Урок русского языка в 1 классе по теме "Имя собственное" по учебнику Н.В.Нечаевой, С.Г.Яковлевой "Русский язык"(система Л.В.Занкова)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Самохина Елена Сергеевна

Урок проводился в 1 классе на уроке русского языка по системе Л.В.Занкова (автор учебника Н.В.Нечаева). В конспекте урока подробно описаны универсальные учебные действия,виды деятельности учащихся , упражнения; к конспекту урока прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

русского языка в 1 классе

( Развивающая система Л.В. занкова )

Учитель Самохина Елена Сергеевна

Тема: « Имена собственные »

Тип: урок введения нового знания.

Цели:

1) Образовательная: формировать навык правописания имен собственных, отрабатывать навык употребления прописной буквы в начале предложения, в именах собственных;

2) Развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, внимание, память, мышление, на основе таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, коммуникативные навыки;

3) Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову;

4) Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.

Цели урока, направленные на достижение учащимися

- личностных результатов:

1) чувство гордости за то, что каждый из учащихся является носителем русского языка;

2) формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;

3) умение работать с  информацией;

4) сохранение интереса к учебному материалу

5) навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

- метапредметных результатов:

1) познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике; анализируют факты языка с выделением их отличительных признаков;

2) коммуникативные: принимают участие в работе группами, допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению;

3) регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, при необходимости вносят коррективы в действия, выполняют учебные действия в устной и письменной речи.

- предметных результатов:

1) умение опознавать имена существительные собственные;

2) употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; умение находить границы предложения

3) умение писать предложения под диктовку; различать грамматические группы слов;

4) осваивание средств устного общения; безошибочно списывать текст из учебника и с доски

5) понимание смысловых связей слов в предложении и тексте;

6) участие в групповой и фронтальной работе, адекватное использование средств устного общения

7)умение определять лексическое и грамматическое значение слов

8) использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, при списывании – абзац и знаки препинания; соотношение цели высказывания со знаком препинания в конце предложения.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 1 класс/ Н.В. Нечаева (Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012)

Необходимое оборудование и материалы для урока:

-компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация «Имена собственные»

-раздаточный материал для парной и индивидуальной работы

                                         Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:

- подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель:

- способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- помочь принять правильную рабочую позу;

- напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы:

- словесные, объяснительно-иллюстративные.

Орфографическая разминка

Целя для учащихся:

-показать умение опознавать имена существительные собственные, орфограммы в них

Цель для учителя:

-проверить умение учащихся правильно обосновывать орфограммы, выявить затруднения в деятельности учащихся

Методы организации работы:

-словесные

Методы стимулирования:

-похвала

Методы оценивания:

словесные

Изучение нового материала

Актуализация опорных знаний

Постановка учебной задачи

Цель:

-обсудить затруднение и сформировать цель урока

Цель для учащихся:

-повторить изученную орфограмму – написание имен собственных с большой буквы, правильно записывать имена собственные

 Цель для учителя:

-организовать работу по повторению знаний об именах собственных, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока

Методы:

-побуждающий к проблемной ситуации диалог

Физминутка

Цель для учащихся: снять утомление мышц туловища

Цель для учителя:

мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе

Первичное закрепление

Цель для учащихся:

 учиться находить имена собственные, классифицировать их, определять одушевленные и неодушевленные имена существительные, уметь располагать слова в алфавитном порядке

Цель для учителя:

создать условия для формирования умения различать имена собственные развивать орфографическую зоркость , правильно определять род слова «фамилия» и «имя»

Методы:

репродуктивные, наглядные,

методы мотивациии

(эмоциональные)

Закрепление знаний

Цель для учащихся:

-уметь применять полученные знания на практике

Цель для учителя:

-выявить пробелы, коррекция

Методы:

-словесные, наглядные

Творческая работа

Цель для учащихся:

-учиться составлять текст с помощью ключевых слов

 

Рефлексия

Цель : осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Слайд1

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

На улице весна, солнышко согревает своим теплом, (прикрепляется картинка СОЛНЫШКО) Слайд 2

природа пробуждается после зимнего сна.

Что еще происходит весной?

(звучит фонограмма «Пение птиц»)

А мы посмотрим какие птицы прилетели к нам.

На доске написаны слова:

воробей, ворона, соловей, сорока

- Что вы можете сказать об этих словах?

-Какие буквосочетания  в этих словах?

Молодцы! Откройте тетради, расположите их на столе правильно, соблюдайте правила посадки. Запишите число, классная работа.

Итак, минутка чистописания.

Для чего нужна минутка чистописания?

-С чего начнём?

Минутка чистописания

оро оло

- А теперь запишите эти слова красиво и аккуратно.

Орфографическая разминка

Но эти птицы не просто так прилетели. Принесли они вам ребусы

Разгадайте их. (слайды 3,4,5,6)

Как одним словом можно назвать эти слова?

Как пишутся имена? Запишите их

На какие группы можно разделить эти слова?

Какие еще слова пишут с большой буквы?

Для чего людям имена?

Изучение нового материала

Создание проблемной ситуации

Я сейчас отвернусь и буду называть имена детей. А те, кого я назову встанут.

Лена, Даша, Георгий, Аня, Рома, Настя…

Почему возникла заминка?

Как называют людей с одинаковыми именами?(табличка «тёзка»)

У нас в классе есть ещё тёзки?

Как выйти из такой ситуации, как узнать кого из Насть или Гриш я хочу спросить?

Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке, чему научимся?

А вы знаете, что означает слово ФАМИЛИЯ?(работа со словарем)Слайд 7

Слово «фамилия» пришло к нам из Древнего Рима и означало слово «семья». А потом стало означать название той или иной семьи. Причем это название передается по наследству.

Попробуйте образовать фамилии от названия птиц.

 А как вы запишите фамилии?

Почему?

Слайд 8-9

Из истории русских фамилий.

Знаете ли вы, что фамилии на Руси появились сравнительно недавно? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Мельников, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Горбунов, Головин, Носов.

Работа с учебником

Упражнение 144

Работа в группах:

Подсказка – пронумеруйте предложения

В каких предложениях что-то сообщается?

В каких спрашивается?

В каких выражается просьба, побуждение?

Чтение текста учителем.

-Какие чувства передал в стихах поэт?

Физминутка

Встали около своих мест. Будьте внимательными. Я буду называть имена собственные и нарицательные. Если вы услышите имя собственное. Вы хлопаете в ладоши, если имя нарицательное, вы присидаете.

Кошка Мурка, собака Жучка, петух Петя, козёл Борька, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка, бабушка Маша, внучка Наташа, лисичка сестричка, Аня Чернышова, ученица Полина Кузнецова,певица Алла Пугачева

Первичное закрепление

Упражнение 145.

-Объясните написание слов с большой буквы.

-Какие из них всегда пишутся с большой буквы?

-Какие предметы они называют – одушевленные или неодушевленные?

Слайд с фамилиями

Выпишите в столбик фамилии в алфавитном порядке, рядом запишите слово, от которого образована фамилия.

(проверка по слайду 10-11)

А вы знаете от какого слова произошла ваша фамилия? Узнайте это у своих родителей.

Проблемная ситуация

Ребята, а вы знаете какой у меня фамилия? Мой фамилия…

Что не так я сказала?

Прочитайте заметку говори правильно

Закрепление знаний

1.Продолжите предложения и запишите в тетрадь задание на слайде 12

Моё имя … .

Моя фамилия … .

Меня учит . лена .ергеевна.

Какие имена называются собственными?

Как пишутся имена собственные?

Работа в парах (резерв)

2. Вставь пропущенную букву где нужно большую , где нужно маленькую

 

ХОРОШИ У ..РУШИ В КОРЗИНКЕ ..РУШИ.(Г, г)

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА ..ОЗА, А В РУКЕ У …ОЗЫ ..ОЗЫ. (Р,р)

ПОПУГАЙ …ЕТРУШКА КЛЕВАЛ ЗЕЛЁНУЮ …ЕТРУШКУ.(П,п)

МОЯ СОСЕДКА …ИЛИЯ ОЧЕНЬ ЛЮБИТ ДУШИСТЫЕ …ИЛИИ.(Л,л)

ИВАН…ЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО …ЛИНОВ.(Б,б)

САША …БРИКОСОВ СОБРАЛ ТРИ ЯЩИКА.. БРИКОСОВ.(А,а)

Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке ? Чему научились?

-Как пишутся фамилии? Почему?

-Какие слова относятся к именам собственным?

-У вас на столах лежат лучики желтого и голубого цвета. Если вам урок понравился и вам все было понятно – прикрепите к солнышку желтый лучик, а если на уроке вы испытывали трудности, то голубой

Вы сегодня хорошо поработали. Особенно хочется отметить….

- Оценки за урок. (Слайд 12)            

Сели правильно за парты

Прилетают птицы, строят гнезда, пробивается травка. Распускаются на деревьях листочки, деревья цветут.

Они словарные, обозначают предмет, одушевленные, нарицательные.

-оро-, -оло-

Открывают тетради, садятся правильно, записывают число, классная работа.

-Чтобы весь урок писать красиво и аккуратно.

-С пальчиковой гимнастики:

«Цепочка»

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

(Работают пальчиками)

Записывают слова:

воробей, ворона,

соловей, сорока


Анатолий. Валя, Вася, Анастасия

-Это имена детей, имена собственные

-Имена девочек и мальчиков, имена полные и сокращенные

С большой буквы

-Клички животных, начало предложения, фамилии…

(высказывания детей)

- Дети откликаются на свои имена, а в классе 4 Насти

-Какая настя должна встать?

Тёзки

Гриши

Нужно назвать фамилию.

Мы будем говорить о фамилиях и как правильно их писать

(высказывания детей)

Воробьёв, Воронин, Соловьёв, Сорокин

С большой буквы

Это имена собственные

Запись фамилий в тетради. (проверка по слайду)

-чтение текста учеником

3, 5, 6, 7

1, 4

2, 8

Чувство гордости и уважения

-Начало предложения, фамилии, название государства, начало строки в стихотворении

Фамилии, названия государств

(ответы детей)

Ребенок у доски выставляет карточки с фамилиями

Воинов-воин

Кожемякин-кожемяка

Кузнецов –кузнец

Пильщиков-пильщик

Стрельцов-стрелец

Моя фамилия

Фамилия женского рода

 

Самостоятельно выполняют в тетради, взаимопроверка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Русский язык. 2 класс. "Школа России" по учебнику Т.Г.Рамзаевой

В тематическом планировании представлены темы уроков на 1 полугодие  с их типом, элементами содержания, требованием к уровню подготовки и видом контроля....

Тест по русскому языку 4 класс 1 четверть автор учебника А. Полякова

Тест составлен по итогам обучения в 4 классе 1 четверть по системе Л Занкова автор учебника А. Полякова....

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру  4 класс по учебнику Н. Я. Дмитриевой и  А. Н Казакова (система Л. В. Занкова)...

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России по учебнику Рамзаевой

Программа состоит из следующих разделов:1.Пояснительная записка2 Общая характеристика предмета3. Ценностные ориентиры4. Личностные, метапредметные и предметные результаты5.Учебно-таматический план6.Со...