Урок обучения грамоте в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

 

Здоровьесберегающий урок обучения грамоте

в 1 классе           

 

Тема:  Звуки [ ф ], [ ф' ], буквы Ф, ф.

Цель:  Познакомить со звуками [ ф ], [ ф' ], буквами Ф, ф;

                               Закреплять умение проводить слого-звуковой анализ слов;

                               Вырабатывать навыки правильного, слогового чтения;

                               Развивать речь и дикцию учащихся, обогащать речь новыми

словами;

Расширять знания учащихся  об окружающей действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_v_1_klasse.doc505 КБ

Предварительный просмотр:

        

Здоровьесберегающий урок обучения грамоте

в 1 классе         

Тема:        Звуки [ ф ], [ ф' ], буквы Ф, ф.

Цель:        Познакомить со звуками [ ф ], [ ф' ], буквами Ф, ф;

                Закреплять умение проводить слого-звуковой анализ слов;

                Вырабатывать навыки правильного, слогового чтения;

                Развивать речь и дикцию учащихся, обогащать речь новыми

словами;

Расширять знания учащихся  об окружающей действительности.

Оборудование: карточки со слогами и словами;

таблицы «схемы слов»,

                рисунки «На что похожа буква»;

                таблица «Печатная и прописная буква Ф; картины «Филин –

сова»; магнитная доска с буквами; иллюстрации «Первые русские

корабли»; «Необычный царь»; модель светофора; ж-л

«Мурзилка», № 9, № 10, 1996 г.

Ход урока:

I. Организационный момент

        Психологический настрой

        «Парта – это не кровать…» стихи С. Маршака  «Школьнику на память».

Сообщение задач урока.

Подготовка к чтению.

1. Дыхательная гимнастика

        - А сейчас, ребята, мы сделаем гимнастику, которая поможет нам подготовиться к работе.

        - Вдох носом, выдох ртом

- Вдох носом, выдох носом

- Медленный глубокий вдох –

        Краткий резкий выдох.

- Выдох толчками.

- На одном вдохе произнесите  5-10 звуков «ф», делая перерывы между звуками: Ф! - Ф! - Ф!- …

Помните, что при вдохе живот «надувается», а при выдохе – «сдувается».

  1. Буквы по порядку – это алфавит.

Повторение алфавита вслух.

  1. Чистоговорка «Рыбалка» /На букву Щ/

Ща – ща - ща – мы несем домой леща

Ащ –ащ – ащ – мы наденем плащ;

Щё – щё –щё – дождь идет ещё.

Щу – щу – щу – доверяем мы плащу.

Щи – щи – щи – нам сварили щи.

  1. Скороговорка

«Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу…»

III. Повторение

  1. Работа по «ленте» букв.

а) Игра «Буква заблудилась»

б) Назвать особые буквы;  / ъ, ь /

в) Назвать гласные, обозн. мягкость согл.;

г) Назвать парные согласные;

д) Назвать глухие  согласные;

2. Чтение по «Азбуке» отгадки на загадку – шутку «Зверь на букву «Ю» /чтение парами и хоровое чтение/

3. Гимнастика для глаз.

Игра «Дрессированный кузнечик»

Задания:

а) глазками передвигаем кузнечика из одного окошка в другое согласно командам: вверх, вправо, влево, вниз.

- Где, в каком домике наш кузнечик?

- Закрыли глаза и мысленно двигаемся с кузнечиком.

- Управляем кузнечиком молча.

(Направление показываю указкой. Дети «следят» глазами.)

IV. Работа над новым материалом.

  1. Выделение звуков [ ф ], [ ф' ], из слов  филин, фары.

Слого – звуковой анализ слов.

«Страшно ухну на опушке

Разбегайтесь все зверюшки.

Ночью мне фонарь не нужен,

Чтоб найти хороший ужин».

Днем филин, как и все совы прячется в укромном месте, а ночью

вылетает бесшумно на охоту. Хорошо видеть добычу ему помогают огромные глаза. Глаза, как фары.

2. Знакомство со звуками. 

Характеристика звуков. Знакомство с буквами Ф, ф.

Игра «Звенит или шумит?»

Согласные, глухие звуки [ ф ], [ ф' ] обозначаются буквами Ф, ф.

3. Чтение слогов- слияний с буквой Ф.

        Твердые – фа, фо, фу, фы.

        Мягкие – фе, фё, фи.

4. Печатание на индивидуальных досках. /Учащиеся работают стоя/

«На что похожа буква Ф?»

а)         «Всем известно без подсказки;

        Буква Ф, как ключ от сказки,

        Никогда его у нас

не отнимет Карабас».

        б)        «Филин в книжку залетев

                Притворился буквой Ф

                С этой буквой на носу

                Филин прячется в лесу

        в)        Федя ходит руки в боки,

                Значит, выучил уроки.

                - Когда ходят руки в боки?

                (Кончил дело – гуляй смело)

5. Физкультминутка «Физкультпривет» /на букву Ф/

        

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

        Утром рано просыпались, умывались,

                        полотенцем растирались.

        Ножками топали, ручками хлопали.

        Влево - вправо наклонялись

                        и обратно возвращались.

        Вот здоровья в чем секрет,

        Всем друзьям физкультпривет!

V. Закрепление нового материала

1. Чтение слов с буквой Ф.

Игра «День – ночь».         

/Учащиеся закрывают и открывают глаза/

Игра «Буквы спорят»

Телефон                        фотограф                                флаг / х, к /

Телеграф                        фотография                        флот  / д /

Словарная работа

        Телеграф – Система связи для передачи сообщений на расстоянии по проводам или по радио. В Скородном есть телеграф, где принимаются и отправляются такие сообщения.

2. Чтение в «Азбуке» слогов, слов с буквой Ф.

        Беседа о русском флоте.

        а) Рассматривание иллюстраций на с. 194.

                - что нарисовано?

                - какие корабли вы видите?

(Пассажирские, грузовые, военные корабли)

        Это флот. Совокупность всех видов судов страны, или отдельного речного бассейна (моря, океана): Черноморский, Тихоокеанский. Русский флот создал Петр I. Первые корабли были построены 307 лет назад под Воронежем. «Морским судам быть!»

        Отличительный знак русских военных кораблей  - Андреевский флаг – белое полотнище с голубым крестом – тоже утвердил Петр I.

        Это был необычный царь: любознательный, трудолюбивый, энергичный. Царь с мозолями на руках. 15 ремесел он освоил. На берегах реки Невы он заложил город Санкт-Петербург, так назвали в честь Петра I.

        б) Чтение в «Азбуке» читающими учащимися отрывка из поэмы А. Пушкина «Медный всадник».

3. Чтение и проговаривание скороговорки.

        Флот плывет к родной земле

        Флаг на каждом корабле

4. Игра – физкультминутка «Летает – не летчик»

        В словах – названиях животных есть буква Ф.

Мы в зоопарке.

Филин, жираф, дрофа,         фазан, дельфин, фламинго, форель /рыба/, гриф.

- На какие две группы можно разделить животных?

5. Чтение текста «Светофор» учащимися «цепочкой».

        Загадка:        На самом перекрестке

                        Висит колдун трехглазый,

                        Но никогда не смотрит

                        Тремя глазами сразу.

- Как управляет движением светофор?

«Три света есть у светофора?...»

6. Зрительный диктант.

Какой предмет лишний? Какое слово лишнее?

Чтение слов: шарф, сарафан, кофта, фартук, туфли.

VI. Домашнее задание. Игра в слова.

        Если взять большое слово,

        Вынуть буквы раз и два.

        А потом сложить их снова –

Выйдут новые слова».

Фабрика факир, бра, брак, фара, фа, раб, рак, бар, бак, краб, бирка.

VII. Итог урока.

        - С какой буквой познакомились?

        - Какие звуки она обозначает?

        - Поднимите пятерочки. Кто у нас молодец?

        - Что нового узнали? Что понравилось на уроке?

Учитель: Агафонова Елена Вячеславовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»

Цель урока:           1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...

Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)

Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...

Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока

Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Школа России. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Конспект урока обучение грамоте 1 класс. Тема урока: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.  Цели урока. Формировать навыки правописания слов с со...