понятие о местоимении.
Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.Склонение личных местоимений.
Предлоги перед личными местоимениями.
Глагол (44 часов)
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Суффикс -л в глаголах прошедшего времени.
Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы -ти, -тъ и глаголы на -чь.
Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
I и II спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов.
Мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.
Неопределенная форма -ться и 3-е лицо -тся глаголов.
Наречие (14 часов)
Наречие (на ознакомительном уровне).
Значение наречий (на ознакомительном уровне). Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных с помощью суффиксов one.
Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), на конце наречий с приставками с-, из-, до- (справа, издалека, докрасна), о на конце наречий с приставками в-, на-, за- (вправо, налево, засветло).
Имя прилагательное (28 часов)
Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов -ск-, -н-, -ист-.
Синтаксис и пунктуация (25 часов)
Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях (на ознакомительном уровне).
Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами). Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Второстепенный член предложения - обстоятельство. Однородные члены предложения, запятые при однородных членах предложения.
Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).
ставить знаки препинания в сложных предложениях и в простых с однородными членами;
различать сложное предложение и предложение с однородными членами;
находить определения, дополнения и обстоятельства места, времени, образа действия;
находить прямую речь в письменной и устной речи;
расставлять знаки препинания при написании прямой речи.
Связная речь (25 часов)
Устная речь.
Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье. Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам.
Письменная речь.
Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста. Структура построения текста: зачин, средняя часть, концовка. Расширение опыта построения текста. Термин «композиция текста» (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.). Письменные изложения. Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления. Собственные сочинения обучающихся (репродуктивные, творческие). Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов. Составление плана к собственному сочинению. Анализ обучающимися написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений при изучении различных учебных дисциплин..
Резерв времени (11 часов)
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
- Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 класса: в 2 ч. – 2-е изд., -М.: Просвещение, 2010г.
- Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 3-4 класса.: – М.: Просвещение, 2008.
- Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 272с
Учебно-методическое обеспечение
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля |
Русский язык. 3 класс. В 2-х частях. 2009 г. | Поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой, 2010 г. Росланова О.В. | Контрольные работы по русскому языку. 1-4 классы с различными уровнями сложности |
Материально- техническое обеспечение
Список литературы
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы. Книга для учащихся. Москва. Просвещение, 1995.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Книга для учителя. Дидактические игры и
занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы - М.: «Просвещение». - АО «Учебная литература», 1995.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 4 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 144с.
- Волина В.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык. «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
- Ерёмина О.А. Всякому мила родная сторона. Тематический словарь. Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 48 с.
- Ерёмина О.Е. От макушечки до пят. Тематический словарь. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 64с.
- Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1981.
- Литвинова Е.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект центр», 2007. -97с.
- Львов МР. Школьный словарь антонимов русского языка. Издательство «Просвещение», 1981.
- Львов Т.Р. Словарик синонимов и антонимов. Москва. Издательство «Вентатаграф», 1995.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва, «русский язык». 1989.
- Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1983.
- Рик Т. Доброе утро, Имя прилагательное, - М.: РИО «Самовар», 1994.
- Рик Т. Здравствуй, дядюшка глагол! - М.: РИО «Самовар», 1995.
- Рик Т. Здравствуйте, имя существительное!- М.: РИО «Самовар», 1994.
16.Соколовская С.М. Словарь в ребусах и загадках русский язык. 1-4, Издательский центр «Взгляд», 2002.
17 Соловьёва З.И. Русский язык. Карточки для опроса учащихся 4 класс. – М., Верум – М, 2001. – 96 с.
18. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Пояснения для учителя. Москва, 1998.
19. Правило В.И. Словарная работа на уроках русского языка в 4 классе. Методическое пособие.–Самара:Издательский дом «Фёдоров», 2008.
№ п/п | Дата проведения | Система уроков | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения. | Планируемые результаты УУД | Виды деятельности | |||
Компетенция | ||||||||
Учебно-познавательная | ||||||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | |||||||
план | факт | |||||||
1. | Виды предложений. Сложное предложение. | Определение изученных видов предложений | Знать признаки сложного предложен. Уметь применять графическую схему сложного предложен. | Личностные -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы; -учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Таблица, схема предложения. Упр. 1-2 | Обучающийся научится: -различать предложение, словосочетание, слово; -устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; -классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; - определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; -находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; -выделять предложения с однородными членами. Обучающийся получит возможность научиться: -различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства; | ||
2. | Сложное предложение. | Иметь представление о сложном предложении. | Уметь узнавать сложное предложение по количеству основ. | Схема предложения. Упр. 3-5 | ||||
3. | Союзы в сложном предложении. | Уметь устанавливать связь слов в предл. По вопросам, выделять главные члены предложения и словосочетания. | Знать способы соединения простых предложений в сложное. | Упр. 6-9 | ||||
4. |
| Сложное предложение и предложение с однородными членами. | Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения. | Знать отличия сложного предл. От предл. с однородн. членами. Уметь: - находить метафоры, эпитеты; - анализировать логикосмысловые связи в тексте, его структурные особенности. | Упр. 10-13; 14-16, схема | |||
5. |
| Сложное предложение и предложение с однородными членами. | Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения. | Знать отличия сложного предл. От предл. с однородн. членами. Уметь: - находить метафоры, эпитеты; - анализировать логикосмысловые связи в тексте, его структурные особенности. | осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, русский язык; -осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; -знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки; -этические чувства – сочувствия, стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; -понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка. | Упр. 10-13; 14-16, схема | - выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; -различать простые и сложные предложения; -находить обращения. | |
6. |
| Проверочная работа по теме «Отличие сложных предложений от предложений с однородными членами» | Уметь ставить знаки препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами, характеризовать предложения. | Схема | ||||
7. |
| Входной контроль (диктант) | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |||||
8. |
| Работа над ошибками | Знать изученные орфограммы | |||||
9. |
| Общее понятие о местоимении | Иметь представление о местоимении (общее понятие) | Отличать местоимения от других частей речи, употреблять местоимения в речи. | Упр. 17-20, таблица | Обучающийся научится: -определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение; -определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж; -определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. Обучающийся получит возможность научиться: -проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; -оценивать правильность проведения морфологического разбора; -находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. | ||
10. |
| Личные местоимения | Иметь представление о личных местоимениях; различать личные местоимения по родам и числам. | Понимать основные значения личных местоимений. | Упр. 21-24; 25-28 | |||
11. |
| Личные местоимения | Иметь представление о личных местоимениях; различать личные местоимения по родам и числам. | Понимать основные значения личных местоимений. | Упр. 21-24; 25-28 | |||
12. |
| Склонение личных местоимений | Знать личные местоимения. Уметь распознавать личные местоимения, определять их число и лицо | Определять общее в склонении всех личных местоимений. | Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; -следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -различать способ и результат действия; -вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; -осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ; -использовать знаково - символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач; | Упр. 29-32, таблица | ||
13. |
| Склонение личных местоимений | Упр. 33-36 | |||||
14. |
| Склонение местоимений 3-го лица. | Знать склонение личных местоимений. Уметь без ошибок списывать текст. | Понимать основные значения личных местоимений. | Упр. 37-40 | |||
15. |
| Предлоги перед местоимениями. | Иметь представление об изменении местоимений с предлогами. | Упр. 41-44 | ||||
16. |
| Предлоги перед местоимениями. | Иметь представление об изменении местоимений с предлогами. | Упр. 41-44 | ||||
17. |
| Проверочная работа по теме «Склонение местоимений» | Знать предлоги перед местоимениями. Уметь писать раздельно местоимения с предлогами. | Упр. 45-47 | ||||
18. |
| Правописание гласных и согласных в приставках. | Получить представление о правописании приставок. Уметь отличать правописание предлогов и приставок. | Упр. 48-50 | ||||
19. |
| Обучающее изложение с элементами сочинения . | Знать изученные орфограммы. Уметь излагать текст по плану. | |||||
20. |
| Работа над ошибками | Уметь находить ошибки и исправлять их. | Памятки | ||||
21. |
| Правописание гласных и согласных в приставках | Знать правописание приставок. Уметь различать предлоги и приставки | Упр. 51-55 | ||||
22. |
| Правописание гласных и согласных в приставках | Знать правописание приставок. Уметь различать предлоги и приставки | Грамматический разбор предложений | Упр. 56-59 | |||
23. | . | Проверочная работа по теме «Правописание приставок» | Знать правописание приставок. Уметь различать предлоги и приставки | |||||
24. |
| Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | Получить представление об изменении глаголов в наст.и буд. времени по лицам и числам. | Упр. 60-64, таблица | ||||
25. |
| Личные окончания глаголов. | Получить представление о личных окончаниях глаголов в настоящем времени. | Уметь определять лицо, число глагола. | Упр. 65-68, 69-70, таблица | |||
26. |
| Личные окончания глаголов. | Получить представление о личных окончаниях глаголов в настоящем времени. | Уметь определять лицо, число глагола. | Упр. 65-68, 69-70, таблица | |||
27. |
| Контрольный диктант по теме «Правописание приставок» | Знать правописание приставок. Уметь отличать правописание предлогов и приставок. | Применять разные способы проверки слов. | строить сообщения в устной и письменной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; -анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; -устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; -обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов); | |||
28. |
| Работа над ошибками | Уметь выполнять работу над ошибками. | Уметь пользоваться орфографическим словарём. | Словарь, памятки | |||
29. |
| Будущее простое время глаголов. | Иметь представление об изменении глаголов в будущем времени по лицам и числам. | Упр. 71-74, таблица | ||||
30. |
| Будущее простое время глаголов. Текст. | Уметь изменять глаголы в будущем простом и настоящем времени по лицам и числам. | Упр. 75-79, таблица | ||||
31. |
| Будущее простое время глаголов. Текст. | Уметь изменять глаголы в будущем простом и настоящем времени по лицам и числам. | Упр. 75-79, таблица | ||||
32. |
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам | Упр. 80-83 | ||||
33. |
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | Упр. 84-87 | |||||
34. |
| Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. | Упр. 84-87 | |||||
35. |
| Проверочная работа по теме «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам» | Уметь определять время, число глаголов | Упр. 92, разноуровневые задания | ||||
36. |
| Обучающее изложение | Знать изученные орфограммы. Уметь излагать текст по плану. | Уметь создавать несложный текст по теме. | -подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (например: часть речи – самостоятельная часть речи; глагол – глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.); - устанавливать аналогии. Коммуникативные -строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; -учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию; | |||
37. |
| Работа над ошибками | Знать орфограммы | Уметь пользоваться словарём, памятками | Орфографический словарь | |||
38. |
| Связь слов в глагольных словосочетаниях | Знать о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении | Упр. 95-100 | ||||
39. |
| Связь слов в глагольных словосочетаниях | Знать, что связь слов в предложении определяется по вопросам. | Упр. 101-104 | ||||
40. |
| Проверочная работа по теме «Связь слов в глагольных словосочетаниях» | Знать о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении. Уметь определять связь слов в предложении по вопросам. | Иметь представление о связи управления | Упр. 105 | |||
41. |
| Неопределённая форма глагола | ||||||
42. |
| Контрольный диктант | Знать орфограммы | Таблица | ||||
43. |
| Работа над ошибками | Получить представление о неопределённой форме глагола и её отличительных признаках. | Упр. 106- 109 | ||||
44. |
| Неопределённая форма глагола | Получить представление о способах нахождения основы неопределённой формы. Уметь распознавать неопределённую форму глагола. | -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; -строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; -задавать вопросы; -контролировать действия партнера; -использовать речь для регуляции своего действия | Упр. 110-112 | |||
45. |
| Роль неопределённой формы глагола в предложении | Уметь распознавать неопределённую форму глагола. | Получить представление о составном глагольном сказуемом в сравнении с простым сказуемым | Упр. 113-116 | |||
46. |
| Образование глаголов в прошедшем времени | Получить представление о словообразующих и формообразующих суффиксах. | Упр. 117-121, схемы частей слова | ||||
47. | Правописание частицы не с глаголом | Уметь писать частицу не с глаголом | Упр. 122-126 | |||||
48. | Правописание частицы не с глаголом | Уметь писать частицу не с глаголом | Упр. 122-126 | |||||
49. | IиII спряжение глаголов | Получить представление о спряжении глаголов | Упр. 127-131 | |||||
50. | IиII спряжение глаголов | Уметь спрягать глаголы | Упр. 132-135 | |||||
51. | IиII спряжение глаголов | Получить представление о спряжении глаголов | Упр.136-139 | |||||
52. | Определение спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | Получить представление о безударных личных окончаниях | Упр. 140-144, перфокарты | |||||
53. | Спряжение глаголов | Знать правописание личных окончаний глаголов. Уметь спрягать глаголы, правильно писать личные окончания | Упр. 145-148, перфокарты | Обучающийся научится: -применять правила правописания: -раздельное написание слов; -сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; -сочетания чк-чн, чт, щн, рщ; -перенос слов; -прописная буква в начале предложения, в именах собственных; -проверяемые безударные гласные в корне слова; -парные звонкие и глухие согласные в корне слова; -непроизносимые согласные; -непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными ; -гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; -разделительные ь и ъ; -ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч); -безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); -безударные окончания имен прилагательных; | ||||
54. | Спряжение глаголов | Знать правописание личных окончаний глаголов. Уметь спрягать глаголы, правильно писать личные окончания | Упр. 149-152, перфокарты | |||||
55. | Глаголы-исключения | Получить представление о глаголах-исключениях. Знать глаголы-исключения IиII спряжения | Упр. 153-157, алгоритм | |||||
56. | Глаголы-исключения | Получить представление о глаголах-исключениях. Знать глаголы-исключения IиII спряжения | Упр.158-161, алгоритм | |||||
57. | Правописание безударных окончаний глаголов | Знать алгоритм для правильного написания безударных окончаний глаголов | Владеть способами определения спряжения глагола | Упр. 162-167 | ||||
58. | Правописание безударных окончаний глаголов | Знать признаки изучаемой части речи. Уметь писать «ь» после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в ед. ч., писать –ться в неопределённой форме глагола и –тся в 3-м лице глагола | Упр. 168-171, перфокарты | |||||
59. | Правописание безударных окончаний глаголов | Знать признаки изучаемой части речи. Уметь писать «ь» после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в ед. ч., писать –ться в неопределённой форме глагола и –тся в 3-м лице глагола | Упр. 172-174, перфокарты | раздельное написание предлогов с личными местоимениями; -не с глаголами; -ь после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, красишь); -ь в глаголах в сочетании -ться; -безударные личные окончания глаголов; -раздельное написание предлогов с другими словами; -знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; -знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами; -определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике); -безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов; -писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; -проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | ||||
60. | Проверочный диктант по теме «Правописание безударных окончаний глаголов» | Уметь писать под диктовку текст, который читают законченными целостными фразами. | ||||||
61. | Работа над ошибками | Уметь объяснять орфограммы по пройденному материалу | Памятки | |||||
62. | Наречие | Иметь представление о наречиях как неизменяемой части речи | Представление об основных признаках наречий – их неизменяемости и примыкании к другим частям речи | Упр. 175-177, таблица | ||||
63. | Наречие | Иметь представление об основных признаках наречий – их неизменяемости и примыкании к другим частям речи | Получить общее представление об основных признаках наречий – их неизменяемости и примыкании к другим частям речи | Упр. 179-183, таблица | ||||
64. | Наречие | Иметь представление об основных признаках наречий – их неизменяемости и примыкании к другим частям речи | Получить общее представление об основных признаках наречий – их неизменяемости и примыкании к другим частям речи | Упр. 179-183, таблица | ||||
65. | Значение наречий | Иметь представление о наречиях. Знать запас слов, необходимых для учебного и бытового общения, разряды наречий по значению, правописание наречий | Знать разряды наречий по значению, правописание наречий. Уметь составлять предложения с наречиями | Упр. 184-187 | Обучающийся получит возможность научиться: -применять правила правописания: -приставки на з_ и с; -гласные в суффиксах -ик, -ек; -о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц; -и, ы после ц в разных частях слова; -соединительные гласные о, е в сложных словах; -осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; -подбирать примеры с определенной орфограммой; - при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы; -при работе над ошибками осознавать причины их появления и определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах; -различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. | |||
66. | Значение наречий | Иметь представление о наречиях. Знать запас слов, необходимых для учебного и бытового общения, разряды наречий по значению, правописание наречий | Знать разряды наречий по значению, правописание наречий. Уметь составлять предложения с наречиями | Упр. 188-192 | ||||
67. | Значение наречий | Иметь представление о наречиях. Знать запас слов, необходимых для учебного и бытового общения, разряды наречий по значению, правописание наречий | Знать разряды наречий по значению, правописание наречий. Уметь составлять предложения с наречиями | Упр. 193-195 | ||||
68. | Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» | Уметь применять полученные знания | Уметь находить способ проверки написания слова | |||||
69. | Работа над ошибками | |||||||
70. | Образование наречий от прилагательных | Получить представление об образовании наречий от прилагательных | Упр. 196-200, таблица | |||||
71. | Способы образования наречий | Уметь без ошибок каллиграфическим почерком списать текст | Упр. 201-204 | |||||
72. | Способы образования наречий | Уметь находить способ проверки написания слова | ||||||
73. | Правописание наречий | Знать способы образования наречий | Упр. 205-209 | |||||
74. | Правописание наречий | Знать способы образования наречий | Упр. 210-213 | |||||
75. | Контр. диктант за 1 полугодие | Знать: -о, -е пишется на конце наречий с приставками с-, из-, до-; -а на конце наречий с приставками в-, на-, за-. Уметь писать данные наречия. | Упр. 214-217, 218-221, 222-224 196-200, схема | |||||
76. | Работа над ошибками | |||||||
77. | Правописание наречий | |||||||
78. | Правописание наречий | |||||||
79. | Контрольное списывание | Знать способы образования наречий | ||||||
80. | Работа над ошибками | Уметь применять правила | Памятки | |||||
81. | Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» | Уметь создавать в устной и письменной форме несложный текст по интересующей теме | Картина В. М. Васнецова «Богатыри» | |||||
82. | Редактирование сочинения | Уметь находить способ проверки написания слова | ||||||
83. | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | Иметь представление об обстоятельстве и его отличии от дополнения | Упр. 225-228, схемы | |||||
84. | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | Уметь отличать обстоятельство от дополнения | Упр. 229-232, схемы | |||||
85. | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства места | Уметь разбирать предложения по членам, группировать выделенные слова по частям речи | Уметь группировать второстепенные члены предложения по типам | Упр. 233-236 | ||||
86. | Второстепенные члены предложения. Обстоятельства времени | Уметь определять члены предложения | Иметь представление об обстоятельствах времени, учиться определять их в тексте | Упр. 237-240, схемы | ||||
87. | Изложение | Уметь составлять текст-повествование | ||||||
88. | Работа над ошибками | Уметь находить способ проверки написания слова | Текст, алгоритмы | |||||
89. | Обстоятельства места и времени | Уметь выписывать словосочетания с глаголами (глагольные словосочетания), разбирать предложения по членам | Уметь выделять в тексте обстоятельства места и времени | Упр. 241-244 | ||||
90. | Обстоятельства образа действия | Уметь разбирать предложения по членам | Получить представление об обстоятельствах образа действия | Упр. 245-248 | ||||
91. | Классификация обстоятельств по видам | Уметь разбирать предложения по членам. Устанавливать взаимосвязь слов в предложении по вопросам | Уметь классифицировать обстоятельства по видам, различать дополнения и обстоятельства | Упр. 249-252, таблица, схемы | ||||
92. | Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | |||||||
93. | Работа над ошибками | |||||||
94. | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой. | Иметь представление о склонении прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой. Уметь определять род и число прилагательного, выделять основу, поставить прилагательное в нужном падеже, определить род и падеж, подбирать однокоренные слова. | Знать о связи согласования. Уметь составлять и грамотно записывать предложения с данными словосочетаниями. | Упр. 253-256, 257-260 261-264, таблица | ||||
95. | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой. | |||||||
96. | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой. | |||||||
97. | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой | Уметь склонять имена прилагательные, составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями, определять падеж, число и род прилагат. Иметь представление о способе проверки падежных окончаний имён прилагательных с помощью вопроса | Уметь группировать синонимы | Упр. 265-268, алгоритмы | ||||
98. | Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой | Упр. 269-272, таблица | ||||||
99. | Сочинение-миниатюра | Уметь составлять и записывать предложения с данными словосочетаниями | ||||||
100 | Проверочная работа по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдой основой» | Уметь определять падеж, число и род имён прилагательных | ||||||
101 | Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой | Уметь находить в тексте прилагательные женского рода с твёрдой основой, выделять у них окончания и обозначать падеж, списать текст, восстановить падежные окончания, доказать правильность с помощью вопроса | Упр. 273-276, таблица | |||||
102 | Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой | Упр. 277-280 | ||||||
103 | Склонение прилагательных женского рода с твёрдой основой | Упр. 281-283 | ||||||
104 | Склонение прилагательных во множественном числе | Знать о склонении прилагательных во множественном числе, словосочетании. Уметь определять род, число, падеж прилагательного, определять наречия в тексте, группировать прилагательные по падежам | Уметь просклонять словосочетания существительных с прилагательными, определять вид текста (описание, повествование) | Упр. 284-287 | ||||
105 | Склонение прилагательных во множественном числе | Упр. 288-291 | ||||||
106 | Проверочная работа по теме «Склонение прилагательных во множественном числе» | |||||||
107 | Работа над ошибками | |||||||
108 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | Иметь представление о склонении прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | Упр. 292-294, таблица | |||||
109 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Родительный падеж. Переход прилагательного в существительное. | Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в родительном падеже, о переходе прилагательного в существительное | Упр. 295-298, таблица | |||||
110 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Дательный падеж. | Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже | Упр. 299-301 | |||||
111 | Склонение прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Творительный падеж. | Иметь представление о правописании окончаний прилагательных в творительном падеже | Упр. 302-304, таблица | |||||
112 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой | Уметь правильно писать падежные окончания имён прилагательных с мягкой основой | Упр. 305-306, таблица | |||||
113 | Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой» | Уметь применять имеющиеся знания на практике: правильно писать падежные окончания имён прилагательных с мягкой основой | ||||||
114 | Работа над ошибками | |||||||
115 | Склонение прилагательных женского рода с мягкой основой | Иметь представление о склонении прилагательных женского рода с мягкой основой | Упр. 307-310 | |||||
116 | Склонение прилагательных женского рода с мягкой основой. Винительный и творительный падежи. | Уметь писать окончания имён прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах | Упр. 311-314 | |||||
117 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки | Уметь сопоставить алгоритм проверки правописания падежных окончаний прилагательных, находить в тексте слова с переносным значением | Упр. 315-317, алгоритм | |||||
118 | Правописание безударных окончаний имён прилагательных и способы их проверки | Уметь грамотно писать падежные окончания имён прилагательных | Упр. 318-320 | |||||
119 | Диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных» | Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||||
120 | Работа над ошибками | |||||||
121 | Склонение прилагательных во множественном числе | Уметь склонять имена прилагательные во множественном числе, обобщить падежные окончания прилагательных в родительном, дательном и предложном падежах множественного числа. | Уметь находить в тексте эпитеты | Упр. 321-324 | ||||
122 | Склонение прилагательных во множественном числе | Упр. 325-328 | ||||||
123 | Склонение прилагательных во множественном числе | Упр. 329-330 | ||||||
124 | Проверочная работа. Сочинение-миниатюра | Уметь создавать несложные тексты на определённую тему в форме повествования | ||||||
125 | Образование имён прилагательных от основ существительных при помощи суффикса | Уметь образовывать прилагательные от основ существительных при помощи суффиксов | Получить представление о способе образования имени прилагательного от основы имени существительного при помощи суффикса | Упр. 331-334, словарь | ||||
126 | Образование имён прилагательных от основ существительных при помощи суффикса | Упр. 335-338 | ||||||
127 | Образование имён прилагательных от основ существительных при помощи суффикса | Упр. 339-341 | ||||||
128 | Контрольная работа | Уметь применять знания на практике | ||||||
129 | Работа над ошибками | Уметь применять алгоритм проверки правописания | ||||||
130 | Обучающее сочинение | Уметь создавать несложные тексты на заданную тему | ||||||
131 | Правописание глаголов с суффиксами –ся, -сь. | Знать о правописании глаголов с суффиксами –ся, -сь. Уметь составлять нераспространённые предложения с данными глаголами, разбирать слова по составу, писать глаголы с суффиксами –ся, -сь. | Упр. 342-344, словарь | |||||
132 | Правописание глаголов с суффиксами –ся, -сь. | Упр. 345-348, словарь | ||||||
133 | Правописание глаголов с суффиксами –ся, -сь. | |||||||
134 | Правописание «ь» в глаголах 2-го лица | Уметь определять лицо и число глаголов, правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа | Упр. 352- 354 Упр. 355-356 | |||||
135 | Правописание «ь» в глаголах 2-го лица | |||||||
136 | Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | Знать о правописании глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице. Уметь находить в тексте сложные предложения с однородными членами, писать глаголы в неопределённой форме и в 3-м лице, группировать глаголы по разным признакам. | Упр. 357-359, словарь | |||||
137 | Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | Упр. 360-363 | ||||||
138 | Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | Упр. 364-366 | ||||||
139 | Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | Упр. 367-370, толковый словарь | ||||||
140 | Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице | Упр. 371-372 | ||||||
141 | Диктант по теме «Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице» | Уметь применять имеющиеся знания на практике | ||||||
142 | Работа над ошибками | Применять алгоритм проверки правописания | ||||||
143 | Простое и сложное предложение | Уметь выделять главные члены предложения, находить в тексте однородные члены предложения | Упр. 373-375, схемы | |||||
144 | Простое и сложное предложение | Уметь составлять и записывать простое предложение с однородными членами, выделять в тексте однородные члены предложения, грамотно писать личные окончания глаголов и падежные окончания существительных | Уметь классифицировать предложения | Упр. 376-378 | ||||
Упр. 379-381 | Обучающийся научится: – оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; -соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, реагировать на реплики, поддержать разговор); -выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; -самостоятельно озаглавливать текст; -составлять план текста; -сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения; | |||||||
Уметь разбирать предложение по членам, определять падеж прилагательного, вид речи | Уметь находить образные сравнения | |||||||
Уметь классифицировать предложения. Знать правила пунктуации в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами | Уметь разбивать на группы части речи (изменяемые и неизменяемые) | |||||||
Уметь записать по памяти предложения, расставить знаки препинания, объяснить изученные орфограммы | ||||||||
145 | Простое и сложное предложение | Уметь озаглавить текст, составить план текста, записать по памяти часть текста | Упр. 392-393 | |||||
146 | Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста. | Уметь выделять главную мысль рассказа, составить план, определять вид текста по стилю. | ||||||
147 | Текст. Определение темы текста и основной мысли. Смысловые связи между частями текста. | Уметь определять вид текста по стилю (деловой, художественный, разговорный) | Упр. 397-399 | -корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи. Обучающийся получит возможность научиться: -создавать тексты по предложенному заголовку; -подробно или выборочно пересказывать текст; -пересказывать текст от другого лица; -составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный тип; -различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового; разговорного и научного или делового); -выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания; -анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; -анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; -оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный | ||||
148 | Прямая речь | Иметь представление о прямой речи. | Упр. 400-402 | |||||
149 | Прямая речь | Знать виды предложений. Уметь различать и соблюдать интонацию основных типов предложений | Иметь представление о знаках препинания при прямой речи | Упр. 403-405 | ||||
150 | Прямая речь | Упр. 406-407 | ||||||
151 | Итоговый диктант | Уметь применять имеющиеся знаки на практике, соблюдать нормы орфографии и пунктуации. | ||||||
152 | Работа над ошибками | |||||||
153 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | Уметь соблюдать орфоэпические нормы русского языка, определять спряжение глагола, определять главную мысль текста | Уметь находить в речи олицетворения, выделять в тексте основную мысль, определять время глагола, находить в тексте образные сравнения | Упр. 408-410 | ||||
154 | Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. | Упр. 411-412 | ||||||
155 | Учебно-деловая речь | Уметь правильно расположить при письме термины, данные к научно-популярной статье | Схемы предложения | |||||
156 | Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение) | Уметь выделять в тексте основную мысль | ||||||
157 | Упражнение на группировку текстов по стилю (диалог, монолог) | Уметь применять изученные нормы орфографии и пунктуации | ||||||
158 | Контрольное изложение | текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятель_ но составляемых текстов); – соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи); -оформлять результаты исследовательской работы. | ||||||
159 | Фразеологизмы. Их значение в тексте. | Уметь работать с фразеологическим словарём | ||||||
160 | Вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания на конце прямой речи. | Уметь различать и соблюдать интонацию основных типов предложений | Знать типы предложений по цели высказывания и структуре | |||||
160 | Контрольное списывание | Уметь без ошибок списать текст каллиграфическим почерком | ||||||
162 | Предварительный отбор материала для сочинения. Использование словарей, газет, журналов. Составление планов. | Уметь владеть нормами русского речевого этикета в различных ситуациях | Энциклопедии, газеты, журналы | |||||
163 | Сочинение | Уметь создавать текст по заданной теме в форме повествования или описания | ||||||
164 | Редактирование сочинений | Уметь редактировать текст | Орфографический словарь | |||||
165 | Различные виды объявлений: почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок), конверты, инструкции, заявления | Уметь владеть нормами русского речевого этикета в различных ситуациях | Уметь работать со словарями, соблюдать орфоэпические нормы | Энциклопедии, газеты, журналы | ||||
166 | Обобщающий урок по теме «Речь» | Уметь применять имеющиеся знания на практике |
Дополнительная литература
Справочные пособия (словари и справочники)
- Грушников П.А. Орфографический словарик: Учебное пособие для учащихся нач шк. – 20-е изд., испр.-М.:Просвещение, 1987г.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под ред. Л.В. Беловинского – М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. – 700с.
- Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. Изд. 5-е, стереотип. М.: «Русский язык», 1977. – 351с.
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под ред. Л.А.Чешко. изд. 4-е,репрод. М.: «Русский язык», 1975. – 600с.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка. – К.: ГИППВ, 2002.- 272с.
Сборники упражнений
- Шклярова Т.В.. Сборник упражнений по русскому языку для 3 класса. – М.: «Грамотей», 2008
- Шаповалова О.А. Русский язык. 4 класс. Карточки заданий.- Саратов: Лицей, 2007
- Шклярова Т.В. Отработаем правописание окончаний. Объяснения, упражнения, тесты. – М. Издательство «Грамотей», 2009.- 112с.
- Олимпиадные задания по русскому языку. – 3-4 классы. Сост. Г.Т. Дьячкова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008
- Рождественская Р.Л. Основы каллиграфии. Учебное пособие. – Белгород: Изд.-во Белгород. Гос. Ун.-та, 2002
- Фролова Л.А. Русский язык: тесты: 4 класс: учеб.-метод. Пособие – Тула: Родничок; М.: АСТ: Астрель, 2006
- Агеева И.Д. Весёлые диктанты: Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1 – 5 классы)М.: ТЦ Сфера, 2003. – 106с.
- Есенина С.А.. Как научить Вашего ребёнка писать изложения, 4 класс (Пособие для начальных классов) - М.: «Грамотей», 2008. – 48.
- Есенина С.А.. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения, 4 класс (Пособие для начальных классов) - М.: «Грамотей», 2008. – 40с.
Материалы
- «Учим трудные слова» (слова с непроверяемыми написаниями)
- Картинки для развития речи
- Опорные таблицы для начальной школы (1-4)
- Альбом сюжетных картинок по развитию речи учащихся 4 класса
Мультимедийные материалы
- Репродукции картин (в том числе и в цифровой форме).
- Аудио-энциклопедия
- учимся говорить правильно (развитие речи)
- Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа. Русский язык, математика, окружающий мир.4 класс. 2009
- Мультимедийные презентации.
Контрольно- измерительный материал.
Словарные диктанты
1 четверть
Овёс, деликатный, путешествие, салют, около, привет, агроном, овца, беседа, гражданин, вежливый, волшебник, галерея.
2 четверть
Аппетит, биография, веять, забава, интонация, карикатура, мякоть, негодовать, оттенок, печаль, профессия, сеять, шествовать, экипаж.
3 четверть
Викторина, директор, очевидец, цитата, фиолетовый, честно, свобода, революция, равнина, орнамент, желать, деликатный, борозда, серебряный, обидеть, издалека.
4 четверть
Хозяйство, фантазия, недоросль, земледелие, торжественный, финиш, пароль, каталог, горизонт, доверие, живопись, сверкать, заповедник, бульдозер, слева.
Контрольные работы
По теме «Местоимение»
Скворец
У меня был очень хороший скворец, назвал я его Колей. Я за ним ухаживал, кормил, играл, учил петь.
Утром скворец садился на кровать и пел. Если я не вставал, он спрыгивал на подушку, щипал за ухо, дергал простыню.
Время обеда он знал хорошо. Скворец первый занимал место рядом с моим. Ел он со мной из одной тарелки.
Как только я приходил домой, скворец летел ко мне и трепал меня за ухо.
В конце зимы я перевёл его в клетку. В клетке он чувствовал себя хорошо, но в комнате ему было интересней.
2. Подчеркнуть местоимения. Обозначить лицо, число и падеж.
По теме «Наречие»
Рождение реки
В мелком кустарнике ярко сверкает маленькое окошко с чистой водой. Здесь бьёт ключ. Отсюда берёт начало крохотный ручеёк. Потом быстро он вытекает на широкий луг. Слева и справа спешат к шумному ручью потоки. Они наполняют его. И вот уже стал ручеёк речушкой. Течёт вода в ней медленно и спокойно. На зеркальной поверхности весело играют лучи летнего солнца.
В речной заводи заходит стайка мелкой рыбёшки. Закачались дружно на водной глади жёлтые кувшинки. Появились на широком просторе лёгкие лодочки с рыбаками.
Грамматическое задание.
- В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать падеж имён существительных.
- Разобрать по составу: справа, весело, легкие.
- К данным прилагательным записать противоположные по значению: мелкая (рыбка) -…, мелкая (река) -…
По теме «Имя прилагательное»
В бору
По берегам тихой речки Волгуши раскинулся сосновый бор. В окрестности нет красивее леса. Летнее солнце освещает высокие сосны с гладкими стволами. Деревья качают вершинами в голубой лазури. Ничто не нарушает тишины соснового бора. В нём всегда стоит запах сосновой хвои. Мягким ковром лежит мох. Около корней старой сосны лисья нора. На моховой подушке краснеют гроздья поздней ягоды брусники. Что за красавец с темной головкой на крепкой ножке? Это съедобный гриб боровик. За ним вылезли маслята, рыжики, волнушки.
Грамматическое задание.
- Первое предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.
- Определить падеж имён прилагательных в данных словосочетаниях: в голубой лазури, мягким ковром, с тёмной головкой, соснового бора. Выделить окончание.
- Записать ответ на вопрос одним предложением: «Почему гриб боровик так называется?»
По теме «Правописание глаголов»
Медвежья берлога
От сильной бури повалилась старая сосна. Она лежала на лесной полянке. По обеим сторонам полянки толпились берёзки, ёлочки.
В ельнике захрустели сухие ветки. Крупный бурый медведь бродил возле ёлок, искал ягоды брусники и черники. Топтыгин подошёл к красавице-сосне, осмотрел её. Заглянул под крону, залез и сидит под ветвями. Потом вдруг стал сметать лапой иголочки, мох. Облюбовал косолапый местечко для зимовки. Устроит под сосной берлогу и заснёт в мягкой постели.
Грамматическое задание.
- Определить спряжение глаголов: сметать, заснет, устроит.
- Подчеркнуть глаголы прошедшего времени.
- Выписать из текста слова, которыми автор называет зверя.
ДИКТАНТ «Обобщение изученных орфограмм»
Русские леса
Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зелёные вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые берёзки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Ярок осенний наряд деревьев. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. На зелени хвои огнистыми парусами сверкают клёны, редеют осины. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши. Далёкий горизонт слегка окутан лиловой дымкой.
Грамматическое задание:
- Выписать сложное предложение, выделить основы.
- Указать части речи в предпоследнем предложении.
- Обозначить морфологические признаки глаголов.
ДИКТАНТ за I полугодие
Снежинки
Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.
Слова для справок: медленно, остановиться, здесь.
Грамматические задания
Вариант 1
1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении.
Вариант 2
1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.
2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении.
по теме «Правописание окончаний имён прилагательных»
У старой сосны на солнце резвятся весёлые белки. Радуются они светлой весне. Белки к весне сменили пушистые шубки. Спинки, хвосты стали у них рыжими.
Долгую зиму жили белки в высоком лесу. В ненастные дни грелись в глубоких дуплах деревьев. В хорошую погоду носились по лесу. На ёлках грызли они смолистые шишки.
Много забот будет у белок летом. Нужно выкормить бельчат. На зиму белкам нужно запасти орехов, грибов.
Мирные белки в лесу никому не делают вреда. Друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело играет у старой сосны стайка белок.
Грамматическое задание
- Третье предложение разбери по членам предложения и обозначь части речи.
- В последнем предложении надпиши время и число глагола.
- Разбери по составу смолистые, шубки.
- Найди два предложения с однородными членами и подчеркни в них однородные члены
.
ДИКТАНТ за II полугодие по теме «Правописание изученных орфограмм»
Летняя прогулка
Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю рощу. Стройными рядами стоят белые берёзки. Сквозь листву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идёшь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягодка. Рвёшь душистую землянику. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.
За рощей в глубоком овраге бьёт ключ. Сидишь на пенёчке у родника. Держишь в руках кружку и кусок чёрного хлеба. Приятно выпить в жару прохладной родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.
Грамматические задания
1. Над первым словом каждого предложения надпиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. чл. (с однородными членами).
2. Третье предложение разобрать по членам предложения.
3. Выписать из текста три словосочетания существительного с прилагательным. Указать их падеж, выделить окончания.
Контрольное изложение
Пёс и черепаха
Однажды папа принёс домой черепаху нам в подарок. Черепаха лежала на полу, спрятав голову и лапы. Она была похожа на перевёрнутый тазик.
Подошёл пёс. Он понюхал черепаху, потрогал лапой панцирь и залаял. Лаял он так долго, что у черепахи, наверное, заболели уши. Она решила посмотреть, кто это вопит без передышки. Черепаха глянула своим глазом, пёс умолк. Мама поставила для черепахи молоко. Пёс тут же выпил его. Папа отогнал пса, а черепахе опять дали холодного молока. Но та заковыляла под кровать, а пёс снова выпил её молоко.
С тех пор он очень полюбил черепаху и лаял на тех, кто брал её на руки.
(по Ю. Хазанову)
Примерный план.
- Знакомьтесь, черепаха.
- Пёс и черепаха.
- В руки не брать!
Трудные слова: панцирь, тут же, заковыляла.
Тестирование по изученному материалу
А1. Отметьте слово, в котором все согласные мягкие:
- Учишь;
- Соль;
- Мяч;
- Цель.
А2. Значение «Объявление о спектакле, концерте» имеет слово:
- Премьера;
- Плакат;
- Афиша;
- Постер.
А3. Укажите слово, в котором нет приставки:
- Заземленный;
- Замшевый;
- Закатился;
- Загородный.
А4. В каком ряду во всех словах пропущены буквы, обозначающие глухой согласный?
- Руба_ка, обло_ка, кни_ка;
- Хру_кий, к_замен, ко_зал;
- Промока_ка, малы_ка, сва_ьба;
- Про_ьба, ре_ьба, ко_ьба.
А5. Число и падеж верно определены у слова…
- В инее – ед,ч, род.п;
- Из стали – ед.ч., пр.п.;
- На рояле – ед.ч., в.п.;
- У лицея – ед.ч., в.п
А6. Чтобы не ошибиться в написании слова подъезд, нужно:
- Запомнить это слово;
- Определить часть речи;
- Подобрать проверочное слово;
- Разобрать слово по составу.
А7. Прилагательное в предложении Масленица – один из самых любимых праздников на Руси употреблено в форме:
- Именительного падежа;
- Творительного падежа;
- Винительного падежа;
- Родительного падежа.
А8. В каком ряду оба глагола стоят в неопределенной форме?
- Учить, познакомь;
- Беречь, вырасти;
- Мыть, узнаешь;
- Колоть, пойдем.
А9. Укажите простое предложение с однородными членами.
- Ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море.
- Пришла весна, разбудила природу.
- И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
- Темнеет лес вдали, и льдом сверкает река.
А10. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно.
- Земля полна былей и легенд о спрятанных в ней царями и разбойниками, купцами и пиратами сокровищах.
- Земля полна былей и легенд о спрятанных в ней царями, и разбойниками, купцами и пиратами сокровищах.
- Земля полна былей, и легенд о спрятанных в ней царями, и разбойниками, купцами и пиратами сокровищах.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Диктант
4 класс – 1 – 2 четверть – 58 – 77 слов. 3 – 4 четверть – 76 – 93 слова.
«5» - без ошибок. Работа написана аккуратно.
«4» - 1-2 ошибки. Работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
«3» - 3-5 ошибок. Работа выполнена небрежно.
«2» - более 5 ошибок. Работа выполнена небрежно.
Учёт ошибок в диктанте:
1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку.
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки.
Ошибкой считается:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (словарные слова).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой. Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на оценку, за исключением контрольного списывания. Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивание работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивание работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.
Грамматическое задание
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее ¾ заданий.
«3» - правильно выполнено не менее ½ заданий.
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий.
Контрольное списывание
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - 1 ошибка или 1 – 2 исправления.
«3» - 2 – 3 ошибки.
«2» - 4 и более ошибок.
Словарный диктант 4 класс – 12 – 15 слов.
«5» - без ошибок.
«4» - 1 ошибка и 1 исправление.
«3» - 2 ошибки и 1 исправление.
«2» - 3-5 ошибок.
Тест
«5» - верно выполнено более ¾ заданий.
«4» - верно выполнено ¾ заданий.
«3» - верно выполнено ½ заданий
«2» - верно выполнено менее ½ заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе по учебнику Нечаевой Н.В.(система Л.В.Занкова)
Планирование уроков русского языка написано на основе методических рекомендаций по обучению русскому языку Н.В.Нечаевой ( система Занкова Л....
рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе по системе "Гармония"
Рабочая программа и календарно тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе составлено по учебникам М.С.Соловейчик "К тайнам нашего языка" (УМК "Гармония") с учётом требований ФГОС...
Поурочное планирование по русскому языку (письмо) 1 класс система Л.В.Занкова ФГОС
В данном файле представлено поурочное планирование по предмету "Русский язык" (письмо) в системе Л.В.Занкова ФГОС...
Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку (Система Эльконина-Давыдова)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по системе Эльконина-Давыдова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе «Азбука» Горецкий В.Г. и др., «Русский язык» Канакина В.П. и др., «Литературное чтение» Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 1 классе (1-4) по учебнику «Азбука» Горецкий В.Г. и др., «Русский язык» Канакина В.П. и др., «Литературное чтение» Климанова Л.Ф, Горецкий В.Г....
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...