Рабочая программа по русскому языку для надомного обучения
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для надомного обучения 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.doc | 330 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативная база и УМК
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Русский язык» (автор Р.Д.Тригер) Москва. Парадигма 2010 и в соответствии с нормативными документами:
федерального уровня:
- Закон Российской Федерации 10.07.2012г «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормы СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных министерством образовании и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год;
- «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе». (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе». (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
регионального уровня:
- Приказ «Об утверждении примерных учебных планов для детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому по полной образовательной, специальной и индивидуальной программе в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденный Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 07.09.2012г. № 1057
школы:
- Устав КУ НС (к) НОШ VII вида, утверждённый 09.09.2011г.
- Приказ от 01.10.2011 № 426 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов»
- Учебный план КУ НС (к) НОШ VII вида, утвержденный приказом №175 от 06.05.2013;
- Приказ от 30.08.2013 № 278 «Об организации образовательного процесса» (утверждение календарного учебного графика, расписания уроков)
Учебно-методический комплекс:
№ п\п | Название | Издательство | Год издания |
1 | Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Автор программы – Р.Д.Тригер | Москва Парадигма | 2010 г |
2 | Учебник: Азбука. 1 класс. В 2 ч. В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина | М.: Просвещение | 2011г |
3. | Прописи. 1 класс. В 4 частях. В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова | М.: Просвещение | 2011г |
4. | Методическое пособие. Обучение грамоте 1 класс. Поурочные планы по учебнику В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф. Шанько «Русская азбука» | Волгоград: Изд.: «Учитель» | 20013г |
5. | Г.Ф. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1-4 классы | Москва: «Владос» | 2008г |
6. | Как подготовить и провести современный урок. М.М.Поташник, М.В.Левит | М.: Педагогическое общество России | 2012г |
7. | Требования к современному уроку. М.М.Поташник | М.: Центр педагогического образования | 2011г |
8. | Коррекционная педагогика. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения | СПб.: КАРО ДЕЛЬТА | 2009г |
9. | Практическое пособие для обучения детей чтению. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова | М.: АСТ: Астрель | 2012г |
10. | О.Ф. Богатая. Читалочка: Методическое пособие по закреплению произносительных навыков и чтения у детей с нарушениями речи | Сургут: «Центр развития образования» | 2008г |
1.2.Цели, задачи, структура и содержание учебного предмета
Цель: обеспечение усвоения учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширение кругозора школьников; формировании навыков учебной работы; привитие интереса к родному языку, чтению, книге; формирование нравственных и эстетических представлений; развитие наглядно – образного и логического мышления.
Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно - образовательных и коррекционно - воспитательных задач.
В начальном обучении русскому языку предусматриваются задачи:
- Формировать звуковой анализ и синтез, максимальное внимание к развитию фонематического восприятия.
- Уточнять и обогащать словарный запас путём расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире.
- Развивать связную речь: формировать и совершенствовать умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитывать интерес к родному языку.
- Формировать навыки учебной работы.
- Развивать приёмы умственной деятельности, необходимые для овладения программой русского языка: умение наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Коррекционно-развивающие задачи на раздел или большую тему программы. Например:
1. Совершенствование движений и сенсорного развития:
- развитие мелкой моторики и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикулярной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психических действий:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слуховой памяти и внимания;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыки соотносительного анализа;
- навыки группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умение планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словарно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения, для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, владение техникой чтения, речи.
7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа по русскому языку включает четыре раздела, один из них «Обучение грамоте». Обучение русскому языку следовать организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:
- Преподносить новый материал предельно развёрнуто.
- Отводить значительное место практической деятельности: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой.
- Систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового.
- Уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;
- Уделять должное внимание культуры общения.
- Предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
- Находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика.
Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенностей личности, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовка к обучению грамоте, букварный и послебукварный. Основными темами подготовки к обучению грамоте являются: «Звуки речи» «Практическое ознакомление с предложением. Слово в предложении». Осуществляется также подготовка к обучению каллиграфии.
Основные задачи подготовки к обучению грамоте:
- Ознакомить детей со звуковым составом русского языка; научить свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, осознавать, что в каждом слове определённое число звуков, сочетающихся в строгой последовательности.
- Уточнить артикуляцию звуков речи, научить различать звуки близкие по артикуляционным или акустическим свойствам. Учащиеся должны усвоить правильное положение языка, губ, зубов, знать об участии голоса при произнесении каждого звука.
- Активизировать устную речь детей, сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, практически подготовить учащихся к усвоению ряда грамматических тем.
В подготовительный период целесообразно отводить одну часть каждого урока на устную работу по уточнению фонематических представлений, звуковому анализу и синтезу, практическому ознакомлению с предложением, другую – на ознакомительное чтение детской художественной литературы (4 раза в неделю) и подготовку к обучению письму (4 раза в неделю).
Основные требования к ЗУН учащихся к концу подготовительного периода:
Учеников следует научить:
- Знанию о двух основных группах русского языка – гласных и согласных, различать их на основе особенностей звучания и артикуляции.
- Различать на слух твёрдые и мягкие согласные.
- Различать на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленять звуки из слов любых слоговых структур, написание которых не расходится с произношением;
- Выделять предложения из устной речи.
- Выделять слова из предложения.
- Правильно держать ручку при письме, располагать тетрадь, ориентироваться на странице тетради, рисовать узоры, орнаменты в пределах рабочей строки, писать элементы букв.
В букварный период большое внимание уделяется работе со слоговыми таблицами, разрезной азбукой и слогами. Дети читают слоги, добавляют к ним другие для образования слов, сами придумывают слова с этими слогами. Используют подвижную азбуку, задания в чтении пар или цепочек слов с заменой отдельных букв или слогов, столбиков слогов и слов способом наращивания. Увеличивается количество упражнений в чтении слогов и слов, включающих стечение согласных, мягкие согласные, мягкость которых обозначена буквами Е, Ё, Ю, Я, Ъ, Ь.
Обучение чтению.
- Обозначение звуков буквами. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твёрдые согласные.
- Обучение приёмам чтения прямых, обратных и закрытых слогов. Устный анализ, составление из букв разрезной азбуки и плавное чтение по слогам слов, включающих открытые и закрытые слоги.
- Ознакомление с буквами Ь и Ъ, обучение чтению слов простых слоговых структур с Ь, слов с разделительными Ь и Ъ.
- Обучение чтению слов, включающих слоги со стечением согласных.
- Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2-3 слова), обучение чтению по слогам предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом в азбуке, тетради, на доске, с использованием всего алфавита. Ответы на вопросы по содержанию прочитанных предложений.
- Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, рассказов; пересказ услышанного по вопросам учителя или по иллюстрациям. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, наблюдений во время экскурсий; практическое определение в тексте начала, окончания, основного содержания. Выделение непонятных по значению слов.
- Обучение заучиванию и декламации стихотворений. Знакомство с особенностями устной речи: правильное произношение, громкость, темп, владение ими при ответах на вопросы. Знакомство с доступными книгами (объёмом 8 – 12 страниц) в чтении учителя, ответы на вопросы, о ком или о чём рассказывается в этих книгах.
Начиная с букварного периода, программой предусмотрено внеклассное чтение. На внеклассное чтение отводится пол-урока один раз в неделю.
Обучение письму.
- Соответствующая санитарно - гигиеническим нормам посадка при письме, наклонное расположение тетради на парте (столе), умение правильно держать ручку при письме, видеть разлиновку тетради и ей пользоваться.
- Усвоение начертания прописных и строчных букв. Соотнесение печатных и письменных букв. Обозначение звуков соответствующими письменными буквами. Сравнение и различение сходных по начертанию рукописных букв: д-б, п-т, г-п, н-п, т-ш и другие. Связное и ритмичное письмо букв и их соединений. Правильное расположение букв, слов, предложений на строке и на листе тетради.
- Буквы, не обозначающие звуков (ь, ъ).
- Обозначение мягкости согласных звуков буквами и,е,ё,ю,я и мягким знаком (ь).
- Письмо в словах сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк.
- Постановка знака ударения в каждом написанном двух- и многосложном слове. Выделение безударных гласных в написанных словах.
- Обозначение границ предложения заглавной буквой в начале его и точкой, восклицательным или вопросительным знаком в конце. Заглавная буква именах, фамилиях людей, кличках животных. Списывание слов и предложений из двух – четырёх слов с рукописного и печатного образцов. Проверка написанного при помощи зрительного сличения с образцом и орфографического чтения.
- Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений, состоящих из таких слов. Запоминание и письмо слов с непроверяемыми написаниями: воробей, корова, Москва, ребята, ученик, учитель.
В послебукварный период обучения закрепляются и совершенствуются навыки письма и сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
- Умение анализировать, составлять из букв разрезной азбуки и читать плавно по слогам слова, написание которых соответствует произношению:
- включающие слоги открытые и закрытые;
- включающие твёрдые и мягкие согласные;
- содержащие стечение согласных всех видов, й, ъ, ь знаки.
- Закрепление навыков чтения слогов и слов со стечением согласных всех видов; с разделительными твёрдым и мягким знаками; с согласными, мягкость которых обозначена буквами ь, е, ё, ю, я. Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2-4 слова), сознательное чтение их по слогам вслух. Умение читать слова и предложения из двух – четырёх слов, написанные печатным и рукописным шрифтом, небольшие тексты, умение отвечать на вопросы к ним.
- Соблюдение пауз в устной речи и при чтении предложений и текстов; соблюдение интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения и при перечислении. Выделение предложения из текста и слов из предложения. Умение дополнить простое предложение словами, обозначающими признаки предметов; накопление практического опыта в нахождении синонимов, антонимов; умение пересказать небольшой текст с помощью вопросов и без них; выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение.
1.3. Организация учебного процесса
№ п/п | Учебная четверть | Количество учебных недель | Каникулы |
1 | I четверть | 9 | Осенние: 04.11 – 10.11.2013 |
2 | II четверть | 7 | Зимние: 30.12 – 12.01.2014 |
3 | III четверть | 10 (-2 дн.) | Дополнительные: 10.02 – 16.02.2014 Весенние: 22.03 – 30.03.2014 |
4 | IV четверть | 9 (-2 дн.) | Летние: 26.05 – 31.08.2014 |
1.3.1. Реализуемые технологии
Ведущая технология – коррекционно-развивающее обучение.
Коррекционно-развивающее образование определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в развитии детей.
Содержание образования в системе КРО сохраняет базовый компонент традиционной системы и отличается особенностями, отражающими коррекционно-развивающую направленность обучения. В свете модернизации образования важная цель определяется следующим образом: привести ребёнка к этапу основной ступени обучения, с существенными изменениями в его развитии, то есть, с теми новообразованиями, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и системой их обучения.
Цель начального обучения в системе коррекционно-развивающего обучения совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, писать, считать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, основы личной гигиены и здорового образа жизни.
Принципы построения содержания учебного материала:
-практической направленности изучаемого материала; опоры на жизненный опыт, выделения сущностных признаков изучаемых явлений и объективных внутренних связей в содержании обучения как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимости и достаточности при определении объёма предъявляемого содержания; введение в содержание коррекционных разделов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности, актуализацию усвоенных ранее знаний и формирование общеинтеллектуальных умений и навыков.
Дидактические принципы:
-принцип пропедевтического характера обучения (введение в содержание обучения разделов, обеспечивающих готовность к восприятию программного материала);
-коррекционно-развивающей направленности обучения (решение задач общего развития и коррекции отклонений в развитии ребёнка);
-ориентации обучения на «зону ближайшего развития»;
-дифференцированного подхода (учёт индивидуальных отклонений в развитии ребёнка);
-комплексного воздействия (психолого-педагогическое сопровождение обучения).
Методическая основа технологии КРО – индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
1.3.2. Основные формы, средства обучения.
Организационные формы работы: фронтальная, групповая, парная (на этапе взаимопроверки), индивидуальная.
Методы обучения:
1 группа – словесные методы.
Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала и применяется на всех этапах школьного обучения.
Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя.
2 группа – наглядные методы.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и т.п.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.
3 группа – практические методы.
Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.
Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы.
1.4. Основные требования к уровню подготовки учащихся по данному предмету
К концу 1-го года обучения дети должны
Знать:
- все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами;
- осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем) использовать в активной речи термины «звук», «буква»
- знать гигиенические правила письма и чтения;
- наизусть 3-5 стихотворений;
Уметь:
- последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
- различать гласные и согласные звуки, твёрдые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть; использовать в активной речи термины «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный», «мягкий согласный звук», «глухой согласный звук», «звонкий согласный звук»;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком;
- правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения;
- различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш, п-м, н-к, г-р, д-б, г-п, Р-П, Е-З);
- определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин «ударение»; делить слова на слоги, выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин «предложение»; вычленять слова из предложения, состоящих из двух-пяти слов, использовать термин «слово»;
- списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения, опираясь на орфографическое чтение и зрительное восприятие списываемого, проверять правильность выполненной работы;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и текст, состоящий из таких слов (15-20 слов);
- читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение, рассказать, о чём слушали, давать простейшую оценку прочитанного (по вопросам учителя или по иллюстрациям), соблюдать соответствующую громкость и темп высказываний;
- употреблять слова приветствия, прощания, благодарности, выражающие просьбу;
- знать наизусть 3-5 стихотворений.
2. Тематическое планирование курса
2.1. Распределение часов по четвертям
Количество часов по учебному плану (в неделю) – 4 часа – обучение грамоте + 4 часа - письмо
Количество часов по программе за год – 264 (132 ч – обучение грамоте + 132ч письмо)
Количество часов по тематическому планированию за год – 264 (132 ч – обучение грамоте + 132ч письмо)
Распределение часов по четвертям
Четверть | Разделы программы | Кол – во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
По программе | По КТП | факт | |||
1 Всего: 36 ч | Выявление знаний и умений
| 3 ч 33 ч | 3 ч 33 ч | ||
2 Всего: 28 ч | Подготовка к обучению грамоте Букварный период | 1 ч 27 ч | 1 ч 27 ч | ||
3 Всего: 36 ч | Букварный период | 36 ч | 36 ч | ||
4 Всего: 32 ч | Букварный период Послебукварный период | 14 ч 14 ч (+ 4ч резерв) | 14 ч 14 ч (+ 4 ч резерв) | ||
ИТОГО: 132 ч | 132 ч | 132 ч |
2.2. Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование
I четверть 36ч | |||||||||||||||||||||||||
№ ур | Дата | Тема (чтение) | Дата | Тема (письмо) | ЗУН | ||||||||||||||||||||
план | факт | план | факт | ||||||||||||||||||||||
Выявление знаний и умений 6ч (3ч+3ч) | |||||||||||||||||||||||||
1 | 03.09 | Урок – путешествие. Выявление уровня развития связной речи | 1 | 03.09 | 1 | Урок – игра. Правила посадки при письме. Правила держания ручки. Положение тетради | Умение готовить рабочее место Выполнять задания учителя, обращённое ко всем ученикам, отвечать на вопросы. Ориентироваться на листе бумаги. | ||||||||||||||||||
2 | 04.09 | Урок- игра. Выделение звуков в слове | 1 | 04.09 | 1 | Урок – путешествие. Ориентировка на листе бумаги | |||||||||||||||||||
3 | 05.09 | Урок – путешествие. Определение последовательности звуков в слове | 1 | 05.09 | 1 | Урок – сказка. Упражнения для рук. Штриховка | |||||||||||||||||||
Подготовка к обучению грамоте 68ч (34ч+34ч) | |||||||||||||||||||||||||
4 | 06.09 | Урок – сказка. Здравствуй, школа! (с.4) Знакомство с азбукой | 1 | 06.09 | 1 | История возникновения письма Знакомство с новым предметом (с.4-5) | |||||||||||||||||||
5 6 | 10.09 11.09 | Речь устная и письменная (с.5) | 2 | 10.09 11.09 | 2 | Урок – игра. Рабочая строка. Обведение предметов по контуру (с.6-9) | Учеников следует научить:
| ||||||||||||||||||
7 | 12.09 | Урок – викторина. Предложение (с.6) | 1 | 12.09 | 1 | Урок – путешествие. Обведение предметов по контуру. Письмо полуовалов (с. 10) | |||||||||||||||||||
8 9 | 13.09 17.09 | Предложение и слово (с.7-8) | 2 | 13.09 17.09 | 2 | Урок – игра. Обведение предметов по контуру. Письмо полуовалов (с. 11-12) | |||||||||||||||||||
10 11 | 18.09 19.09 | Урок – игра. Слово и слог (с.9-10) | 2 | 18.09 19.09 | 2 |
| |||||||||||||||||||
12 | 20.09 | Урок – путешествие. Ударение (с.11) | 1 | 20.09 | 1 | Письмо наклонных прямых с закруглением внизу. Обведение и письмо элементов букв (с.15-16) | |||||||||||||||||||
13 14 | 24.09 25.09 | Урок – игра. Слог. Ударение (с.12) | 2 | 24.09 25.09 | 2 |
| |||||||||||||||||||
15 | 26.09 | Урок – спектакль. Звуки в окружающем мире и в речи (с.13) | 1 | 26.09 | 1 | Письмо наклонной прямой с закруглением внизу (с.19-20) | |||||||||||||||||||
16 17 | 27.09 01.10 | Звуки в словах: гласные и согласные (с.14-15) | 2 | 27.09 01.10 | 2 |
(с.21-22)
| |||||||||||||||||||
18 19 | 02.10 03.10 | Урок – фантазия. Образование слога (с.16-17). | 2 | 02.10 03.10 | 2 |
| |||||||||||||||||||
20 21 | 04.10 08.10 | Урок – викторина. Закрепление по теме «Гласные и согласные звуки» (с.18-19) | 2 | 04.10 08.10 | 2 |
| |||||||||||||||||||
22 23 24 | 09.10 10.10 11.10 | Урок – сказка. Гласный звук [а], буква А,а | 3 | 09.10 10.10 11.10 | 3 |
| |||||||||||||||||||
25 26 27 | 15.10 16.10 17.10 | Урок – путешествие. Гласный звук [о] буквы О,о | 3 | 15.10 16.10 17.10 | 3 |
| |||||||||||||||||||
28 29 30 | 18.10 22.10 23.10 | Урок – игра. Гласный звук [и], буквы И, и | 3 | 18.10 22.10 23.10 | 3 |
| |||||||||||||||||||
31 32 33 | 24.10 25.10 29.10 | Урок – фантазия. Гласный звук [ы], буква ы | 3 | 24.10 25.10 29.10 | 3 |
| |||||||||||||||||||
34 35 36 | 30.10 31.10 01.11 | Урок – сказка. Гласный звук [у], буквы У, у | 3 | 30.10 31.10 01.11 | 3 |
| |||||||||||||||||||
II четверть (28ч) | |||||||||||||||||||||||||
37 | 12.11 | Закрепление по теме «Гласные звуки и буквы» (с.18-19) | 1 | 12.11 | 1 | Письмо изученных букв в словах и предложениях (с.13) |
Букварный период 154 ч чтение (77ч), письмо (77ч)
№ ур | Дата | Тема (чтение) | Кол-во | Дата | Кол-во ч | Тема (письмо) | ЗУН | ||||||||
план | факт | план | факт | ||||||||||||
38 39 40 | 13.11 14.11 15.11 | Согласные звуки [н] [н], буквы Н, н Согласные звуки [н] [н], буквы Н, н Согласные звуки [н] [н], буквы Н, н + Вн.чт. И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А» | 3 | 13.11 14.11 15.11 | 3 |
| ОбуО Обучение чтению
Слушание небольших сказок, загадок, стихотворений, рассказов; пересказ услышанного по вопросам учителя или по иллюстрациям. Устные высказывания на основе прослушанных текстов, сюжетных картинок, мультфильмов, наблюдений во время экскурсий; практическое определение в тексте начала, окончания, основного содержания. | ||||||||
41 42 43 | 19.11 20.11 21.11 | Согласные звуки [с], [с], буквы С, с | 3 | 19.11 20.11 21.11 | 3 |
| |||||||||
44 45 46 | 22.11 26.11 27.11 | Согласные звуки [к], [к], буквы К, к + Вн.чт. Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет» Согласные звуки [к], [к], буквы К, к Согласные звуки [к], [к], буквы К, к | 3 | 22.11 26.11 27.11 | 3 |
| |||||||||
47 48 | 28.11 29.11 | Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т +Вн.чт. Сказка «Теремок» | 2 | 28.11 29.11 | 2 |
| |||||||||
49 | 03.12 | Чтение слов, предложений с буквами Т, т | 1 | 03.12 | 1 | Письмо изученных букв в словах и предложениях (с.22) | |||||||||
50 | 04.12 | Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л | 1 | 04.12 | 1 | Строчная буква л (с.23) | |||||||||
51 52 | 05.12 06.12 | Чтение слов, предложений с буквами Л, л Чтение слов, предложений с буквами Л, л + Вн.чт. Сказка «Рукавичка» | 2 | 05.12 06.12 | 2 |
| |||||||||
53 54 | 10.12 11.12 | Согласные звуки [р], [р], буквы Р, р Согласные звуки [р], [р], буквы Р, р | 2 | 10.12 11.12 | 2 |
| |||||||||
55 | 12.12 | Чтение слов с изученными буквами | 1 | 12.12 | 1 | Закрепление написания изученных букв. | |||||||||
56 57 | 13.12 17.12 | Согласные звуки [в], [в], буквы В, в + Вн.чт. Сказка «Петух и собака» Согласные звуки [в], [в], буквы В, в | 2 | 13.12 17.12 | 2 |
| |||||||||
58 | 18.12 | Чтение слов, предложений с буквами В, в | 1 | 18.12 | 1 | Написание слов и предложений с буквой в (с.30) | |||||||||
59 | 19.12 | Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й, э] | 1 | 19.12 | 1 | Строчная буква е (с.31) | |||||||||
60 61 | 20.12 24.12 | Буква Е – показатель мягкости согласного звука Вн.чт К.Ушинский «Гусь и журавль» Буква Е – показатель мягкости согласного звука | 2 | 20.12 24.12 | 2 |
| |||||||||
62 | 25.12 | Чтение слов с изученными буквами | 1 | 25.12 | 1 | Закрепление написания изученных букв в словах и предложениях. | |||||||||
63 | 26.12 | Согласные звуки [п], [п], буквы П, п, | 1 | 26.12 | 1 | Строчная буква п (с.3) | |||||||||
64 | 27.12 | Чтение текстов с буквами П, п. + Вн.чт. Л.Толстой «Зайцы и лягушка» | 1 | 27.12 | 1 | Прописная буква П (с.4) | |||||||||
III четверть72ч (36ч+36ч) |
Соответствующая санитарно- гигиеническим нормам посадка при письме, наклонное расположение тетради на парте (столе), умение правильно держать ручку при письме, видеть разлиновку тетради и ей пользоваться.
| ||||||||||||||
65 | 14.01 | Чтение текстов с буквами П, п | 1 | 14.01 | 1 | Закрепление написания изученных букв в словах и предложениях (с.5) | |||||||||
66 67 | 15.01 16.01 | Согласные звуки [м], [м], буквы М, м Согласные звуки [м], [м], буквы М, м | 1 1 | 15.01 16.01 | 2 |
| |||||||||
68 | 17.01 | Чтение текстов и слов с буквами М, м + Вн.чт. Н.Артюхова «Саша – дразнилка» | 1 | 17.01 | 1 | Письмо слов и текстов с буквами М, м (с. 8) | |||||||||
69 | 21.01 | Согласные звуки [з], [з], буквы З, з | 1 | 21.01 | 1 | Строчная буква з (с.9) | |||||||||
70 71 | 22.01 23.01 | Урок – игра. Чтение слов, текстов с буквами З, з | 2 | 22.01 23.01 | 2 |
| |||||||||
72 73 | 24.01 28.01 | Согласные звуки [б], [б], буквы Б, б + Вн.чт. К.Чуковский «Телефон» Согласные звуки [б], [б], буквы Б, б | 1 1 | 24.01 28.01 | 2 |
| |||||||||
74 75 | 29.01 30.01 | Урок – викторина. Чтение слов, текстов с буквами Б, б | 2 | 29.01 30.01 | . | 2 |
| ||||||||
76 | 31.01 | Согласные звуки [д], [д], буквы Д, д + Вн.чт. М.Пляцковский «Помощник» | 1 | 31.01 | 1 | Строчная и прописная буквы д, Д с. (16-17) | |||||||||
77 78 | 04.02 05.02 | Урок – сказка. Чтение слов с буквами Д, д | 2 | 04.02 05.02 | 2 |
| |||||||||
79 | 06.02 | Гласные буквы Я, я, обозначающие звуки [й, а] | 1 | 06.02 | 1 | Строчная буква я (с. 20) | |||||||||
80 81 | 07.02 18.02 | Буква Я- показатель мягкости согласных звуков + Вн.чт. К.Ушинский «Ворон и собака» Буква Я- показатель мягкости согласных звуков | 1 1 | 07.02 18.02 | 2 |
| |||||||||
82 | 19.02 | Урок – путешествие. Чтение текстов. Повторение изученных звуков и букв | 1 | 19.02 | 1 | Урок – путешествие. Письмо предложений с изученными буквами (с. 23) | |||||||||
83 | 20.02 | Согласные звуки [г], [г], буквы Г, г | 1 | 20.02 | 1 | Строчная буква г (с. 24) | |||||||||
84 | 21.02 | Чтение предложений и текстов с буквами Г, г + Вн.чт. К. Ушинский «Худо» | 1 | 21.02 | 1 | Прописная буква Г (с.25-26) | |||||||||
85 | 25.02 | Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч, ч | 1 | 25.02 | 1 | Строчная буква ч (с.27) | |||||||||
86 87 | 26.02 27.02 | Мягкий согласный звук [ч]. Чтение слов, предложений с буквой ч | 2 | 26.02 27.02 | 2 |
| |||||||||
88 | 28.02 | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков + Вн.чт. Ю.Ермолаева «Лучший друг» | 1 | 28.02 | 1 | Буква Ь – знак мягкости. Буква Ь в середине слова (с. 30-31) | |||||||||
89 | 04.03 | Урок – игра. Чтение слов с Ь | 1 | 04.03 | 1 | Урок – игра. Чтение слов с мягким знаком (с. 32) | |||||||||
90 | 05.03 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш | 1 | 05.03 | 1 | Строчная буква ш ( с. 3) | |||||||||
91 | 06.03 | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш, ш | 1 | 06.03 | 1 | Прописная буква Ш (с.4) | |||||||||
92 | 07.03 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами + Вн.чт. С.Михалков «Бараны» | 1 | 07.03 | 1 | Закрепление письма изученных букв в словах и предложениях (с.5) | |||||||||
93 | 11.03 | Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж | 1 | 11.03 | 1 | Строчная и прописная буквы ж, Ж (с. 6-7) | |||||||||
94 | 12.03 | Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ж, ж | 1 | 12.03 | 1 | Правописание сочетаний жи – ши (с. 8-9) | |||||||||
95 | 13.03 | Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й, о] | 1 | 13.03 | 1 | Строчная и прописная буквы ё, Ё. Буква Ё после согласных (с. 10-11) | |||||||||
96 | 14.03 | Буква Ё – показатель мягкости согласных звуков + Вн.чт. С.Маршак «Хороший день» | 1 | 14.03 | 1 | Буква Ё, ё – показатель мягкости (с. 12) | |||||||||
97 | 18.03 | Урок – фантазия. Звук [й], буквы Й, й | 1 | 18.03 | 1 | Урок – фантазия. Строчная буква й (с. 13) | |||||||||
98 | 19.03 | Звук [й], буква Й, й | 1 | 19.03 | 1 | Письмо слов с буквой й ( с. 14) | |||||||||
99 | 20.03 | Согласные звуки [х], [х], буквы Х, х | 1 | 20.03 | 1 | Строчная и прописная буквы х, Х (с. 15-16) | |||||||||
100 | 21.03 | Чтение предложений и текстов с буквами Х, х + Вн.чт. М.Пляцковский «Сердитый дог Буль» | 1 | 21.03 | 1 | Письмо предложений с буквами Х, х (с. 17) | |||||||||
IV четверть 64ч (32ч+32ч) | |||||||||||||||
101 | 01.04 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами | 1 | 01.04 | 1 | Закрепление письма изученных букв (с.18) | |||||||||
102 | 02.04 | Гласные буквы Ю, ю, обозначающие два звука [й, у] | 1 | 02.04 | 1 | Строчная и прописная буквы ю, Ю (с.19-20) | |||||||||
103 | 03.04 | Буква Ю – показатель мягкости согласных звуков | 1 | 03.04 | 1 | Письмо предложений, текстов с буквами Ю, ю (с. 21) | |||||||||
104 | 04.04 | Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц + Вн.чт. Д.Тихомиров «Мальчики и лягушка» | 1 | 04.04 | 1 | Строчная и прописная буквы ц, Ц (с. 22-23) | |||||||||
105 | 08.04 | Урок – сказка. Чтение предложений, текстов с буквами Ц, ц | 1 | 08.04 | 1 | Урок – сказка. Письмо предложений и текстов с буквами Ц, ц (с. 24) | |||||||||
106 | 09.04 | Гласный звук [э], буквы Э, э | 1 | 09.04 | 1 | Строчная буква (с. 25) | |||||||||
107 | 10.04 | Чтение слов, предложений с буквами Э, э | 1 | 10.04 | 1 | Прописная буква Э (с.26) | |||||||||
108 | 11.04 | Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами + Вн.чт. Д.Тихомиров «Находка» | 1 | 11.04 | 1 | Закрепление письма изученных букв | |||||||||
109 | 15.04 | Мягкий согласный звук [щ], буквы Щ, щ | 1 | 15.04 | 1 | Строчная и прописная буквы щ, Щ. Слог ща (с. 27,29) | |||||||||
110 | 16.04 | Чтение слов, предложений с буквами Щ, щ | 1 | 16.04 | 1 | Закрепление письма изученных букв (с.28) | |||||||||
111 112 | 17.04 18.04 | Согласные звуки [ф], [ф], буквы Ф, ф + Вн.чт. С.Михалков «Трезор» | 2 | 17.04 18.04 | 2 |
| |||||||||
113 | 22.04 | Урок – спектакль. Буквы Ъ и Ь знаки | 1 | 22.04 | 1 | Урок – спектакль. Твердый и мягкий разделительные знаки (с. 32) | |||||||||
114 | 23.04 | Игра – путешествие. Русский алфавит | 1 | 23.04 | 1 | Игра – путешествие. Письмо слов, предложений с буквами |
Послебукварный период 28ч(+8ч резерв) – чтение (14ч+4ч), письмо (русский язык) (14ч+4ч)
№ ур | Дата | Тема (чтение) | Дата | Тема (русский язык) | ЗУН | |||||
план | факт | план | факт | |||||||
115 | 24.04 | Е Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву р» | 1 | 24.04 | 1 | Слово. Предложение. Текст. Заглавная буква в словах |
- включающие слоги открытые и закрытые; - включающие твёрдые и мягкие согласные; - содержащие стечение согласных всех видов, й. ъ, ь знаки. | |||
116 117 | 25.04 29.04 | К. Ушинский «Наше отечество» + Вн.чт. В.Осеева «Собака яростно лаяла»
В. Крупин «Первоучители славянские», «Первый букварь» | 1 1 | 25.04 29.04 | 2 |
| ||||
118 | 30.04 | А.С. Пушкин «Только месяц показался» Сказки | 1 | 30.04 | 1 | Гласные и согласные звуки | ||||
119 | 01.05 | Л.Н. Толстой Рассказы для детей | 1 | 01.05 | 1 | Обозначение звуков буквами. |
Соблюдение пауз в устной речи и при чтении предложений и текстов; соблюдение интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения и при перечислении. Выделение предложения из текста и слов из предложения. Умение дополнить простое предложение словами, обозначающими признаки предметов; накопление практического опыта в нахождении синонимов, антонимов; умение пересказать небольшой текст с помощью вопросов и без них; выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение. | |||
120 | 02.05 | К.Д.Ушинский Рассказы для детей + Вн.чт. И.Токмакова «Купите собака» | 1 | 02.05 | 2 | Азбука, или алфавит | ||||
121 | 06.05 | Урок – спектакль. К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница» | 1 | 06.05 | 1 | Урок – спектакль. Слово и слог | ||||
122 123 | 07.05 08.05 | В.В. Бианки «Первая охота» | 2 | 07.05 08.05 | 2 |
| ||||
124 | 09.05 | Урок – фантазия. С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два» | 1 | 09.05 | 1 | Шипящие согласные звуки. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | ||||
125 | 13.05 | М.М. Пришвин «Первомайское утро», «Глоток молока | 1 | 13.05 | 1 | Сочетания чк, чн | ||||
126 | 14.05 | Урок – викторина. А.Л. Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» | 1 | 14.05 | 1 | Урок – викторина. Парные звонкие и глухие согласные звуки | ||||
127 | 15.05 | С.В. Михалков «Котята» | 1 | 15.05 | 1 | Гласные звуки в ударном и безударном слогах | ||||
128 129 | 16.05 20.05 | Б.В. Заходер «Два и три» + Вн.чт. Д.Хармс «Храбрый ёж» Б.В. Заходер «Два и три» | 2 | 16.05 20.05 | 2 |
| ||||
130 | 21.05 | В.Д. Берестов «Прощание с другом», «Пёсья песня» | 1 | 21.05 | 1 | Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? | ||||
131 132 | 22.05 23.05 | Урок – игра. Проверим себя, оценим свои достижения + Вн.чт. С. Аксаков «Гнездо» | 2 | 22.05 23.05 |
|
3. Диагностическая база
3.1. Планирование контроля
Диагностическая база позволяет отследить степень реализации задач и уровень достижения ожидаемого результата. В процессе преподавания используется комплексный мониторинг результатов обучения, целью которого является выявление условий наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.
Виды контроля: входной, промежуточный, тематический, итоговый.
Формы контроля: контрольная работа, тесты, проверочная работа.
Плановые контрольные работы:
Форма контроля | всего | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть 4 четверть 2 полугодие | |
Административный контроль: | |||||
Диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | |||
Списывание | 1 | 1 | |||
Проверка техники чтения | 1 | 1 |
3.2. Нормы оценок
Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся первого класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники узнают основные характеристики разных отметок. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания звёздочки, цветочки, разноцветные полоски и пр. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берёт на себя этот предметный знак и отношение ребёнка к нему идентично отношению к цифровой оценке. Отметкой оценивается результат определённого этапа обучения. Пока дети только начинают познавать азы чтения, письма, счёта, пока не достигнуты сколько-нибудь определённые результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует неустоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
Чтение и читательская деятельность
В первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя от 10 – 15 %.Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
- в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения;
- осознание общего смысла читаемого текста при темпе не менее 20 – 25 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений.
3.3. Контрольно – измерительные материалы
Примерные тексты для проверки
Литература (техника чтения):
Птичьи дома.
Из тёплых краёв летят птицы. Весной у пернатых друзей много хлопот. Надо устроить дома. На берёзах свили гнёзда грачи. Скворушки живут в старых скворечниках. Их дворцы делают люди. Ласточка лепит гнездо под крышей сарая. Она носит веточки, пушинки, глину.
Русский язык (списывание, диктант):
Теплые дни.
Настали тёплые майские дни. Было раннее утро. С неба падали капли дождя. По влажной тропе полез жук. У жука были большие усы. Вот он зашуршал в густой траве и скрылся. Раздался шум. Это на тропу вышел лось.
Теплый день.
Стоит тёплый день. Луг как пёстрый коврик. Кругом высокая трава и цветы. Вот на белую кашку сел кузнечик. Над душистой кашкой кружила пчела. Слышны звонкие песни птиц. Колхозники косят траву. Это корм для коров.
4. Реализация технологий
Педагогические технологии направлены на повышение качества образования и развитие образовательной мотивации учащихся, формирование и преобразование комфортной развивающей образовательной среды, в которой каждый учащийся существует как активный субъект образовательного процесса.
Тип урока | 1 четверть уроков | 2 четверть уроков | 3 четверть уроков | 4 четверть уроков | Всего уроков / % |
Информационно коммуникативные технологии | |||||
Коррекционно – развивающее обучение (Шевченко) | 18 | 14 | 18 | 14 | 64урока 100% |
Технология использования в обучении игровых методов | 18 | 14 | 18 | 64урока 100 % | |
Технология здоровьесбережения (В.Ф.Базарнов) | 18 | 14 | 18 | 64урока 100% | |
Педагогическая поддержка обучающихся (О.С. Газман) | 18 | 14 | 18 | 64 урока 100% | |
Нестандартные уроки | |||||
Урок – игра | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 уроков 2% |
Урок – путешествие |
| 1 | 1 | 2урока 1% | |
Урок – спектакль | 1 | 1 урок 1% | |||
Урок – фантазия | 3 | 1 | 1 | 5уроков 2% | |
Урок – викторина | 1 | 1 | 1 | 3 урока 2% | |
Урок – сказка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 урока 3% |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России) 2 класс.
В данном материале содержится учебная программа по русскому языку (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочая программа курса «Русский язык» 1 класс Уровень программы базовый. Надомное обучение.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и Программы «Обучение грамоте». Горецкого В. Г.(М.: «Просвещение», 2012), «Русски...
Программа по русскому языку для надомного обучения ( 4 класс)
Рабочая программа по русскому языку для надомного обучения. Программа " Школа России"....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс (обучение грамоте)
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (РАМЗАЕВА) И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ (ГОРЕЦКИЙ).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ...