Рабочая программа по русскому языку. 4 класс (надомное обучение)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс (надомное обучение) УМК "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_kl_2012-2013_15.docx | 48.58 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 4 класса (базовый уровень) составлена на основе авторской программы курса «Русский язык» С.В. Иванова концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.).
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (базовый уровень) предназначена для обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, обучающихся в Центре дистанционного обучения при ОГАОУ «БИЮЛИ».
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Задачи:
-формирование у младших школьников научного представления о системе и структуре родного языка;
-развитие логического и абстрактного мышления, представления о родном (русском) языке как части окружающего мира;
-формирование умений находить, вычленять и характеризовать языковые единицы изучаемого уровня;
-формирование навыков самоконтроля;
-формирование умений правильно отбирать и использовать языковые средства исходя из условий речевой ситуации.
В связи с тем, что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий на 2012-2013 учебный год на предмет «Русский язык» (базовый уровень) отведены 1,5 часа в неделю (51 час в год), а общеобразовательная программа рассчитана на 5 часов в неделю (170 часов в год), в учебно-тематический план внесены следующие изменения:
№ п/п | Разделы. Темы | Количество часов | |
Авторская программа (рук. Н.Ф.Виноградова) | Рабочая программа | ||
1 | Как устроен наш язык | 54 | 27 |
1.1 | Фонетика | 1 | 1 |
1.2 | Состав слова | 1 | 1 |
1.3 | Морфология | 37 | 17 |
Повторение основных признаков частей речи | 6 | 3 | |
Глагол как часть речи. | 22 | 8 | |
Наречие как часть речи | 5 | 3 | |
Имя числительное: общее значение | 3 | 3 | |
1.4 | Синтаксис | 16 | 8 |
Синтаксический анализ простого предложения | 4 | 1 | |
Словосочетание | 7 | 4 | |
Сложное предложение | 5 | 3 | |
2 | Правописание | 52 | 16 |
3 | Развитие речи | 29 | 4 |
4 | Контрольные и проверочные работы | 14 | 4 |
5 | Резервные уроки | 21 | - |
Итого | 170 | 51 |
Обучение согласно учебному плану и данной рабочей программе основано на использовании :
- учебника - Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ [С.В. Иванов и др.] – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 160с.: ил. – (Начальная школа XXI века).
- рабочей тетради - Кузнецова М.И. Пишем грамотно. Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. 4 класс.2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2011г.-64 с.
- Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. 4 класс., 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2011г. – 96 с., согласно федеральному перечню учебников на 2012-2013 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки РФ),
- цифрового образовательного ресурса учебного курса образовательной оболочки Белгородский Центр дистанционного образования http://bel-shkola.ru используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «БИЮЛИ».
Учебные занятия по курсу «Русский язык» проводятся в форме on-line уроков, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ и т.д., с использованием дистанционных технологий обучения, что позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с учителем.
Преобладающими формами контроля являются письменные контрольные работы: диктанты, диктанты с грамматическим заданием, словарные диктанты, тесты.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (базовый уровень) предусматривает проведение 3 контрольных диктантов: входной контрольный диктант «Повторение изученного в 3 классе», контрольный диктант «Правописание личных окончаний глаголов», контрольный диктант. «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих.», и 1 комплексная контрольная работа: «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 кл».
II. Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Блок «Как устроен наш язык»
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
называть:
-изученные части речи;
-значимые части слова;
различать, сравнивать:
-буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
-предлог и приставку;
-корень, приставку, суффикс, окончание;
-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;
приводить примеры:
-простого двусоставного предложения;
кратко характеризовать:
-виды предложений по цели высказывания и интонации;
решать практические и учебные задачи:
-выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены (в простом предложении);
-пользоваться словарями;
-использовать алфавит при работе со словарём.
Блок «Правописание»
Учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи, применять правила правописания:
-писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75 – 80 слов со следующими изученными правилами правописания:
-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
звонкие и глухие согласные в корнях;
-непроизносимые согласные;
-сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, сочетания чк, чн;
-удвоенные согласные;
- безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением;
-разделительные мягкий и твёрдый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;
-не с глаголами;
-безударные падежные окончания имён существительных; безударные падежные окончания имён прилагательных;
-правописание безударных личных окончаний глаголов;
-словарные слова, определённые программой;
-знаки препинания в конце предложения(точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.
Блок «Развитие речи»
Учащиеся должны:
решать практические и учебные задачи:
-отвечать на вопросы к тексту;
-делить текст на смысловые части и составлять простой план.
Учащиеся, занимающиеся по данной программе имеют возможность научиться*:
различать, сравнивать:
Блок «Как устроен наш язык»
-слово и предложение
-многозначные слова, синонимы, антонимы;
- наречие, имя числительное;
- простое и сложное предложения;
Блок «Развитие речи»
-текст и не текст;
решать практические и учебные задачи:
Блок «Развитие речи»
-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
-находить лексическое значение слова в толковом словаре;
-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки);
-разбирать простое предложение по членам;
Блок «Правописание»
-суффиксы имён прилагательных (в объёме данного курса);
-наречия, оканчивающиеся на шипящий; гласные на конце наречий;
-запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи);
Блок «Развитие речи»
-выделять основную мысль текста;
-подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
-исправлять деформированный текст (с нарушенным порядкам следования частей);
-составлять план текста (при помощи учителя);
-находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста;
-писать изложения различных видов (обучающего характера).
III. Учебно - тематический план
(51 час – 1,5 часа в неделю)
№ урока | Тема урока |
Повторяем фонетику и словообразование. | |
Повторяем изучение орфограммы. Упражнение в определении изученных орфограмм. | |
Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. | |
Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го и 3-го склонения. | |
Морфологический разбор имени существительного. | |
Входной контрольный диктант «Повторение изученного в 3 классе» | |
Повторяем признаки имени прилагательного. Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. Алгоритм морфологического разбора имени прилагательного. | |
Буквы О-Ё после шипящих и Ц. Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих». | |
Повторяем местоимения. | |
Развитие речи. Изложение. Повторение алгоритма написания изложения. | |
Орфограммы приставок. Разделительный Ъ и разделительный Ь знаки. | |
Разбор по членам предложения. Синтаксический анализ предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. | |
Глагол. Глагол как часть речи. | |
Правописание приставок в глаголах. Правописание НЕ с глаголами. | |
Вид глагола. Начальная форма глагола. | |
Личные формы глаголов. Лицо и число глаголов. | |
Мягкий знак после шипящих в глаголах. Неопределённая форма глагола. Правописание –ТЬСЯ и –ТСЯ. | |
Спряжение глаголов. | |
Глаголы с безударным личным окончанием. | |
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. | |
Развитие речи. Учимся писать сочинение | |
Настоящее время глаголов. Правописание суффиксов глаголов. | |
Прошедшее время глагола. Образование прошедшей формы глаголов. | |
Контрольный диктант «Правописание личных окончаний глаголов» | |
Будущее время глаголов. Правописание суффиксов глаголов. | |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение глагола. | |
Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | |
Повелительное наклонение глагола. Частицы пусть, пускай. | |
Словообразование глаголов. Морфологический разбор глагола Проверочная работа по теме: «Время глагола» | |
Наречие как часть речи. Связь наречий с другими частями речи. | |
Наречие. Вид связи в словосочетании – примыкание. | |
Образование наречий. Правописание гласных на конце наречий. | |
Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Морфологический разбор наречий. | |
Развитие речи. Обучающее изложение. | |
Имя числительное. Количественные и порядковые. | |
Имя числительное. Простое, сложное, составное. Изменение имён числительных. | |
Слитное и раздельное написание числительных. Правописание мягкого знака в числительных. | |
Контрольный диктант . «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих.» | |
Словосочетание. Связь слов в предложении. Сочинительная связь между однородными членами предложения. | |
Слово. Словосочетание. Предложение. Правописание слов в словосочетаниях. | |
Связь слов в словосочетаниях. Согласование. Правописание слов в словосочетаниях. | |
Связь слов в словосочетании. Управление. Правописание слов в словосочетаниях. | |
Развитие речи. Учимся писать сочинение | |
Связь слов в словосочетании. Примыкание. Правописание слов в словосочетаниях. | |
Сложное предложение. Как связаны части сложносочиненного предложения. | |
Знаки препинания в сложном предложении. Учимся ставить запятую между частями сложного предложения. | |
Как связаны части сложноподчинённого предложения. | |
Комплексная контрольная работа: «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 кл». | |
Повторение. Фонетика и словообразование. | |
50. | Повторение. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. |
51. | Повторение. Синтаксический разбор предложения. Запятая в сложных предложениях. |
IV. Содержание программы
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне и обеспечивает реализацию основных положений концепции лингвистического образования младших школьников. В содержание программы включён материал, превышающий уровень обязательных требований, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, расширить кругозор учащихся, познакомить их с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка. Учитывая уровень образовательной подготовки обучающихся, в раздел обязательных для усвоения включены темы: «Наречие как часть речи», «Имя числительное: общее значение», «Сложное предложение».
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку:
- «Как устроен наш язык»
- «Правописание»
- «Развитие речи»
Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения.
Такое структурирование курса позволяет:
-успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
-решить практические задачи по формированию грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
-сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет;
-избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Блок «Как устроен наш язык»( основы лингвистических знаний)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3-м классе на основе морфологического разбора.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.
Наречие как часть речи.
Имя числительное: общее значение.
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание.
Сложное предложение.
Блок «Правописание»(формирование навыков грамотного письма)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2 – 4 классах.
Блок «Развитие речи»
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений( без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные , выборочные и изложения с элементами сочинения, сочинения – повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
IV. Формы и средства контроля
Для контроля за освоением программного материала используются в основном письменные текущие и итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся после окончания крупных тем программы (2 контрольных диктанта по темам: «Правописание личных окончаний глаголов», «Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих.». По результатам текущего контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.
Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (входной контрольный диктант «Повторение изученного в 3 классе», и 1 комплексная контрольная работа: «Орфограммы и пунктуационные правила, изученные во 2-4 кл».
Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:
- диктантов,
- грамматических заданий,
- контрольных списываний,
- тестовых заданий,
- словарных диктантов.
Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:
- Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: оценка контроль: 2 – 4 класс – М.: Вентана-Граф, 2003.
- Романова В.Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – М.: Ветана-Граф, 2010. - 2-е изд., исправл. – 320 с. – (Оценка знаний).
Входной контрольный диктант
Снежинки
Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полями, деревней. Где остановиться на ночлег?
На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.
Контрольный диктант
«Правописание личных окончаний глаголов глаголов»
Ёжик
По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью мало добычи. Не найдёшь червей, лягушек, жуков и гусениц.
Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе тёплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём жилище и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.
Грамматическое задание
Найди во втором абзаце текста третье предложение (Накроет норку снежный сугроб.), выпиши его, подчеркни члены предложения и укажи, какими частями речи они выражены.
*** Поставь глагол в форму 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами.
Варить, вертеть, начинать, читать.
Образец: желать – желаешь.
Контрольный диктант .
«Гласные на конце наречий, мягкий знак на конце слов после шипящих.»
(3 четверть)
Диктант
Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчёлы больше не вылетают. Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь её, а корешок почернеет.
На холмах ветер начисто срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю сплошь покрывает бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох листьев под ногами.
Засветло прихожу домой. Топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч и наполняет комнату мягким светом.
(73 слова)
Грамматические задания
- Спиши слова. Вставь, где это необходимо, мягкий знак:
проч…, замуж…, поёш…, плющ…, отреж… .
- Запиши словами числительные: 8, 16, 41, 106.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА 4 КЛАСС
1. Сколько звуков и букв в слове «чувство»? Обведи букву около
выбранного тобой ответа.
А) 7 звуков, 7 букв В) 6 звуков, 7 букв
Б) 7 звуков, 6 букв Г) 5 звуков, 7 букв
2. Найди слово, написание которого не соответствует его произношению, и обведи букву, которой оно обозначено.
А) шумит В) крыльцо
Б) улыбка Г) добрый
3. В словосочетании найди существительное, в котором нужно дописать окончание «-е». Обведи букву около выбранного тобой ответа.
А) подошѐл к пристан… В) писать о честност…
Б) письмо к дочер… Г) книга о природ…
4. Выбери правильное утверждение.
А) Безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова мебель.
Б) Безударные окончания существительных второго склонения можно проверить окончаниями слова трамвай.
В) Безударные окончания существительных первого склонения можно проверить окончаниями слова земля.
Г) Безударные окончания существительных третьего склонения можно проверить окончаниями слова журавль.
5. Выбери правильное высказывание.
А) Имена прилагательные не изменяются по родам.
Б) Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.
В) Имена прилагательные не изменяются по падежам.
Г) Имена прилагательные имеют три склонения.
6. В каком словосочетании верно определѐн падеж имени прилагательного?
А) о пасмурной погоде (П.п.) В) по зеркальной воде (П.п.)
Б) белой берѐзой (Д.п.) Г) о нижних полках (Т.п.)
7. С каким глаголом не пишется слитно?
А) (не)пишет В) (не)спорит
Б) (не)навидит Г) (не)возражает
8. Найди верное утверждение.
А) Подлежащее – второстепенный член предложения.
Б) Подлежащее и определение составляют грамматическую основу предложения.
В) Наличие главных членов – основной признак распространѐнного предложения.
Г) Предложение может не иметь второстепенных членов.
9. Найди предложение с однородными сказуемыми.
А) Из далѐких стран съехались короли и королевы.
Б) Полилась с неба, зазвенела над землѐй песня жаворонка.
В) Маленький Алѐша ловил в лесу снегирей, щеглов, пичужек.
Г) Лес весь украшен в жѐлтые, красные, золотистые краски осени.
10. Найди предложение, в котором правильно поставлены запятые.
А) В лесу деревья стонут трещат, ломаются.
Б) В гостях хорошо, а дома лучше.
Особенности контроля и оценки учебных достижений по русскому языку
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней сложности, рассчитаны на выполнение всеми учащимися и содержат примерно 60 % изученных орфограмм от общего количества слов в диктанте. Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Грамматический разбор служит средством проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 –х видов грамматического разбора.
Контрольное списывание, как и диктант, служит способом проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Проверяется также умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Для списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи, умение понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов,
влияющих на снижение отметки
Ошибки:
- нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения) и заглавной буквы в начале предложения;
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
- отсутствие «красной строки»;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения
Нормы оценок за диктант
Оценки за контрольный диктант
«5» - без ошибок, не более одного недочета;
«4» - 1-2 орфографических ошибки;
«3» - 3-5 орфографических ошибок + 1 пунктуационная;
«2» - более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями, т.е. словарные слова);
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;
- повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и);
- две-три ошибки, допущенные в одном слове (например, лицо-« летцо») считаются за одну ошибку;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву т вместо д в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).
За ошибку в диктанте не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Недочетами в диктанте считаются:
- отсутствие знака препинания в конце предложения, если следующее написано с большой буквы;
- отсутствие «красной строки»;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Нормы оценок за грамматическое задание
«5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено не менее ¾ заданий;
«3» - правильно выполнил не менее ½ заданий;
«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.
Грамматическое задание может предлагаться для выполнения вместе с диктантом. За успешное выполнение грамматического задания выставляется отдельная отметка. Допущенные при выполнении грамматического задания орфографические ошибки не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от допущенных орфографических ошибок..
Хорошо успевающим ученикам целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительное задание или выполнил его с ошибкой.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой – за общее впечатление от работы, которая выставляется как за диктант, так и за грамматическое задание.
VI. Учебно-методические средства обучения
для обучающихся
- Иванов С.В. Русский язык: 4 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2011г. – 176 с
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно Рабочая тетрадь №№ 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2011г. -64 с.
- Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. 4 класс., 2-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2011г. – 96 с.
для учителя
- Романова В.Ю. Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – М.: Ветана-Граф, 2010. - 2-е изд., исправл. – 320 с. – (Оценка знаний).
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.
- С.В.Иванов, М.И. Кузнецова Русский язык,: 4 класс: комментарии к урокам – М.:Вентана-Граф, 2011. – 384с. –(«Начальная школа XXI века»)
Средства обучения
— материалы курса «Русский язык – 4 класс», расположенного на сайте школы http://bel-shkola.ru;
— наглядный материал (схемы, таблицы, презентации);
— книги школьной, домашней и электронных библиотек;
— материалы внешних Интернет-ресурсов ресурсов (http://nachalka.info/ , http://school-collection.edu.ru/ , http://www.vneuroka.ru/ , http://uchit.rastu.ru/ , http://samouchka.com.ua/ ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 2 класс (надомное обучение) УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 3 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение)
Рабочая программа по математике. 4 класс (надомное обучение). УМК "Начальная школа XXI века"...
рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение
рабочая программа 8 вид 2 класс надомное обучение...
Рабочая программа по русскому языку для надомного обучения
Рабочая программа по русскому языку для надомного обучения 1 класс...
Программа по русскому языку для надомного обучения ( 4 класс)
Рабочая программа по русскому языку для надомного обучения. Программа " Школа России"....